Урок литературы, 6 класс на тему_ РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯ. Урок литературы в 6 классе родная природа в стихотворениях поэтов xx века цель урока
Скачать 398.56 Kb.
|
Открытый урок литературы в 6 классе РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С.А.Есенина, А.А. Блока, Н. М. Рубцова, понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у шестиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях. Задачи: Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях; Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков; Воспитание любви к природе, Родине. Оборудование: ИКТ - презентация: портреты С.А.Есенина, А.А. Блока, Н. М. Рубцова, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года». Ход урока. I.Организация класса Приветствие. Вступительное слово учителя.(слайд 1) Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. - Ребята, я не случайно начала наш урок с этих строк из стихотворения замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева, потому что сегодня мы вновь обратимся к изображению родной природы в русской поэзии. Наша цель - знакомство со стихами поэтов 20 века: А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М.Рубцова. А еще мы продолжим отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа лирических произведений, обратим внимание на близость поэзии к изобразительному и музыкальному искусству. II. Актуализация ранее полученных знаний Проверка домашнего задания -Вы знакомились самостоятельно со стихотворениями поэтов XXвека, готовили презентации, сообщения о жизни и творчестве великих художников слова, рисовали иллюстрации к лирическим произведениям. И сейчас мы начинаем совместную работу по теме. - Скажите, какие стихотворения о природе вы помните, и кто их написал? -А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю.Лермонтов «Тучи», Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…», А.А.Фет «Учись у них – у дуба , у берёзы…» -Да, всё верно. Только эти стихи написали поэты 19 века. А вы дома знакомились со стихами поэтов 20 века. И чтобы проверить, как вы готовы к уроку для начала поиграем в игру «Подскажи словечко» (на экране) 1)Забудь заботы и печали, Умчись… на коне В туман и луговые дали, …ночи и луне! (без цели, навстречу) 2)Бороться с мраком и дождём, …участь разделяя… О, как безумно за окном Бушует ветер,…!(Страдальцев, изнывая) 3) Неприглядная дорога, Да любимая навек, Про которой ездил… Всякий русский…(Много, человек) 4)скачет конь, простору много, Валит снег и стелет… Бесконечная дорога Убегает…вдаль.(Шаль, лентой) III. Работа по теме урока. - Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. - Запишите тему урока в тетрадях (на экране) Тема нашего урока… Цели урока… Работа по группам в творческих мастерских. В каждой группе есть литературовед, критик, художник, чтец. В течение урока члены группы заполняют таблицу.
Создание позитивного настроя. Звучит музыка. На экране проецируются картины русской природы - Какие чувства вызвали музыка и пейзажи русской природы? - Картины природы создают настроение своей красотой. А так же нас берёт гордость за нашу Родину. - Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике. Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты 20 века. Они нам поведают, какой видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу. Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. В XX веке русские поэты по-прежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении. Поэтому мы немного познакомимся и с самими поэтами. Желаю вам активной работы, хорошего настроения. 3. Первым нашим гостем будет Александр Александрович Блок( презентация 5-6 слайдов готовила ученица) 1880 – 1921 ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР (чтение наизусть уч-ся) Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» напоминает простую пейзажную зарисовку, в которой лирически передается смена дня вечером и приближение ночи. Но в стихотворении встречаются необычные эпитеты — «дремотой розовой», «красный диск луны». Они в большей степени касаются не зрительного восприятия поэта, а его душевных переживаний. Ведь «дремота» не имеет цвета. Эпитет «розовый» означает умиротворенность, спокойствие, мечтательность, возвышенный строй чувств. Сочетание «красный диск луны» — не столько обозначение цвета луны, сколько ощущение тревоги дня, отраженной в этом цвете. Значит, Блок пишет стихотворение о том, что день с его тревогой, беспокойством, суетой отошел и уступил место высоким чувствам и мыслям, высокому спокойствию души, когда она может думать о вечном, нетленном. Здесь не остается места заботам, печалям, повседневной, обыденной жизни. Все это ушло, как исчезли все практические цели и интересы, которые одолевали человека днем. Вечером и особенно ночью он вольно отдается размышлениям и чувствам, высоким настроениям и переживаниям о великом и бесценном. Впрочем, Блок знает и другую ночь («О, как безумно за окном...»), не щадящую бездомных, лишенных крова страдальцев, которых треплет бушующий ветер. Это не столько обычный, всем знакомый ветер, сколько ветер метафорический. Он заставляет страдать несчастных и сам же сочувствует им, изнывая в своих нескончаемых стонах. О, как безумно за окном (чтение наизусть) Ревет, бушует буря злая, Несутся тучи, льют дождем, И ветер воет, замирая! Ужасна ночь! В такую ночь Мне жаль людей, лишенных крова, И сожаленье гонит прочь В объятья холода сырого!.. Бороться с мраком и дождем, Страдальцев участь разделяя... О, как безумно за окном Бушует ветер, изнывая! - В чем смысл стихотворения? Какое настроение передает нам автор? В стихотворении Блок — «О, как безумно за окном...» — описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури. Сергей Александрович Есенин(слайд) 1896 – 1925(слайд) Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет, Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт С. Есенин - Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы. В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни. Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным. - Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам. Ученик: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы. Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой. В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование, уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий) Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит романс). Бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту. К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало. Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине. Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает все нечистое, все скверное, все мелкое. Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». Читает ученик наизусть и прослушивание в записи Ученик: Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец — крестьянин, Ну, а я — крестьянский сын. Наплевать мне на известность И на то, что я поэт. Эту чахленькую местность Не видал я много лет. Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать . Как же мне не прослезиться, Если с венкой в стынь и звень Будет рядом веселиться Юность русских деревень... Сл. работа: с венкой - с двухрядной гармонью - Какой видит Есенин окружающую природу в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали… В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски: В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали...» Есенин пишет о простом и даже «неприглядном» пейзаже, чуждом ярких красок, но вечно родном и любимом. С русской природой его роднит крестьянское происхождение — как всякий русский человек, он любит быструю езду зимой на санях, сделанных из осины, не стесняется признаться в любви каждой березке и всей «чахленькой местности». Его до слез трогает веселье деревенской молодежи. Во всем этом проявляется сила духа и нравственное здоровье народа. И сам поэт становится лучше и чище, забывая обо всем суетном и постороннем ему как человеку. - Какие изобразительные средства использует поэт? Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья. В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». -Переходим к следующему стихотворению С.Есенина. Чтение стихотворения « ПОРОША» Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. — Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим? (монотонная, бесконечная зимняя дорога, простор, даль) - Какое настроение передается поэтом в стихотворении «Пороша»? (Создаётся радостное настроение, полное сил и энергии) - Какие картины помогают нарисовать русский пейзаж, неприхотливый, не роскошный и в то же время близкий и родной? В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. Во втором четверостишии начинается сказка: Заколдован невидимкой, (метафора) Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора) Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет) Подвязалася сосна (метафора). В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение: Понагнулась, как старушка, (сравнение) Оперлася на клюку, (метафора) А над самою макушкой Долбит дятел на суку. (Реальная картина.) В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение). Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности. На стихи С.Есенина написано много песен и романсов. Послушайте. Физминутка под музыку Антонио Вивальди «времена года.Весна». Антонио Вивальди ( 1678— 1741) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Николай Михайлович Рубцов (Биография) 1936-1971 В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придает им бодрость и мирит их с тревожной и тяжелой жизнью. Н. М. Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льет духовный свет на всю жизнь, делая ее осмысленной и желанной. (Чтение наизусть) ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит под золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней. И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей... -Каким чувством проникнуто стихотворение Н. Рубцова? Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру. В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью. Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры). В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету: Звезда полей горит, не угасая,/ Для всех тревожных жителей земли… - Почему стихотворение Рубцова «Звезда полей» так названо? Что вдохновляет поэта? Звезда - традиционный символ СУДЬБЫ И ВЕЧНОСТИ. Звезда полей - звезда деревенской Руси, звезда его Родины. Тема стихотворения- малая родина. Судьбы лирического героя и звезды связаны. счастье для лирич. героя - мир и покой всего человечества. Пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя с планетой. В своих переживаниях он выходит на новый уровень. Лирический герой возвращается к своей звезде, но настроение другое - он счастлив -На стихи Н. Рубцова написано много песен и романсов. Послушайте романс на стихотворение «Звезда полей» (видео с романсом) -Ну вот наш урок подошёл к концу, но мы работу по лирике поэтов 20 века ещё не заканчиваем. IV.Итог урока -Подведём итоги нашего урока. -С поэтами какого века мы сегодня познакомились? Мы познакомились с поэтами 20 века -Назовите их ФИО. С.Есенин, А.Блок, Н. Рубцов -Какие стихотворения вам понравились? И чем? Ответы детей - Как лирика связана с музыкой и живописью? - С помощью лирики можно передать настроение лирического героя и показать её в музыке. -А в живописи можно подобрать те краск, которые соответствуют содержанию. Домашнее задание 1. Познакомиться с творчеством А. А. Ахматовой и выучить наизусть стих-е о весне «Перед весной бывают дни такие…» Обратите внимание на советы Г. В. Артоболевского. 2. Подумайте, как правильно расставить ударения, определить место паузам, найти верную мелодику, интонацию для каждого стихотворения. Рефлексия -Ребята, если вы остались довольны уроком, то на картинку приклейте голубую звезду, если что – то вас не устроило, то прикрепите – жёлтую. Оценки До свидания и спасибо за урок. Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов"Лазарева Любовь Владимировна, учитель русского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Цели: Обучающая: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания; Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал; Воспитывающая: пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века Презентация Ход урока С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Н.Рубцов I. Объявление темы, цели урока Новый материал 1 слайд 1) Слово учителя Мы возвращаемся к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия XX века. Обратимся к творчеству поэта Николая Рубцова. 2 слайд 3 слайд Поэт, о котором пойдет речь, родился не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: " Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…" Николай Рубцов - поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности. Поэт знал природу не по её внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические, мы бы сказали, специфические знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы, Родины, которую беспредельно любил, обладал каким-то чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить, Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования: это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является. Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество. О чём пишутся его стихи? Рубцов писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Сразу, с маху охватывать самую суть, существо, самый нерв – нужна честность. Поэзия – это служба непосредственности, это всегда выход на правду. Это можно сделать, только обладая огромной непосредственностью. Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта. 4 слайд II. Чтение и анализ стихотворений. «Звезда полей» 5 слайд Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека: Нет, меня не порадует – что ты!- Одинокая странствий звезда… Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием: Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою… Звезда – вся Земля, всё человечество: Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её движению. Все эти значения образуют в его поэзии гармоническое единство и вызывают неповторимое чувство. Каким чувством проникнуто стихотворение? В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией. Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе? 6 слайд 1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды. 2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает стихотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света. 3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветливым». 4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром». 5. Олицетворения: «звезда... остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие интонацию недосказанности, тишины, образ вечности.) Какое значение имеет название стихотворения? Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли». Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихотворение положено на музыку и стало песней. Если есть возможность, послушать в записи песню. Можно выразительно прочитать это стихотворение. 7 слайд Стихотворение «Тихая моя Родина» Какие образы природы создаёт поэт? Река, ива, соловьи Какое стихотворение Есенина напоминает нам «Тихая моя Родина»? Какие чувства выражает лирический герой? Чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой, её тайнами Какова интонация стихотворения? Торжественная, величественная. Какие приёмы использует поэт для создания прекрасных картин природы? Эпитеты, метафоры, олицетворения… 8 слайд III. Особенности поэзии Н.Рубцова 1. Звуковые образы В поэзии Рубцова почти всякий «объект» как бы превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт имеет дело с природой, когда для него в ней есть «душа» и «язык».В основе звуковых образов его поэзии – одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Например, ветер может «свистеть, всхлипывать и стонать», буря - «реветь и выть», метель – «кричать и голосить», берёза – «тяжело вздыхать», звезда – «плакать», а ливень «жаловаться крышам». 9 слайд 2. Формы наделения природы человеческими способностями Природа у Рубцова наделена человеческими способностями: она страдает, радуется, печалится, негодует, мстит. Отметим звуковую палитру: шум, стоны, молитвы, шёпот. 10 слайд 3. Символические образы Несут значения печали, горя, тоски 11 слайд 4. Формы наделения природы человеческими способностями Дерево у него – человек, а листья – платье, опадание – разлука. С пониманием этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики… Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой. Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью. 12 слайд 5.Сравнительная характеристика образов в творчестве Сергея Есенина и Николая Рубцова Анализируя стихотворения С.Есенина и Н.Рубцова о природе, мы пришли к выводу, что они различаются образами , например, у Есенина берёза – девушка, а у Рубцова это растение наделено новым смыслом: берёза - старая матушка Русь. 13 слайд 6. Цветовая палитра Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне. Например, белый цвет символизирует чистоту, чёрный – печаль, красный – любовь, зелёный – молодость, синий – святость. 14 слайд 7. Символы стихий В лирике Н. Рубцова мы отмечаем символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи. Он знает ночные ветры, «сводящие с ума», жалобные, призывные стоны вьюги над крышей, «избы в снегах», ужасы ночи, подступающие к «живым глазам» человека. Его лирический герой, зная свою судьбу, идет «в обнимку с ветром», пророчит: Меня ведь свалят с ног Снега, Сведут с ума ночные ветры! 15 слайд 8. Сравнение стихии ветра в творчестве Александра Блока и Николая Рубцова В стихотворениях поэтов ветер – это одухотворенная творческая сила, которая выступает в противоположность обывательскому застою. 16 слайд 9. Символы пространств Символику пространств земли и воды народно – поэтического творчества Рубцов также не изменил, а взял ее целиком в свою символическую образную систему. Так, дорога – это и судьба, и жизнь, не только личная, но и всеобщая; герой его понимает, что Все мы почти под кюветом Несемся все дальше стрелой, И есть соответствие в этом С характером жизни самой! 17 слайд 10. Природа, Вселенная, небесные святила… Природа, Вселенная, небесные светила…. Поэт сравнивает людей и их душевные переживания с солнцем, месяцем, звездою. Небесные светила у него связаны со счастьем, с чистотой: Вечерняя заря да потухать стала, А полуночная звезда да высоко взошла. Светлая, утренняя заря да, братцы, Занимается, Из-под зорюшки-то красное солнышко да Выкатается… Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы». А закат – горе, смерть: Как будто солнце, Красное над снегом, Огромное, Погасло навсегда… Обратимся к стихотворению «Осенняя луна». Луна, возможно, символизирует надежду. Может быть ,это мечта о прекрасном будущем: Так зачем, проявляя участье, Между тем проносилась луна И светилась во мраке ненастья, Словно отблеск весеннего счастья, В красоте неизменной она? Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями. IY. Прослушивание записей песен на стихи Н.Рубцова «В горнице моей светло», «Под звуки музыки…» в исполнении трио «Меридиан». «Букет» в исполнении А.Барыкина. «Звезда полей» в исполнении А.Градского. Итог урока Вывод: мы, современные люди, не интересуемся природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира: До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Осмысление эпиграфа Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравнениям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь “В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК”. Домашнее задание: Выберите наиболее понравившееся стихотворение о природе, обоснуйте свой выбор. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его. тов. |