Главная страница
Навигация по странице:

  • «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» Департамент «Факультет журналистики»

  • Предмет исследования

  • Глава 1. Формирование образа героя в журналистике 1.1.Образ и его конструирование в журналистике.

  • Идеологическая заостренность образа.

  • Социальная ценность образа.

  • Жесткая фактографичность образа.

  • Сегментированная цитация.

  • 1.2. Современная портретная российская журналистика. Традиции и тенденции развития

  • Диплом. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Департамент Факультет журналистики Кафедра периодической печати и сетевых изданий


    Скачать 163.72 Kb.
    НазваниеУральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Департамент Факультет журналистики Кафедра периодической печати и сетевых изданий
    АнкорДиплом
    Дата08.06.2022
    Размер163.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGafurova_diplom.docx
    ТипРеферат
    #576666
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования

    «Уральский федеральный университет

    имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

    Департамент «Факультет журналистики»

    Кафедра периодической печати и сетевых изданий

    Портрет героя на чрезвычайном фоне

    Допустить к защите: Выпускная квалификационная работа

    Студентки 4 курса

    Колмаковой Татьяны Александровны

    Нормоконтроль пройден: Научный руководитель

    Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической

    печати и сетевых изданий

    Амиров В.М.

    Екатеринбург

    2019

    Содержание

    Введение…………………………………….. ……………………………… 3–6

    Глава 1. Формирование образа героя в журналистике……………………. 4–23

    1.1.Образ и его конструирование в журналистике………………………. 4–16

    1.2.Современная российская портретная журналистика. Традиции и тенденции развития …………………………………………………………16–23

    Глава 2.Специфика конструирования образа героя в журналистике ЧС...24–41

    2.1.Журналистика ЧС. Сегодняшний день и тенденции развития………………………………………………………………………24–31

    2.2.Приемы формирования образа героя на чрезвычайном фоне………...31–38

    2.3.Основные приемы формирования образа героя батального материала…………………………………………………………………….38–41

    Глава 3. Стратегии создания образа героя в материалах журнала "Русский репортер" , "Новая газета" и в творчестве современных военных журналистов Дмитрия Стешина и Ольги Бобровой………………………………………42–59

    3.1.Героика и публицистика в образе героя материалов РР………………42–48

    3.2.Особенности образа героя в публикациях Новой газеты……………..48-52

    3.3.Герой в военных публикациях Дмитрия Стешина и Ольги Бобровой……………………………………………………………………...52–59

    Заключение…………………………………………………………………...60–61

    Библиографический список…………………………………………………62–64

    Введение

    Портрет героя – это всегда отражение его эпохи. Образ героя складывается во взаимосвязи с теми ценностями, которые пропагандирует общество конкретного исторического периода. В дни темного средневековья трубадуры и ваганты воспевали благородных рыцарей. Советским детям ставили в пример незабвенного Павлика Морозова, который пожертвовал семейными узами во имя социалистической справедливости. А современным героем может стать кто угодно: от новоявленного музыкального кумира до интернет-персонажа, героически спасающего застрявшую на дереве кошку.

    Эта соотнесенность героя со временем и определяет актуальность работы, в которой мы постарались показать портрет современного героя, действующего в чрезвычайных условиях, героя на войне, в зоне экстремальной ситуации. Ведь сегодня в мире не утихают военные конфликты, не перестают буйствовать цунами и гореть дома. Журналисты пишут об этом каждый день и о тех людях, которые проявили свои человеческие качества, рискуя своей жизнью и здоровьем. Журналистика экстремальных ситуаций развивается по пути самостоятельной отрасли медиа-пространства. И это также обуславливает актуальность нашей темы.

    СМИ создают и транслируют героический образ с помощью различных профессиональных приемов. Журналисты пишут историю конкретного человека, личность и поступки которого автор анализирует по определенным критериям «героизма». Основная цель – донести до читательской аудитории, что персонаж, которого описывает журналист в своем материале, герой, потому что совершил ряд экстраординарных поступков.

    Современные батальные репортажи, материалы с мест чрезвычайных ситуаций и катастроф написаны живым языком, отличающимся художественной выразительностью. Для журналистов, работающих в этом жанре, важно создать атмосферу «здесь и сейчас», чтобы получить от читателя эмоциональную отдачу в виде комментариев, просмотров, репостов в социальные сети.

    В данной работе мы поговорим о герое, действующем в экстремальных условиях, проанализируем особенности приемов, которыми оперируют журналисты, выстраивая этот образ. Рассмотрим факторы, влияющие на то, в каком контексте авторы материалов изображают своих героев. Кроме того, в данной работе мы обсудим современные тенденции портретной журналистики и векторы ее развития.

    Для реализации замысла работы мы изучили соответствующую теме литературу, сопоставили результаты более поздних исследований с современными, выделили главные тезисы научных работ и на их основе сделали собственные заключения. Кроме того, мы сравнили методы конструирования публицистического образа и проанализировали полезность каждого из них, выявили новые приемы и изучили предпосылки к их возникновению, рассмотрели специфику формирования образа героя в каждой публикации и определили конечную цель создания этого образа в тексте.

    Теоретические исследования в области конструирования образа в современной журналистике представлены в работах Д.Шевцовой «От публицистического образа к медиаобразу», Е.Зелениной «Портрет героя», Е.Богдана «Медиаобраз России как понятие теории журналистики», Л.Хочунской «Медиаобраз как диалог ценностей»,А.Тушмалишвили «Художественно-документальный образ в советской экранной публицистике», Н.Старых «Специфика образности в публицистических и рекламных типах текстов», Т.Романцовой «Словесный образ в журналистике». О тенденциях развития современной портретной журналистики подробно написали В.Амиров и Ю.Щепеткина в работе «Конструирование образа героя в синтетическом жанре портретного репортажа», А.Климко в «Портретном очерке в форме лонгрида», Е.Кобелева «Современный портретный очерк:жанровые и стилистические особенности», Е.Мещерякова «Особенности современного портретного очерка». Что касается анализа проблематики развития журналистики чрезвычайных ситуаций, об этом много писали В.Амиров в своих работах «Антигерой:некоторые особенности конструирования отрицательных образов в журналистике военных конфликтов», «Новые тенденции в освещении актов терроризма российскими печатными СМИ», «Пресса в современных вооруженных конфликтах:теория и дискурсивная практика» ; Александр Князев в «Журналистике конфликта», Н. Борщева и О.Плотникова в «Современной военной журналистике: тенденции развития и профессиональные стандарты», Е.Кучинская «Жанр и композиция текста в военной периодике», И.Калоева «Особенности освещения в СМИ вооруженных конфликтов». Однако, несмотря на то, что данная тема подробно изучена многими теоретиками и практиками, наша работа восполняет один из важнейших аспектов проблематики данной темы, а именно анализ специфики конструирования образа героя в журналистике экстремальных ситуаций на примере разбора современных журналистских публикаций.

    Эмпирической базой работы послужили материалы Ольги Тимофеевой, Виталия Лейбина, опубликованные в журнале «Русский Репортер» за период с июля 2007 по декабрь 2016 годов. Также были проанализированы материалы «Новой газеты» журналистов Георгия Бородянского, Ильи Азара, Ольги Бобровой за период с января 2018 по март 2019. Кроме того, мы рассмотрели публикации журналиста «Комсомольской правды» Дмитрия Стешина за 2018 год. Данные публикации были выбраны для работы по принципу соответствия жанрам репортажа и портретного очерка, а также потому, что во всех проанализированных текстах авторы преследовали одну цель – сформировать образ героя на чрезвычайном фоне с помощью различных профессиональных приемов.

    Ценность работы заключается не только в ее актуальности, но и в том, что в ней проанализированы современные векторы развития журналистики экстремальных ситуаций с точки зрения конструирования публицистического образа героя, а также представлены результаты авторитетных теоретических исследований. Данная работа окажется полезной для студентов факультетов журналистики, журналистов, всех тех, кому интересна данная тема.

    Предмет исследования: совокупность приемов выстраивания образа героя на чрезвычайном фоне в современных журналистских публикациях.

    Объект исследования: публикации в СМИ, подходящие по заявленной теме, среди которых репортажи с мест боевых действий, митингов, гражданских конфликтов.

    Цель работы – проанализировать арсенал методов, с помощью которых журналист конструирует образ героя в журналистике вообще и в журналистике экстремальных ситуаций.

    Из сформулированной нами цели работы вытекают следующие исследовательские задачи:

    – изучить и проанализировать соответствующую теме научную литературу;

    – проанализировать современные тенденции развития современной портретной журналистики;

    – проанализировать основные теоретические и практические подходы к проблематике конструирования публицистического образа;

    – рассмотреть приемы формирования публицистического образа;

    – рассмотреть специфику формирования образа в экстремальной журналистике;

    – проанализировать в качестве эмпирической базы исследования материалы изданий «Русский репортер» и «Новая газета», а также публикации журналистов изданий «Комсомольская правда» и «Новая газета» Дмитрия Стешина и Ольги Бобровой.

    Результаты, полученные в ходе реализации представляемой выпускной квалификационной работы будут полезны студентам факультета журналистики, а также журналистам, работающим по проблематике военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

    Глава 1. Формирование образа героя в журналистике

    1.1.Образ и его конструирование в журналистике.

    Хотелось бы начать со слов легенды советской и российской журналистики Инны Руденко: «Для журналиста главное – интерес к человеку».1 Это, действительно, один из важнейших принципов журналистики – быть неравнодушным к человеку, его судьбе. Потому что журналист пишет о людях для людей. Он всегда остается «вольным» свидетелем наших историй, которые рассказывает своему читателю. Эти истории могут быть самыми разными: хорошими и плохими. Но если журналисту есть о чем рассказать, значит, истории необходимо быть услышанной. И чтобы поведать читателю о жизни героя, журналисту надо создать определенный образ, в котором он запечатлеет те грани личности героя, которые вызовут у читателя сочувствие и эмпатию. Ведь в конечном итоге, цель журналиста – повлиять на мироощущение аудитории, изменить ее восприятие тех или иных объектов действительности.

    Итак. Что такое образ? Это понятие располагается на границе публицистики и литературы, однако, в теории журналистики и литературоведении нет однозначного определения.

    В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение: «форма отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления — понятия, суждения, концепции, теории»2

    А писатель Максим Горький дал такую трактовку понятию «образа»: «Образ почти всегда шире и глубже идеи, он берет человека во всем разнообразии его духовной жизни, со всеми противоречиями чувствований и мыслей»

    Нам ближе определение, которое дал филолог В.Е.Хализев: «Его специфика обусловлена тем, что он не просто воспроизводит определенные факты реальности, но служит для обобщения значимых для автора сторон жизни с целью ее ценностного осмысления3

    Справедливо будет отметить, что речь идет об определениях художественного образа, но не образа в журналистике. А речь в нашей работе пойдет именно о нем. Как мы уже упомянули выше, в теории журналистики нет однозначной трактовки понятия «образ», но в шестидесятые годы прошлого века исследователи ввели категорию публицистического образа, который более точно отражает специфику последнего именно в журналистском, а не в художественном тексте.

    Как отмечает в своем исследовании Д.А.Шевцова, одной из главных характеристик публицистического образа является то, что в отличие от художественного, в его основе лежит документальный факт.4

    Теоретик Н.Старых определила публицистические образы «как документальные оттиски, моделирующие на уровне мышления фрагменты реальности в соответствии с конкретными целями творческого процесса».5

    Многие исследователи отмечают, что особенности создания художественного и публицистического образов имеют общие черты . Например, теоретик прессы А.Г.Тушмалишвили считает, что журналист «художественно организует фактический материал в соответствии с задачей и целью своего творчества».6 Получается, что в журналистском материале публицистический образ складывается с помощью тех же языковых инструментов художественной выразительности. Только в основе публицистического образа – реальная человеческая судьба, а художественного – вымысел.

    Таким образом, исходя из всех данных выше определений, можно утверждать, что публицистический образ – это совокупность тех реальных характеристик, качеств объекта, которыми он обладает изначально, а также тех черт, которыми автор-публицист наделил объект после субъективного авторского анализа и наблюдения, добавив в получившийся образ элемент художественности.

    В данном пункте мы рассматриваем публицистический образ как образ в журналистике и средства для его формирования в публикациях.

    Если мы говорим о конкретном человеке, образ которого мы создаем в материале, то он должен верно отражать внешний облика человека , его духовную составляющую, черты характера, ценностно-ориентированные жизненные установки, национальность, если это важно, и другие качества, которые автор считает нужным передать в материале. Главное, чтобы образ соответствовал действительности. Ведь в отличие от, например, художественного образа, образ в журналистике – это публицистическая репрезентация, существующая в рамках окружающей нас действительности. Здесь нам необходимо дать понять читателю, почему мы рассказываем ему историю этого человека, почему это важно.

    Е.В.Зеленина в своей публикации «Портрет героя» рассуждает о том, что отражение определенной эпохи, социальной среды – это необходимый фон, который сопутствует человеку, судьбу которого журналист отражает в материале.7 Так вот демонстрация этого фона, в котором существует герой – одна из причин, почему необходимо показать читателю отрывок из его жизни.

    Каждый персонаж в журналистике – это «герой нашего времени», находящийся в определенных социальных и исторических условиях. Но это всегда актуальные условия. Поэтому журналисты конструируют образ в контексте того фона, в котором «живет» персонаж. Так как через его образ журналисты передают атмосферу, ситуацию.

    Важно также отметить здесь, что через отображение поступков, судьбы, профессионального или творческого пути человека в журналистском материале автор рисует картину современного мира, показывает ценности, которыми герой живет и траектории, по которым он развивается.

    Кроме того, отражение журналистом действительности, в которой существует герой, служит не только констатацией происходящего, но влияет на восприятие аудиторией текста. Выразим мнение, что эмоциональный аспект журналистского материала эффективен для воздействия на чувства читателя. Естественно, одна из целей автора публикации – вызвать у аудитории активную реакцию.

    Итак. Мы рассмотрели понятие «образа» и обсудили значение фона, в котором он функционирует. Теперь необходимо разобраться со способами и методами, которыми руководствуется журналист при конструировании образа в своем материале. Речь пойдет о языковых средствах.

    Язык – оружие журналиста. С помощью него он способен не только отражать актуальные события, писать о важных явлениях, но и создавать образ так, чтобы сформировать у аудитории определенное представление о ком-либо или о чем-либо, что в конечном итоге повлияет на мнение людей. Здесь имеются в виду лингвистические средства конструирования образа. Журналисты используют широкий арсенал лексических, лексико-грамматических, стилистических средств.

    Среди них можно выделить метафору. Метафора помогает «заострить» внимание на какой-то важной детали при создании образа объекта. Если мы говорим о конструировании образа «героя»,то, можем, например, подчеркнуть какое-либо значимое действие героя в контексте его героического поведения с помощью метафоры. Это усилит эффект эмоционального воздействия на аудиторию.

    Эпитет также является эффективным средством при выстраивании образа. Он позволяет автору дать оценку тем или иным качествам или характеристикам объекта. В контексте нашей темы это может быть оценка личностных черт «героя». Например, мы можем сказать: «он проявил себя как мужественный отважный человек». Таким образом мы выразили оценочное суждение о поступке «героя».

    Антономасия, замена нарицательного имени собственным с наделением характерным черт личности, также служит приемом для воплощения образа. Например, мы можем сказать о «герое» в нашем экстремальном материале таким образом: «Аня Иванова – это вторая Зоя Космодемьянская, потому что предпочла умереть вместо того, чтобы выдать врагам важные сведения».

    Чтобы создать контраст, авторы могут использовать антитезу с целью противопоставления событий, явлений, фактов. Например, мы можем противопоставить образы «героя» и «антигероя» в тексте.

    Мы не будем подробно описывать все существующие лингвистические приемы формирования образа. Скажем только, что помимо рассмотренных выше способов есть еще такие методы как аллюзия, сравнение, перифраз, используются также афоризмы , жаргонизмы, просторечные слова.

    Приведем интересную классификацию характеристик образности в журналистике, которую предлагает Т.Д.Романцова в работе «Словесный образ в журналистике. Стилистический аспект».8 Рассмотрим некоторые из них.

    Прагматичность образа. «Образ вводится в публицистический текст для фиксации факта, иллюстрации тезиса, для формулировки итогового оценочного суждения, выражения собственного мнения». То есть, прагматический аспект образа в журналистике заключается в информационной и воздействующей функциях. Образ в журналистском тексте должен быть обоснован и понятен для массовой аудитории.

    Идеологическая заостренность образа. Здесь автор хочет сказать, что образ иногда может нести воспитательную функцию, то есть «указывать» читателю на те социально-значимые аспекты, которым он либо должен, либо не должен следовать. Например, Романцова приводит пример публикации «Однажды прощенный»9, в которой описывалась ситуация, где 17-летний подросток напал на свою школьную учительницу с ножом. Суд приговорил парня к реальному сроку лишения свободы, но после многочисленных писем учителей, которые просили изменить решение суда на более легкое, оправдывая поведение подростка нервным потрясением из-за несправедливого отношения учительницы, парню в итоге дали условный срок. Журналисты, конструируя образы под определенным углом зрения, повлияли на мнение аудитории.

    Социальная ценность образа. Автор пишет, что уникальность и необычность предмета, о котором идет речь в публикации, должна коррелироваться с социальной полезностью. То есть читатель поймет ценность предмета в том случае, если журналист сконструирует его образ как социально-значимый для людей объект.

    Идейный пафос образа. Если речь идет о каком-то национальном достижении, событии, выдающемся человеке, журналист может отходить от прагматичности образа и создавать его с помощью чувственно-эмоциональных средств выразительности, проводить исторические и культурные параллели.

    Жесткая фактографичность образа. «Природа публицистического текста «не допускает образ к развитию» (И.А. Митрофанова), не позволяет перестроить, переделать судьбу реального персонажа, представить его в другом времени, пространстве, окружении. Журналистский текст наполнен фактическим содержанием, осмыслением социальных проблем, поэтому он воспринимается как слепок с реальности, ее параллель, не обладающая потенциалом развития, внутренним самостоятельным бытием, исторической самодостаточностью и эстетической самоценностью.»10 - пишет Романцова. Мы уже говорили выше о том, что образ в журналистском тексте должен быть объективен, правдив, сопряжен с реальностью. Если мы создаем образ героя в тексте, нам необходимо представить его таким, какой он есть на самом деле, без ложного домысливания.

    Данная классификация демонстрирует скорее не владение журналистом языковыми приемами построения публицистического образа, а те профессиональные навыки и приемы, которые пользуется автор в рамках того журналистского жанра, в котором присутствует образ. Эти навыки показывают, насколько журналист понимает конечную цель того эффекта, который произведет выстроенный в материале образ.

    Итак. Мы рассмотрели несколько категорий приемов конструирования образа в журналистском тексте. Но, как признают многие журналисты, одного мастерства недостаточно. Важно – понять своего героя, чтобы получить в тексте честную человеческую историю. Вот как об этом высказался журналист Юрий Рост: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ моего героя».11

    По мнению ряда исследователей, любой текст, в том числе журналистский материал, представляет собой интертекст и изначально заключает в себе признаки интертекстуальности. В качестве обоснования данному тезису можно привести мнение исследователя Р.Барта, который говорит, что «любой текст – это интертекст: на различных уровнях , в более менее опознаваемой форме в нем присутствуют другие тексты – тексты предшествующей культуры и тексты культуры окружающей».12 Анализируя эту мысль, можно предположить, что Барт имел ввиду то, что любой текст – это не уникальная единица, а продукт наложенных друг на друга культурных элементов. Например, если рассмотреть журналистский текст, то он всегда имеет под собой некий факт или набор фактов. То, от чего отталкивается автор. Таким образом, факт становится фрагментом интертекстуальности. Здесь же можно вспомнить материалы, анализирующие чьи-то предыдущие тексты, картины, фильмы и др. В основе уже что-то есть.

    Признаки и приемы интертекстуальности присутствуют и в портретных журналистских жанрах. История героя создается из уже данных автору элементов.

    В статье «Средства интертекстуальности в речевом жанре «Портрет делового человека» Е.В. Долгова выделяет следующие признаки интертекста в жанре портрета героя.13

    Цитация. Вставка цитат героя материала позволяет точно воспроизвести информацию или подтвердить выдвигаемый в тексте тезис. Кроме того, присутствие прямых фраз героя служит одним из источников раскрытия его личности, отношения к тем или иным явлениям. Читатель начинает как будто разговаривать с героем, слышать его.

    Виды цитации

    Полная цитация. Это взятый дословно отрезок фразы героя, законченной в смысловом отношении. Например: «Борис Щербаков был одной из наиболее значимых фигур в той менеджерской команде, которая привела НР к успеху на российском рынке», - вспоминает Ник Росситер.

    Сегментированная цитация. Представляет собой множество небольших отрезков, вырванных из прямой речи героя, вставленные в контекст материала по смыслу. Например, это может выглядеть так: «Несмотря на заведенные в Банке России порядки, Турбанов часто отвечает на вопросы журналистов по телефону, не требуя «прислать факс с вопросами» или связаться с ним «через пресс-службу».

    Цитация-мнение. Отражает позицию и анализ фактов действительности героя, что позволяет читателю глубже проникнуться личностью героя, узнать больше о его мировоззрении.

    Цитация-пример. Может служить в качестве конкретизации представленной выше цитации-мнения. Например, герой сказал: «Я считаю, что Фредди Меркури – величайший музыкант за всю историю музыкальной индустрии». И далее автор материала пишет: «По словам героя, в одной только композиции Bohemian Rhapsody заложено столько глубокого смысла, что разгадать ее гениальность до сих пор не удалось ни одному исследователю музыки». Это будет являться цитатой-примером. Долгова подчеркивает, что , как правило, в цитации-примере часто используется статистика или цифры, подтверждающие слова героя.

    Цитация-заменитель. Это некое соединение прямой речи и авторских слов в одном контексте, которое может выглядеть так: «Основным достижением прошлого года Ольга считает то, что «у компании не образовалось никаких банковских долгов и убытков». То есть автор подстраивает свой текст под прямую цитату героя ради стройности предложения или экономии времени.

    В своей статье Е.В. Долгова выделяет также денотативную и коннотативную цитации. «Денотативную цитацию можно определить как текст, передающий эксплицитную информацию предметно-логического характера, а в коннотативной цитации денотативная компонента тесно переплетена с прагматической информацией ( оценочной, эмотивной, культурной, психологической, статусной)», - пишет Е.В. Долгова.14

    Оказывается, выделение автором конкретных цитат, принадлежащих герою, может оказать значительное влияние на то, как читатель в конечном итоге будет воспринимать единое произведение всех способов воплощения в тексте образа.

    Конструирование образа в журналистском материале может быть реализовано не только с помощью особых языковых приемов, но и с помощью определенных форматов.

    Одним из актуальных сегодня журналистских форматов является лонгформ, характерный для интернет-изданий. Это мультимедийное оформление текста, сочетающее в себе лонгрид и набор ярких привлекательных для читателя приемов, таких как использование стильных больших фотографий, видеоряда, разнообразной типографики. Идея лонгформа направлена на максимальное привлечение внимания у читателя. Поэтому часто такой формат становится благодатной почвой для портретных очерков. Лонгформ позволяет раскрыть героя визуально с помощью мультимедийных приемов. История персонажа «оживает», так как каждый момент повествования сопровождается яркой эмоциональной фотографией, звуковой выдержкой, видеорядами из личного архива героя. Текста в таком формате, как правило, меньше, чем всего остального. Основное внимание направлено на восприятие картинки.

    В статье «Портретный очерк в формате лонгрида» А.Ю. Климко пишет по этому поводу: «Отличие заключается в отказе лонгформа от текстоцентризма: основная часть информации в нем представлена с помощью визуальных элементов. Текст же выполняет функцию небольших справочных выдержек».15

    Интерактивные приемы, включенные в такой формат, позволяют читателю выбрать ту часть истории, о которой ему бы хотелось узнать. Например, он нажимает на фотографию, а за ней находит интересный ему этап становления героя в рамках материала.

    В 2016 году проект «Урал в лицах» выпустил серию портретных очерков как раз в формате лонгформа. С его помощью авторы раскрывали жизненные истории молодых челябинцев, которые совершили поступки, изменившие их жизнь и вдохновившие других людей. Например, одна из героев – Вероника Ливончик оставила надежную профессию экономиста и переехала в Индию, где стала преподавателем для детей из малообеспеченных индийских семей.

    В рамках формата создатели проекта смогли показать живые истории, используя все мультимедийные приемы, не теряя глубины и логики повествования. Читатели, воспринимая визуальную и текстовую составляющие, получили возможность по-настоящему проникнуться историями челябинцев. С одной стороны, в рамках лонгформа отсутствует перегруженность текстом, к чему обычный читатель сегодня теряет интерес. А с другой стороны, обилие визуального и видеоконтента отвечает сегодняшним требованиям аудитории.

    Действительно, образ героя создается с помощью некой мозаики деталей, раскрывающих внутреннее содержание человека, а не только списка его профессиональных достижений, сухих фактов биографии. Журналист Денис Колчин сказал замечательную вещь о том, что не надо видеть в человеке функцию, надо видеть в человеке – человека. Он прав, ведь тогда вы создадите в тексте настоящую жизнь.

    1.2. Современная портретная российская журналистика. Традиции и тенденции развития

    Изучив и проанализировав научную литературу об особенностях развития российской портретной журналистики, в частности о том, как она реализуется сегодня, можно прийти к выводу, что портретная журналистика в России активно стремится к персонификации, к анализу непосредственно самой личности человека в отрыве от окружающих его обстоятельств, среды. Журналисту интересно раскрыть самого героя, его внутренний мир, разобраться в том, как он стал тем, кем он стал и почему. Эта тенденция отличается, например, от советской портретной журналистики, где основным фактором раскрытия образа героя служила идеология. Журналисты писали о людях непосредственно с идеологической точки зрения. Поэтому на страницах советских изданий можно было часто увидеть множество материалов о трудовых передовиках или советских политиках, которые выступили на каком-нибудь пленарном заседании в идеологическом ключе. Никто не вдавался в личность. Все работали на повышение идеологического самосознания у народа.

    Сегодня важно – раскрыть в герое его человечность. Именно это интересно читателю. Поэтому мы так часто видим материалы, в которых раскрываются духовные и нравственные позиции героев, их честные мнения по поводу всего, что касается обычных человеческих интересов: семья, карьера, политика, человеческие ценности.

    «Сегодня предметом портретного очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное – показать, каким ценностям служит герой, в чем видит смысл своего существования…», – пишет Е.А.Кобелева в своем исследовании «Современные портретный очерк: жанровые и стилистические особенности».16

    Некоторые из исследователей используют термин «антропоцентричность». Портретная журналистика в России словно вернулась в эпоху Возрождения, по мельчайших деталям собирая мозаику личности своего героя. Действительно, на телевидении, печатных изданиях и в интернете огромное количество передач, материалов, сосредоточенных исключительно на одном человеке. Возьмем, к примеру, канал Юрия Дудя на платформе Youtube. Нельзя поспорить с тем, что приглашая известных людей из разных профессиональных сфер, он задает не так много вопросов об их текущей деятельности, сколько пытается проникнуть в суть вещей и выяснить, почему эти люди делают то, что они делают, раскрыть их личности, их отношение к тем или иным вещам. Условно, интервью с музыкантами – это уже не рядовые вопросы о последнем туре и альбоме. Это выяснение глубинных черт характера, ценностей, жизненных принципов, которые ими двигали при написании конкретного альбома.

    «Выяснилось, что средства массовой информации в начале 21 века переживают всплеск интереса к человеку: популярно большое количество передач, ставящих в центр отдельного человека как активную личность в современном обществе», – отмечает Кобелева.17

    Исследователи выделяют следующие тенденции современной портретной журналистики.

    – Наглядно-образная публицистика активно перемещается из газет в журналы и интернет-издания, среди которых возрастает количество таких СМИ, которые посвящены только портретной журналистике. Например, журналы «Караван историй» , «Gala», интернет-портал «Такие дела».

    – Герой современного портретного журналистского материала – конкретный человек, которому «не чуждо ничто человеческое». Автор материала рассматривает его с точки зрения интересов, увлечений, морально-ценностных ориентиров, карьерного успеха героя. Совокупность раскрытия всех этих позиций дает возможность «написать» настоящий живой честный портрет, понятный и интересный для читателя.

    – Важнейшим фактором современных портретных материалов является не столько раскрытие внутреннего мира героя, сколько выяснение его способа жить и быть успешным в современном мире. Вот откуда столько материалов о так называемых «историях успеха». Современные реалии поставили нас в такие условия, что нам необходимы некие примеры удачливости, набор жизненных стратегий и способов для достижения успеха в жизни. Материалы, фильмы и книги о благополучных людях пользуются огромным спросом. Это вдохновляет людей.

    Первый редактор журнала «Story» Владимир Чернов так объяснял специфику своего издания о жизни известных людей: «… наш журнал можно отнести к ряду биографических, поскольку в нем содержатся не только рассказы о жизни известных людей, но и биографии замечательных вещей, даже уникальных идей. Нас интересуют не столько выдающиеся люди, сколько выдающиеся жизни. Нас интересует наука жить. И искусство жить».18

    Слова Владимира Чернова подтверждают, что последние тенденции в портретной журналистике демонстрируют жадный интерес людей к формуле жизненного успеха выдающихся личностей. Вот почему почти в каждом интервью со знаменитостью, ученым, любым человеком, достойным интереса и внимания за свои заслуги, присутствуют вопросы: «Как вы добились этого?» или «Что вы посоветуете молодому поколению?».

    –Некоторые исследователи отмечают такую тенденцию как создание больше положительного, чем негативного образа героя. В силу того, что люди устали от обилия негативной информации, журналисты сегодня вольно и невольно стараются сконструировать некий вдохновляющий образ. А весомые недостатки или проступки персонажа реабилитируются его достижениями и любовью аудитории.

    Эти наблюдения позволяют говорить о том, что современный путь российской портретной журналистики обусловлен антропоцентричностью. Во главе угла – погружение в саму личность, особенности характера которой позволили ей стать успешной и состоявшейся в жизни. Людям стало интересно разбираться в бэкграунде героя. Вот почему мы видим на экранах столько биографических лент о разных выдающихся людях. Аудитории интересно, каким образом пройти путь героя от уровня, где тот был еще никем до уровня, где пришел успех. Это как будто приближает героя к обычному человеку. И подтверждает мысль о том, что ничего не достается просто так. Читатель рассуждает:«Он тоже был когда-то среднестатистическим человеком, а стал великим писателем! И я так могу».

    Проанализировав некоторые тенденции создания портретных материалов в российской журналистике в целом, хотелось бы затронуть вопрос о том, какие актуальные черты присущи современному медиагерою. Что, используя рассмотренные выше приемы конструирования образа, получают на «выходе» журналисты?

    Исследователи в своих научных публикациях справедливо отмечают, что специфика медиагероя складывается в зависимости от того экономического и политического фона, который существует в стране в настоящий момент.

    За основу методики выявления образа современного медиагероя мы взяли исследование, которое провели Е.Зеленина и Т.Порецкая и опубликовали в работе «Медиагерой нашего времени».19 В качестве объекта исследования они взяли журнал «Русский репортер» (далее – РР), который отличается большим объемом антропоцентрических материалов, в которых герои раскрыты на очень глубоком уровне.

    В результате своего исследования Зеленина и Порецкая пришли к следующим выводам:

    – основная категория, к которой можно отнести актуального медиагероя – активная трудящаяся часть населения от 35 до 60 лет, 67, 5 процентов из которых – мужчины, 32, 5 – женщины.

    – значительная часть материалов посвящена рядовым гражданам(45 процентов),категории среднего класса(42,5),элитарной группе(17 процентов). Тенденция написания материалов об обычных людях прослеживается не только в РР. Героем современного журналистского текста может стать кто угодно: от дворника до английской королевы. Причем у первого больше шансов появиться на страницах интернет-изданий. Такие СМИ как The Village, «Такие дела», Wonderzine и другие ведущие лайф-стайл издания часто публикуют материалы об историях совершенно обычных людей, которые могли и не совершить подвига, но представляют определенный интерес для аудитории. У портала «Такие дела» некоторое время назад вышел материал про обычного таксиста из Таджикистана, который двадцать лет работал в Москве. Грамотное и профессиональное интервью с героем позволило сделать из материала настоящее откровение, в котором раскрываются не только неизвестные стороны профессии, но и разворачивается целая рефлексия о трудностях жизни не жалуемого властями гастарбайтера .

    – по данным исследователей, авторская позиция в большинстве своем носит положительный характер. Было выявлено, что 67,6 процентов в целом составялет позитивная коннотация в отношении автора к герою. Вероятно, как мы уже анализировали выше, такой подход авторов журналистских материалов к составлению образа героя связан с тем, что современная аудитория устала от избытка негатива. Аудитории интересно читать про людей, которые способны их вдохновить, дать почву для размышлений, обрести веру в человечность. Зеленина и Кобелева подмечают специфику журналистского подхода к выстраиванию образов героев:«Чаще всего журналисты используют профессиональную деятельность героя или поведенческую линию, достойный поступок. Практически отсутствуют портреты, в которых акцент делается только на материальное благосостояние и успех. Особое внимание на страницах журнала уделяется характеру героя, его личным качествам». Опять же, такую стратегию образности можно проследить не только в РР, но и во многих других современных «антропоцентричных» изданиях.

    – предпочтительное жанровое оформление материалов в РР сводится к репортажу и очерку. Действительно, эта тенденция проявляется не только в РР. Репортажа позволяет раскрыть персонажа на активном фоне. Создавая иллюзию того, что действие репортажа происходит прямо сейчас, автор как бы дает читателю возможность присоединиться к происходящему. В РР много публикаций о людях, находящихся в их естественной среде обитания. Такой «натурализм» имеет место во многих лайф-стайл СМИ.

    –следующая тенденция заключается в том, что в российской портретной журналистике последних лет появился некий устоявшийся образ героя, чем-то интересно выделяющийся на фоне своего социального слоя или социального фона, в котором он находится. В РР это чаще всего образы, как отмечают Зеленина и Кобелева, представителей русской глубинки, провинции. Обычно это человек, который находясь в условиях процветания социальной стагнации, предлагает ресурсы для создания чего-то жизнеутверждающего и креативного. Человек, который не сдается и делает нечто полезное, социально значимое. В РР, например, это история парикмахера Елены Пчелкиной, которая работает на несколько поселков, чтобы «дарить» людям красоту и принести хоть небольшую радость. Она считает это своей миссией и не устает от длительных утомительных поездок.

    Или история водителя маршрутки в небольшом провинциальном городке из «Новой газеты», который зимой возил людей бесплатно, так как в городе были большие проблемы с движением общественного транспорта.

    - к современному медиагерою Зеленина и Кобелева также относят образ известного человека, которому есть, что рассказать. Это действительно интересная личность. Человек, который добился определенного успеха. О таком типе современного медиагероя мы уже подробно говорили выше. Суть данного образа заключается в потребности аудитории во вдохновляющих «историях успеха»

    «Современники на страницах «РР» имеют свои особенности. Это люди абсолютно разных профессий, социального и материального статуса, вероисповеданий. Шахтер из Воркуты мирно существует на страницах журнала с известным генетиков из Москвы Павлом Ивановичем. Личности учителя уделяется столько же внимания и интереса, сколько прославленной актрисе», – пишут авторы публикации.20 Выводы исследователей подтверждают тезис о том, что личность образе современного медиагероя выходит на первый план.

    Нельзя не подчеркнуть, что современный портрет героя – это анализ последнего с абсолютно разных точек зрения. Авторы материалов стараются проанализировать персонажа с точки зрения его биографии, условия, социальные, экономические и политические условия его существования, отношения к ценностям, отношения с родителями и друзьями, отношение к миру, в целом.

    Внешность и характер героя находятся в гармонии друг с другом, чтобы одно не возобладало над другим. У читателя не должно создаться впечатления, что внешности персонажа уделяется слишком много внимания. В эпоху господства толерантности к национальности, расовой принадлежности и внешним данным человека журналисты стараются корректно освещать эти аспекты. Если в российской журналистике до сих пор можно встретить заголовок в духе «Пьяный таджик сбил корову», то в западной медиасфере очень осторожны с этим вопросом. Но и наша журналистика, благодаря различным общественным движениям и национальной активности, постепенно воспитывает в себе толерантное и непредвзятое отношение к человеку как к личности.

    Еще одна интересная тенденция, о которой хотелось бы поговорить, касается того, как современные журналисты используют портретный жанр, чтобы в его рамках затронуть тему конкретно явления через трансляцию конкретной жизненной истории. Такие материалы можно часто встретить в таких изданиях как Wonderzine, The Village, «Такие дела». Например, в материалах Wonderzine журналисты раскрывают актуальные женские проблемы в рамках историй конкретных героинь. Это часто касается проблем равноправия иего локальных аспктов. Историю конкретного случая дискриминации женщины на работе могут включить в целый материал о дискриминации женщин на службе.

    В последнее время публикуется множество материалов о современных болезнях. Недавно на портале Wonderzine вышел текст, посвященный диагнозу тревожно-депрессивного расстройства. В нем читатели познакомились с историей девушки, которая страдала этим заболеванием с юности и прошла через настоящие испытания, чтобы встать на путь излечения. Авторам удалось настолько глубоко передать суть болезни, что понять смысл тревожно-депрессивного расстройства не составляет труда. Ценность таких материалов в том, что люди перестают относиться к депрессии как к чему-то эфемерному и малозначащему. Они понимают, что это болезнь, и есть много людей, которые ей страдают.

    Не только медицинские, но и экономические, политические, социальные явления раскрывают журналисты в своих материалах через случаи и истории конкретных людей. Это помогает вникнуть в проблему на реальном практическом уровне, когда она касается человека непосредственно, а не просто существует в информационном пространстве как нечто далекое.

    Таким образом, одной из особенностей современной портретной журналистики в России и мире можно считать некое погружение в актуальное явление через передачу конкретной ситуации героя, его жизненной истории, в которой раскрывается личность в борьбе с проблемой.

    Мы поговорили о способах и приемах формирования образа героя в материале, проанализировали современные актуальные подходы, а также выявили «горячие» тенденции российской портретной журналистики, в общем. Можно заключить, что журналистика как живой общественный организм, подстраивается под изменения, которые происходят во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому, чтобы «выжить» и не уйти в забвение, журналисты разных изданий стараются быть немного впереди этих изменений.

    Для того, чтобы приблизиться к главному вопросу нашей темы, поговорим об особенностях развития современной журналистики чрезвычайных ситуаций.

      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта