Главная страница
Навигация по странице:

  • Образовательные

  • Слайд № 2.(Развитие - это изменения.)

  • Слайд № 3

  • Слайд № 5(темповое развитие). Сегодня на уроке мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига Какая тема нашего урока

  • Слайд № 7 (портрет + И.Ф. и годы жизни.)

  • Слайды о Норвегии. № 8,9

  • Слайд №13

  • Слайд №14

  • Слайд № 16. Слушание музыки.

  • развитие музыки. Развитие музыки. Урок музыки в 3 классе, 3 четверть. Тема четверти Развитие музыки. Тема урока


    Скачать 1.02 Mb.
    НазваниеУрок музыки в 3 классе, 3 четверть. Тема четверти Развитие музыки. Тема урока
    Анкорразвитие музыки
    Дата18.11.2022
    Размер1.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРазвитие музыки.pdf
    ТипУрок
    #795604

    Урок музыки в 3 классе, 3 четверть.
    Тема четверти: «Развитие музыки».
    Тема урока: «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики».
    Цель урока: познакомиться с динамическим и темповым развитием музыки, познакомиться с сюитой Э.Грига «Пер Гюнт»,
    Задачи:
    Учебные задачи:
    1. личностных результатов:
    -формирование целостного взгляда на мир;
    -воспитывать любовь к музыке народов мира;
    -развивать мышление, воображение, кругозор.
    -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    -развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
    2. метапредметных результатов обучения:
    -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
    -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
    -расширить представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства;
    -нацелить учащихся на то, что каждому из действующих лиц соответствует определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа;
    -формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов сюиты;
    -взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
    -овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
    3. предметных результатов обучения:
    -формирование основ музыкальной культуры;
    -воспитывать навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки, умение анализировать её содержание;
    -обучение вокально-хоровым навыкам;
    -умение исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки;
    -умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
    -развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
    Планируемый результат деятельности:
    - понимание чувств, мыслей музыкального произведения, желание размышлять о добре и зле;
    - получение представлений о любви как о высшем человеческом качестве;
    - желание поделиться своим восприятием художественного произведения с близкими;
    - понимание самого себя, своей «значимости», желание выразить состояние своей души;
    - оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов;
    - накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.
    Образовательные – знакомство с биографическими сведениями, с музыкальным произведением Э.Грига, знакомство с сюитой, с музыкальными терминами
    Развивающие - развитие у детей умения анализировать, рассуждать об услышанном, делать выводы.
    Развивать умение проводить аналогии, постигать философский вопрос «Что такое развитие?» через понимание развития в жизни, в искусстве (видеть логику развития образов и средств музыкальной выразительности
    Воспитательные - воспитание любви к классической музыке, любви к родной стране.
    Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в музыке.
    Оборудование:
    Фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация, раздаточный материал.
    1.метод идентификации-вживание в образы искусства;
    2.метод организации художественно-эстетической среды;
    3.метод перевода в другую модальность;

    4.словесное рисование;
    5.пластическое интонирование;
    6.метод партитуры вопросов;
    7.поиск выразительных средств исполнения;
    8.моделирование образа счастья;
    9.вокально-хоровая работа
    Ход урока
    В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? - развитие.
    Посмотрите на экран, прочитайте глазками.
    Слайд № 2.(Развитие - это изменения.)
    Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки.
    Посмотрите на экран. Помогите мне разгадать этот ребус.
    Слайд № 3
    - Что такое динамика?
    - Если изменяется динамика, что происходит?
    Посмотрите на экран, прочитайте глазками.
    Слайд № 4 (динамическое развитие).
    Сейчас вы будете слушать музыку и повторять за мной движения. Постарайтесь проследить будет ли изменяться музыка?
    Слайд № 5
    (исполнение детского танца «Арам-зам-зам», музыка повторяется несколько раз, с каждым повторением происходит ускорение темпа.)
    - изменялась музыка?
    - что изменялось?
    - что такое темп? Как он изменялся?
    - А если изменяется темп, то происходит развитие.
    - как называется такое развитие?
    Посмотрите на экран. прочитай, пожалуйста.
    Слайд № 5(темповое развитие).
    Сегодня на уроке мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига
    Какая тема нашего урока?
    Слайд №6
    Цель урока: познакомиться с динамическим и темповым развитием музыки, познакомиться с сюитой Э.Грига «Пер Гюнт»,
    Познакомьтесь, композитор Э. Григ
    Слайд № 7 (портрет + И.Ф. и годы жизни.)
    Э. Григ родился и жил на севере, в Норвегии. Эта страна находится у Северного моря. Далёкий, суровый северный край. Неприступные голые скалы, словно уснувшие великаны. Причудливый рисунок горных вершин на фоне неба. Лето одевает их яркой зеленью, а зима набрасывает сверкающий белый наряд В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр.
    Веками бережно собирает народ легенды о рыцарях – викингах; щедрая народная фантазия населила горы, леса и утёсы таинственными троллями, кобольдами и гномами, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.
    Слайды о Норвегии. № 8,9
    Э. Григ сочил музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
    Слайд №10 Генри Ибсен
    Сюита – это объединение нескольких пьес, различных по характеру, в одно целое. Сюита напоминает сборник рассказов одного автора, на одну тему
    Слайд №11

    В этой сюите говориться о молодом юноше, Пер Гюнте, который любил свою страну, природу, родных, но и приключения он тоже любил. Он много странствовал, но везде старался оставаться самим собой.
    Герой драмы, крестьянин Пер Гюнт покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения, многие из которых Ибсен связал с эпизодами из старинных норвежских легенд и преданий.
    В 1 четверти мы слушали одну из частей этой сюиты, давайте вспомним
    Слайд №12
    О чём нам рассказала эта музыка?
    Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)
    - Какое? (динамическое развитие). Динамика изменялась,
    Сначала музыка была тихая, когда природа ещё спала.
    ? Что произошло с природой, когда музыка звучала громко?
    Проснулась и встало солнышко.
    ?Природа Норвегии – суровая, холодная, а композитор рисует тёплыми красками. Почему?
    Итак, Пер Гюнт отправился странствовать. Очень много интересного, таинственного, доброго и злого встретилось ему в пути.
    Во время путешествия он попадал в разные страны:
    Слайд № 11: В пещеру горного короля
    В Аравийскую пустыню
    В страну гномов
    Послушайте следующую пьесу и попробуйте угадать, куда попал и кого же встретил наш герой.
    -
    У гномов такая музыка может быть? Вспомните м/ф «Белоснежка» (гномы веселые, добрые).
    - А у нас музыка добрая? Злая.
    - А в пустыне? В пустыне жара, зной. Тоже нет.
    Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей.
    Музыка так и называется «В пещере горного короля».
    Слайд №13 Звучит пьеса «В пещере горного короля»
    Кто встретился Перу? Добрая музыка или злая? Что там происходит?
    Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей.
    Музыка так и называется «В пещере горного короля».
    Опишите внешность троллей по музыке.
    Глаза, каким цветом, зубы, уши, волосы, нос?
    Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.
    Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.
    - Что стали делать тролли?
    Покажите жестами (играю).
    - Что?
    - А почему подкрадываются?
    - Как музыка звучала? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).
    - Что произошло дальше?
    Слушайте музыку и покажите жестами
    - Что произошло?
    - Как в музыке это показано?
    (музыка стала звучать быстрее и громче.)
    Что произошло потом? Что менялось в музыке темп или динамика? Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.
    Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались.
    Тролли устроили дикий танец вокруг Пера. Они решили женить его на своей принцессе троллихе.
    Как вы думаете, Пер согласился жениться?
    Тогда тролли стали набрасываться на него, а Пер стал отбиваться и в самом конце звучит…
    (сыграть) что? Удар, удар колокола. Наступило утро, а с наступлением утра вся нечисть исчезает,
    Пер спасен.
    Как много нам музыка рассказала.
    -Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

    - Какое? (динамическое развитие). Динамика изменялась, мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.
    ? Почему музыка стало громче звучать?
    Д: Троли разозлились на него
    И темповое развитие, темп изменялся: от медленного до очень быстрого, стремительного.
    Вырвавшись из лап тролей, он отправляется путешествовать дальше. И вот р
    азбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой.
    Самостоятельная работа по прослушиванию, немного фантазии: Что вы представили слушая эту музыку? Как звучит, какое развитие?
    Слайд №14
    Д: Ответы детей.
    Почему композитор для характеристики Анитры выбрал жанр танец?
    Д: Потому что танцем, она увлекает Пера
    Как вы думаете какой характера у Анитры?
    Д:
    Почему вы так думаете?
    Д: Так как музыка очень капризная и изменчива.
    Музыка «Танца Анитры» полна контрастов.. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.
    Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.
    Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья - 40 лет.
    Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить.
    Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.
    Читаю стихотворение Г. Алексеева, при этом обращаюсь к любому ребенку и беру его за руку:
    Протяни руку и на твою ладонь
    Упадет дождевая капля.
    Протяни руку и на твою ладонь
    Сядет стрекоза, большая зеленая стрекоза.
    Только протяни руку и к тебе на ладонь
    Опустится райская птица.
    Протяни же руку, чего ты стесняешься?
    Ты же не нищий.
    Постой минуту с протянутой рукой
    И кто-то положит тебе на ладонь
    Свое пылкое, восторженное сердце.
    А если положат камень?
    Не обижайся, будь великодушным.
    - Протяните руки.
    Посмотрите на экран, что это за жест?
    Слайд № 15.
    Это же жест мольбы, просьбы.
    Он её бросил, камень ей положил, а она всё-равно его любит и столько много времени продолжает ждать.
    Великодушная. Будьте великодушны.
    Что она делает? Просит, чтобы он вернулся, надеется, ждет его.
    И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.
    Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было.
    - Ребята, только не забывайте, как нужно слушать. Помните, мы слова похожие подбирали, что нужно вслушиваться прислушиваться, подслушивать и только тогда можно услышать и понять музыку.
    Слайд № 16. Слушание музыки.
    - Какое настроение у Сольвейг было?

    - Всегда такое? Музыка менялась?
    - Какая стала? (веселая).
    Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.
    Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.
    -Еще какая стала? (быстрая).
    - Что изменилось в музыке?
    - Когда грустила, темп был…?: медленный.
    - А когда думала о хорошем…?: быстрый.
    Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.
    Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.
    Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке? Динамическое или темповое
    Динамическое, темповое.
    Слайд № 17(динамическое развитие - когда изменяется динамика)
    (темповое развитие - когда изменяется темп)
    Мы поставленой цели добились, познакомились с сюитой Грига, познакомились с динамическим и
    темповым развитием.
    Почему меняется динамика и темп.
    -Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например?
    Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все-равно домой хочется.
    Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал.
    И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.
    Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе
    Когда человек один, ему плохо, а когда вместе - хорошо. Это счастье?
    Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки
    Все-все (самой подойти и взять детей за руки)
    Мы тоже стали вместе.
    -Это счастье?
    А что такое для вас счастье?
    - Ребята, а вам хочется, чтобы, сколько у вас счастья в жизни было?
    Чуть-чуть или много?
    Покажите сколько.
    - А теперь давайте вдохнем счастье, ощутим (почувствуем), какой чудесный аромат у него, насладимся.
    А сейчас еще раз вдохнем и тихонечко-тихонечко подуем, чтобы счастье заполнило весь наш класс, давайте все вместе - тихонечко дуем, счастье оно такое хрупкое. Поделитесь с гостями счастьем, чтобы всем-всем хватило.
    Подарим всем счастье, и пусть оно летит дальше, к мамам и папам долетит,
    Чтобы они тоже стали счастливыми.
    Спасибо, ребята, что вы такие великодушные.
    Каждый счастье понимает по- своему.
    У каждого оно свое.
    Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья.
    -Какие?
    Ну, хотя бы музыка.
    Музыка помогает быть счастливым.
    Сейчас мы с вами будем споём песенку


    написать администратору сайта