Урок 1 тема по страницам великой жизни. Л. Н. Толстой человек, мыслитель, писатель (18281910)
Скачать 84.03 Kb.
|
ХОД УРОКАОрг. момент. Проверка домашнего заданияИдейно-художественное своеобразие романа «Война и мир» Вступительное слово учителя.Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло? Сообщение учащегося«Исторический комментарий» Салон А.П.Шерер – план наблюдений (записан на доске) С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа Проследить, как автор срывает маски со своих героев. П.Безухов и А.Болконский как чужие люди в гостиной Шерер. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании салона Шерер. Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др. Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества. Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский. Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом. О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может себе позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие. Вывод: отрицая нормы жизни светского общества, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, которым претит такая жизнь. Вечер в салоне Шерер завершается глупым анекдотом Ипполита, который все встретили как светскую любезность. Французский язык – как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией. Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский язык. |