Главная страница

Урок 1 Тема Твои игрушки


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеУрок 1 Тема Твои игрушки
Дата14.05.2023
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла3klass_izo_konspekty_1.docx
ТипУрок
#1129853
страница10 из 18
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18
Тема: Театр кукол.
Цели:познакомить с миром и образами кукольного театра; научить изготовлению кукольных персонажей в разной техни­ке (кукла би-ба-бо, бумажная кукла); познакомить с понятиями «кукловождение», «утрированность».

Вид деятельности: работа с тканью - шитье, разные приемы и изготовления детали из материи.

Планируемые результаты: школьники узнают о многообразии видов мирового кукольного театра и традициях кукольных театров России; познакомятся с техникой шитья из ткани; приобретут штыки работы с иглой и нитками.

Оборудование:образцы кукол из разных видов кукольных теа­тров или их фотографии, ткань, ножницы, нитки, иголка, мелок, бумажная выкройка-шаблон.

Ключевые слова и понятия: кукольный театр, виды кукольного театра, кукла би-ба-бо, кукловод.

Примечание. Педагог заранее вырезает из бумаги выкройки-шаблоны для демонстрации классу контуров тканевой основы куклы би-ба-бо. Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

Сегодня вы продолжите ваше знакомство с миром театра.

- Какие виды театров вы знаете? {Драматический, музыкаль­ный, детский, кукольный.)

И каждый вид театра еще имеет несколько разных направле­ний, например, только кукольный театр бывает ручным, теневым. А куклы изготавливают из самых различных материалов.

В I четверти вы учились выполнять кукол из пластилина.

- Из каких еще материалов можно делать кукол? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Кукол можно делать не только из пластилина, такни, бумаги, пластмассы, дерева и металла, но также из конфетных оберток и пробок, крышек от бутылок и разнообразных коробочек, из боль­шого числа природных материалов - шишек, веточек, желудей.

Теперь мы попробуем заняться изготовлением одних из самых популярных видов кукол - таких кукол, которые умеют двигаться. Это куклы из кукольного театра.

III. Беседа по теме урока

Знаете ли вы, из чего делают кукол для кукольного театра? (Демонстрация кукол, выполненных в разной технике, или презентация.)

- Какие материалы были использованы при изготовлении этих кукол?

- Кому из вас приходилось видеть кукольный театр? (Ответы школьников.)

Искусство кукольного театра зародилось в мире очень дав­но. На Руси с самых древних времен ходили мастера, которые сами изготавливали кукол, сами сочиняли для них пьески и сами ними выступали. Они показывали представления па ярмарках, и специальных праздничных балаганах в дни народных гуляний и увеселений.

- Знаете ли вы, какой кукольный персонаж на Руси был са­мым популярным? (Петрушка.)

В гости к вам пришел Петрушка —

Всем известная игрушка,

Он речист, голосист,

Замечательный артист.

Этот артист всегда с радостью встречался зрителями, всех смешил, всех разыгрывал, и его выступления сопровождались аплодисментами.

У русского Петрушки есть много родственников в других странах, у них даже имена похожи. В Италии такого народного персонажа зовут Пульчинелла, во Франции - Полишинель, в Англии - Панч. Но только у нашего дорогого Петрушки есть полные фамилия, имя и отчество. Полностью его зовут Петр Иванович Уксусов. Видите, с каким уважением относился наш народ к своему любимому герою кукольного театра.

Существует достаточно много видов кукольного театра в мире. Вы уже знаете, что в Москве есть Государственный Академический Центральный театр кукол, созданный знаменитым куколь­ником Сергеем Образцовым, а в нем есть музей кукол, которые выступали во всех театрах мира. Это теневые куклы, которые Пыли популярны во Франции; куклы на тростях, которые при­шли из Индии и Китая; куклы-марионетки, управляют которыми с помощью привязанных к ним ниточек. Но, конечно, самыми популярными были и остаются куклы, сделанные на основе пер­чатки, как Петрушка. Итак, основой Петрушки является перчатка, надетая на руку. На нее, в свою очередь, надевается голова куклы, которую можно выполнить из разных материалов. Такой вид куклы носит еще одно, смешное название - кукла би-ба-бо.

IV. Работа в тетради

Изготовлением перчатки для куклы би-ба-бо вы займетесь на сегодняшнем уроке. Запишите в тетрадях тему двух ближайших уроков: «Театр кукол». Далее - тему сегодняшнего урока: «Создание перчатки для куклы би-ба-бо».

Это достаточно трудная работа, поэтому разделим ее на несколько этапов.

I Приготовить выкройку перчатки из бумаги.

2. Перевести выкройку на ткань.

3. Выкроить две детали перчатки и сшить ее.

Чтобы сделать выкройку перчатки, вы сначала изготовите ее бумажный шаблон из листа газеты, обведя собственную ладошку.

V. Пояснение теоретической основы поделки

Человек, который «командует» поведением куклы, называ­ется кукловодом. При работе с куклой би-ба-бо перчатка должна загораживать руку кукловода целиком.

— А как при этом расположены пальцы кукловода, вы знаете? (Ответы школьников.)

Правильно, для того, чтобы показать, как двигаются ручки куклы, у кукловода работают три основных пальца. На указатель­ный палец надевают деталь головы куклы, а большой и средний играют роль ручек куклы.

— Представим, что мы все кукловоды. Как будут работать ваши пальцы?

(Обыгрывание жестикуляции пальцев.)

Смотрите, вот ваша рука находится в рабочем положении -указательный палец выставлен вверх, а большой и средний вы­тянуты вперед, как настоящие человеческие руки. Теперь пред­ставим, что на указательном пальце надет шарик, имитирующий голову. Разведите пальцы-ручки и слегка покачайте кистью руки — видите ваша кукла рада, она смеется. А если кукла закроет пальцами голову, то она плачет. Но разведите пальцы в сторону, и вот она снова смеется. Конечно, такие действия для человека не очень характерны, ведь не все мы смеемся и при этом разводим руки в стороны, а когда плачем - охватываем голову. Но у кукол все действия выполняются гораздо эмоциональнее, чтобы ярче показать их настроение. Такой прием называется словом «утри­рование». Повторите это слово и запомните его.

— Как пояснить слова о том, что кукла в кукольном театре действует утрированно? (Это значит, что кукла сильнее вы­ражает свои эмоции в действиях, чем человек.)

VI. Изготовление выкройки перчатки

Для изготовления перчатки надо взять лоскут ткани, который по ширине охватывал бы расставленные большой и средний паль­цы. Только ведь перчатка шьется из двух одинаковых лоскутов, по своему виду она представляет мешочек с фигурно вырезан­ными краями, чтобы надевать его на руку. Поэтому для пошива перчатки вам понадобятся две одинаковые, фигурно вырезанные выкройки. Но прежде чем вырезать выкройку такой перчатки из ткани, смастерим ее, как обычно, из бумаги.

Положите перед собой лист бумаги. Теперь положите на него свою ладонь, подогнув безымянный палец и мизинец. Остальные три пальца разведите в стороны. Обведите полученную фигуру ка­рандашом. Обводить надо не только пальцы, но и ладонь, запястье и даже немного руку — 4—5 см.

(Школьники выполняют выкройку перчатки.)

Пальцы должны входить в свои места перчатки очень свобод­но, поэтому обводить пальцы надо, не прижимая карандаш к ним, а, наоборот, на некотором отдалении. Не следует делать чересчур узкой и нижнюю часть перчатки, которая называется раструбом. Ведь в эту часть рука кукловода должна свободно входить и выхо­дить. Поэтому нижнюю часть даже можно сделать расклешенной, расширенной книзу, прямо от пальцев.

Зато длина раструба может быть произвольной — чем длиннее, тем лучше. Ведь он должен прикрывать не просто ладонь кукловода, но и нижнюю часть кисти, чтобы при показе спектакля не было видно даже рукавов его одежды.

— Посмотрите, получилась у вас фигура, похожая на ту, кото­рую покажу вам я?

(Школьники сравнивают свои выкройки с той, которую по­казывает педагог.)

Как вы все хорошо знаете, на обычной человеческой перчатке мять пальцев, а на перчатке для куклы би-ба-бо всего три пальца, все они расположены на разной высоте друг от друга. Пальцы надо обводить плавной линией.

Проверьте еще раз, все ли в порядке в выкройке, которую вы хотите вырезать из бумаги, приложите к ней руку еще раз, для контроля.

Получилась ваша выкройка достаточно свободной? Может быть, стоит еще прибавить к ней по 1 см со всех сторон. Если все и порядке, то возьмите ножницы и вырежьте выкройку по нарисованному бумажному контуру. Приложите руку в позиции куклово­да к этой вырезанной выкройке, убедитесь в том, что она не узка нам. Тогда выкройку можно перенести на ткань.

— Какие виды работ с бумагой вам пришлось сделать? (Нари­совать выкройку детали перчатки и вырезать ее.)

— Как называет работа по управлению куклой в кукольном театре?

VII. Выполнение практической работы

Сложите лоскут пополам — лицом к лицу — так, чтобы внеш­няя сторона была изнаночной. Положите его перед собой, наложите на него бумажную выкройку и обведите мелом. Можно бумажную выкройку положить так, чтобы с одной стороны пер­чатка пролегала по линии сгиба ткани, тогда эту часть вам не надо будет сшивать.

После того как вы обвели бумажную выкройку, ее можно снять. Теперь возьмите в руку ножницы. Только не торопитесь начинать ими работать, будьте внимательны и запомните: вы­резать выкройку надо, обязательно прибавив с каждой стороны по 1-2 см на швы. Эту прибавку можно тоже нарисовать мелом, обведя уже нарисованную выкройку по контуру с нужной при­бавкой.

Внизу для подгиба прибавьте не менее 5—6 см, потому что снизу перчатку придется еще подшивать, подогнув ткань, чтобы она не осыпалась.

После этого ножницами вырежьте выкройку перчатки. Ста­райтесь вырезать аккуратно, точно по проведенным вами ли­ниям.

Теперь матерчатую заготовку будущей куклы би-ба-бо следу­ет сшить по краям. Поскольку будущая перчатка состоит из двух довольно сложных, фигурных деталей, перед прочным пошивом края этих деталей надо сначала просто сметать друг с другом, чтобы они не сдвинулись. Сметывание производится по прове­денным мелом контурам простым швом. Можно при этом делать довольно длинные стежки, лишь скрепляя две детали между со­бой. И стягивать такие швы надо очень слабо. Обратите внимание: сметывать надо выкройку лишь по верху и по бокам, не зашивая низ, в который будет продеваться рука.

После этого следует уже накрепко прошить перчатку по кон­туру, также оставляя незашитым низ. Прошивать тоже можно простым швом, только стежки надо делать чаще.

Чтобы изнутри швы не мешали работе кукловода, можно их обметать швом «через край». Нитку при этом не следует стягивать слишком сильно, чтобы швы не получились грубыми и не нати­рали руку.

После прошивания контура перчатки выверните ее и наденьте на руку. Проверьте, удобно ли вашей руке находиться в перчатке для будущей куклы, как там двигаются пальцы.

Но ваша работа еще не завершена. Посмотрите, у вас остался необработанным низ перчатки, его необходимо подшить. Такой вид работы называется словом «подрубка». Иногда мастерицы, которые занимаются пошивом одежды, говорят: «Осталось эту вещь подрубить».

- Что означает выражение «подрубить вещь»? (Подшить вещь снизу.)

Подверните дважды низ перчатки, чтобы исчез обрезанный край, и подшейте ее - подрубите. Для этого можно использовать как простой шов «вперед иголку», так и шов «через край». Шов «через край» выполнять немного сложнее, зато он при­даст больше опрятности вашей поделке. Выполняя подрубку изделия, не следует торопиться, времени для работы у вас еще достаточно.

(Школьники выполняют подрубку низа изделия.)

VIII. Физкультминутка

Сейчас мы проведем игру «Правая - левая». Прошу всех встать, поставить руки на пояс и легонько попрыгать то на одной ноге, то на другой. По моей команде вы должны выставить вперед ту ногу, которую я попрошу.

(Педагог многократно читает стихи, в конце которых произ­носит слова «правая» или «левая».)

Прыг, прыг, прыжок,

Прямо с пятки на носок.

Правая!

Прыг, прыг, прыжок,

Прямо с пятки на носок.

Левая! И т. д.

IX. Завершение работы

(Школьники завершают работу по пошиву перчатки для куклы би-ба-бо.)

- Какие виды работы с тканью вы выполняли сегодня? (Крои­ли, сметывали, сшивали, подрубали.)

X. Рефлексия

- Какие виды кукол из кукольного театра вы знаете? (Куклы из теневого театра, марионетки, куклы на тростях, перча­точные куклы би-ба-бо.)

- К какой разновидности кукольного театра относится Пе­трушка? (Перчаточная кукла би-ба-бо.)

Из каких деталей состоит кукла би-ба-бо? (Из перчатки и головы.)

Какие виды работы с бумагой вы выполняли сегодня? Какие виды работы с тканью вы сегодня выполняли?

- Как двигаются и действуют куклы в театре по сравнению с действиями человека?

Как называется мастерство актеров кукольного театра? — Как проявили себя во время изготовления кукол для ку­кольного театра братья-Мастера? (Педагог проверяет выполнение заданий и выставляет оценки.) Сегодня вы выполнили первую часть работы по изготовлению куклы би-ба-бо. На следующем уроке вы займетесь выполнением детали головы для этой кукольной перчатки, тогда у нас получится настоящая, почти живая кукла. Если у вас есть желание и вре­мя, то вы можете дома изготовить еще одну перчатку для куклы би-ба-бо. Тогда на следующем уроке можно будет сделать детали головы сразу для двух кукольных героев. Вторая перчатка может быть даже другого цвета. Подумайте, что за персонажи из одной сказки смогут потом встретиться и в кого превратятся ваши заго­товки для кукол би-ба-бо.

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Обрезки материи и мелкие кусочки тканей смахните в му­сорное ведро. Проверьте, на месте ли находятся иголки! Уберите ножницы, мел, остатки материи.

На следующий урок принесите готовые перчатки, а также материалы для выполнения головы куклы би-ба-бо - плотную бумагу, фломастеры, ножницы, клей, карандаш. А также циркуль или круг-шаблон, размеры которого не менее 5 см в диаметре.

Урок 19. Тема: Театр кукол [завершение темы).
Цели: завершить изготовление куклы для кукольного театра; дать представление о работе артиста-кукловода; вспомнить прие­мы работы с шаблоном и циркулем.

Вид деятельности: конструирование из бумаги, бумажная пластика, смешанная техника — совмещение деталей из ткани и бумаги.

Планируемые результаты: школьники закрепят и расширят знания о кукольном театре; завершат работу над поделкой; при­обретут навыки работы кукловода.

Оборудование:образцы кукол для кукольного театра, бумага, фломастеры, карандаши, циркуль, бумажные шаблоны, общий вид кукольного театра, изображения героев сказки «Золотой клю­чик, или Приключения Буратино».

Примечание.Педагог заранее вырезает из бумаги геометрические формы — круги-шаблоны для изготовления головы куклы би-ба-бо.

Ход урока

I . Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

- Какие куклы выступают в кукольных театрах мира?

- Из чего изготавливают кукол для кукольного театра?

- Какой работой вы занимались на прошлом уроке?

- Поясните слова: «Кукла в кукольном театре действует ут­рированно».

- Как называется мастерство артиста-кукловода? Сегодня вы завершите изготовление куклы би-ба-бо. Но вам придется работать не с тканью, как на прошлом уроке, а с бумагой: из нее надо будет изготовить голову для куклы.

III. Беседа по теме урока

- Посмотрите на иллюстрации, выставленные на доске. Из какой сказки эти герои?

- Как зовут этих героев? (Буратино и Мальвина.)

По сюжету сказки ее персонажи в финале попадают в куколь­ный театр. Посмотрите на рисунок - вот как выглядит общий вид кукольного театра.

(Школьники рассматривают схему кукольного театра.)

Зрителей и актеров разделяет специальная загородка - ширма, зрители находятся по одну сторону от ширмы, а актеры - по другую. Зрители видят только их руки с надетыми на них куклами би -бa-бо. Демонстрация спектакля проходит сверху ширмы, которая куклам заменяет сцену.

- Какие составные части есть в кукле би-ба-бо? (Перчатка и голова.)

- Какой из этих предметов вы изготавливали на прошлом уроке? (Перчатку.)

На прошлом уроке вы делали перчатки для куклы би-ба-бо. Это у таких кукол есть одна особенность: они отличаются друг от друга - в основном, деталью головы. Ведь можно сшить несколько совершенно одинаковых перчаток и только надеть на них разные головы. Вот и получатся изображения разных героев. Зна­чит, наша перчатка - важная заготовка для куклы, но этого явно недостаточно.

Сегодня нам надо сделать для перчатки голову.

Чаще всего для кукол би-ба-бо головы выполняют из папье-маше. Для этого сначала художник делает эскиз будущей куклы, а потом мастер воспроизводит все детали кукольной головы и нужные черты лица, которые придумал художник. Делается за­готовка кукольной головы из пластилина, затем она в несколько слоев покрывается слоями бумаги, и при высыхании получается кукольная головка из папье-маше. Но есть и другие приемы вы­полнения головы для перчаточных кукол. Сегодня с одним из них вы познакомитесь.

— Заканчивая прошлый урок и подводя его итоги, вы полу­чили домашнее задание. Какое? (Сшить еще одну перчатку для куклы би-ба-бо и подумать, какие герои могли бы встре­титься в сценке кукольного театра.)

— Каких героев (кукол би-ба-бо) вы бы хотели смастерить для кукольного представления? (Ответы школьников.)

Сегодня вы попробуете сделать голову нашей куклы в более простой технике — из двух кружков плотной бумаги, нужным об­разом раскрашенных. Такую деталь тоже можно применять для создания кукол. Сделать ее проще, чем из папье-маше, зато про­служит она меньше, ведь бумага менее долговечна.

Для начала надо сделать заготовки-круги из плотной бума­ги, из которых мы выполним кукольные головки. Тем, у кого есть только одна перчатка, надо будет вырезать два круга. А тем, кто дома сшил еще одну такую перчатку, можно изгото­вить две разные головы: для разных персонажей одной сказки.

Пока мы все сделаем голову сказочного героя для первой пер­чатки. Угадайте его имя по моей загадке.

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка

?

С. Найденова

Конечно же, вы все отгадали имя этого сказочного мальчика, который вместо того, чтобы отправиться с «Азбукой» в школу, как хотел его папа Карло, попал в кукольный театр Карабаса-Барабаса.

— Назовем все вместе хором имя этого литературного героя. (Буратино.)

Верно, это герой всем хорошо знакомой и всеми любимой книжки писателя Алексея Толстого «Золотой ключик, или При­ключения Буратино».

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему урока: «Завершение работы по изготовлению куклы би-ба-бо» и перечислите этапы работы.

1. Вырезать из бумаги круги и раскрасить их.

2. Склеить детали кругов парами.

V. Пояснение по выполнению работы

Прочитайте название первого этапа работы. Сначала необходимо вырезать из бумага две заготовки для головы Буратино - два круга. Потом их надо оформить так, чтобы было видно - перед нами голова этого героя и в конце две детали склеивают так, чтобы их можно было надеть на руку в перчатке.

VI. Практическое выполнение работы

Вырежем из бумаги две заготовки для головы Буратино - два круга. Их можно нарисовать циркулем или обвести круглый предмет подходящих размеров.

- Как называется предмет, обводя который, выполняются разные заготовки для поделки? (Шаблон.)

Возьмите лист плотной бумаги. Те из вас, кто работает с циркулем, раздвиньте его концы на 3 см и начертите на листе бумаги круг. Те же, у кого есть шаблон, положите его на лист бумаги, и плотно прижмите пальцами, чтобы он не сдвигался, и обведите карандашом. После этого займемся оформлением полученного круга, чтобы он стал похож на очертания кукольной головы.

Возьмите в руки простые карандаши. В нижней части круга надо пририсовать выступающие вниз полоски, — наподобие шейки. Их длина- 2 см, расстояние друг от друга- около 4-5 см.

Такая шейка сыграет роль патрона, который вставляется обычно между двумя деталями головы при изготовлении кукол би-ба-бо. И с двух боковых сторон головы можно нарисовать ушки. Вырежьте круг с примыкающими к нему деталями (снизу - шейка-патрон, по бокам - ушки). Второй круг можно вырезать, обведя карандашом первый.

Таким образом, вы получили два одинаковых круга, которые впоследствии надо будет склеить между собой по краям. Но перед этим их надо раскрасить и приделать к голове важные детали.

Вспомните, чем особенным отличалось лицо Буратино?

(Длинным носом.)

Такой нос выполняется из бумажной детали, вырезанной в форме треугольника. Нарисуйте на изнаночной стороне бумаги треугольник, нижняя сторона которого равна 2 см, а высота, проведённая из середины нижней стороны — 4 см. Соедините полученную точку с двумя концами нижней стороны, и у вас получится заготовка для носа Буратино. Вырежьте деталь и согните ее вдоль, чтобы нос получился состоящим из двух сторон. Теперь в широ­ком конце детали надо сделать надрез по сгибу. Длина надреза -1 см. В результате у вас образуются детали клапанов. Полученные клапаны надо отогнуть в стороны и наружу, за них деталь носа будет прикрепляться к середине лица Буратино.

Положите первый круг перед собой и приложите деталь носа к ее середине. Наметьте место, к которому будет прикреплен нос. Возле деталей клапанов носа проведите две отметки карандашом. Осторожно прорежьте бумагу в намеченных местах, вставьте в них клапаны, затем изнутри смажьте клапаны клеем и приклейте их, плотно прижав к детали лица Буратино.

(Школьники проводят оформление лица Буратино.)

VII. Физкультминутка

Пока клей сохнет, проведем физкультминутку «Буратино». (Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Буратино потянулся,

{Потягиваются, руки вверх.)

Раз нагнулся, два нагнулся,

{делают наклоны.)

Руки в стороны развел,

{Разводят руки в стороны.)

Ключик, видно, не нашел.

{Отрицательно качают головой.)

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

{Встают на носки, вытягивают руки вверх.)

VIII. Художественное оформление поделки

Для того чтобы куклу было легко узнать, ей необходимо офор­мить и другие детали лица. Давайте нарисуем нашей будущей кук­ле лицо. Наметьте карандашом контуры глаз и рта, затем обведите их и раскрасьте фломастерами.

— Какие будут глаза у Буратино? (Широко раскрытые, словно он всему удивляется.)

— Каким вы нарисуете ему рот? (Растянутым в улыбке, ведь у куклы был веселый нрав.)

То есть все черты лица у него будут слегка преувеличенные.

— Как называется прием, когда у куклы все получается не- I много преувеличенным, чем у людей - и движения, и черты лица? (Утрированность.)

Края ушей у Буратино можно сделать красными или розо­выми, - так деревянный человечек покажется более смешным. Для того чтобы подчеркнуть веселый нрав куклы, нарисуйте ему на щеках румянец - тогда, правда, Буратино будет похож на Петрушку, но ведь у этих персонажей есть сходство. Своим упорством, своей отвагой, тем, что они всегда стремятся развеселить ребят.

При раскрашивании старайтесь не нажимать на фломастеры чересчур сильно, чтобы краски не промочили второй кружок — затылок кукольной головы.

Теперь склеим две круглые детали головы куклы между собой - лицо и затылок. Края кругов и боковые стороны патрона-шеи смажьте клеем и прижмите друг к другу. Внимательно следите за тем, чтобы клей не попал на нижнюю часть патрона, ведь через него голова будет надеваться на перчатку. Пока клей подсыхает, вырежем еще некоторые детали.

Важная часть головы Буратино - полосатый колпачок. Его следует нарисовать и вырезать отдельно. Еще вместе с деталью колпачка изготовим волосы Буратино. Деталь колпачка по форме близка к треугольнику, на узком конце которого мож­но вырезать кисточку. Ширина нижней стороны треугольника равна ширине головы Буратино, высота треугольника-колпачка - 6—7 см. Спереди полоску бумаги шириной примерно 1,5- 2 см надо покрасить в желтый цвет и настричь ножницами. Эти получившиеся полоски можно даже слегка завить лезвиями ножниц, чтобы у нашего Буратино получился задорный кудрявый чубчик.

Оставшуюся часть колпачка надо разрисовать поперечными полосками красного и белого цвета, а кончик-кисточку также настричь ножницами. Полосками разрисуйте и обратную сторону колпачка. Приклейте колпачок к голове куклы.

Когда клей засохнет, надо осторожно раздвинуть часть патрона- шейки и надеть деталь головы на руку с перчаткой. Потренируйтесь пока в выполнении действий кукловода. Наденьте на руку готовую перчатку и попробуйте придать кукле разное настроение.

Как показать, что кукла веселится? (Раздвинуть пальцы руки в стороны.)

А как показать, что она плачет? (Закрыть голову руками.) Покажите, как ваши куклы выходят, смотрят то в одну, фугую сторону, здороваются со зрителями, машут им рукой. (Школьники выполняют нужные действия.)

IX. Актуализация приобретенных умений

Если у вас есть вторая перчатка, то можно сделать вторую го­ловку куклы из театра Карабаса- Барабаса — красавицы Мальвины.

Вы знаете, что Буратино отличался от остальных кукол своим длинным носом.

— А какое было главное отличие во внешности у красавицы Мальвины? {Волосы голубого цвета.)

Верно, поэтому мы, выполняя деталь головы для нашей пер­чаточной куклы би-ба-бо, сделаем для нее волосы голубого цвета.

Изготовление головы Мальвины похоже на изготовление головы Буратино. Сначала надо выполнить круглую заготовку с шейкой-патроном. Можно даже воспользоваться головой Бура­тино как шаблоном, обведя ее по контуру. Только уши у этой кук­лы вырезать не надо, потому что их не будет видно под волосами.

На том круге, что будет лицом куклы, нарисуйте цветными фломастерами основные черты - два больших синих глаза, акку­ратный носик и рот. Можно также нарисовать румянец на щеках, только он должен быть более нежным, чем у Буратино: лучше — светло-розовым.

Два одинаковых круга склейте между собой по краям.

Для головы куклы Мальвины понадобится более сложная де­таль волос — отдельно для передней и для задней части головы. Деталь волос — два овала, обведенных волнистой линией, изо­бражающей кудри. В овале, предназначенном для передней ча­сти головы куклы, надо вырезать часть, которая не закрывала бы лицо. Детали волос надо раскрасить синим или голубым цветом и приклеить к голове. Когда клей высохнет, на детали кукольной головы надо осторожно раздвинуть часть патрона-шейки и надеть ее на руку с перчаткой.

— Как можно оформить одежду для этих героев?

— Какие детали могут быть в одежде Буратино?

— Какие детали вы придумаете для одежды Мальвины?

X. Понятие о кукле-подарке

В марте весь мир празднует Международный женский день, и дети поздравляют своих мам. Куклы, которых вы изготовили на уроках изобразительного искусства, могут стать хорошим по­дарком. Вы можете устроить дома маленький кукольный театр и показать отрывок из сказки.

Ваши две куклы: мальчик Буратино и девочка Мальвина — персонажи из сказки «Золотой ключик, или Приключе­ния Буратино» — готовы. Их можно познакомить друг с другом.

Разговаривайте за каждую куклу разными голосами: бойким, громким — за Буратино; тонким, красивым - за Мальвину. Вы помните, какие были разговоры между этими героями в книжке. Мальвина очень любила всех воспитывать. Она учила Буратино и (буке и арифметике, решая с ним задачку про яблоки, а также тому, что надо каждый день непременно умываться и чистить зубы. Вот об этом ваши куклы и могут поговорить между собой. Надеюсь, что ваше кукольное поздравление с праздником по­нравится вашим мамам.

XI. Рефлексия

- Какую деталь куклы вы учились выполнять на сегодняшнем уроке? (Голову.)

- Что является основой бумажной кукольной головы? (Круг.)

- Чем отличаются друг от друга головы разных героев? (Раз­личными деталями, чертами лиц, цветом волос, головными уборами.)

- С помощью каких жестов можно передать разное настрое­ние кукол-артистов?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании кукол в ку­кольных театрах?

А теперь сочиним синквейн на тему «Буратино». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Смахните все образки бумаги в мусорное ведро, уберите фло­мастеры, ножницы. Ваши поделки вам придется нести домой очень аккуратно, чтобы они не потеряли своего внешнего вида.

На следующем уроке вы попробуете изготовить театральные миски. Принесите листок плотной (альбомной) бумаги, ножницы, карандаши, циркуль, оформительские детали для отделки (пугов­ки, кусочки цветной бумаги), швейные принадлежности и бельевую резинку длиной около 15 см для крепления маски.

Урок 20.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18


написать администратору сайта