Главная страница
Навигация по странице:

  • Что есть ис­тина Что есть добро Что есть зло В чем смысл человеческой жизни Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии

  • Трусость, крайнее проявление челове­

  • Выводы

  • Конспект урока по роману М. Булгакова мастер и Маргарита. конспект булгаков. Урок 5 Тема урока Нравственнофилософское звучание ершалаимских глав романа М. Булгакова Мастер и Маргарита


    Скачать 46.5 Kb.
    НазваниеУрок 5 Тема урока Нравственнофилософское звучание ершалаимских глав романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
    АнкорКонспект урока по роману М. Булгакова мастер и Маргарита
    Дата04.05.2023
    Размер46.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаконспект булгаков.doc
    ТипУрок
    #1109382

    Литература. 11 класс

    Урок №5

    Тема урока: Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Цель урока: определить систему нравственных ценно­стей, утверждаемых М. Булгаковым.

    Ход урока

    Эпиграф:

    Я никогда не перестану удивляться двум вещам: звездному небу над головой и нравственному закону внутри нас.

    Эммануил Кант, немецкий философ

    I. Слово учителя.

    На протяжении уже двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения для мно­гих великих писателей и художников. Новый Завет дает воз­можность обратиться к вечным вопросам жизни: Что есть ис­тина? Что есть добро? Что есть зло? В чем смысл человеческой жизни? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии? Эти вопросы ставит и М. Булгаков в ершалаимских главах романа «Мастер и Маргарита».

    - Как писатель обращается с фактическим материалом из Евангелия?

    (Булгаков не пересказывает, а переосмысляет евангельский сюжет, подтверждением тому является образ Иешуа Га-Ноцри.)

    II. Анализ глав 2, 16, 25, 26.

    Отчет по индивидуально-групповым домашним заданиям.

    1. Какое место занимает Иешуа в системе образов романа? Почему главы о нем – идейный и философский центр романа Булгакова?

    2. Каким изображен прокуратор Иудеи? Как раскрывает характер Пилата его порт­рет?

    3. Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Какие чувства испытывает Понтий Пилат к Иешуа?

    4. Почему Пилат за­дает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа?

    5. О чем Иешуа спорит с Понтием Пилатом? Как вы понимаете слова Иешуа о том, что не прокуратор властен над его жизнью?

    6. Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу?

    7. С какого момента прокуратор почувствовал опасность? Почему он утвердил смертный приговор Малого Синедриона? Какую роль иг­рает в видение головы кесаря? Перед ка­кой нравственной проблемой встает Пилат, уви­дев лица Иешуа и Тиберия? Почему он думает о своей гибели?

    Основные выводы.

    Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделен­ного огромной властью, однако не лишенного челове­ческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность го­сударственной власти. Однако мучимый внутренни­ми противоречиями, Пилат ощущает на себе воздей­ствие нравственной проповеди Иешуа, готов пове­рить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего фи­лософа и лишиться власти, а возможно, и жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозмо­жен. Истина для него оказывается дороже жизни.

    Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. Пояснение к эпиграфу: «Я никогда не перестану удивляться двум вещам: звездному небу над головой и нравственному закону внутри нас». По мысли немецко­го философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкрет­ных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, действующая на сознательную волю в форме безусловного долга или категорического императива (по терми­нологии Канта). Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону». (Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разго­воре с Берлиозом в первой главе.)

    Заметим, что у Булгакова именно человек являет­ся носителем «доброй воли», именно он способен не­отступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

    II. Продолжение анализа.

    1. Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден? Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как ведет себя Понтий Пилат, когда казнь предотвратить уже невозможно?

    2. Отчего ненавидят друг друга Каифа и Понтий Пилат? Какие отношения связывают их? Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным пороком? Приведите доказательства по ходу романа.

    3. Как описаны страдания Левия Матвея в главе 16? Как он желал помочь Иешуа и почему ничего не исполнил?

    4. Внимательно прочтите главу 26 «Погребение». О чем сожалеет Понтий Пилат? Какой сон снится ему в ночь после казни? Что за­ставляет Пилата пойти против совести? Как вы оцениваете его действия по отношению к Иуде?

    5. Кто такой Афраний? Что мы можем о нем рассказать? (Портрет героя, события, связанные с героем). Почему Пилат не хотел прямо сказать Афранию о своем желании отомстить Иуде?

    6. Каково наказание было уготовано Пилату (гл. 31)? Сопоставьте портреты Пилата в гл. 2 и гл. 31. Как вхо­дит в повествование тема бессмертия? Как воспринимает герой свое бессмертие?

    (Герой наказан страшными муками совести. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то»; много бессонных ночей терзается Пилат тем, что «он че­го-то не договорил тогда, давно 14 числа весеннего месяца ни­сана», что он не пошел «на все, чтобы спасти от казни реши­тельно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача».)

    1. Как звучит тема бессмертия в других главах романа (бессмертие Достоевского (гл. 28), бессмертие Пушкина и Дантеса (гл. 6)?

    2. Каков финал судьбы Понтия Пилата? Почему в последней главе романа сходятся все сюжетные линии?

    Основные выводы.

    Пробудившаяся совесть застав­ляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стре­мится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти по­пытки не позволяют Пилату искупить вину, очис­тить совесть. Трусость, крайнее проявление челове­ческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный вы­бор, заставляет отступить от открывшейся ему исти­ны. Наказание Пилата - в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Ге­рой ненавидит свое бессмертий, ибо это - бессмертие предателя.

    Бессмертие в романе предстает и как на­града (Иешуа, Пушкин, Достоевский) и как наказа­ние (Пилат, Дантес).

    III. Ответ на проблемный вопрос:

    Что делает Пилата главным героем в булгаковской интерпретации библейского сюжета?

    - Кто центральный герой ершалаимских глав? (Понтий Пи­лат.)

    Обратившись к тексту, попробуем доказать, что основные нравственные проблемы романа связаны именно с образом Понтия Пилата.

    Задание для самостоятельного анализа. Сопоставьте эпизоды суда и казни Иисуса Христа по Евангелию (Еванге­лие от Матфея, гл. 27, 28) и аналогичные эпизоды в романе.

    Как писатель изменил характер Понтия Пилата? (Булгаковский Понтий Пилат - противоречивая личность: внутрен­не тоскует об истине, чувствует, что мир уродлив и дисгармо­ничен, но сильный ум расходится с совестью. В его руках власть, но он слаб и труслив.)

    Выводы

    - Каково авторское отношение к трусости героя? («...трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». Так говорил Ие­шуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок». Трусость - это выражение несвободы духа.)

    Тема совести - одна из центральных в романе. Совесть - внутренний компас человека. Совесть - возмож­ность внутреннего очищения и искупления вины. Делая глав­ным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за свои по­ступки. Самый большой порок - трусость, главная нравст­венная опора - совесть.

    В Евангелии заложены вечные ценности, которые в слу­чае, если забудутся, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Этими критериями может быть провере­на моральная состоятельность любой эпохи.

    Задание на дом: стр. 119-130; выделить ключевые сцены, связанные с образом Воланда и его свиты. Подготовить ответы на вопросы индивидуальных заданий.

    1. Кого и за что наказывает свита Воланда?

    2. Каким испытаниям подвергаются московские обыватели? Эти искушения вьдуманы дьяволом?

    3. Какие пороки обличаются в гл. 23-24? Определить их и записать.

    4. Какова истинная цель визита Воланда в Москву?

    5. Какие эпизоды подтверждают способность людей к со­страданию?

    6. Кто способен поставить точку в вечном споре добра и зла?

    7. Письменно прокомментировать эпиграф к роману. Ка­кую роль он играет в понимании образа Воланда?





    написать администратору сайта