поурочный история Казахстана 10 класс. Серикпаева Гульфия Мухаметовна. Урок 28 Раздел Этнические и социальные процессы
Скачать 178.26 Kb.
|
Все задания размещены в КСП. Приложение № 1 (флипчарт) Приложение №2 Социальная структура в казахском ханстве 1 группа. Казахское общество по своему составу состояло из двух основных социальных групп — ак суйеков и кара суйеков — "белой кости” и "черной кости”. 1. Феодалы. К ним относились аристократы, выходцы из чингизидов и ходжи. На одну ступень ниже по иерархической лестнице располагались выходцы из местных родов и племен — бии, баи-батыры, шонжары, аксакалы. Аристократов называли торе или оглан. Антиподов аристократов, расположенных по другую сторону иерархической лестницы, называли "кара суйеками” — "черной костью”. Чернь представляла собой жителей местных родов и племен. Среди кара суйеков вожди местных родов и племен, бии имели особые права. Простые люди не имели права называть султанов по имени. Они обычно обращались к ним со словами: "мой торе” или "таксыр” — господин. 2. Простых людей называли караша — чернь, черный человек, ничтожество. Караша — это вольный человек, имеющий собственный скот и права свободного человека. Он мог свободно передвигаться, дарить свой скот и имущество, имел право удостоверять и свидетельствовать. На нижней ступени ханского общества находились скотоводы. Мужчин без прав личной свободы называли рабами, а женщин — рабынями. В большинстве случаев это были люди, попавшие в плен во время войны. У них не было никаких гражданских прав. Как бы жесток ни был по отношению к нему хозяин, раб никуда не мог пожаловаться. За преступление раба отвечал его хозяин. (https://tak-to-ent.net/publ/9-1-0-210) 2 группа. Отсутствие классового деления не означало социальной однородности общества. Казахское общество было строго иерархизировано и делилось на ряд сословий, различающихся по происхождению и правовому статусу. Выделяются три основных сословия - белая кость, черная кость и рабы. Самым высоким статусом в казахской степи обладали представители аксуйек (белая кость), в которую входили торе и кожа. Торе - потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали звание султана и право занимать ханский престол. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе. Сословие аксуйек представляло собой закрытую привилегированную группу, внутри которой преобладала эндогамия, т. е. преимущественное заключение браков внутри группы. Это тем более интересно в связи с господством у казахов экзогамии, заключавшейся в запрете на браки между родственниками до 7 колена. Так, ребенок, родившийся от брака султана и женщины черной кости, не считался полноправным султаном. Именно поэтому аксуйек предпочитали брать в жены калмычек, башкирок и т. п., не связанных патронимическими связями ни с одной из групп черной кости. Права султанов, приобретаемые ими с рождения, были достаточно обширны. Как потомки Чингисхана они обладали преимущественным правом на осуществление управленческих функций в казахском обществе. Это выражалось в праве избираться на должность хана и праве получить в управление улус. Последнее в конце XVI - начале XVII веков значительно сужается в связи с фактической ликвидацией улусной системы. Тем не менее, султаны не занимались непосредственно производственной деятельностью, участвуя только в регулировании общественных отношений и военном деле. В социальной структуре судебная власть находилась у биев. Согласно данным исторических исследований, Тауке хан созвал биев всех трех жузов и принял их в местечке Культобе. В свод законов "Жеты жаргы” вошли: "Светлый путь” хана Касыма, "Старый путь” хана Есима и правила казахских обычаев и традиций. 3 группа. Батыры составляли в казахском обществе группу профессиональных военных, возглавляя ополчения своих объединений в случае войны. Это звание не было наследственным, а приобреталось только благодаря личным качествам - храбрости, знанию военного дела, таланту военачальника. При сборе ополчения батыры составляли его командный состав, в мирное время выполняли различные функции - могли быть руководителями общин и объединений разных уровней, вести хозяйство как рядовые общинники и т. п. Многие батыры обеспечивали себя необходимыми продуктами, занимаясь охотой. Как мы видим, биев и батыров нельзя считать сословной группой, тем более, что звание батыра могли получать как представители черной кости, так и чингизиды. Это, скорее всего функциональные или профессиональные группы. Огромное значение в жизни казахского общества играли старшины - руководители общин и других объединений разного уровня, т. н. родоправители. Это были люди, обладающие знаниями в организации производства, авторитетом, навыками административной деятельности. Старшинами часто становились бии и батыры, однако многие старшины не носили этих званий. Старшинство также не передавалось по наследству, однако, в силу экономической мощи семей старшин, их дети часто также становились руководителями данной общины. 4 группа. Самую низшую сословную группу составляли кулы (рабы). В рабство попадали в основном военнопленные из других народов. В условиях господства общинных отношений и развитой системы взаимопомощи обратить в рабство казахов было практически невозможно. Дети рабов также становились рабами, однако, в зависимости от притока новых военнопленных, число поколений, на которое распространялось состояние рабства, могло сокращаться. Проведении удачных внешних войн и большом количестве пленных, прежние рабы могли получить свободу. В этом случае они включались в состав общины на правах неравноправных членов. Рабы считались полной собственностью своих хозяев, занимались самой тяжелой, малоквалифицированной и не престижной работой. Их можно было продать, купить, обменять, включить в состав штрафа, калыма и т. п. Не обладая никакими правами, рабы не могли самостоятельно обращаться в суд, их интересы представляли хозяева. В XV-XVIII веках численность рабов была достаточно большой. В то же время рабы не играли большой роли в системе материального производства казахского общества. К непривилегированным социальным группам относились толенгуты - военные слуги султанов. Это была категория лично зависимых людей, добровольно отдавших себя под патронаж того или иного чингизида. Любой индивид, в силу разных обстоятельств лишившийся покровительства ассоциации общин, мог обратиться к султану и стать его толенгутом. В этом случае он отказывался от своегорода, тамбы, урана, был обязан служить султану в качестве дружинника, а его семья обеспечивала султана продуктами материального производства. Вокруг каждого султана образовывалась толенгугская община, некоторые влиятельные султаны и ханы создавали целые толен-гутские ассоциации. Именно толенгуты составляли основную военную силу сословия ак-суйек. (https://studall.org/all-8721.html) Приложение № 3 Раздаточный материал https://clck.ru/geTZ6 «Рефлексивную мишень» 1.Оцените по шкале от 1 до 5 баллов, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Расставив точки и соединив их между собой определить свои достижения и пробелы. - Активно участвовал(а) - Было понятно - Было интересно - Узнал новое |