Главная страница
Навигация по странице:

  • Вид деятельности

  • Оборудование

  • Примечание.

  • Урок 1 Тема Твои игрушки


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеУрок 1 Тема Твои игрушки
    Дата14.05.2023
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3klass_izo_konspekty_1.docx
    ТипУрок
    #1129853
    страница16 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Тема: Картины исторические и бытовые.
    Цели:познакомить с жанрами исторических и бытовых кар­тин; показать принципы создания картин этих жанров; закрепить понятия о жанрах изобразительного искусства; провести защиту самостоятельных творческих работ.

    Вид деятельности: рисование.

    Планируемые результаты: школьники научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и де­талях; закрепят понятия о жанрах изобразительного искусства.

    Оборудование:репродукции картин исторических и бытовых жанров, бумага, карандаши, краски.

    Ключевые слова и понятия: жанр, бытовые детали, портрет, пейзаж.

    Примечание.Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    (Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

    II. Повторение пройденного материала

    — С картинами каких жанров вы уже познакомились?

    — Что такое автопортрет?

    — Что может передать нам автопортрет?

    — С помощью каких деталей автопортрет передает настроение человека?

    — С помощью каких деталей автопортрет передает особенно­сти времени, в котором жил человек?

    — Автопортреты каких художников вы рассматривали на про­шлом уроке?

    — Картину в каком жанре вы выполняли на последнем уроке?

    — Как переводится на русский язык слово «натюрморт»?

    — Чем интересен для художника жанр натюрморта?

    — Что можно изобразить в натюрморте?

    Кто из вас выполнил домашнее задание - нашел картину-натюрморт и приготовил по ней рассказ-пояснение? Кто готов провести мини-экскурсию по приготовленной картине?

    (Проверка домашнего задания.)

    Сегодня вы познакомитесь с новыми жанрами изобразительно­го искусства, а в одном из этих жанров даже нарисуете свою картину.

    III. Беседа по теме урока, работа с учебником

    Откройте учебники на с. 130, прочитайте текст и рассмотрите картину.

    — Как называется фрагмент из приведенной картины?

    — По каким признакам, изображенным на картине, мы видим, что перед нами - эпизод военного сражения?

    — Как называется жанр такой картины? (Исторический.) Часто, рисуя историческую картину, художники показывают и ее сюжете действительно существовавших исторических лиц. Посмотрите сами.

    (Демонстрация репродукций, слайдов или презентации.)

    1. Картина художника В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

    — Кто такой А. Суворов? (Великий русский полководец, генера­лиссимус, который не проиграл ни одного военного сражения.)

    На картине показан эпизод, когда Суворов переводит свои войска через горы Альпы, чтобы нанести врагам удар с той стороны, откуда они не подозревают. В центре - образы русских солдат на фоне неприступных скал. Старые солдаты, которых мы видим на первом плане картины, сосредоточенны и суровы, один за­крывает лицо плащом, чтобы не видеть пропасти, в которую при­ходится спускаться. Видимо, им уже приходилось бывать вместе с гениальным полководцем в сражениях.

    Молодой солдат смотрит на своего командира с любовью и восторгом, хотя не так просто карабкаться по отвесным ска­лам, страшно думать о первом сражении. Но ни на одном лице мы не найдем следов страха или трусости. Чтобы поддержать боевой дух солдат, войско ведет сам полководец, сидящий на коне. Он словно произносит свои любимые слова: «Не робейте, ребята, с вами Суворов!» Суворов — действительное, реальное историче­ское лицо, и поэтому вполне оправданно, что художник поместил его образ на картину. На заднем плане в картину введен пейзаж, показана застывшая в холоде природа альпийских гор, засыпан­ных снегом. А на фоне замерших скал художник изобразил дина­мичные действия людей, бесстрашных русских солдат-богатырей, которые идут через непроходимые горы, чтобы дать бой, вступить в сражение и выиграть его.

    Как вы видите, здесь использован прием контраста.

    — В чем проявляется контраст в этой картине?

    — Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров?

    — Перечислите, какие жанры вы здесь увидели и в каких фраг­ментах они присутствуют. (Портрет — портреты А. Суво­рова и солдат; пейзаж — снежные горы, небо.)

    2. Картина художника В. Серова «Петр I».

    Русский царь и преобразователь Петр I изображен на фоне строительства Санкт-Петербурга. Царь вместе со свитой идет по болотистому берегу, впереди видны строящиеся корабли, благодаря которым будет открыто морское сообщение России со всей Европой. А на заднем плане уже сияет шпиль Петропав­ловской крепости словно символ будущего великого города. Один из художников так обрисовал образ главного героя — императора Петра: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр... ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза... Чувствуешь, что это — гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен подчиниться весь мир и даже стихия» (А. Бенуа). За Пе­тром едва поспевают его приближенные. На картине образ импе­ратора получился таким, как описал его А. Пушкин в своей поэме «Полтава»:

    ...Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен...

    В стремительном шаге Петра, в бурлящей воде и несущихся облаках видна сила, которая преобразит Россию. И в этой картине использован прием контраста.

    — Какие образы здесь находятся в контрасте с фигурой Петра? (Его приближенные, свита.)

    Ветер развевает одежду его свиты так, что можно подумать, будто перед нами проходит странный маскарад.

    — Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров?

    — Перечислите, какие жанры вы здесь увидели и в каких фраг­ментах они присутствуют. (Портрет портреты царя, его приближенных, портрет на заднем плане; пейзаж берег моря, волны, небо с бегущими по нему тучами.)

    — Как называются картины, где изображено какое-то исто­рическое событие или историческое лицо? (Исторические.)

    Теперь обратимся к картинам другого направления: рассмо­трите примеры этого жанра на с. 131 учебника и прочитайте текст.

    — Как называются эти картины по своему жанру? (Бытовые.)

    — Что такое быт? (Окружение человека, повседневные вещи, среди которых он живет.)

    Рассмотрите репродукцию картины художницы 3. Серебря­ковой «За обедом».

    — Какие детали быта людей вы можете там выделить? (Мебель, посуда, одежда, пища.)

    Какой уровень жизни этой семья? Видимо, достаточно высо­кий. Об этом свидетельствуют спинки дорогих стульев, накрытый белой скатертью стол. Он сервирован красивым обеденным сер­визом — с богатой фарфоровой супницей, серебряной разливательной ложкой. У каждого ребенка - по две тарелки, а обеденная салфетка для губ, которая расположена на ближайшем к зрителю уголке стола, вдета в специальное кольцо.

    Это портрет детей автора картины, художницы 3. Серебряко­вой, что подчеркнуто даже их внешним видом: два старших мальчика одеты в одежду, которая напоминает специфический халат художников, — блузу.

    Видно, что дети обедают дома, у них непринужденные позы, выражения лиц спокойные. Кажется, будто они только что действительно обернулись к маме, которая сидит рядом за мольбертом и рисует их портреты.

    Присутствует ли в этой картине контраст или ее главным приемом является согласованность персонажей? Конечно, в кар­тине присутствует согласованность, мы видим изображение мир­ного домашнего момента, который повторяется изо дня в день. И по всему видно, что среди детей также царит мир и согласие. Правда, можно предположить, что мальчик, который сидит на стуле ближе к зрителю, немного непоседа и задира. Недаром художница изобразила его волосы слегка взъерошенными.

    Одной из самых известных картин из жанра бытовых является картина художника Ф. Решетникова «Опять двойка». Посмотрите, какую сценку запечатлел на ней художник.

    (Демонстрация репродукции.)

    - Сколько героев изображено на картине и кто они? (На кар­тине изображено пять героев — четыре человека и собака, друг мальчика. У каждого героя свое настроение, и это очень ясно передано художником с помощью мимики — выражения лиц персонажей.)

    - Расскажите о настроении каждого из персонажей картины.

    - Кто главный герой картины? (Мальчик в пальто и с портфе­лем в руках, расположенный в левом нижнем углу картины.)

    - Почему вы думаете, что именно он получил двойку? (Малень­кий мальчик еще дошкольник, а девочка, видимо, отличница.)

    - Есть ли на картине персонаж, который искренне радуется приходу мальчика-двоечника? (Да, есть: это собака, кото­рая встречает хозяина, радостно бросаясь ему навстречу.)

    Картина написана в середине XX в., и в ней видны многие приметы этого времени: на девочке и на мальчике-двоечнике обязательная школьная форма, которая в наши дни отменена, мальчик обут в калоши поверх ботинок — сейчас калоши тоже не носят. А раньше это считалось удобным: прошел до школы по улице в калошах, а в школе снял их и остался в чистой обуви. Маленькая сценка из жизни, которую увековечил художник Ф. Решетников в своей картине под названием «Опять двойка», находится в Третьяковской галерее.

    — Какие бытовые детали вы видите на картине «Опять двойка»?

    — Какой художник нарисовал эту картину?

    — Как можно отличить картину историческую от бытовой?

    — Какие образы нередко изображаются на картине исторической?

    — Какие детали чаще всего изображаются на картине бытовой?

    IV. Работа в тетради

    Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картины ис­торические и бытовые». Запишите названия картин, репродукции которых вы видели на уроке.

    1. В. Суриков «Переход Суворова через Альпы».

    2. В. Серов «Петр I».

    3. Ф. Решетников «Опять двойка».

    V. Знакомство с заданием для самостоятельней работы

    Вы можете выбрать сами, картину какого жанра вы сегодня нарисуете. Подумайте, что вам ближе и что вы сможете передать рисунком: какой-то исторический момент или фрагмент вашей жизни. Прочитайте задания на с. 131 учебника: там приведены темы для выбора рисунка жанровой тематики.

    (Школьники выбирают тему рисунка и приступают к выпол­нению работы на нужную тему.)

    VI. Физкультминутка

    Вы знаете, что в мае ежегодно проводится парад войск на Красной площади в ознаменование Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. На физкультминутке мы прове­дем не просто игру с метроритмическими движениями, а своеоб­разный конкурс с военной тематикой на внимание. Он называ­ется «Разведчики, парад, засада». Для проведения конкурса надо выучить три вида движений. Первое - парадный шаг.

    — Вы видели, как солдаты шагают на параде?

    — Какой у них при этом бывает шаг? (Уверенный, четкий, с вы­соким подниманием колен.)

    — Каким должно быть положение корпуса во время ходьбы? (Плечи развернуты, голова приподнята, спина выпрямлена.)

    Прошу всех встать. Теперь давайте попробуем все вместе пройти парадным шагом на месте.

    (Школьники маршируют на месте парадным шагом.) Таким шагом вам и нужно будет идти, когда вы услышите команду «Парад!».

    Для показа движения разведчиков вам понадобится идти другими шагами - осторожными, тихими, на цыпочках, слегка согнувшись. Так идут разведчики, когда им надо незаметно пройти в тылу врага, чтобы узнать нужные сведения. Ведь при этом важно, чтобы их никто не услышал. Попробуем пройтись таким шагом.

    (Школьники маршируют на месте легким шагом на цыпочках.)

    Третий вид движения в этой игре называется «засада». Вы должны присесть на корточки, словно разведчик, который желает остаться незаметным, и при этом наблюдать, что делается вокруг.

    (Педагог показывает вид движения - вместе с ребятами са­дится на корточки, охватив колени.)

    Итак, вы выучили все три движения, который понадобятся и игре «Разведчики, парад, засада». Теперь слушайте внимательно задание.

    Я буду произносить эти три слова, а вы должны без ошибки мы полнить нужное действие.

    (Несколько раз проводится игра «Разведчики, парад, засада».)

    VII. Завершение самостоятельной работы

    (Школьники возвращаются к своим работам и завершают их.)

    VIII. Познавательная информация

    Познакомьтесь еще с одной картиной бытового жанра. Она называется «Неравный брак», ее автор — художник В. Пукирев. (Демонстрация репродукции картины.)

    — Что вы видите на этой картине? Каков ее сюжет? (Совсем молодую девушку выдают замуж за старика.)

    Мы видим эпизод венчания в церкви. С левой стороны — свя­щенник, который надевает на палец девушке венчальное кольцо, .1 перед ним стоят жених — довольно старый человек — и моло­денькая девушка — его невеста, которая совсем скоро станет его ia конной женой.

    - По каким приметам видно, что девушка выходит замуж за этого старика не по своей воле? (У нее заплаканное лицо, ее рука безвольно опущена, она очень грустная.)

    Да, она даже держит венчальную свечу так, что, кажется, сей­час загорится ее роскошное платье. Голову она низко наклонила и не смотрит ни на своего жениха, ни на кого вокруг. Зато ее же­них старается держаться молодцевато. Он вытянулся в струночку и даже через зубы ворчит на свою невесту, скривив узкие губы. Но ни его подтянутый вид, ни ордена, надетые на свадебный костюм, не могут привлечь наше внимание, не дают загореться симпатии к нему. Все симпатии зрителей — на стороне невесты. Почему у картины такое название — «Неравный брак»? Во-первых, из-за разницы в возрасте старого жениха и юной не­весты. Во-вторых, наверное, жених — довольно богатый человек, а его красавица-невеста - из незажиточной семьи. То есть счи­тается, что этот старик ее осчастливил, взял в жены из бедности.

    Может быть, эта печальная истории произошла в жизни само­го художника? Его любимую девушку родители насильно выдали замуж за старика. Поэтому на картине с правой стороны, позади невесты, он нарисовал автопортрет.

    - Что такое автопортрет? (Портрет автора картины, самого художника.)

    - Опишите автопортрет художника В. Пукирева. (Это моло­дой красивый человек с печальным взглядом; он охватил себя руками за плечи и мрачно смотрит на происходящее.)

    - Какие чувства переживает художник, глядя на венчание? (Всем своим видом он выражает протест, но ничего не может сделать, чтобы остановить эту церемонию:)

    - Что вам запомнилось из этой картины больше всего? (Порт­рет невесты.)

    Невеста нарисована художником с особой любовью и тща­тельностью. Кажется, в ее свадебном наряде он прорисовал каж­дую деталь - все кружева на платье, перчатки, фату с цветками флердоранжа, который кажется для такой молоденькой девушки настолько тяжелым, что даже пригибает ее голову книзу.

    - Как называется картина, которую вы только что рассмотрели?

    - К какому жанру ее можно отнести? (К бытовому.)

    - Какие бытовые детали здесь представлены? (Одежда людей, обстановка церкви.)

    Одежда людей относится к середине или к концу XIX в., по­этому мы можем предположить, когда происходило событие, ко­торое изображено на картине.

    Запишите в тетради название картины и фамилию ее автора. Эта картина была в свое время куплена знаменитым коллекцио­нером П. Третьяковым.

    - Значит, в какой картинной галерее сегодня можно увидеть подлинник картины? (В Третьяковской галерее.)

    Теперь познакомьтесь с еще одной картиной исторического жанра, которая называется «Княжна Тараканова». (Демонстрация репродукции картины.)

    - Опишите, что на ней изображено. (Красивая девушка в бо­гатом нарядном платье стоит на дощатой постели, а в за­решеченное окно хлещет вода.)

    Эта девушка и есть княжна Тараканова. Ее привезли в России из-за того, что она в разных странах Европы называла себя наследницей русского престола и говорила, что имеет все права, чтобы стать царицей.

    На самом деле княжна не являлась наследницей российского престола, она все это сочинила и была просто-напросто обман­щицей. Поэтому она была привезена в Санкт-Петербург и заключена в Петропавловскую крепость. Но Санкт-Петербург - город, в котором раньше часто бывали наводнения, ведь он построен на болотах, вблизи от моря. Как раз момент такого наводнения запечатлел на своей картине художник К. Флавицкий. Видите, вода хлещет в зарешеченное окно, на постель с узницей караб­каются мыши.

    - К какому жанру можно отнести эту картину? (К историче­скому.)

    - С помощью каких деталей этой картины создается контраст, который и производит сильное впечатление на зрителей?

    IX. Защита творческих проектов

    (Школьники проводят защиту творческих проектов.)

    XI. Рефлексия

    - С картинами каких жанров вы сегодня познакомились?

    - Чем отличается картина исторического жанра?

    - Какие картины исторического жанра вы сегодня рассма­тривали?

    - В чем заключается историзм этих картин?

    - Какие жанры могут встречаться в исторической картине?

    - В чем заключается отличие картины бытового жанра?

    - Что такое быт?

    - Приведите примеры картин бытового жанра.

    - Какие предметы быта присутствуют на этих картинах?

    - Какова роль братьев-Мастеров при создании картин исто­рических и бытовых?

    А теперь сочиним синквейн на тему «Картина».

    (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

    XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

    Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу­ющий урок принесите пластилин и принадлежности для работы с ним.

    Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину нa бытовую или другую жанровую тему и составить по ней рассказ экскурсовода.

    Урок 33.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта