|
ТВОРЧЕСКИЙ ПАКТИКУМ 9 КЛАСС. Урок 18.Творческий практикум. Урок 67 Название раздела Молодежь и средства массовой информации Тема урока Творческий практикум Цели обучения со ссылкой на учебную программу
Ф.И.О. учителя
| Жандаулет Лейла Омирзаковна
| Предмет/класс
| Русский язык и литература, 9 класс
| № урока/№ недели
| Урок 67
| Название раздела
| Молодежь и средства массовой информации
| Тема урока
| Творческий практикум
| Цели обучения со ссылкой на учебную программу
| 9.3.2.1 определять принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков;
9.4.2.1 излагать информацию прослушанного, прочитанного и / или аудиовизуального текста, творчески интерпретируя содержание;
| Цели урока (количество определяется содержанием)
| На уроке вы:
- продолжите формировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
Вы сможете:
- овладеть приёмами языкового анализа, сравнения, классификации;
| Критерии оценивания
| Продолжит формировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
Овладеет приёмами языкового анализа, сравнения, классификации;
|
Этапы урока, время
| Текст учителя
| Ресурсы
| Актуализация темы и цели урока
1 мин
2 мин
2 мин
1 мин
2 мин
2 мин
| Знакомство с темой, целями урока
Творческий практикум урока будет посвящен работе с текстами различного стиля.
На уроке вы:
- продолжите формировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
Вы сможете:
- овладеть приёмами языкового анализа, сравнения, классификации;
Учитель: Начнем урок с фразеологической разминки, героем которой станет фразеологизм «Филькина грамота». История его происхождения такова: московский митрополит (главный священник) Филипп в 16 веке писал царю Ивану Грозному письма с просьбами успокоиться и смягчить законы. Но царь не придавал им никакого значения и с насмешкой называл «филькиными грамотами». В наше время «филькиной грамотой» называют невежественный, безграмотно составленный или не имеющий юридической силы документ.
Учитель: чтобы написанное вами никто не называл филькиной грамотой, нам нужно совершенствовать орфографическую зоркость, умение грамотно устно и письменно излагать свои мысли. И сегодняшний урок внесет свою лепту в нужное для нас дело.
Учитель: Узнайте стили по их характеристикам:
Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.
Проверьте себя.
1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний. (научный стиль)
2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо. (официально-деловой)
3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. (разговорный)
4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.(публицистический)
5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.(художественный)
Учитель: Лексическая игра. Заполните недостающие графы. Общеупотребительная
| Книжная
| Разговорная
| Верх
| Вершина
|
|
| Преграда
| помеха
| Бояться
|
| трусить
| прогнать
| Изгнать
|
| волноваться
|
| психовать
| лицо
| лик
| морда(просторечное)
| Проверьте себя.
Общеупотребительная
| Книжная
| Разговорная
| Верх
| Вершина
| Макушка
| Препятствие
| Преграда
| помеха
| Бояться
| Опасаться
| трусить
| прогнать
| Изгнать
| выставить
| волноваться
| Тревожиться
| психовать
| лицо
| лик
| морда(просторечное)
|
Учитель: Знания о стилях и других особенностях текста позволят провести комплексный анализ текста.
Прочитайте текст и произведите его лингвостилистический анализ.
Северное сияние – это зрелище необычайной красоты. Смотришь на него – и не веришь своим глазам. Я никогда не упускаю случая полюбоваться северным сиянием, но впервые мне посчастливилось его увидеть на берегу Онежского озера. В полночь я вышел на улицу. Над озером стояла тишь, которую изредка нарушали лай собаки и голос какой-то ночной птицы. А в звёздном небе колыхался светящийся занавес. Он сужался, расширялся, собирался в складки, менял цвет. На фоне неба виднелись черные макушки деревьев, крыш домов. Я был очарован чудесным видением и сохранил это воспоминание на всю жизнь.
Давайте озаглавим текст, определим основную тему текста, его тип.
Примерные ответы.
Заголовок – «Северное сияние»
Основная тема текста – красота сияния на берегу Онежского озера. Тип текста – описание
Учитель: Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок.
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие:
Тип ошибки
| Примеры
| Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов.
| Строители работали на стройке в течение месяца. Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только говорить по-французски и танцевать мазурку.
| Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.
| Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени). Соревнования намечены на апрель месяц (в слове апрель уже заключено понятие месяца).
| Тавтология:
|
| а) повторение сказанного иными словами;
| Авторские слова – это слова автора. Удар был внезапным и неожиданным.
| б) повторение однокоренных слов.
| Соединить воедино; приближаться всё ближе; удаляться всё дальше.
| Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях (дело, факт, вопрос, задача и др.).
| Дело повышения дисциплины обсуждено на заседании правления завода.
| Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением (поднять, обеспечить, получить и т.д.) и отглагольного существительного (если это не диктуется спецификой стиля)
| Ср.: Рабочие приняли решение произвести ремонт трактора в кратчайшие сроки. – Рабочие решили отремонтировать трактор в кратчайшие сроки.
| Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью.
| Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.
| Употребление (особенно в устной речи) слов-паразитов.
| Он, понимаешь, опять не пришёл. Это, значит, так было.
| Немотивированное употребление нелитературной лексики.
| Онегин, короче, очень скоро разочаровался в светской жизни.
| Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций.
| В правом углу комнаты стоит телевизор. В левом углу стоят два кресла. В середине комнаты стоит стол.
| Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы.
| Осенью всегда красиво. Мне нравятся жёлтые листья на деревьях. Красные листья тоже выглядят красиво.
| Учитель: Прочитайте текст и выполните задания.
Тёплый хлеб.
Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, еще быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно…
Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили густое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах, - ребята, кошки, даже мыши, - всё это вертелось около хозяек.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая как бы словчиться, стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
(К.Г. Паустовский)
Задание.
Определите стиль, характерные черты и функцию стиля. Произведите лингвостилистический анализ языковых средств. Приведите примеры тавтологии в тексте и объясните целесообразность её наличия.
Ключ.
Стиль художественный. Функция: создать образ тёплого хлеба. Характерные черты: простота, естественность, живость, эмоциональность. Языковые средства. В лексике: преобладание общеупотребительной лексики с конкретным значением; стилистически окрашенная лексика и фразеология (словчиться, стащить, заходила ходуном, пошла стучать).
В морфологии: качественные прилагательные с оценочным значением (старое колесо, жаркого печного огня, густое сладкое тесто, теплый хлеб, чудесный хлеб, румяной коркой); глаголы в изъявительном наклонении как сов., так и несов. вида в прош. времени. В синтаксисе: все виды предложений: простые с прямым и обратным порядком слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; обилие однородных членов предложения с различными способами соединения.
3. Однокоренные слова «Заходила ходуном» уместны, так как придают повествованию простоту и образность.
| Презентация
слайд 1,2
Слайд 3,4
Слайд 5 Слайд 6,7
Слайд 8 Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11,12
Слайд 13,14
Слайд 15
Слайд 16
| Рефлексия
1 мин
| Прием «Все в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – позиция, по которой надо высказать свое мнение.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – по этой теме я получил достаточную информацию…
СРЕДНИЙ – мне было трудно…
БЕЗЫМЯННЫЙ - все приёмы работы с текстом представлены ясно…
МИЗИНЕЦ – мне было недостаточно…
Примерные ответы
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было важным и интересным определять стили речи.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ –я получил достаточную информацию о стилистических ошибках.
СРЕДНИЙ – мне было трудно анализировать текст.
БЕЗЫМЯННЫЙ – мне понравилась фразеологическая разминка.
МИЗИНЕЦ –
| Слайд 25
Слайд 26
| Итог урока
1 мин
| Ребята, наш урок подошел к концу.
На уроке вы:
- продолжили формировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
- овладели приёмами языкового анализа, сравнения, классификации;
Надеюсь, что вам было интересно. До встречи на следующем уроке!
|
| |
|
|