Главная страница
Навигация по странице:

  • Машинное обучение и искусственный интеллект

  • Ррр. Лекция. Педагогический дизайн современного урока. Урока Главная цель проекта Школа Министерства просвещения России


    Скачать 0.91 Mb.
    НазваниеУрока Главная цель проекта Школа Министерства просвещения России
    Дата30.08.2022
    Размер0.91 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция. Педагогический дизайн современного урока.pdf
    ТипУрок
    #656167

    1
    2.1.2. Педагогический дизайн современного урока
    Главная цель проекта «Школа Министерства просвещения России» – создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства для каждого школьника, независимо от социальных и экономических факторов, его места проживания, достатка семьи, укомплектованности образовательной организации, её материальной обеспеченности. Одним из эффективных направлений в решении этой задачи является использование педагогического дизайна современного урока.
    Педагогический дизайн – систематизированный подход к созданию образовательных решений, в котором используются педагогические принципы и теории для обеспечения высокого качества обучения.
    Современные педагогические решения в сочетании с технологиями способны значительно расширить возможности урока.
    Принципы педагогического дизайна были определены Робертом Ганье в книге «Условия обучения». Рассмотрим их в приложении к современному уроку.
    1. Привлечение внимания. Несмотря на то, что учебный контент и учебная программа не являются развлекательными по своей сути, необходимо, чтобы они привлекали внимание ученика либо актуальным содержанием, либо интересными и увлекательными формами работы.
    2. Объяснение задач и целей обучения. В соответствии с этим правилом у обучающихся формируется понимание того, чему они должны научиться. Целесообразно фиксировать ожидания учеников в начале модуля, а затем сравнивать их с итоговыми результатами.

    2 3. Обращение к имеющимся знаниям учеников. Важно соблюдать этот принцип не только в рамках одного курса, но и обращаться к имеющемуся личному опыту, к материалам других курсов и/или внеучебных мероприятий.
    4. Представление нового материала в соответствии с особенностями восприятия: материал должен быть организован логически и представлен с учетом разных модальностей (визуальная, аудиальная и практическая информация).
    5. Выбор семантического кодирования (метода донесения). К таким методам относятся аналогии, метафоры, сторителлинг и другие, которые связывают новую информацию с семантическим полем ученика.
    6. Закрепление знаний на практике. Необходимо регулярное подтверждение новых знаний демонстрационным опытом, реальным экспериментом или коммуникативной задачей, чтобы произошла эффективная увязка теории и практики ее приложения.
    7. Обратная связь, позволяющая оценить уровень эффективности обучения. В соответствии с этим принципом важно не только дать обучающимся обратную связь, но и проанализировать ее от них.
    Например, сопоставить ожидания в начале курса и полученный опыт.
    8. Оценка успеваемости. Обратите внимание учеников не только на саму оценку, но и на ее наполнение в соответствии с критериями.
    9. Перевод в практическую плоскость, то есть применение полученных знаний в жизненных ситуациях или их интеграция в целостную картину мира ученика.
    Перечисленные принципы педагогического дизайна могут быть применены в современной школе как с использованием цифровой

    3 образовательной среды, так и вне её. Например, и нтерактивные функции и возможности современных устройств позволяют организовать разные формы активной познавательной деятельности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
    Современный урок требует трансформации привычного стиля работы, ведь в отличие от стандартного школьного урока, где учитель является одновременно и источником знаний, и руководит учебным процессом, на занятиях в мотивирующей среде он становится для обучающихся консультантом и коллегой, направляя и подсказывая. Учитель создает учебные ситуации, которые предполагают взаимодействие обучающихся между собой, работу в группах, разделение ролей. Обучающиеся работают с информационными ресурсами для поиска, анализа и фиксации полученных знаний. Все это вызывает у них желание экспериментировать, проводить лабораторные и проектные исследования. Такое использование современных, в первую очередь педагогических технологий на уроках помогает подрастающему поколению научиться жить и работать в качественно обновленном информационном окружении и достичь к окончанию школы
    «цифровой зрелости».
    На любом уроке, внеурочном занятии важно организовать взаимодействие и познавательное общение, а также вдумчивую самостоятельную работу. Необходимо создание такого дидактического пространства, которое позволит сочетать индивидуальную, групповую, парную работу.
    Одним из инструментов эффективного педагогического дизайна современного урока является цифровая образовательная среда – цифровое пространство, состоящее из отрытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса:

    4 администрацию, педагогических работников, обучающихся и их родителей
    (законных представителей). Цифровая образовательная среда подразумевает необходимость применения для организации обучения особой формы дидактики – цифровой.
    Цифровая дидактика – это закономерности, принципы, цели, содержание, организационные формы и методы, средства, образовательные технологии и результаты обучения в условиях цифровой трансформации образования.
    В современной образовательной системе цифровой трансформации подвергаются в первую очередь следующие процессы:
    – управление образовательным процессом (в том числе онлайн- обучение);
    – создание образовательных ресурсов (в том числе цифровых);
    – информационно-методическое обеспечение учебного процесса
    (помимо прочего подразумевает интерактивность информационного взаимодействия между учителем и обучающимися, визуализацию учебного материала);
    – информационно-учебная деятельность (цифровизация поиска, сбора, обработки, передачи учебного материала);
    – управление деятельностью образовательной организации
    (цифровизация процессов, усложнение задач информационной безопасности).
    Чтобы лучше понять связь изменений в технологиях и в образовании, цифровые технологии необходимо рассматривать как множество культурных элементов (прежде всего в сфере работы с информацией). Эти инструменты, с одной стороны, становятся новыми элементами содержания образования
    (осваиваются в процессе изучения информатики, компьютерных наук и т. п.), с другой, влияют на содержание других дисциплин и предметных полей (их

    5 освоение происходит при помощи новых культурных инструментов).
    Одновременно они выступают средством для изменения организации способов учебной работы в целом.
    Рассмотрим некоторые цифровые технологии, вошедшие в систему
    образования.
    Интернет вещей – взаимодействие устройств между собой и окружающим миром, которое исключает участие человека. Благодаря
    Интернету вещей такие пассивные элементы интерьера, как доска или парта, могут стать интеллектуальными помощниками, различные предметы и приложения, составляющие образовательную среду, можно запрограммировать определенным образом в зависимости от решаемых задач.
    Например, «умный класс» способен идентифицировать обучающихся, фиксируя посещаемость, по необходимости включать и выключать приборы
    (интерактивную доску, проектор, компьютер), также возможно наладить автоматическую рассылку заданий, литературы, иных материалов, которые помогут обучающимся в процессе освоения материала.
    Дополненная реальность – результат введения в зрительное поле любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и изменения восприятия окружающей среды. Дополненная реальность представляет собой совмещение реального мира и дополнительных данных,
    «вмонтированных» в поле восприятия. Усиление воздействия среды происходит через визуальные, слуховые, осязательные, соматосенсорные и обонятельные рецепторы.
    Дополненная реальность качественно меняет процесс приобретения новых знаний, умений, навыков в рамках школьной программы от стандартного теоретического изучения к проживанию явления, глубинному

    6 пониманию абстрактных процессов и объектов, воспроизведению ситуационного сюжета.
    Машинное обучение и искусственный интеллект. Искусственный интеллект – это способность компьютера обучаться, принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту. Машинное обучение – один из разделов науки об искусственном интеллекте, использующий алгоритмы для анализа данных, получения выводов или предсказаний в отношении чего-либо (набор команд не кодируют вручную, а обучают машину и дают ей возможность научиться выполнять поставленную задачу самостоятельно).
    Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства, это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации. Она дает возможность отработать профессиональные навыки сразу по трем направлениям: механике, программированию и теории управления. Изучение основ робототехники помогает обучающимся осваивать школьные предметы с большим интересом и сознательностью. В процессе создания роботов каждый обучающийся понимает на практике, почему так важно знать базовые предметы – математику, физику, информатику. Кроме того, в процессе таких занятий тренируется логика, моторика пальцев рук, память, развиваются пространственное мышление и фантазия, обучающиеся учатся концентрировать внимание, работать с мелкими деталями.
    Современным трендом в образовательных технологиях, отвечающим всем требованиям и обладающим огромным потенциалом, являются 3D-
    технологии. В образовании они позволяют разнообразить уроки и

    7 внеурочные занятия, сделать образовательный процесс эффективным и визуально объемным. Пользователи 3D-технологий имеют возможность для детального изучения как внешних, так и внутренних характеристик стереоскопических моделей, могут «путешествовать» по нервной или пищеварительной системам, разъединять мышцы по слоям или проникать внутрь клетки, убирать внешние оболочки для детального изучения внутренностей объекта, ставить собственные метки на отдельные части для более глубокого понимания объекта.
    Одним из примеров 3D-технологий является 3D-принтинг – разновидность аддитивного производства (послойное наращивание и синтез объектов), относящаяся к технологиям быстрого прототипирования (быстрой
    «черновой» реализации базовой функциональности продукта/изделия для анализа работы системы в целом). Применение быстрого прототипирования дает возможность промоделировать полный цикл создания изделия, проиллюстрировать его жизненный цикл от этапа проектирования до этапа изготовления, увидеть будущую модель, а в некоторых случаях рассмотреть ее не только на экране монитора, но и в твердой копии. Это бесценное подспорье для учителя как в области развития наглядности учебного процесса, так и в области мотивации в процессе овеществления продуктов труда.
    Альтернативу традиционным формам организации учебного процесса предлагают облачные технологии – распределенная обработка данных, в которой доступ к компьютерным программам, вычислительным и другим мощностям пользователь получает как онлайн-сервис – в режиме реального времени. Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, ресурсам и приложениям через Интернет. В настоящее время в образовании широко применяются такие облачные сервисы, как электронные дневники и журналы,

    8 личные кабинеты обучающихся и педагогов, интерактивная приемная, тематические форумы и т. д.
    Одним из примеров использования облачных технологий являются онлайн-доски – интерактивное средство, позволяющее размещать в едином пространстве различные материалы, предоставлять к ним доступ группе лиц по выбору, совместно просматривать и редактировать информацию, размещенную на доске.
    Внесение цифровой дидактики в повседневную жизнь школы способствовало появлению новых организационных технологий обучения на уроке. Одной их таких технологий является смешанное обучение, то есть сочетание онлайн- и оффлайн-технологий, индивидуальных и коллективных форм работы в образовательном процессе.
    Образовательный процесс при смешанном обучении может представлять собой последовательность различных фаз традиционного и электронного обучения. Выделяют две основные модели смешанного обучения: ротация станций и перевернутый класс.
    В модели «Ротация станций» ученики делятся на две (или более) группы, каждой из которых выдается отдельное задание и определяется свой формат работы. Например, мы разделили учеников на уроке истории на три группы.
    Группа № 1 получила задание в групповом формате составить ленту времени по ранее изученному материалу. В группе № 2 ученики индивидуально выполняют задание на карточках (как с применением цифровых устройств, так и без них). Группе № 3 учитель объясняет новый материал. Спустя определенное учителем время группы меняются. Важно отметить, что данные задания являются лишь примером, более подробно с технологией можно ознакомиться на портале
    «Смешанное обучение»
    (http://blendedlearning.pro/blended_learning_models/station-rotation/).

    9
    Модель «Перевернутый класс» лучше подходит для учеников средней и старшей ступени или предметов, в рамках которых ученикам необходимо познакомиться с большим объемом новой несложной информации, например, литературное чтение или окружающий мир (если речь идет о начальной школе). Суть модели состоит в том, что обучающиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал
    1
    . На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и в других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной формы работы в классе и реализовать интерактивные формы работы на уроке.
    Организация общения учителя и обучающихся с учетом принципов педагогического дизайна и цифровизации образования также претерпевает изменения. Помимо традиционного непосредственного общения в группе или наедине, у учителя появляется возможность использования системы сообщений (также групповых и индивидуальных чатов); проведения коротких видео-встреч с учениками и/или родителями; применения системы жестов, отражающих правила поведения на уроке; организации системы обратной связи; проведение опросов и другое.
    Для организации совместной деятельности у учителей и обучающихся есть возможность работы в облачных сервисах или приложениях для совместной работы. Например, совместная удаленная работа над макетом стенгазеты на онлайн-доске или подготовка группой учеников сценария к школьному спектаклю в общем документе.
    1
    Изучение нового материала может в данном случае проходить и без использования цифровых устройств.

    10
    Применение в образовании цифровых технологий, в том числе перечисленных, повышает возможности геймификации в образовании.
    Геймификация подразумевает перенос правил игры в реальный мир, формирует у обучающихся мотивацию к соблюдению установленных правил, мотивирует поступать взвешено и качественно, оценивать себя в сравнении с другими. Геймификация подразумевает включение в образовательный процесс игровых форм (в том числе цифровых), к которым относится довольно большая группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разливных педагогических игр: дидактических, деловых, ролевых.
    Геймификация формирует у обучающихся компетенции, связанные с выстраиванием отношений с окружающими, формирует правильную речь, бесконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем.
    Соединение принципов педагогического дизайна и элементов геймификации позволяет широко использовать в современной школе интерактивные задания с мгновенной обратной связью. У учителей есть возможность как самим создавать задания в приложениях, так и использовать задания, созданные коллегами и размещенные на специализированных порталах.


    написать администратору сайта