Урок Тема урока Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения Цель
Скачать 30.15 Kb.
|
Урок № 5. Тема урока: Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения Цель: дать понятие о новом худ. приеме во взаимосвязи с другими изобразительными средствами языка;развивать худ. речь и образное мышление;воспитывать любовь к природе на материале текстов. а) Эпитет — это художественное определение. Кудрявая березка б) Сравнение — это художеств. прием, когда один предмет сравнивается с другим. Глазки, как в поле цветы (Н.А.Некрасов) в) Олицетворение — это перенос свойств человека на неодушевленные предметы и явления природы.н-р: Котелок сердится и бормочет г) Стили речи: научный, разговорный, публицистический, художественный. 2) Оформление доски: число, тема урока, четверостишие И.Бунина: Равнина вод на горизонте млеет, И в ней луна столбом отражена, Склонив лицо прозрачное, светлеет И грустно в воду смотрится она. З) Раздаточный материал: отрывки стихотворений, содержащие олицетворения. Тропинкой темною, лесною, Где колокольчики цветут, Под тенью легкой и сквозною Меня кустарники ведут.И.Бунин. «В лесу». С намеренным однообразьем Как мазь, густая синева Ложится зайчиками наземь И пачкает нам рукава. Б. Пастернак. «Сосны». Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, облитые росой. И.С.Тургёнев. «Весенний вечер». ПЛАН УРОКА 1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА А) Учитель: Какие художественные приемы использует автор в текстах повести “Мещерская сторона”? Что такое эпитет? Сравнение? Б) Учитель: В каком стиле речи используются эти художественные приемы? - таблица «Стили речи». ^ 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Учитель: Сегодня мы изучаем еще один художественный прием – олицетворение. С его помощью создаются художественные образы писателями. Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей. Достаточно вспомнить множество суеверий, касающихся, например, погодных условий. Ведь не зря же дождь сравнивали со слезами неба, а гром и молнию – с его гневом. С течением времени, науке, все-таки, удалось убедить человечество в том, что во время ливня небо не грустит и не рыдает, а гром – это, всего лишь звук, который издают нагревающиеся от удара молнии, атмосферные газы. Но стремление наделить неживые объекты, предметы или абстрактные понятия качествами живых существ так никуда и не исчезло. Это уникальное свойство человеческой психики создало все предпосылки для появления олицетворения, образного средства языка, используемого в художественной литературе и разгов. речи. Определение и примеры олицетворений В широком смысле олицетворение – это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия. Примером олицетворения могут стать такие привычные для нашего слуха словосочетания как: идет дождь (на самом деле дождь не умеет ходить), небо плачет (небо не может плакать так, как это делает живой человек), ветер воет (шум ветра лишь похож на вой зверя, в действительности ветер выть не умеет), тучи хмурятся. Ива плачет (ива является деревом, и следовательно не может плакать, это всего лишь описание её развесистых гибких ветвей, который напоминают собой неустанно льющиеся слёзы). Играет гитара(сама по себе гитара не может играть, она всего лишь издаёт звуки, когда на ней играет кто-то). Природа уснула (явление, когда на улице тихо и спокойно, называют сонным состоянием природы, хотя она спать не может, на самом деле просто не дует ветер, и кажется, будто всё вокруг околдовано сном). Гром прокатился по небу (у него нет тележки, чтобы на ней прокатиться, на самом деле издался звук грома, который распространился в пространстве). Дремучий лес призадумался (в лесу спокойно и бесшумно, что якобы характеризует его задумчивость и угрюмость). Козёл сидит в снопе (он ест сено, опустив голову и не отрывая её, а не в прямом смысле сел в сноп и сидит в нём). Зима пришла (ходить она, по сути, не умеет, просто наступило другое время года.К тому же глагол «наступило» тоже является олицетворением). Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие. Олицетворение в разговорной речи В живой разговорной речи олицетворения встречаются настолько часто, что многие просто перестали их замечать. Например, задумывались ли вы о том, что фраза: “Финансы поют романсы”, - это тоже олицетворение? Это изобразительно-выразительное средство языка в разговорной речи используется для того, чтобы придать ей большую образность, сделать ярче и интереснее, а потому чрезвычайно популярно. Но, даже несмотря на широкое применение олицетворения в обыденной речи, наибольшим “спросом” этот троп пользуется в художественной литературе. Поэты и прозаики всего мира постоянно используют олицетворения в своих произведениях. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приёма в разговоре делает речь образной и интересной. Олицетворение в художественной литературе Возьмите любой томик стихотворений любого русского или зарубежного поэта. Откройте его на любой странице и прочтите любое стихотворение. Вам наверняка удастся обнаружить хотя бы одно олицетворение. Если это произведение о природе, то не миновать олицетворений с использованием природных явлений (мороз рисует узоры, листья шепчут, волны умирают, и т.п.). Если это любовная лирика, то часто используются олицетворения с использованием абстрактных понятий (любовь поет, радость звенит, тоска съедает). В социальной или политической лирике нередки олицетворения с использованием таких понятий как: Родина, мир, братство, смелость, отвага (родина – мать, мир облегченно вздохнул). Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом, ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно. Примеры олицетворений: А и горе, горе, гореваньице! А и лыком горе подпоясалось, Мочалами ноги изопутаны. (Народная песня) Олицетворение зимы: ИДЕТ седая чародейка, Косматым МАШЕТ РУКАВОМ; И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ, И воды претворяет в льды. От хладного ее ДЫХАНЬЯ Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ... (Г. Державин) Ведь уж осень на двор Через прясло ГЛЯДИТ. Вслед за нею зима В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ, Путь снежком порошит, Под санями хрустит... (М. Кольцов) Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д. "Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов) "Сквозь лазурный сумрак ночи Альпы снежные ГЛЯДЯТ, Помертвелые их ОЧИ Льдистым ужасом РАЗЯТ" (Ф.Тютчев) "Теплый ветер тихо веет, Жизнью свежей ДЫШИТ степь" (А.Фет) "Белая береза Под моим окном ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, ЛЕНИВО ОБХОДЯ кругом, ОБСЫПАЕТ ветки Новым серебром". (С.Есенин «Береза»): Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности. Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения. Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа. Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака: Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ, Всё пускается в полет, – Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ, СХОДИТ небо с чердака. Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ. Не оглянешься – и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, СТОПАМИ теми, В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ Или с той же быстротой, Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи: Убеленный пешеход, УДИВЛЕННЫЕ растенья, Перекрестка поворот". Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени. Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ. Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя. Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи: • Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг. • Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца. • Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков. • Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ. • Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете. • Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня. • Гром ВОРЧАЛ, как старик. Какой член предложения делает неодушевленные предметы одушевленными? - Сказуемое. В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения. 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Нахождение олицетворений в тексте: 2. Поэтическая минутка - дети под руководством учителя работают с раздаточным материалом. 5. МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ. 6. ТВОРЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА 1.Задание. Олицетворить предметы окружающего мира и записать примеры в тетрадь. Ответы:Ластик спорил с карандашом на бумаге. Пол охал и стонал, когда по нему ходили. 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Всем — выучить определение олицетворения. 2. Выбрать и выполнить задание по желанию: 1-й уровень — пересказать теор. мат.. 2-й уровень — найти в текстах и записать олицетворения. 3-й уровень — придумать и записать олицетворения; развить некоторые из них до сказочного сюжета. 8. ИТОГ УРОКА: Что такое, олицетворение? |