Диплом. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Департамент Факультет журналистики Кафедра периодической печати и сетевых изданий
Скачать 163.72 Kb.
|
Илья Азар «Мы свергли иго, понимаете?», 24 апреля 2018 года, «Новая газета». Публикация – интервью с одним из лидеров армянской революции Араратом Мирзояном. Прочитав интервью, можно смело сказать, что образ героя в лице Арарата Мирзояна сконструирован как образ народного героя, именно народного, так как в материале часто упоминается безоговорочная поддержка людьми действий лидеров «бархатной революции» в Армении, поддержка даже тогда, когда методы оппозиции могли доставить реальные неудобства гражданам. Когда Арарат рассказывает о том, как он и его «команда» блокировали правительственные здания, главные транспортные артерии, журналист «Новой» заметил на это, что от перекрытия движения на трассах в первую очередь страдает не власть, а люди, но они не были против. Мирзоян отвечает на это так: «Здесь ключевое явление – это поддержка народа и вовлеченность в этот процесс. Мы – оппозиционная партия, нас же не 100 тысяч и не 10 тысяч. Все это делали граждане. Просто мы показали путь, который народу понравился».56 Вовлеченность депутата Мирзояна в целенаправленное свержение власти Сержа Саргсяна обосновывается тем, что при последнем в стране царили повсеместная коррупция, несправедливость и «купленность» судов, беззаконие силовых структур. Герой рассуждает о том, что в конце концов, армянский народ устал терпеть, и кому-то нужно было «возглавить» всеобщее недовольство: «Коррупция, сворована половина республики, несправедливость, нет независимых судов. Все-все-все, что можно представить плохое о плохом правлении, присутствовало у Сержа Саргсяна».57 В материале автор демонстрирует читателю такие черты характера героя как решительность, непоколебимость, твердость, смелость. Эти качества Мирзояна особенно прослеживаются в эпизоде, в котором Арарата и других оппозиционеров арестовали. Во время заключения к нему несколько раз приходили разные члены правительства и пытались договориться по поводу Саргсяна. Но Мирзоян стоял на своем, требуя, чтобы министр подал в отставку в течение двух часов. Так и случилось. Автор текста практически в начале обращается к данному эпизоду в попытке сформировать у аудитории определенное отношение к «герою армянской революции». В материале также вводится феномен «антигеров» в лицах полиции, которая арестовала его и Пашиняна. Кроме текстового описания этого задержания в материале дается видеофрагмент, запечатлевший арест. Очевидно, автор стремится подчеркнуть разделение «свои-чужие», пытаясь вызвать в читателе негативные чувства по отношению к полицейским, «чужим», ведь они угрожают герою. На кадрах видно, как Мирзояна силой затаскивают в машину люди в черных масках. А вокруг народ пытается защитить его. Моральные ориентиры героя и его ценности сводятся к задаче построить в Армении настоящую демократическую систему, сделать народ реальным источником власти, устранить несправедливость и беззаконие. «Сфера за сферой, шаг за шагом мы должны построить Армению нашей мечты»58, – в материале приводится цитата Мирзояна с победного митинга в Ереване. При конструировании образа Мирзояна автор использует некоторые средства языковой выразительности, например, в заголовке используется цитата героя: «Мы свергли иго, понимаете?» Здесь идет метафорическое сравнение свергнутой оппозиционерами власти Саргсяна с татаро-монгольским игом. То есть, автор, выводя в заголовок такую громкую и эмоционально-окрашенную фразу, стремится подчеркнуть ценность поступков героя и его соратников. Таким образом, образ Арарата Мирзояна как героя складывается из акцентов, которые расставляет автор материала, «строя» текст: Мирзоян – «народный заступник», защищает интересы революции, несмотря на заключение, обладает «геройскими» качествами. Даже в формулировке вопросов журналиста четко прослеживается отношение к Мирзояну и его соратникам как к людям, совершившим нечто выдающееся, достойное восхищения и уважения. 3.3. Герой в военных публикациях Дмитрия Стешина и Ольги Бобровой Прежде мы начнем анализировать публикации журналиста Дмитрия Стешина. Это российский журналист, корреспондент «Комсомольской правды», отвечающий за отдел политики, а также за освещение катастроф, военных конфликтов. Дмитрий – один из тех журналистов, кто участвовал в спасении детей из захваченной террористами школы в Беслане. Дмитрий Стешин «Армия Донбасса ушла под землю и ждет украинского наступления», 9 сентября 2018 года, «Комсомольская правда». В этом репортаже речь идет о событиях вскоре после смерти Александра Захарченко, когда армия Украины и националисты полка «Азов» готовились к прорыву к российской границе. В данном репортаже журналист Стешин сталкивается с военными, которые проявили свои героические качества во имя защиты родины. Мы проанализируем описание наиболее ярких персонажей. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это замечание автора по поводу внешнего вида автомобиля, на котором он передвигался по военной зоне: «Офицер озабоченно рассматривает машину моего товарища – зеленый «УАЗ». Машина ему не нравится:- Беспилотники висят все время, слишком она у вас военная. «Размотают» (обстреляют на военном сленге, - ред.) сразу же, поэтому будем прятать!».59 Выше мы затрагивали тему внешнего вида военного корреспондента. Автомобиль оказался привлекательным для противоборствующей стороны из-за своего своей военной стилизации. То есть в данном случае машина, как ни парадоксально, не вписывается в рамки военной окружающей действительности, а является «красной тряпкой» для противника. Таким образом, справедливо мнение тех исследователей и практиков, которые поддерживают стратегию – одеваться в гражданскую одежду и не привлекать внимание к себе никакими военными атрибутами, в том числе и средствами передвижения. Первый герой, который нас интересует – лейтенант Блэк, провожатый Стешина и его водителя. Автор знакомит читателя с героем, начиная с яркой детали – верной собаки. « У черного бобика страшно деформирована нижняя челюсть, зубы торчат наружу», – так описывает журналист собаку лейтенанта. «Мы его спасли из запертого дома, искали хату на постой. Он там три месяца один просидел, хозяйка закрыла его и уехала»60, – рассказывает лейтенант. Вводя в историю несчастного пса, автор создает эмоцию сочувствия, которая способствует сближению читателя с героем. Стешин часто использует такой прием интертекстуальности как полную цитацию слов лейтенанта Блэка, приводя в пример свои с ним диалоги. Интересно, что весь журналистский текст сопровождается видеофрагментами с места действия. Это говорит о том, что редакция «Комсомольской правды» использует визуальные эффекты для привлечения аудитории, и это действительно удачный ход, так как видеоролики качественно и интересно сняты, а главное, в них есть живые истории воюющих украинцев. В видео присутствуют и те бойцы, которых автор упоминает в репортаже. Именно в записи читатель узнает историю лейтенанта Блэка, частности, как развивалась его жизнь до войны. Обстоятельства войны послужили для героя и мотивацией к службе. Как оказалось, в бою у лейтенанта Блэка погиб друг. Это заставило героя взять в руки боевую винтовку и пойти воевать в память о погибшем товарище. Личность лейтенанта можно понять через его диалоги с журналистом. Из них мы узнаем, что Блэк – простой бесхитростный человек, солдат, больше всего на свете любящий своего верного пса. Герой тепло отзывается о боевых товарищах. В видеофрагменте Стешин приводит знаковую цитату Блэка о погибшем Захарченко: «Он простой человек. Мне всегда с ним просто было. Я к ним тогда очень грязный в джип садился и извинился за то, что вонючий. А он похлопал по плечу так и говорит: «Главное, что теплый».61 Захарченко в данном случае предстает в образе «союзника» героя, который поддержал последнего как боевого товарища, который понимает настоящую цену войне – жизнь. Не обходится Стешин и без использования языковых средств выразительности. В тексте часто можно встретить эпитет и сравнение: «Следом за ним шмыгнула его собачка Сонька, черная, как смоль», «раскаленной степной землей».62 В ходе репортажа мы знакомимся с другим героем повествования – бойцом по имени Карел. Стешин предлагает читателю скудные, но показательные факты биографии героя – «рос в детдоме, пьющую мать лишили прав, убежденный трезвенник и спортсмен». Но эти характеристики не определяют Карела. Куда больше о нем говорит, что он, бывший обеспеченный строитель, бросил денежную работу и пошел воевать, чувствуя свой долг. Это объясняет нам мотивацию героя, которая делает Карела социально-значимым объектом репортажа, так как его история – это отражение гражданского выбора между собственным комфортом и защитой своей родины. «В 2015 году снялся с места, купил снаряжение и приехал на Донбасс – «за своих», - объясняет Стешину Карел. Как и в образе лейтенанта Блэка, в образе Карела большую роль играет образ преданной и верной собаки, на котором каждый раз останавливается автор. Стешин вводит этот образ как один из немногих жизненных стимулов для украинских бойцов, которым преданные псы не дают забыть, что такое любовь и тепло. Для Карела Сонька – это еще и в некотором роде его собственное продолжение. Боец говорит о собаке так, словно это его ангел-хранитель: «Перед обстрелом начинает нервничать, суетится, место искать. И мне в глаза заглядывает, как бы говорит – обрати внимание! Я все понимаю, конечно. Ну и охраняет меня. Нас даже ранило вместе. Ее в плечо и меня в плечо».63 Дмитрий Стешин «Америка равняет города с пылью, чтобы освободить от ИГ», 1 ноября 2016, «Комсомольская правда». В этом материале Стешин вместе с другим корреспондентом Александром Коц написали репортаж с мест событий, связанных со штурмом Мосула армиями Ирака, Иракского Курдистана и западной коалиции во главе с США. С самого начала в репортаже присутствуют элементы художетвенного повествования. Еще в начале материала авторы используют обилие языковых средств выразительности, чтобы как можно точнее передать обстановку. Об этой тенденции батального репортажа мы уже упоминали в нашей работе, когда говорили о практике журналиста передавать окружающую действительность с помощью описания собственных ощущений, запахов и звуков вокруг. «Массивное здание, врезанное в склон горы на головокружительной высоте, содрогалось от далеких взрывов, а все самолеты, ровняющие Мосул и его пригороды, разворачивались прямо над нашими головами», «В этой сумрачной келье, стены которой были грубо обработаны вручную, было пусто и вместо иконы лежала поврежденная пулей пластина от американского бронежилета»64, - передают Стешин и его коллега Александр Коц. С помощью метафоры и олицетворения авторы «нарисовали» картину содрогающегося от бесконечной череды взрывов здание, находящегося в эпицентре боевых действий. Героев, изображенных в репортаже, авторы называют «солдатами удачи». Это американцы и немец, которые приехали воевать против исламистов не из-за денег, а чтобы спасти людей. Первый – американец Майкл представляется читателям немногословным и суровым человеком. «Воевал в Афганистане, Ираке. В родной Флориде ему стало тоскливо, знакомые «солдаты удачи» рассказали про Интербригаду Пешмерга».65 Авторы раскрывают основную мотивацию героя – желание быть полезным. Ведь понятно, что дело не в банальной скуке, а в потребности героя быть солдатом, находиться там, где необходимо его участие. «Иностранный отряд курдской армии называют волонтерским», - отмечают журналисты. Герой по имени Михаэль – немец, который представлен авторами в роли веселого и коммуникабельного человека. «- Как тебья зовут? - с хохотом протягивает он руку».66 Жизненный путь Михаэля показан исключительно с точки зрения его военного опыта. Мы узнаем, что немец служил в Бразилии и Австралии и Израиле. Мотивация Михаэля – помогать курдскому населению избавляться от боевиков ИГ. Как пишут Стешин и Куц, он занимается этим уже два года, что показывает стремление авторов подчеркнуть преданность героя своей миссии. Надо отметить, что в случае с Михаэлем, авторы часто используют прием полной цитации и приводят не отрывочные фразы героя, а его монологи. Тем самым журналисты стремятся раскрыть героя на фоне разворачивающихся боевых действий, показать его отношение к происходящему. «А американцы принимают закон, по которому страны НАТО и ЕС не имеют права продавать высокотехнологичное оружие в Курдистан? Почему? Они что, не хотят победить ДАИШ? Я не могу понять».67 Авторы приводят в репортаже данную цитату Михаэля. Исходя из нее, можно говорить о идеологической заостренности образа, о которой пишет исследователь Т.Романцова. В данном случае идеологическая заостренность выражается в демонстрации политического мировоззрения героя, его отношения к определенным политическим действиям. Через цитаты героя, показывающие его взгляды на политическую ситуацию, авторы стремятся обратить внимание на то, что кажется важным им самим, чтобы упомянуть об этом в материале. Так, Михаэль возмущается тем, что артиллерийские войска некоторых европейских стран не помогают им: «Вон на той горе — артиллерия Турции, а за той - Канады и Франции. А вон за той высотой — аэродром. Вы думаете они все помогают нам, когда сюда делают вылазки боевики? Хрен».68 Герои в батальных репортажах Стешина – это обычные солдаты на передовой, которые выполняют свою работу. В этом, с точки зрения автора, и заключается их героизм – воспринимать спасение людей, родины как должное, естественное дело. Герои Дмитрия Стешина раскрываются читателям через диалоги с журналистом. Таким образом мы узнаем о нравственном содержании персонажа, его месте в этой войне. Прежде чем приступить к анализу материалов Ольги Бобровой, будет нелишним дать краткую профессиональную биографию журналиста. Ольга Боброва – редактор спецрепортажей в «Новой газете», колумнист «Сноба», общественный деятель. Ольга Боброва «Кто готов умереть за Россию на сирийском фронте», 18 марта 2019, «Новая газета». Ольга Боброва встретилась с ливанским шиитом, который защищает границу от боевиков ИГ. Герой Бобровой – Мухаммед Джафар, влиятельный шиит, который занимается контрабандой. Журналист сравнивает его с известным литературным персонажем Доном Корлеоне, используя сравнение, чтобы дать читателю максимально точное представление о герое, той власти и авторитете, которыми он наделен. «Дон Корлеоне» — переглядываемся мы. Он глубоко усаживается в кресло. Парни приносят нам кофе, перед «Доном Корлеоне» распахивают коробку с сигарами».69 Надо сказать, что герой интересен своей противоречивостью. С одной стороны, он контрабандист, который наверняка ведет свои дела в обход закона, но с другой стороны, «Дон Корлеоне» использует свою силу, влияние и деньги, чтобы защитить территорию и людей от нападок исламистов. Автор подчеркивает, что для Мухаммеда охранять границу – это ответственность, долг, в первую очередь, перед простыми жителями. «И тогда контроль над границей взяли мы, потому что борьба с терроризмом для нас — не абстракция, а в буквальном смысле защита своей земли».70 Он как истинный Дон Корлеоне берет под защиту нуждающихся в этом людей. В этом определяется основная мотивация героя. Боброва приводит факт, что Ливан – единственная страна, которая справилась с запрещенными организациями ИГИЛ и Джабхат ан-Нусра своими силами. Этим замечанием журналист стремится оправдать героя перед тем видом деятельности, которым он занимается. Ведь в любом случае, «Дону Корлеоне» удается защищать границу. Кроме того, из материала мы узнаем, что Мухаммед – командир добровольческого подразделения «Народный щит», который связан с российским командованием. И дело тут не в том, что журналист хочет обратить внимание на связь Мухаммеда с Россией и таким образом добавить его образу положительных черт. Дело в его причастности к движению, за участие в котором он не получит никакой выгоды. Это указывает нам на то, что в «Доне Корлеоне» присутствует черты, присущие герою – бескорыстие, желание помочь. В разговоре с Бобровой Мухаммед показывает свои награды и перечисляет, за что они были ему когда-то даны: «Он с гордостью показывает нам многочисленные наградные свидетельства к медалям российского Министерства обороны».71 Боброва помнит о том, что образ героя достаточно противоречив. Ведь несмотря на все его заслуги по защите территории от боевиков ИГ он остается тщеславным человеком. То, с какой гордостью и удовольствием он говорит о своих медалях, показывает, что его мотивационный импульс состоит не только в стремлении защитить свою землю и людей, но и в неком поощрении, которое потешит его самолюбие. Образ «Дона Корлеоне» построен на его социальной ценности. Боброва пишет о том, что батальон шиита Мухаммеда состоит практически из всех родственников героя, что опять же характеризует его как авторитетного человека, которого уважают и за которым идут. Выше мы разбирали, что отношения с семьей служат одной из важнейших характеристик героя. Интересно, что в материале время от времени подчеркивается крайне положительное отношение героя к российской власти: «Ваш Путин — великий правитель, а у России сейчас все ключи от Ближнего Востока».72 Хотя «Новая газета» является оппозиционным изданием. Репортаж насыщен стилистической образностью. Автор активно использует средства языковой выразительности. Это особенно ярко прослеживается при описании пейзажей: «ливанский городок притаился», «стройные ряды олив и кипарисов». Герой в репортаже Бобровой – не солдат, не сотрудник МЧС. Его нельзя назвать героем в прямом смысле этого слова. Но журналист изображает его именно с такой точки зрения – люди вокруг шиита воспринимают его не иначе как благодетеля и героя. Он тщеславен, любит власть, но он готов защищать свою землю и живущих на ней людей. Обобщая результаты анализа публикаций, можно сделать некоторые выводы. Образ современного героя в журналистском тексте – это не всегда человек, который проявил себя в зоне военного конфликта или катастрофы. Героем репортажа может стать водитель, бесплатно возящий пассажиров в сильные морозы или врач, пожертвовавшая личной жизнью ради того, чтобы обеспечить достойные условия для неизлечимо больных людей. Однако, учитывая тот факт, что сегодняшняя информационная повестка насыщена сообщениями и о военных конфликтах и о происшествиях чрезвычайного характера, то в современной журналистике ЧС часто фигурируют герои, проявившие свои лучшие человеческие качества во время боевых действий и других ситуаций, требующих мужества и самоотверженности. |