Главная страница

Урок 1 Тема Твои игрушки


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеУрок 1 Тема Твои игрушки
Дата14.05.2023
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла3klass_izo_konspekty_1.docx
ТипУрок
#1129853
страница2 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

XI. Продолжение практической работы

Займемся оформлением наряда кукол. У дымковской игрушки есть своя гамма цветов.

- Какие цвета чаще всего используются при оформлении дымковской игрушки? (Красный, желтый, синий, малино­вый, коричневый, лиловый и даже черный.)

Все цвета — сочные, яркие, которые отлично контрастируют с белизной фона игрушки. При росписи можно до бесконечности варьировать цвета будущих узоров на платьях.

Ручки куклы тоже держат по-разному - кто к груди при­жмет, кто в бока ими упрется. А еще можно им в руки разные предметы давать. Кому — зонтик, кому — муфточку от холода, кому - кастрюльку, кому — собачку, кому — ведерко, кому — цве­ты, кому — завернутого в одеяльце ребеночка, кому — кошечку, кому — подушку, кому — каравай хлеба или корзину с грибами. Девушки-барышни держат в руках зеркальце с витой оправой или шкатулку с драгоценностями - наверное, свое приданое. Очень популярной была среди дымковских мастеров статуэтка, которая звалась «водоноска» — девушка держала на плечах выгнутое ко­ромысло, а к его концам прилеплялись сразу два ведра. Еще была фигурка по имени «барыня» - обычно ее одевали в богатую шапку, меховую душегрейку, к шее прикрепляли стоячий воротник или воланы. На плечи ей даже можно положить какое-нибудь подобие меха — например, куницу с остроугольной головой и лапками.

Или еще известная фигурка — продавщица со своим товаром в руках. А таким товаром могло быть все, что угодно: от связки баранок до арбуза.

Обычно лица этим куколкам оформляли похожими друг на друга. Передавались общие детали, главное - глаза, брови, рот и обязательно - крупный румянец во всю щеку. Но и в этих мел­ких деталях было разнообразие. Например, губы можно вылепить в виде простого маленького шарика алого цвета, а можно - тремя шариками («бантиком»), или сердечком, или полоской в улыбке. Обычно румянец на щеках и губы рисовали одного цвета — два больших круга и между ними посредине маленький. Над глазами обязательно брови — черные, тонкие, как говорится, «вразлет».

XII. Рефлексия

- Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. (Лепка.)

- Какие принадлежности вам понадобились?

- Что следует сделать с пластилином перед самым началом работы?

- Перечислите свойства пластилина. (Эластичный, мягкий, податливый, легко принимает нужную форму, боится тепла.)

- Как называется вид кукол, которых вы сегодня выполняли?

- Какие основные детали используются для оформления юбок дымковских кукол?

— Как можно оформить голову, ручки куклы?

— Что для вас было сложного в изготовлении такой куклы?

— Какие новые слова вы узнали на уроке?

— Чему новому вы научились?

— Какова была роль каждого из трех братьев-Мастеров в из­готовлении дымковкой куклы?

XIII. Творческий момент, сочинение синквейна

Каждое занятие вы будете завершать сочинением поэтическо­го произведения из пяти строчек. Оно называется словом «синквейн». Повторите это название все вместе хором.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Вы уже знакомы с частями речи - существительными, прила­гательными, глаголами. Вот в каждой строчке синквейна по оче­реди будут использоваться все эти части речи.

(Педагог может вывесить плакат с пояснениями создания синквейна.)

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, имя существительное.

2 строка — два прилагательных.

3 строка - три глагола.

4 строка - фраза на тему синквейна.

5 строка - вывод, одно слово, существительное.

Вот какие примеры синквейнов можно сочинить на известные вам темы.

(Педагог демонстрирует варианты создания синквейнов на распространенные темы.)

1. «Утро» Утро.

Свежее, раннее. Пробуждает, веселит, светит. Утро приходит к нам с рассветом. Радость.

2. «Солнце» Солнце. Ясное, яркое.

Восходит, сияет, воодушевляет. От солнца всем становится радостно. Счастье.

А теперь попробуем вместе сочинить синквейн на слово «иг­рушка».

Игрушка.

Любимая, добрая.

Развлекает, веселит, утешает.

Игрушки должны быть у всех детей.

Веселье.

(Педагог записывает каждую сочиненную ребятами строчку на доске.)

Посмотрите, какое хорошее стихотворение вы все вместе со­чинили. Давайте прочитаем его хором. Теперь вы знаете, как мож­но сочинять подобные несложные стихотворения, и сами можете тренироваться в их создании. А темой для синквейна может быть любое слово.

Примечание. В дальнейшем на каждом уроке синквейны со­здаются по данной общей схеме.

XIV. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Ваши поделки надо аккуратно убрать в специальные целло­фановые пакетики, которые вы принесли с собой. Пластилин, который остался, соберите в коробку, дощечку заверните в бумагу. Оботрите руки тряпочкой.

На следующий урок принесите пластилин и принадлежности для работы с ним.

Урок 3. Тема: Красота букетов из Жостова. Твоя посуда.
Цели:повторить технологию работы с пластилином; позна­комить с проектированием предметов по принципу стилевого единства; обсудить посуду разных форм и внешнего оформления; познакомить с понятиями «гармония», «колорит».

Вид деятельности:лепка из пластилина, изготовление посуды.

Планируемые результаты:школьники узнают предметы, вхо­дящие в состав чайного сервиза; дадут описание их внешнего вида; научатся создавать ансамбль предметов в их единстве.

Оборудование:образцы посуды разных видов и назначений, пластилин и принадлежности для работы с ним, готовые поделки для демонстрации, фотографии и рисунки с сервизами, оформ­ленными в единой форме.

Ключевые слова и понятия:сервиз, гармония, чайная пара, колорит.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Беседа по теме урока, работа с учебником

- Чем вы занимались на прошлом занятии?

- В чем заключается необычность дымковских игрушек? (В их разнообразии и в раскраске, для раскраски такой игрушки ис­пользуются яркие, сочные цвета — от красного до фиолето­вого.)

Да, в обычной одежде сочетание таких цветов покажется че­ресчур пестрым, но для украшения глиняной игрушки они смо­трятся очень нарядно.

Сегодня вы продолжите работу с пластилином, только в те­чение урока вам придется уже слепить несколько видов посуды, которые вместе составят целый чайный сервиз.

Откройте учебник на с. 18-23, рассмотрите представленные там образцы посуды.

- Для чего предназначены сервизы, фотографии которых представлены на с. 18—19? (Для чая.)

- Что входит в состав чайных сервизов?

- Сколько чашек чаще всего входит в чайные сервизы?

- Чем, помимо краски, раскрашены представленные здесь сервизы? (Позолотой.)

- Из чего сделана посуда, фотография которой представлена на с. 22? (Из дерева.)

Деревянная посуда имеет свои особенности: например, в нее нельзя часто наливать воду, она может потрескаться, с нее быстро сходит рисунок, она расслаивается, и деревянная щепочка, отло­мившись от нее, может поранить кожу человека.

- Для чего же тогда предназначена такая посуда?

- Какие предметы здесь изображены и для чего предназначен каждый из них?

Хохломскую посуду часто использовали для других целей, по­мимо пищевых, например, вазочки - как подставки для искус­ственных цветов, флажков, карандашей; особые бочонки - для хранения меда.

- Какие предметы хохломской посуды использовали в ка­честве музыкальных инструментов? (Ложки.)

На с. 23 учебника представлена посуда из местечка под назва­нием Гжель. Здесь выбор предметов очень богатый. Рассмотрите фотографию и найдите предметы, которые я назову, и расскажите, но каким признакам вы их отыскали.

- В какой части фотографии - вверху или внизу - находится подставка для яиц? (Внизу слева.)

- Опишите, как она выглядит. По каким признакам вы поня­ли, что это именно так часть сервиза, которую я прошу най­ти? (Это тарелка с овальными углублениями для яиц, в центре тарелка украшена фигуркой птички.)

- Какая птица использована здесь для украшения и еще как ручка этой подставки? (Курочка.)

- Почему подставку для яиц украсили фигуркой птички-курочки? (Потому что яйца - продукт, который приносит курица.)

- Чьим продуктом — птицы или рыбы — является икра? (Рыбы.)

Верно. Для того чтобы икру выставлять на стол, используют специальный прибор, который называется икорница.

- Найдите на фотографии икорницу, расскажите, где она на­ходится и по каким приметам вы ее узнали. (Она находится справа, оформлена в виде рыбки.)

Верно, корпус и голова рыбки - крышка икорницы, а ее плав­ники — подставка.

- Что может храниться в посуде, крышка которой сделана в виде изображения кота? (Сливочное масло.)

- Как называется такой предмет? (Масленка.)

Позади масленки к стенке прислонена большая глубокая ми­ска с нарисованным петухом на ней — это тарелка для первого блюда, например, куриного супа. В центре фотографии - два чай-пика, большой и маленький. Большой - для кипятка, малень­кий — для заваривания в нем чая.

- Какие ручки у большого чайника? (В виде женских фигурок.) С другой стороны от большого чайника находится предмет, который не используется в качестве посуды, но на столах он рань­ше часто выставлялся. Это подсвечник. Посмотрите, от основного стержня в две противоположные стороны отходят круглые части — подставки под свечи.

- Почему подсвечники не делали в наборах хохломской посу­ды? (Хохломская посуда — изготавливалась из дерева, а дерево могло загореться от огня свечей.)

Откройте учебники на с. 24, прочитайте, какую работу вы­полняет при изготовлении посуды каждый из братьев-Мастеров.

III. Постановка задачи урока. Знакомство с понятием «гармония»

Сегодня на уроке вашим заданием будет выполнение из пла­стилина предметов сервиза. Необходимо, чтобы сразу было видно, что все эти вещи из одного набора, или, как принято называть, из одного целого сервиза.

— Как вы думаете, что для этого требуется? (Выполнение всех вещей сервиза в едином стиле по форме и оформлению.)

Вы уже рассматривали образцы сервизов. Расскажите, по ка­ким приметам сразу видно, что эти предметы из одного комплек­та, почему их нельзя спутать с другими сервизами.

- Как отличаются сервизы по форме? (У одного сервиза все предметы округлые, у другого — волнистые края изделий.)

Сервизы могут объединяться формой ручек, подставками под предметы. Бывают даже сервизы, где все предметы стоят на столе не донышками, а специально сделанными лапками-подставками в виде маленьких ножек.

- Как отличаются сервизы по своему оформлению? (Одни рас­крашены узорами в виде цветов, другие оформлены простой декоративной расцветкой, отдельными деталями, позолотой.)

Форма посуды согласована с оформлением. Если чашеч­ки сервиза напоминают цветы с волнистыми краями, то и в его оформлении присутствуют цветочные детали. Такая согласован­ность формы посуды и ее декоративных украшений называется словом «гармония». Запомните, слово «гармония» означает «со­гласованность», «согласие». Когда какие-то предметы хорошо подходят друг к другу, то про них можно сказать, что они друг с другом гармонируют.

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему урока: «Посуда у тебя дома». Запишите также определение слова «гармония».

Гармония — это согласованность, согласие разных компонен­тов в едином стиле.

В сервиз входит достаточно много видов разной посуды. По­вторите предметы, которые входят в чайный сервиз. (Чайники, чашки, блюдца, сахарница, сливочник, вазочка-конфетница.)

— Как вы думаете, является ли чайная ложка предметом чай­ного сервиза? Ведь она тоже часто используется во время чаепития. (Если такая ложка выполнена из металла, то она не входит в сервиз.)

Но бывают ложки, изготовленные из того же материала, что и все остальные предметы сервиза, например, из фарфора. Да еще ее и расписывают, как все остальные предметы, тем же узором. Тогда такую ложку можно считать частью сервиза.

V. Изготовление формового задела. Подготовка к практической работе

Вы уже убедились в том, как много предметов входит в состав чайного сервиза. Поэтому договоримся сначала сделать лишь не­сколько вещей. Зато в них вы должны сразу же четко обозначить две самых важных особенности — общую форму всех предметов, их цве­товое решение. А когда первые предметы будут вылеплены, то надо будет придумать и общие детали для их декоративного оформления.

Заданием на начало урока станет лепка самого крупного предмета — чайника и чашки с блюдцем. Обычно чашек в сер­визе бывает много - от 6 до 12. Но вы слепите сегодня образец, на который сами впоследствии будете равняться, изготавливая псе остальные чашки.

Первая задача - выбор формы изделий. При этом можно ру­ководствоваться образцами, представленными в учебнике. А еще лучше, если вы придумаете свою форму для сервиза. Подумайте и решите этот вопрос каждый самостоятельно.

Все предметы придется лепить из пластилина одного цвета. Поэтому посмотрите на ваши запасы и определите, пластилина какого цвета у вас больше всего. Хватит ли этого цвета для все­го сервиза? Если одного какого-то цвета мало, то вам придется лепить посуду, скомбинированную из двух цветов. Допустим, нижняя часть каждой вещи будет одного цвета, а верхняя - дру­гого. Важно, чтобы цвета сочетались между собой и находились и гармонии.

VI. Начало практической работы. «Чайная пара»

С лепки какого предмета можно начать эту работу? Поможет нам такая подсказка. Когда накрывают стол к чаю, то первые предметы, которые на нем расставляют, это чашки.

- Как вы думаете, почему? (Ответы школьников.)

А потом уже вносят и расставляют на столе все остальные принадлежности для чаепития. Поэтому и нашу лепку мы начнем с изготовления чашки.

Итак, вы уже определились с главными моментами — выяснили, какого цвета (или цветов) пластилин вам понадобится и какой формы будут ваши поделки. И еще нужен третий параметр - величина предмета. Возьмите кусочек пластилина, подходящий но объему вашей будущей чашке, слегка разомните его в руках и скатайте в комок. Из такой заготовки надо смастерить чашку.

Придайте пластилину выбранную форму. При этом чашку мож­но поставить на картонку для лепки. После того как ваша чашка внешне приобрела ту форму, которая нам нужна, сверху в ней надо проделать углубление. Его можно просто продавить пальцем. По­сле этого еще раз проверьте форму чашки - возможно, что она немного изменилась из-за появления углубления. Выровняйте ее края. Какой будет ручка у вашей чашки? Подумайте, ведь ее мож­но сделать не только простой полубараночкой, а украсить какими-нибудь завитушками. Только учтите, что тогда подобные ручки надо будет сделать и для всех остальных принадлежностей сервиза.

Будет ли у вашей чашки блюдечко? Ведь бывают сервизы, в которых блюдца отсутствуют. Договоримся, чтобы у ваших ча­шек блюдца были. Для того чтобы изготовить блюдце, скатайте кусочек пластилина в шарик, расплющьте его в тонкую лепеш­ку и поднимите у нее края вверх. Посмотрите, нельзя ли сделать так, чтобы даже блюдце по своей форме гармонировало с чашкой. Например, если у чашки волнистые края, то и у блюдечка тоже можно краешки сделать слегка волнистыми.

Чашка и блюдце носят в обиходе название «чайная пара». Зна­чит, первую такую чайную пару вы уже изготовили. Можно ее пока установить на краю вашей картонки для лепки или на время вообще переставить в другое место. Теперь займемся другой по­делкой, а потом вернемся к чайной паре вновь.

VII. Продолжение практической работы

Вторая поделка из сервиза - командир всех блюдец и чашек, про него так и говорят — «над чашками начальник». Кто же это? Верно, это чайник.

По сравнению с чашкой этот предмет крупнее. Поэтому и пла­стилина для него потребуется больше. А технология изготовления чайника похожа на ту, которую вы уже освоили, выполняя чашку.

Сначала лепится его основная внешняя форма — круглая, ко­нусовидная или просто в виде цилиндра. Потом в форме делается углубление, и будущий чайник подравнивается с боков и сверху. Какие детали мы должны сделать для него? Первая деталь — это ручка. Обратите внимание на то, что она должна иметь сходство с ручкой чашки. А можно ее вылепить и интереснее, богаче укра­шенной. Ведь чайник - центр чайного стола, поэтому ему разреше­но выглядеть наряднее. Прикрепите ручку с одного бока чайника. Обратите внимание на то, что ручка не должна быть тонкой. Ведь она должна выдерживать вес чайника, за нее чайник поднимают.

Какие еще детали следует вылепить для чайника? Это носик и крышечка. Носик прикрепляется с противоположной стороны от ручки. Эта деталь тоже не должна получиться узкой, ведь под­разумевается, что через носик из чайника наливают чай.

Последняя деталь - крышка. Тот, кто делает сервиз из пластилина разных цветов, может выбрать для нее любой цвет. Крышку лепят из шарика, слегка приплюснув его в лепешечку. Завершить крышку надо сверху маленьким шариком.

После того как вы закончите изготовление чайника со всеми деталями, поставьте эту поделку рядом с чайной парой. Обратите внимание, есть ли сходство в облике чашки и чайника. Получи­лись ли они похожими между собой по своей форме? На следую­щем этапе работы мы это сходство усилим с помощью декоратив­ных деталей оформления.

VIII. Физкультминутка

Мы с вами попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал нарядный чайный сервиз. Только что вы вспоминали, как выглядит празд­ничный стол, покрытый нарядной скатертью, уставленный кра­сивой посудой с различным угощением, и какие предметы входят и чайный сервиз. Вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. Сейчас попробуем изобразить каждый из них жестами. А поможет нам в этом плясовая музыка.

(Под аудиозапись произвольной плясовой русской народной мелодии школьники выполняют движения, стоя на месте или пе­редвигаясь вперед маленькими шагами.)

1. Чайные чашки - повороты плечами, руки опущены вниз, ладони отогнуты под прямым углом.

2. Блюдца — двигаются аналогично, только их руки с отогну­тыми ладонями выпрямлены в стороны.

3. Чайник - одна рука поднята вверх и развернута ладонью и сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Повороты и разные стороны. Чайник - фигура важная, двигаться он должен медленно, с достоинством.

IX. Понятие о колорите

Теперь надо выбрать колорит вашего сервиза. Слово «коло­рит» в переводе с латинского языка означает «цвет», «окраска». В живописи колорит — это система подбора цветов для передачи нужного художественного образа. Зависит от подбора красок, ко­торыми пользуется художник.

- Какие цвета вы выберете для передачи летнего пейзажа? (В основном — зеленый, синий.)

— Какие цвета вы выберете для передачи осеннего пейзажа? (Желтый, оранжевый, красный.)

Для изображения лета также можно выбрать желтый цвет -это окраска солнышка, песка на пляже. Но в летнем пейзаже такой цвет присутствует не как основной, а как дополнительный.

Подумайте, какой колорит понадобится для оформления ва­шего сервиза.

X. Декоративное оформление

Готовые предметы посуды надо сделать схожими не только по их форме и колориту, но и по декоративным деталям. Подумай­те, как можно украсить ваши поделки, какие на них могут быть ор­наменты. Имейте в виду, что в их украшении должны быть общие детали — какие на чайнике, такие и на чашке. Причем украшать можно не только бока этих предметов, но и их ручки. Не забудьте про блюдце - и оно должно стать красивым.

Какой рисунок для украшения вы выберете? Это могут быть какие-то фигуры или узор в виде цветов.

При выполнении отделки можно воспользоваться специ­альными заостренными палочками, которые называются стеки. Их можно изготовить из простой заостренной спички. С помощью такой спички удобно наносить украшения, выдавливая их на пла­стилине. Какую часть предмета легко украсить такими выдавлива­ниями? Например, края вокруг крышки у чайника и сделать похо­жую каемку по верху чашечки. Или, наоборот, украсить мелкими точками низ чайника и чашечки. Не забудьте и про блюдце — его тоже можно украсить такой техникой.

Сделайте украшение сначала на одном каком-то предмете, за­тем, если у вас узор получится удачным, перенесите его на второй предмет. Как вы думаете, на чайнике узор может быть крупнее, чем на чашке? Ведь и сам этот предмет по объему немного больше.

(Школьники выполняют декоративное оформление посуды.)

XI. Продолжение практической работы

Вспомните название предмета для чайного стола, который не входит в состав чайного сервиза. Без него раньше чайный стол не обходился. Отгадать название этого предмета вам помогут две загадки.

(Педагог читает народные загадки, а школьники отгадывают.)

Сверху дыра, снизу дыра,

А внутри — огонь да вода. (Самовар.)

Хочется попить чайку,

Разогнать прочь хворь-тоску.

Вот теперь раздуем жар,

И запышет... (самовар).

Какую замечательную посуду вы сегодня слепили. Сейчас эта работа будет продолжена - надо будет слепить еще некоторые пещи, без которых сервиз будет неполным.

- Что же еще осталось? (Сахарница, кувшинчик для молока или сливок, вазочка для конфет.)

Любой из этих предметов надо вылепить и оформить в едином с тиле с предыдущими компонентами сервиза. (Школьники продолжают работу.)

XII. Физкультминутка

Завершим танец предметов чайного сервиза. Сначала повто­рите прошлые движения, потом выучите новые.

(Школьники под музыку повторяют выученные движения.) Теперь посмотрите танцевальные действия оставшихся пред­метов.

1. Сахарница - две руки, упертые в бока. Движения - малень­кие приседания-пружинки.

2. Маленькие розетки для варенья - изображаются по образу чайных чашек, только при этом ребята слегка приседают, согнув колени.

3. Самовар - изображается раздвинутыми и закругленными, разомкнутыми руками. Этот персонаж прыгает на месте, попы­хивая на ходу: «Пых, пых!»

Вот как весело танцует наш чайный сервиз!

XIII. Рефлексия

- Как называется комплект посуды, оформленный в едином стиле? (Сервиз.)

- Какие, помимо чайных, еще бывают сервизы? (Столовые.)

- Когда используются столовые сервизы? (За обедами для пер­вых и вторых блюд, закуски.)

- Какие предметы входят в столовые сервизы? (Разные та­релки глубокие, мелкие, пирожковые, закусочные; супницы, соусники, селедочницы, салатники.)

- Как называется согласованность предметов друг с другом? (Гармония.)

- Когда про предметы посуды говорят: «Они гармонично смотрятся друг с другом»? (Одинаково оформлены, похожи по форме.)

- Что такое колорит?

- Какой колорит является традиционным для посуды из Хо­хломы?

- Какой цвет является основным для посуды из Гжели?

А теперь сочиним синквейн на тему «Сервиз». (Школьники выполняют задание.)

XIV. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Ваш пластилин, который пока не нужен, надо убрать обратно в коробку. А уже готовые слепленные предметы осторожно поло­жите в специальную упаковку — пакетик или коробочку.

На следующий урок принесите бумагу, краски и принадлеж­ности для работы с ними.

Урок 4.Тема: Обои и шторы в твоём доме.
Цели: познакомить с назначением и многообразием штор и за­навесок и их целевым назначением; научить изготовлению вари­антов их рисунков с помощью шаблона; привить навыки коллек­тивной работы; познакомить с понятиями «цветочный рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность».

Вид деятельности: работа с бумагой и фломастерами.

Планируемые результаты: школьники научатся созданию ри­сунков в зависимости от их назначения.

Оборудование: образцы обоев и штор для разных видов поме­щений, фломастеры, бумага, ножницы.

Ключевые слова и понятия: обои, шторы, теплые тона, холод­ные тона, цветочный рисунок, ритм, трафарет.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала, работа с учебником

— Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?

— Что такое колорит?

— Какой колорит является традиционным для посуды из Хо­хломы?

— Какой цвет является основным для посуды из Гжели?

— Что такое гармония?

— Приведите примеры гармонии между разными предметами. Интересно, что если вглядеться в привычную вещь, которая попадается дома на глаза много раз на дню, то она вдруг проявит себя с совершенно неожиданной стороны. Посмотрите на окна в нашем классе, сравните их с оформлением окон у вас дома.

— Расскажите про ваши варианты оформления окна.

(Педагог обобщает ответы школьников.)

На окнах, как правило, висят разные занавески, шторы, гар­дины. В каждой комнате окна оформляют по-разному.

— Что такое шторы? (Матерчатые занавески, которые исполь­зуются дт обустройства и оформления дома.)

От чего зависит разное оформление окон? Наверное, в первую очередь, от разного назначения комнат, в которых они находятся.

— Например, из какой ткани вы бы сделали занавески в дет­ской комнате? (Из веселой ткани, с радостным рисунком.)

— Какими были бы занавески в спальне? (Из темной ткани, не пропускающей солнечных лучей и света уличных фонарей.)

— Какие цвета материи подошли бы для занавесок в столовой?

— Какие цвета материи подошли бы для занавесок в гостиной?

— Что такое обои? (Полотна бумаги, которыми оклеивают сте­ны в домах.)

— Знаете ли вы, как воздействует выбор цвета обоев на на­строение? Откройте учебник на с. 26, прочитайте текст.

Сегодня вы попробуете придумать и нарисовать узоры, ко­торые подошли бы для обоев и штор. Выполнять эту работу вы будете коллективно по подгруппам.

III. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока: «Обои и шторы у тебя дома».

— Для чего еще, помимо оформления окон, можно исполь­зовать шторы? (Вывешивать в проемах между комнатами, в дверях, перегораживать комнату пополам или отделять в ней какую-то часть.)

— Когда в комнатах на окнах вывешивают только тонкие, про­зрачные занавески? (Если комната выходит окнами на те­невую сторону и напротив нет жилого дома.)

— Какую роль выполняют темные, непрозрачные шторы? (Они предохраняют мебель и книги от солнечных лучей. Вечерами, когда комнаты освещены изнутри, такие шторы не позволя­ют с улицы видеть то, что происходит в комнате.)

Напишите, какие шторы есть у вас дома, и где они вывешены. (Школьники выполняют задание.)

IV. Познавательная информация

Представьте себе, что вы стали новоселом — ваши родители получили новую квартиру, в которой одна комната ваша. Ее так и называют — детская. Теперь вам предстоит увлекательная рабо­та — оформить ее по своему вкусу.

Большое значение будет иметь цвет стен и рисунок на них. Значит, вам придется выбрать обои нужного цвета. Но перед тем как отправиться в магазин за покупкой обоев, надо изучить вну­тренний вид комнаты, ее площадь и даже то, на какую сторону света выходят окна. Исходя из этих данных вы начнете выбирать обои. Ведь каждый цвет имеет свои особенности, правильно вы­бранные обои способны преобразить комнату.

Вот что надо принимать во внимание. Вы уже знаете, что цвета можно разделить на две группы: теплые и холодные.

1. Теплые цвета - желтый, оранжевый, красный и их оттенки.

2. Холодные цвета — синий, зеленый, фиолетовый и их от­тенки.

Теплые тона также называют другим словом — «активные», потому что они действительно влияют на активность человека. У него улучшается настроение, повышается работоспособность, он становится жизнерадостным.

Но целиком всю комнату окрашивать в красный или оранже­вый цвет специалисты не рекомендуют, так как находиться посто­янно в приподнятом настроении для человека неестественно. По­этому такими цветами можно окрасить одну стену или оформить в такие тона отдельные предметы — детали мебели, покрывала, подушки, картины.

Однако эти цвета могут добавить в комнату освещения. Допу­стим, если ее окна выходят на север, то можно поклеить на стены обои желтых цветов.

- Как вы думаете, можно ли окрашивать теплыми тонами спальню?

- Можно ли окрашивать теплыми тонами рабочий кабинет или детскую комнату?

- Правильно ли оклеивать красными или оранжевыми тона­ми комнату, в которой почти целый день царит солнце?

Холодные тона также имеют другое название - «пассивные». Эти цвета оказывают успокаивающее воздействие на человека. Они подходят для комнат, предназначенных для отдыха. У них есть такое интересное качество: светлые оттенки этих тонов зри­тельно расширяют границы помещения, создавая впечатление, что комната шире, чем она есть на самом деле.

Кроме того, надо учитывать густоту покраски. Например, если потолок окрашен светлым тоном, то он будет казаться выше. А если потолок покрасить темным тоном, он будет казаться ниже, чем есть на самом деле.

При выборе обоев надо учитывать рисунок на них. Так, если на обоях вертикальный рисунок, то он создаст впечатление того, что потолок расположен выше.

Рассмотрите образцы обоев, которые я принесла. Подумайте и решите, какие из них вам нравятся больше. Попытайтесь пояс­нить, почему вы предпочли именно эти обои, в каких комнатах им бы их использовали.

Такой же анализ надо провести с образцами материала для штор. Рассмотрите их и выберите для каждой комнаты свой об­разец.

V. Беседа по теме урока, работа в тетради

Обратите внимание на то, что орнамент на обоях не располо­жен хаотично, допустим, в виде произвольных брызг. Вы видите, что в рисунке повторяется какой-то постоянный мотив.

- Какие фрагменты встречаются наиболее часто? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Наверное, чаще других в рисунках обоев встречается так называемый «цветочный рисунок» — мелкие или, наоборот, крупные изображения чашечек цветов, бутонов, переплетенных или отдельных листьев. Такие детали всегда смотрятся очень выигрышно, поэтому художники, создающие новые рисунки или обоев, с удовольствием их используют. Причем изображе­ние цветов бывает очень близким к настоящим, а бывает так называемым «стилизованным», т. е. ненатуральным, выдуман­ным художником. Запишите в тетрадях новые понятия и опре­деления.

Цветочный рисунок - изображения чашечек цветов, бутонов, переплетенных или отдельных листьев.

Стилизованное изображение — ненатуральное, фантастическое, выдуманное художником.

(Школьники записывают.)

Часто в рисунках обоев используют изображение других природных элементов—листочков, веточек, шишек, орехов, желудей, овощей и фруктов.

- Как расположены разные элементы рисунков — хаотично, врассыпную или упорядоченно, в строгой очередности? (Упорядоченно.)

Конечно, из этих деталей создают орнамент, который выража­ется в их последовательном, строгом чередовании. Вот в этом и за­ключается один из приемов создания рисунка для обоев и штор. Ведь и шторы, и обои отличает одно - большая длина, они вытянуты во всю высоту стены. Поэтому придуманный художником рисунок повторяется много-много раз. В изобразительном искус­стве такое повторение одного и того же называется словом «ритм». Запишите определение в тетрадях.

Ритм - повторение одного и того же изображения через опре­деленное расстояние.

(Школьники записывают.)

Ритм бывает разным. Посмотрите, вот на куске обоев цветоч­ки точно столпились рядом друг с другом, этот рисунок повторя­ется через небольшое расстояние. Это пример быстрого ритма в рисунке, его еще называют частым.

А вот второй вариант - один и тот же фрагмент орнамента повторяется через большие промежутки, это пример другого рит­ма — медленного, текучего.

— Какой ритм создает веселое настроение?

— Какой ритм создает настроение спокойное, умиротворенное? Давайте рассмотрим, какие еще варианты орнаментов можно

встретить в рисунках обоев и штор.

(Изучение и анализ разных видов орнамента.)

1. Орнамент, который может быть продолжен до бесконечно­сти во все стороны. Например, листья, которые накладываются друг на друга по принципу чешуи.

2. Чередование геометрических рисунков - кругов и квадра­тов — в шахматном порядке.

3. Слияние двух орнаментальных полос без смещения: ввер­ху — цветок, внизу - его отражение, при этом рисунок можно выбрать довольно сложный.

4. Вертикально расположенные полосы орнаментов в зер­кальном и простом чередовании. В вертикальные полосы могут вкрапляться другие рисунки — как по орнаменту, так и по цвету.

(Школьники записывают.)

VI. Понятие о трафарете

Чтобы при изготовлении обоев один и тот же орнамент не ри­совать много раз, применяют трафарет.

Кто знает, что такое трафарет? Это слово произошло от италь­янского «трафаретто» — «прокалывать», «продырявливать». Так называли приспособление для переноса изображения или орна­мента, рассчитанное на его многократное повторение. Для это­го использовали пластину с отверстиями, через которые краску наносили на ткань, бумагу, стены. Вот как выглядит бумажный трафарет.

(Педагог показывает образец трафарета, выполненный из бу­маги.)

Видите, в бумаге вырезано нужное изображение. При созда­нии рисунка художник только аккуратно перекладывает трафа­рет на новое место и кистью или фломастером прорисовывает прорезанные части. Использование трафарета значительно уско­ряет работу, если в ней приходится одно и то же изображение повторять неоднократно. Запишите в тетрадях пояснение слова «трафарет».

Трафарет — это приспособление для переноса нужного рисунка или букв с их многократным повторением.

VII. Психологический настрой на занятие

Прежде чем вы приступите к выполнению работы, давайте настроимся на занятие.

(Педагог произносит фразы, которые школьники повторяют за ним:

1. Мне нравится работать на уроках изобразительного искус­ства.

2. Я старательно выполняю все задания.

3. Мои руки становятся умелыми.

4. Я обязательно научусь делать все, что нужно.

VIII. Задания для самостоятельного выполнения

Сегодня вам надо создать свои трафареты, вырезать их из бу­маги и с их помощью сделать узор для штор или обоев. Вы будете работать в группах по 4—5 человек.

(Педагог делит класс на группы.)

Каждый из вас сделает свой трафарет, а потом их все надо будет разложить в нужной последовательности на полоске бума­ги, чтобы получился нужный ритм. Так образуется своеобразный рисунок. Подумайте, что вы изобразите в вырезе своего трафарета.

IX. Выполнение задания

Возьмите лист бумаги и карандашом нарисуйте на нем нужное изображение - элемент какого-нибудь орнамента или деталь. Те­перь это изображение необходимо вырезать ножницами по конту­ру. Но при этом будьте внимательны, соблюдайте правила техники безопасности.

1. Не прокалывайте листок бумаги, когда вы держите его в пальцах или на ладони.

2. Передавать друг другу ножницы надо только вперед коль­цами.

3. Не кладите ножницы на край стола, они могут упасть и вас поранить.

Готовый трафарет положите на альбомный лист и прорисуйте вырезанный силуэт. Лучше для этой работы использовать фло­мастер. Можно, конечно, взять краски, но при работе с ними, когда надо многократно прорисовывать один и тот же силуэт, края трафарета смачиваются, размягчаются и теряют свою жесткость. А ведь задача силуэта — сохранять четкие контуры на протяжении всего использования. Сделайте свои трафареты и с их помощью составьте рисунки для обоев.

(Класс группами выполняет задание.)

Расскажите, какой ритм получился у каждой группы.

X. Физкультминутка

Сегодня мы говорили о природных темах - цветочных орна­ментах, растительных элементах. Вот и физкультминутка тоже будет посвящена прогулке на природе.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Все по лесу мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Ноги ставим широко,

Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх, с выпрямленной спиной и глубоким дыханием)

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладем

И вразвалочку идем.

(Ходьба на внешней стороне стопы, с покачиванием влево и вправо в ритме текста, руки за спиной.)

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

(Обычная ходьба с энергичной работой рук. Прыжки с ноги на ногу в ритме текста.)

Вдруг мы видим — у куста

Выпал птенчик из гнезда,

Тихо птенчика берем

И в гнездо его кладем.

(Пружинистые приседания на корточках, руки вытя­нуты вперед. Выпрямляются, поднимают руки вверх.)

- Как надо поступить, если вы вдруг нашли в лесу птицу или ежа? (Их ни в коем случае нельзя брать с собой домой.)

Верно, пусть они продолжают жить в лесу. Мы долго гуляли по лесу и, наверное, вы слегка утомились. Чтобы стряхнуть с себя усталость, сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов.

XI. Рассматривание и обсуждение готовых вариантов обоев и штор

(Каждая группа демонстрирует свои варианты обоев и штор. Класс проводит их обсуждение.)

XII. Рефлексия

- Какие рисунки часто используют для орнамента обоев и штор?

- Что входит в состав цветочного рисунка?

- Каким бывает цветочный рисунок?

- Что такое стилизованное изображение?

- Какие детали могут входить в природный рисунок?

- Что такое ритм в рисунке?

- Каким бывает ритм в рисунках?

- Как ритм может повлиять на настроение?

- Как цвета обоев и штор могут создавать разное настроение?

- Что такое трафарет?

- Когда используется трафарет?

- Какую роль выполнял в этой работе каждый из братьев-Мастеров?

А теперь сочиним синквейн по темам, которые вы изучали сегодня. Пусть одна группа класса придумает слова на тему «Обои», вторая группа — на тему «Шторы».

(Школьники сочиняют синквейны.)

XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Прошу вас собрать все обрезки бумаги и выбросить их. На следующий урок принесите бумагу, краски и кисточки.

Урок 5.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта