Главная страница

Урок 1 Тема Твои игрушки


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеУрок 1 Тема Твои игрушки
Дата14.05.2023
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла3klass_izo_konspekty_1.docx
ТипУрок
#1129853
страница8 из 18
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
Тема: Труд художника на улицах твоего города (села). Обобщение темы II четверти.
Цели: подвести итог работы школьников во II четверти; закрепить полученные знания и умения в игровой форме.

Вид деятельности: коллективная творческая работа — проект города, игровой момент.

Планируемые результаты:школьники научатся распределять задания между собой; приобретут навыки коллективного труда; м форме игры закрепят полученные знания.

Оборудование:образцы городских зданий разных видов и назначений, бумага и принадлежности для занятий рисованием, импликацией и бумажным конструированием, фотографии с городскими деталями, разрезанные па части и уложенные в отдель­ные конверты.

Примечание.Педагог заранее готовит большие листы бумаги для бригад, на которые будет поделен класс.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

Сегодня вы завершаете первое полугодие, II четверть. Вспо­мните и назовите виды работ, которыми вы занимались на уроках изобразительного искусства. Расскажите, что нового вы узнали и чему научились. Кто из вас хочет показать свои самостоятельные работы друзьям, а может быть, и сделать о них сообщение?

III. Беседа по теме урока

- Какие городские постройки вы учились выполнять?

- Какие дизайнерские работы вы придумывали?

На завершающем уроке II четверти вы попробуете сделать коллективную работу — изобразить небольшую часть города с по­мощью умений, которые вы приобрели в этой четверти. Пусть в нем соседствуют все придуманные вами здания, а также деко­рационные элементы.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему задания: «Труд художника на улицах твоего города».

Эта работа будет коллективной.

(Педагог делит класс на подгруппы, в каждой группе назначает руководителя.)

Руководители, подойдите ко мне и получите большой лист бумаги для выполнения коллективного задания.

V. Знакомство с правилами выполнения задания

Сначала обсудите с бригадой, чтобы вы хотели изобразить в вашем городе. Может быть, даже понадобится сделать эскиз. После этого надо распределить задания - что будет выполнять каждый член бригады.

VI. Выполнение самостоятельной работы

Технику, в которой вы будете выполнять этот большой проект, каждая группа выбирает самостоятельно. Это может быть рисова­ние, аппликация или бумажное конструирование.

(Школьники приступают к выполнению работы.)

VII. Рефлексия

В основном ваши работы подходят к концу. Теперь пусть каждая бригада расскажет о том, что было задумано сделать и какую работу выполнял каждый.

(Педагог проверяет выполнение задания и благодарит учащихся и за творческую работу.)

VIII. Повторение понятия о проекте

Вы получили на зимние каникулы еще одна творческое за­дание — подумать о создании проекта. Найдите в тетрадях записи, прочитайте пояснения о том, с чего надо начинать создание проекта.

(Школьники читают в тетрадях записи поэтапного создания проекта, педагог дает разъяснения по вопросам учащихся.)

IX. Игровой момент

Сейчас каждой бригаде надо будет продемонстрировать свои умения в каждом виде работы, которой вы занимались в четверти. Проведем игру. Вы получите по конверту, в котором находится изображение — ограда, уличный фонарь, городское здание, авто­мобиль, витрина, сквер.

Только картинка с изображением разрезана. Необходимо сложить вместе все отдельные кусочки. Кто справится со своей задачей быстрее, покажет время. Бригадиры команд, получите свои конверты.

(Бригадиры получают конверты.)

Сейчас по моей команде конверт надо открыть, вынуть оттуда кусочки изображения и сложить его. Приготовились! Начали!

(Команды работают, складывая изображения, первая команда, выполнившая задание, становится победителем.)

Чтобы вы немного отдохнули после напряженной работы, давайте сыграем с вами еще в одну веселую игру. Эта игра новогодняя. Для участия в ней надо хорошо знать названия елочных украшений. Она так и называется - игра «Елочные украшения».

(Педагог читает стихи.)

Мы с ребятами сыграем

В интересную игру:

То, чем елку наряжаем,

Я ребятам назову.

Вы послушайте внимательно

И ответьте обязательно.

Если я скажу вам верно,

Говорите «да» в ответ.

Ну а если вдруг неверно,

Говорите смело - «нет!».

(Идет перечисление предметов, на названия которых школь­ники должны соответственно среагировать, произнеся нужный ответ — «да» или «нет».)

Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Раскладушки и кроватки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

А гирлянды светлые?

Снег из ваты белой?

Ранцы и портфели?

Туфли и сапожки?

Чашки, витки, ложки?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Звездочки лучистые?

И. Агапова

X. Уборка рабочего места, задание на каникулы

Зимние каникулы обычно бывают веселыми и запоминаю­щимися. Я попрошу вас каждый день смотреть на все взглядом художников - подмечать что-то интересное, необычное вокруг себя, в вашем доме или на вашей улице. Праздники, с которых начинаются зимние каникулы, внесут свой вклад в оформление домов, улиц, освещения и даже праздничного стола. Запоминайте новые детали! Возможно, они пригодятся вам при создании са­мостоятельных творческих работ, проектов и помогут разбудить вашу фантазию!

Урок 16. Тема: Художник в цирке.
Цели: познакомить с искусством цирка; дать представление о работе художника в цирке; выяснить направления его деятельности; провести анализ рисунка на заданную тему и выполнить его.

Вид деятельности: рисование красками.

Планируемые результаты: школьники приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности; попробуют изобразить детали цирковых выступлений.

Оборудование: образцы слайдов или фотографий с эпизодами цирковых выступлений, бумага, карандаши, краски, листочки с распечатанными стихами поэта С. Маршака «Цирк».

Ключевые слова и понятия: художник-постановщик, цирковые номера, акварель, реквизит.

Примечание. Педагог заранее готовит материалы для прове­дения урока, для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I .Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

В III четверти вы будете работать над темой, которая называется «Художник и зрелище». Вы будете создавать большие работы, а на некоторые темы - даже по две работы, поэтому на их изучение отводится по два урока. Сядьте удобно, приготовьтесь к занятию.

III. Беседа по теме урока

Когда по телевизору показывают фильм, то в титрах обяза­тельно пишут фамилии людей, которые его создали. Первой, как правило, пишут фамилию режиссера, который фильм поставил, потом — оператора, который этот фильм снял, а третьей идет фа­милия художника. Он придумывает, как будет выглядеть каждый герой, как надо оформлять каждую сцену. Словом, художнику для создания фильма приходится выполнять огромную работу. Но такую работу художники проводят не только при съемке фильмов.

— Знаете ли вы, где, в каких видах искусства еще необходи­ма работа художника? (В театре, на телевидении, в цирке, при постановке различных зрелищных шоу, гала-концертов и ревю.) Сегодня вы познакомитесь с тем, какую работу приходится выполнять художнику в цирке.

Откройте учебники на с. 77 и прочитайте текст.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему III четверти: «Художник и зрели­ще». А потом запишите тему двух ближайших уроков: «Художник в цирке».

V. Беседа по теме урока, работа с учебником

— Приходилось ли вам бывать в цирке или видеть цирковое представление по телевизору?

— Каких цирковых артистов вы запомнили, в каких номерах они выступали?

— Чем вам запомнились их номера? (Ответы школьников.) В цирке все такое яркое, запоминающееся, что просто захва­тывает дыхание. Звучит музыка, смеются и веселят всех клоуны. Проходят цирковые номера, и кажется, что один из них лучше другого. После представления все зрители обычно выходят в при­поднятом, радостном настроении, словно побывали на настоящем празднике. Такое уж это радостное искусство — цирк.

Откройте учебник на с. 78, прочитайте текст.

Для того чтобы четко представить себе, над чем работает в цир­ке художник, запишите в тетради несколько новых для вас слов.

(Школьники записывают слова и определения к ним, по ходу записи педагог дает пояснения).

Занавес - это штора, которая отделяет место выхода актеров от зрительного зала.

— Какая ткань лучше подойдет для занавеса цирка? {Плот­ная, потому что за занавесом во время выступлений, стоят, ожидая своего выхода, другие артисты.)

Костюмы — это наряды артистов (людей и животных).

- Отличается ли костюм гимнаста от костюма клоуна?

- Как вы по костюму узнаете, кто перед вами - фокусник или наездница на коне?

Реквизит — это предметы, которые нужны при показе циркового номера.

- Какой реквизит нужен жонглеру?

- Какой реквизит нужен канатоходцу?

Освещение — это разноцветный свет, который сопровождает номер.

- Какое освещение нужно гимнасту под куполом цирка?

- Как с помощью освещения сделать цирковой номер не­скучным?

Видите, как много всего нужно для показа циркового номера на арене: костюмы, реквизит, освещение. И над всем этим рабо­та ют художники.

VI. Выбор объекта для рисования

На этом уроке вам надо нарисовать фрагмент любого циркового представления или артистов, которые выступают со своим но­мером. Какой номер или каких артистов вы хотели бы нарисовать?

Поскольку вам придется работать акварельными красками, эти краски не допускают исправлений, то попробуйте сначала сделать набросок, простейший эскиз вашего будущего рисунка. С его помощью вы сможете представить, как будут располагаться разные предметы: что в центре, что ближе к краям.

(Школьники делают эскиз.)

VII. Самостоятельная работа

Теперь возьмите в руки альбомный лист и решите, как вы его расположите — горизонтально или вертикально. Сначала прори­суйте на вашем листе основные цветовые пятна там, где вы хотите разместить крупные объекты. Чтобы бумага не оказалась слишком сырой, краску набирайте на кисточку понемногу.

- Какая кисточка понадобится для прорисовки крупных де­талей акварели? (Широкая.)

- Какие цвета обычно являются самыми главными в цирке? (Яркие, насыщенные, блестящие.)

Только не рисуйте вашу основу для рисунка слишком густыми опенками, а то она будет очень долго просыхать. Лучше вы потом используете яркие тона для изображения деталей.

(Школьники приступают к выполнению начальной стадии акварельного рисунка.)

VIII. Познавательная информация

Теперь ваши цветовые пятна должны хоть немного подсох­нуть. Пока акварель подсыхает, прочитайте и послушайте сти­хотворение «Цирк», которое сочинил поэт С. Маршак. Каждый прочитает по 2—4 строчки этого замечательного произведения приемом «эстафета», т. е. поочередно.

(Педагог раздает листочки с распечатанными текстами стихо­творения «Цирк», школьники читают вслух.)

Впервые на арене

Для школьников Москвы —

Ученые тюлени,

Танцующие львы.

Жонглеры-медвежата,

Собаки-акробаты,

Канатоходец- слон,

Всемирный чемпион.

Единственные в мире

Атлеты-силачи

Подбрасывают гири,

Как детские мячи.

Летающие Кони,

Читающие Пони.

Выход борца Ивана Огурца.

Веселые сцены,

Дешевые цены.

Полные сборы.

Огромный успех.

Кресло — полтинник.

Ложи

Дороже.

Выход обратно —

Бесплатно

Для всех!

Начинается программа!

Два ручных гиппопотама,

Разделивших первый приз,

Исполняют вальс-каприз.

В четыре руки обезьяна

Играет на фортепьяно.

Вот, кувыркаясь на седле,

Несется пудель на осле.

По проволоке дама

Идет, как телеграмма.

Зайцы, соболи и белки

Бьют в литавры и тарелки.

Машет палочкой пингвин,

Гражданин полярных льдин.

В черный фрак пингвин одет,

В белый галстук и жилет.

С двух сторон ему еноты

Перелистывают ноты.

На зубах висит гимнаст,

До чего же он зубаст!

Вот такому бы гимнасту

Продавать зубную пасту!

Мамзель Фрикасе

На одном колесе.

Ухитрились люди в цирке

Обучить медведя стирке.

А морскую черепаху —

Гладить мытую рубаху.

Вот слон, индийский гастролер,

Канатоходец и жонглер.

Подбрасывает сразу

И ловит он шутя

Фарфоровую вазу,

Две лампы и дитя.

Белый шут и рыжий шут

Разговор такой ведут:

- Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?

- Вот невежливый вопрос!

Это собственный мой нос.

Негритянка Мэри Грей —

Дрессировщица зверей.

Вот открылись в клетку двери.

Друг за другом входят звери.

Мэри щелкает хлыстом.

Лев сердито бьет хвостом.

Мэри спрашивает льва:

- Сколько будет дважды два?

Лев несет четыре гири.

Значит, дважды два — четыре!

IX. Физкультминутка

Чтобы ваша акварель подсохла, проведем еще физкультми­нутку.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Встали прямо, руки и боки,

На ногах начнем подскоки.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Ставят руки на пояс, делают легкие подскоки двумя ногами на месте.)

На носочки дружно встали,

Руки кверху мы подняли.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Поднимаются на носки, вытягивают руки и опускают их к плечам.)

Руки в боки, как ворота,

Начинаем повороты.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так(Ставят руки на пояс, делают повороты корпуса вправо и влево.)

Приседанья аккуратно

Делать очень нам приятно.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Ставят руки на пояс, делают мягкие пружинистые приседания.)

А теперь мы отдохнем —

Руки кверху и вздохнем.

Вот так, вот и так,

И вот этак, и вот так! (Поднимают руки вверх, делают несколько дыхательных упражнений для успокаивания.)

X. Завершение работы

Теперь, когда акварельный фон немного подсох, приступайте к работе над остальными деталями.

— Какая кисточка вам понадобится для прорисовки мелких деталей? (Тонкая.)

Набирайте краску только на ее кончик, чтобы мелкие детали вышли аккуратными. Для их рисования уже понадобятся более яркие тона, чтобы было видно - вы рисуете искусство цирка.

(Школьники завершают работ}' над акварельным рисунком.)

XI. Рефлексия

Какова роль братьев-Мастеров при создании циркового номера?

Какие краски надо выбрать для изображения номера клоунов?

Что такое реквизит?

Какой реквизит вы видели в цирковых номерах?

- Какой реквизит вы изобразили в своих рисунках?

- Как показано в этих работах освещение номеров?

- Соответствуют ли костюмы особенностям номеров? А теперь сочиним синквейн на тему «Цирк».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

На следующем уроке вы будете выполнять аппликацию на тему циркового искусства. Цирковой номер вы можете выбрать другой. Подумайте, что вы захотите показать в своей цирковой аппликации и принесите принадлежности для этой работы.

Урок 16. Тема: Художник в цирке (завершение темы).
Цели:продолжить работу по знакомству школьников с ис­кусством цирка; передать специфику циркового номера в аппли­кации.

Вид деятельности: аппликация из цветной бумаги.

Планируемые результаты: школьники приобретут умение пе­редавать образы цирковых номеров в технике аппликации; смогут использовать имеющиеся знания о роли художника в цирке.

Оборудование: фотографии или рисунки с показом разных цир­ковых выступлений, бумага, ножницы, клей.

Ключевые слова и понятия: художник в цирке.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

Сегодня вы продолжите работу, которая вам поможет луч­ше понять роль художника в создании циркового представления. Вспомните, что нового об искусстве цирка вы узнали на прошлом уроке? Поясните слова «занавес», «костюмы», «реквизит», «освеще­ние». В какой технике вы изображали мир цирка на прошлом уроке?

Сегодня вы будете выполнять работу, в которой проиллюстри­руете фрагмент циркового представления с помощью аппликации. Тема урока прежняя — «Художник в цирке».

III. Беседа по теме урока

Почему искусство цирка создает хорошее настроение? Воз­можно, это происходит потому, что в цирке нет скуки, в каждом номере там присутствует движение. Двигаются гимнасты и на­ездники, дрессированные звери и жонглеры. Цирк — подвижное искусство. Поэтому я ставлю перед вами такое задание: попытай­тесь в своей аппликации передать движение.

Рассмотрим еще несколько важных моментов цирковых пред­ставлений. Посмотрите на фотографии, представленные на доске.

— Чем они отличаются друг от друга? (Цирковые номера про­ходят на разных аренах на обычной, на льду и на воде.)

В знаменитых цирках, например, в Московском цирке, кото­рый расположен на проспекте Вернадского, арены устроены так, что они могут меняться. Допустим, первое действие представле­ния показывают на обычной арене, а во время перерыва эта арена сдвигается в сторону, и на ее место выдвигают другую, например, залитую льдом. Тогда все второе отделение актеры выступают, надев коньки. Возможно, вы видели такие представления, когда и гимнасты, и акробаты, и даже дрессированные медведи свои номера выполняют, катаясь на коньках по ледяной арене.

А еще бывает так, что арену превращают в водоем, и все ар­тисты выступают либо прямо в воде, либо на островке в центре, который для них специально устраивают.

— Какова роль братьев-Мастеров при создании разных пред­ставлений в цирке?

Вот, оказывается, как с помощью разных приспособлений цирковые программы получаются разными, не похожими одна на другую. Я надеюсь, что благодаря этому рассказу вы получи­ли интересные подсказки для вашего воображения. Возможно, кто-то из вас будет выполнять свою аппликацию, изображая эти фрагменты цирковых выступлений.

IV. Задание для самостоятельной работы

Ваша задача — сделать аппликацию фрагмента циркового выступления, в котором передается движение его участников, какое-то действие. Цирк интересен тем, что, изображая его, вы можете использовать даже фантастические детали. Ведь там выступают и фокусники-иллюзионисты, которые прямо перед зрителями показывают свое мастерство. И отдельные номера могут быть оформлены в виде сказочных сцен.

Вы уже делали аппликации с помощью разорванных кусоч­ков бумаги. Сегодня вы также можете этот прием использовать, даже комбинируя его с обычной аппликацией, в которой детали вырезаны ножницами.

Подумайте, возможно, что перед началом работы потребуется кидать ее эскиз. Тогда сначала выполните набросок на бумаге.

(Школьники приступают к началу работы над аппликацией).

V. Физкультминутка

Физкультминутка проводится по модели прошлого урока.

VI. Завершение самостоятельной работы

(Школьники возвращаются к самостоятельной работе и за­вершают ее.)

VII. Повторение пройденного материала

— Какое стихотворение, посвященное искусству цирка, вы читали на прошлом уроке? («Цирк» С. Маршака.)

Поскольку и сегодня вы выполняете работу, посвященную искусству цирка, давайте еще раз прочитаем это стихотворение.

(Чтение стихотворения «Цирк» С. Маршака приемом «эста­фета».)

VIII. Рефлексия

— Что нового вы узнали на двух последних уроках?

— Чему новому научились?

— Почему всем нравится цирк?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании циркового представления?

Прочитайте в тетрадях определения «цирковых» слов. Использовали ли вы эти слова при создании своих работ?

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

— Какой реквизит был изображен на этих работах?

— Как в работах передано движение?

— Вам понравилось изображать в своих работах цирк?

IX. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

На следующем уроке вы приступите к изучению новой темы «Художник в театре». И снова этой теме будут посвящены два занятия, На первом уроке вы начнете выполнять работу по теме «Художник в театре», а потом продолжите на втором занятии. Эта работа — изготовление объемного проекта декорации, сце­ны из театральной постановки. Поэтому для ее выполнения вам необходимо принести на урок картонную коробку, можно даже из-под обуви, а также бумагу, ножницы, клей, пластин.
Урок 17.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18


написать администратору сайта