Дата _____ Урок 18 музыки 5 класс тема:«Небесное и земное в звуках и красках»
Цели урока:
- сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства; - научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов; - развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений;
- развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей,
- развивать певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков.
Развивающие:
- научить понимать различия в музыке и изобразительном искусстве, которые входили в состав культа православных и католических храмов,
- раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся внимание к слову, его смыслу и интонационному раскрытию музыкальной речи в духовных произведениях;
- на основе эмоционального восприятия образцов классических произведений искусства воспитывать чувство любви к природе, искусству. Ход урока
1.Орг. момент (вокальный)
| - Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте!
| 2. Актуализация знаний.
| - На предыдущих уроках мы выясняли: можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?
Да, у человека есть способность мысленно, внутри себя, при помощи внутреннего слуха услышать то, что в данный момент не звучит, и с помощью внутреннего зрения увидеть то, что в данный момент не видно – это творческое воображение.
Но давайте сначала вспомним, что мы называем музыкальной живописью и живописной музыкой?
- Как и с помощью чего художники и композиторы создают такие произведения?
Художники с помощью палитры, линий, штрихов, чередования каких либо элементов, а композиторы с помощью музыкальных красок.
-Что входит в понятие музыкальные краски?
Ладовое построение – цвет, тембр – красота голоса, динамика – сила звука, ритм – движение, интонация – выразительность, мелодикодвижение или линия мелодии: взлетающие - радость, свет, энергия, устремлённость; нисходящее – успокоение, грусть, печаль.
| 3.Введение нового материала
4.Постановка проблемы
| Слайд 2.
Сегодняшний урок начну со строк поэта И. Козлова
Молю творца…
Чтобы молитва, чтоб любовь
Всегда мне были утешеньем…
Чтоб сердцем я не остывал,
Чтоб думал, чувствовал, мечтал…
Слайд 3. Картина И. Остроухова «Сиверко» на фоне концерта №3 для фо-но с оркестром С. Рахманинова (портрет композитора на доске)
- В каком жанре написана картина? Пейзаж.
- Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое значение?
В пейзаже человек находит отклик на своё безотчётное стремление вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Осознанную и непреходящую любовь русских людей к родной земле, одухотворённость искусства.
«В картине ни один мотив не занимает её центра, ничто не преобладает над другим. Но из взаимодействия её элементов возникает ощущение целостности природы…»
- А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3 Рахманинова совпадают с образом картины «Сиверко»? Мелодия «Стелется, как тропа в полях». Убегает вперёд, в бесконечность…
- Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный.
- Какой инструмент солирует? Фортепиано. - Кто аккомпанирует? Симфонический оркестр.
- Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию» картины «Сиверко»? Рисунок, колорит (сочетание цветов), композиция и др.
Слайды 4, 5 пейзажных картин на фоне мелодии «Ах, не одна ты, во поле, дороженька» (2 куплета).
- Есть ли сходные черты мелодии песни с мелодией Концерта Рахманинова? Поступенность мелодической линии, спокойное «развёртывание». Одна тема мелодии как бы вытекает из предыдущей. Неспешный темп, негромкая динамика.
Слайд 6.
- Кто из вас знает: когда, как и где зарождалась музыка, архитектура, живопись, литература? Хотите сегодня на уроке совершить путешествие в прошлое?
Слайды 7, 8, 9, 10, 11 с храмовой архитектурой на фоне мелодии старинного песнопения (фрагмент знаменного распева).
- Кто и как исполняет распев? Мужской хор. Acapella. Без сопровождения музыки. Спокойно. Строго. Распевание гласных звуков, поступенность мелодической линии, её небольшой диапазон, спокойное «развёртывание», неспешный темп, негромкая динамика.
В эпоху раннего средневековья, когда на территории Западной Европы не было городов, центрами христианской культуры были монастыри, где звучала музыка духовная, т.е., обращённая к богу.
Церковь была микромиром и для человека Древней Руси. Архитектура, живопись, литература, декоративно-прикладное искусство, музыка, находились под влиянием религии.
Мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды, таинства, песнопения, литургические тексты – все эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.
На Руси духовная музыка (церковная) получила распространение вместе с принятием Христианства в конце X века. В её основе лежала Византийская музыкальная культура.
Из музыки были изгнаны все земные радостные интонации, она звучала сурово и аскетично. В основе музыки – тексты молитв на церковно-славянском языке.
Слайд 12 с текстом знаменного распева (крюковая запись).
Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный распев. Для его записи употреблялись специальные знаки – «знамена» - (от славянского – «знак»), или «крюки» (крюк – тот же знак).Эти знаки писались прямо над словами, то есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста.
Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста. Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные «номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток, чего невозможно достичь в других системах распевов. Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором acapella.
Считалось, что одноголосное интонирование рождает ощущение бестелесности, ангелоподобности. Знаменный распев нельзя считать произведением музыкального искусства:
не было конкретного автора. Их создавал распевщик, который считался интерпретатором, песнопение было результатом коллективного творчества. И на протяжении столетий распевщики переписывали старые музыкальные записи, внося в них изменения, дополнения, поправки.
Знаменная система записи со временем так видоизменилась, что оставался один шаг для перехода на более удобную, логичную, совершенную систему – западные линейные ноты.
Слайд 13, 14 с иллюстрациями 4-х линейной нотации
Господствующая церковь перешла на новый стиль – многоголосная система распева.
В XY веке из Киева в Москву пришло партесное пение – многоголосное.
Partes–партия. Основа партесного пения – 4-х голосие.
Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотацией, пришедшей с запада.
Слайд 15, 16 «Сикстинская мадонна» Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и Джотто «Мадонна с младенцем на троне».
В Западной Европе в католических храмах песнопения стали исполняться под аккомпанемент органа или небольшого оркестра – камерного. Звучит «Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно (фрагмент). Стены католических храмов могут украшаться живописными художественными полотнами известных художников, например алтарная картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и Джотто «Мадонна с младенцем на троне».
Слайд 17, 18 с изображением убранства православного храма.
В православных храмах представлены только иконы (лики святых), которые пишут специально обученные иконописцы. На фресках и мозаиках – только изображения святых из библейских сюжетов. Песнопения исполняются только akapella – без музыкального сопровождения.
- Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.
Слайд 19 с изображением икон «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Толгская» на фоне мелодии распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.
- Послушайте распев И.И. Чайковского «Богородице Дево, радуйся».
Слайд 20 с изображением иконы «Богоматерь Великая Панагия» на фоне мелодии распева «Богородице Дево, радуйся!» П. И. Чайковского.
- Послушайте фрагмент мелодии хора «Любовь святая» Г. Свиридова.
Слайд 21 с изображением иконы «Покров Пресвятой Богородицы»» на фоне мелодии хора «Любовь святая» Г. Свиридова.
- Сравните эти мелодии.
- В чём сходство этих мелодий и в чём различие?
- Сравните их со старинным русским распевом и главной мелодией концерта С. Рахманинова.
- Что можно сказать об особенностях исполнения этих сочинений?
| Самост. работа в группах. Игра - нотные музыкальные загадки.
| Слайд 22. Группа, которая правильно и быстро справится с заданием – победитель!
| Рефлексия
Ученикам раздать карточки для заполнения мишени-рефлексии
| - Где были центры христианской культуры в средневековье? Центрами были храмы.
- В каком веке на Руси зарождалась духовная музыка? В 10 веке, с принятием Христианства.
- Как в средневековой Руси исполнялись песнопения? Одноголосно, припевы пелись хором – а capella.
- Как в средневековой Руси записывались песнопения? Крюками над текстом, которые впоследствии изменяли, дополняли распевщики.
- В каком веке появляется 5-ти линейная нотация? В начале 18 века.
- Что означает партесное пение? 4-х голосие.
- Как исполняются песнопения в католических храмах? Под аккомпанемент органа или оркестра.
- Как исполняют песнопения в православных храмах? Akapella.
| Подв. итогов.
| Читать страницы учебника
| |