Главная страница
Навигация по странице:

  • Тип урока Постановка и решение учебной задачи Планируемые образовательныерезультаты

  • Методы и формыобучения

  • Образовательные ресурсы

  • Организационная структура урока

  • I. Организационный момент

  • II. Изучение нового материала

  • III. Творческая практическая деятельность

  • IV. Итог урока. Рефлексия

  • урок 3. Урок Русская красавица


    Скачать 27.87 Kb.
    НазваниеУрок Русская красавица
    Дата06.10.2021
    Размер27.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаурок 3.docx
    ТипУрок
    #242267

    Урок 3. Русская красавица

    Цели деятельности педагога

    Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса

    к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение

    к традициям русского народа

    Тип урока

    Постановка и решение учебной задачи

    Планируемые
    образовательные
    результаты


    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят понятия «декор», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

    Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
    ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы

    Методы и формы
    обучения


    Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

    Основные понятия и термины

    Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция

    Образовательные
    ресурсы


    Интернет-ресурсы: http://www.rusedu.info, www.matveyrybka.ucoz.ru

    Наглядно-демонстрационный материал

    Мультимедийный ряд: «Народный праздничный костюм», репродукции картин художников-иллюстраторов: В. Васнецов «Три царевны подземного царства», М. Врубель «Царевна-Лебедь».

    Работы учащихся 4 классов.

    Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь»

    Оборудование

    Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка

    Организационная структура урока

    Этапы
    урока

    Обучающие
    и развивающие компоненты,
    задания
    и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    Формы
    организации совзаимодействия

    Универсальные
    учебные действия

    Промежуточный контроль

    I. Организационный

    момент

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

    Музыкальный фон: Сен-Санс «Лебедь»

    Проверяет готовность обучающихся

    к уроку.

    – Здравствуйте, ребята!

    – Любите ли вы сказки? Какие?

    – Прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос: о какой царевне идет речь?

    За морем царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть:

    ……………………………..

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава,

    Выплывает, будто пава;

    А как речь-то говорит,

    Словно реченька журчит...

    – Правильно, эти строки о Царевне-
    Лебеди из сказки А. С. Пушкина (открывает репродукцию М. Врубеля «Царевна-Лебедь»).

    – Как вы уже догадались, урок будет
    посвящен женскому сказочному образу

    Получив целе-

    вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

    нально выражают свое отношение к стихотворению
    о царевне

    Фронтальная работа

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

    Устные
    ответы

    II. Изучение нового материала

    Словесно-иллю-стративный рас-

    сказ с элементами беседы по теме «Положительные и отрицательные женские сказочные образы».


    – В русских народных сказках вы встречаетесь с разными персонажами.

    Назовите главных героинь сказок.

    – А какими качествами обладают положительные и отрицательные персонажи?

    (Положительные: добрые, нежные, честные, кроткие, стройные, изящные, красивые. Отрицательные: злые, коварные, завистливые, ленивые.)

    – Давайте вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и попробуем сравнить двух персонажей.

    Чтение отрывков стихотворения заранее подготовленных обучающимися.

    1. Образ царевны:

    Но царевна молодая,

    Тихомолком расцветая,

    Между тем росла, росла,

    Поднялась – и расцвела.

    Белолица, черноброва,

    Нраву кроткого такого...

    2. Образ царицы:

    ...Правду молвить, молодица

    Уж и впрямь была царица:

    Высока, стройна, бела,

    И умом и всем взяла;

    Но зато горда, ломлива,

    Своенравна и ревнива.

    Слушают учителя, обсужда-

    ют, отвечают на вопросы.

    Выразительно читают отрыв-

    ки из произведения

    А. С. Пушкина.



    Фронтальная работа.


    Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

    к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

    Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осо-

    знанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
    о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

    Коммуникативные: умеют строить понятное мо-

    Устные
    ответы




    Работа над иллюстрациями

    И. Л. Бруни

    к сказке Пушкина.

    – Посмотрите на репродукции картин

    И. Л. Бруни. Здесь нарисованы два образа – царицы-мачехи и молодой царев-

    ны. Обе прекрасны, но красота у них разная. Как художник передает столь противоположные характеры?

    – Опишите мачеху. (Красива лицом, осанкой, взгляд резкий, надменный,

    с явной неприязнью, красивые волосы обрамляют холодное, злое лицо.)

    – Опишите царевну. (Белолица, черно-

    брова, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)

    – Но не только в сказках, живут и среди нас внешне очень красивые, но злые

    и черствые люди. Много внешне невзрачных, но очень добрых и отзывчивых людей. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

    – А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким

    и почему? Вспомните теплые и холодные цвета.

    – Обратите внимание на костюм русской красавицы.

    Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом,
    канителью и узорными пуговицами.

    Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников.

    Ответы детей.

    Фронтальная работа.

    нологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их







    Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

    Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

    Женский костюм немыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой. Волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока. (Учитель показывает иллюстрации.)

    – Маленькие девочки носили на лбу

    матерчатые ленты шириной 0,5–2,5 см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, короны, венцы,

    закрывавшие только лоб и затылок.

    До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора.

    По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.


    Просматривают материал презентации.

    Фронтальная работа.

    Фронтальная работа










    Физкультминутка.

    Пауза общего воздействия

    Рябинка

    На холме стоит рябинка,
    Держит прямо, ровно спинку.

    (Потягивания – руки вверх.)

    Ей не просто жить на свете –
    Ветер крутит, вертит ветер.

    (Вращение туловищем вправо и влево.)

    Но рябинка только гнется,
    Не печалится – смеется.

    (Наклоны в стороны.)

    Вольный ветер грозно дует
    На рябинку молодую.

    (Дети машут руками, изображая ветер.)


    Выполняют упражнения










    III. Творческая практическая
    деятельность


    Изображение портрета женского сказочного персонажа.

    Музыкальный фон: русская народная мелодия

    Определяет задание и этапы работы:

    – Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые мате-

    риалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать. Еще раз просмотрите иллюстрации в учебнике на с. 34–37.

    – Попробуйте представить свою сказочную героиню. Надо сделать крупное изображение женских портретов, контрастных по характеру, выразительных, добрых или злых (по выбору учащихся).

    – Работу выполните в цвете – гуашью.
    Выразительность образа передайте цветовыми отношениями.

    Выполнение задания на с. 38–39


    Выполняют творческую

    работу

    Индивидуальная работа

    Познавательные: умеют применять полученные
    знания в собственной художественно-творческой деятельности.

    Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

    действия и его результата.

    Коммуникативные: зада-

    ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения женского сказочного образа

    Наблюдение.

    Выполнение творческой работы

    IV. Итог урока.

    Рефлексия

    Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

    Обобщающая беседа

    – Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

    – Какими средствами удалось вам передать характер сказочного персонажа?

    Какие образы получились самыми выразительными, необычными, фантастическими? Что в них удивляет вас?

    – Итак, делаем вывод: художник, изо-

    бражая сказочный персонаж, передает свое понимание человека через художественный образ и характер

    Рассматривают работы, оценивают работу свою

    и одноклассников, сравнивая их

    Фронтальная работа

    Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства.

    Регулятивные: оценивают свою работу

    Устные
    ответы




    написать администратору сайта