технологическая карта 7 история эпоха возрождения. Урока истории в 7 классе Учитель Клейменов Дмитрий Михайлович Тема урока Эпоха возрождения пп Что сделать Временные затраты
Скачать 393 Kb.
|
Технологическая карта урока истории в 7 классе Учитель: Клейменов Дмитрий Михайлович Тема урока: Эпоха возрождения
Эпоха Возрождения – это знаковый период в истории человечества. Это время изменения сознания людей, переход от средневекового господства божественного культа к стремлению возродить античные идеалы, сделать акцент на развитии человека как личности. Это период необычайного подъема живописи. Эта эпоха подарила нам таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, и других великих художников. До сих пор люди со всего мира приезжают в галереи, чтобы увидеть картины этих выдающихся мастеров. Происходит и подъем в науке, который связан с именами Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея. Живопись и наука эпохи ВозрожденияОсновные идеи эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности) нашли свое выражении в искусстве Возрождения (Ренессанса). Великие географические открытия расширили представления европейцев о мире. Появилось доказательство шарообразности Земли, знания других культур. Это время характеризуется ростом городов, развитием мануфактур. Все это способствовало развитию науки. СобытияКонец XIII–XIV вв. – Проторенессанс XV в. – Ранний Ренессанс Конец XV – начало XVI в. – Высокий Ренессанс Середина – вторая половина XVI в. – Поздний Ренессанс Чертыизобразительного искусства эпохи Возрождения:• построение объемной композиции (трехмерность) • применение линейной перспективы • натурализм, подражание природе. Интерес к анатомии человека • изменение статуса художника. Художник перестает быть анонимным ремесленником • живописная картина вытесняет икону. Происходит обращение к внешним предметам, видимым физическим зрением (в отличие от иконы, для который первостепенный является невидимый, «прикровенный» смысл) • появляются светские жанры, в частности, портрет • появляется круглая (отделившаяся от стены и предназначенная для обозрения со всех сторон) и обнаженная скульптура науки Возрождения:• развитие наук о человеке • развитие математики и естественных наук • переход от чистого умозрения к опыту • связь с практикой (развитие навигации, картографии, различных технологий) УчастникиДжотто ди Бондоне – итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Леонардо да Винчи – итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант эпохи Высокого Возрождения. Образец гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Сандро Боттичелли – итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения. Микеланджело Буонарроти – художник, поэт, скульптор, архитектор Высокого Возрождения. Рафаэль Санти – итальянский живописец, график, архитектор Высокого Возрождения. Лукас Кранах Старший – немецкий живописец и график, яркий представитель Северного Возрождения. Питер Брейгель Старший («Мужицкий») – нидерландский художник и график (Северное Возрождение). Альбрехт Дюрер – немецкий живописец, гравер, ученый (Северное Возрождение). Николай Коперник – польский астроном, автор книги «О вращении небесных тел». В ней он впервые высказал идею о том, что Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси (в противовес столетиями существовавшему представлению о неподвижности Земли). Создатель гелиоцентрической системы мира, согласно которой Земля вертится вокруг солнца (эти система сменила геоцентрическую систему мира, согласно которой центром Вселенной является Земля, вокруг которой вертится солнце, Луна и планеты). Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ, развивал учение Коперника. Высказал идею о том, что Вселенная бесконечна и не имеет центра. За свои идеи был сожжен на костре. Андреас Везалий – итальянский естествоиспытатель, основоположник научной анатомии. Уильям Гарвей – английский естествоиспытатель и врач. Разрабатывал теорию кровообращения. Основоположник эмбриологии и физиологии. ПроизведенияДжотто ди Бондоне:Росписи капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306): • «Поцелуй Иуды» • «Бегство в Египет» • «Страшный суд» • «Введение Марии во храм» • «Свадебное шествие Марии» • «Въезд в Иерусалим» • «Путь на Голгофу» Леонардо да Винчи:Рисунки: • «Автопортрет» (1512) • «Эмбрион человека» • «Витрувианский человек» (1487) Картины: • «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта») (1490) • «Мадонна в гроте» (1483-86) • «Мона Лиза» («Джоконда») (1503-1504) • «Дама с горностаем» (1483-90) Фрески: • «Тайная вечеря» (1498) Сандро Боттичелли:• Весна • Рождение Венеры (1482-1485) Микеланджело Буанарроти:Скульптуры: • «Давид» (1501-04) • «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498-1500) Фрески: • «Сотворение Адама» (фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы) • «Страшный суд» (1535-1541) Рафаэль Санти:• «Автопортрет» (1506) • «Мадонна Конестабиле» (1504) • «Сикстинская Мадонна» (1512-13) Питер Брейгель:• «Крестьянский танец» (1567) • «Охотники на снегу» (1565) Альбрехт Дюрер:• Автопортрет (1498) • Автопортрет (1500) • Серия гравюр к книге «Апокалипсис» Лукас Кранах Старший:• «Мартин Лютер» На данном уроке речь пойдет о живописи и науке эпохи Возрождения. Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм. Это идейное течение выдвигало на первый план человека. Антропоцентризм (идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий)противопоставлялся теоцентризму (философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) Средневековья. Центром эпохи Возрождения была Италия. В развитии итальянского изобразительного искусства эпохи Возрождения выделяют несколько этапов: - Проторенессанс (конец XIII–XIV вв.) - Раннее Возрождение (XV век) - Высокое Возрождение (конец XV – первая треть XVI вв.) - Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века) ПроторенессансПервые художники, предвестники эпохи Возрождения, появились в Италии в конце XIII века. При создании художественных полотен традиционной религиозной тематики они стали использовать новые художественные приемы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это резко отличало их от предыдущей иконографической традиции, которая характеризовалась условностями в изображении. Для обозначения их творчества принято использовать термин – проторенессанс. Джотто ди Бондоне – художник и архитектор эпохи Ренессанса. Среди ранних работ Джотто следует отметить фрески Верхней церкви Сан-Франческо, которые создавались между 1290–1299 гг. Так как фрески создавались группой мастеров, то достоверные работы Джотто определить крайне сложно. Некоторые исследователи вообще отрицают его авторство. Около 1310 года расписывалась нижняя церковь, в росписи которой также принимал участие Джотто. В период с 1304 по 1306 гг. Джотто создал свое самое главное произведение – роспись капеллы дель Арена в Падуе (рис. 1). Расположенные в три яруса росписи рассказывают в хронологическом порядке о жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических сюжетов, простота ситуаций, пластическая выразительность жестов и светлый колорит делают росписи шедевром проторенессансной живописи Италии. Рис. 1. Джотто ди Бондоне – роспись капеллы дель Арена в Падуе (Источник) Высокое ВозрождениеРасцвет живописи эпохи Возрождения приходится на первую четверть XVI века. Этот период называется Высокое Возрождение. Главной темой живописи эпохи Возрождения стал человек. Также живопись этой эпохи характеризуется стремлением к натуралистическому изображению оригинала, интересу к анатомии человека, появлению изображения обнаженных натур, а также появлением и распространением светских жанров: пейзажа, бытовой живописи и портрета. Даже в религиозном искусстве живописная картина вытесняет икону. Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (рис. 2) (1452–1519), знаток анатомии и физики, конструктор и архитектор, скульптор и художник, музыкант и литератор. Он стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Он составил проекты подводной лодки, летательного аппарата и парашюта. Среди художественных произведений Леонардо да Винчи наибольшую известность приобрел портрет «Мона Лиза» или «Джоконда» (рис. 3). Этот портрет является одним из лучших образцов портретного жанра эпохи Высокого Возрождения. По сей день картина находится в Лувре (Париж, Франция). Также известность получил «Витрувианский человек» (рис. 4), рисунок Леонардо да Винчи. Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок мастера. Изображение «Тайной вечери» (рис. 5) украсило стену одного из миланских монастырей. Эта картина изображает легенду, согласно которой незадолго до смерти Иисус собрал своих учеников и сказал им: «Один из вас предаст меня». На картине изображены ученики, пораженные этими словами. Гнев, отчаяние, испуг и недоверие на их лицах. Только Иисус спокоен и печален. Рис. 2. Автопортрет Леонардо да Винчи (Источник) Рис. 3. Леонардо да Винчи – Мона Лиза (Джоконда) (Источник) Рис. 4. Леонардо да Винчи – Витрувианский человек, Галерея Академии, Венеция (Источник) Рис. 5. Леонардо да Винчи – Тайная вечеря (Источник) Микеланджело Буонарроти – младший современник Леонардо, художник, скульптор, военный инженер и поэт. Гениальным творением Микеланджело как художника является роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (рис. 6) с изображением библейских сцен. Она создавалась с 1508 по 1512 год. На площади в 600 кв. м. художник, стоя на лесах, изобразил сотни человеческих фигур, исполненных драматизмом. Основной раздел цикла составляют девять сцен из книги «Бытия» – первой книги Библии. Картины разделены на 3 группы. Тема первой группы изображений – создание Богом Земли и Небес, второй – создание Адама и Евы, грехопадение, изгнание из рая, третей – страдания, выпавшие на долю человечества через историю Ноя. Последовательность эпизодов расположена таким образом, чтобы зритель, войдя в капеллу, начал рассматривать сцены от алтарной стены. Спустя много лет Микеланджело вернулся к росписи Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд»(рис. 7). Рис. 6. Микеланджело Буонарроти – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (Источник) Рис. 7. Микеланджело Буонарроти – Страшный суд (Источник) Рафаэль Санти – великий итальянский художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения, современник Леонардо. Рафаэль выполнял различные работы. По приказу папы римского расписывал в Ватикане покои и залы для торжественного приема, проектировал в Риме Собор Святого Петра, занимался украшением интерьеров церквей и дворцов вельмож. Особое место в его живописи занимают женские образы. Сикстинская мадонна (рис. 8) – была написана Рафаэлем в 1512–1513 гг. для алтаря церкви монастыря Святого Сикста. Картина была создана по заказу папы римского Юлия II в честь победы над французами, которые вторглись в Италию. На картине изображена мадонна с младенцем, в окружении папы Сикста II и Святой Варвары, а также двух ангелочков внизу. Фигуры образуют треугольник, а раздвинутые занавесы лишь подчеркивают геометрическое построение композиции. Мастерство художника заключается и в том, что задний фон, который при первом рассмотрении кажется облаками, при более внимательном рассмотрении оказывается головами ангелов. В настоящее время эта картина находится в Дрезденской галерее в Германии. Рис. 8. Рафаэль Санти – Сикстинская мадонна (Источник) Северное ВозрождениеСеверное Возрождение – это термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в Северной Европе или по всей Европе за пределами Италии. В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежит живописи. В отличие от Италии живопись Северного Возрождения долго сохраняла традиции готического искусства, меньше внимания уделяла античному наследию и изучению анатомии человека. Среди выдающихся немецкий живописцев Северного Возрождения – Лукас Кранах Старший, его известной работой является портрет Мартина Лютера (рис. 9). Также к выдающимся немецким художникам этой эпохи относится Альбрехт Дюрер. Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры, он изучал перспективу и каноны человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Наиболее известны его гравюры из серии «Апокалипсис». Рис. 9. Лукас Кранах Старший – Портрет Мартина Лютера (Источник) Также эпоха Возрождения затронула искусство Нидерландов, Испании и Франции. Прогресс в наукеВеликие географические открытия расширили границы изведанных земель, доказали гипотезу о шарообразной форме нашей планеты, дали новые знания о других культурах. Рост городов, развитие мануфактурного производства, усиление торговых связей между странами требовали развития точных наук. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии. Великий польский астроном Николай Коперник (рис. 10) предложил гелиоцентрическую систему мира – представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Он наблюдал в течение 30 лет за небесными светилами и пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнцаи вокруг собственной оси. Его гелиоцентрическая система сменила прежнюю – геоцентрическую – представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Рис. 10. Николай Коперник (Источник) Это была эпоха борьбы разума и религиозных догм. Последователем Коперника был Джордано Бруно. Он, по решению суда инквизиции, был сожжен на костре. Та же участь чуть не постигла Галилео Галилея, однако суд инквизиции сумел заставить его отречься от своих научных взглядов. Немецкий астроном Иоганн Кеплер сформулировал закон движения планет по орбитам. Каждая планета Солнечной системы движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Каждая планета Солнечной системы движется в плоскости, проходящей через центр Солнца. В это время в математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии. Благодаря работам и трудам Андреаса Везалия, основоположника научной анатомии Уильяма Гарвея, основоположника эмбриологии и физиологии Мигеля Сервета вперед шагнули медицина и анатомия. Рубеж XVI–XVII вв. называют началом естественнонаучной революции. ЗаключениеКультура Ренессанса, первоначально сформировавшаяся в Италии, в XVI в. распространилась по всей Европе. Переход к Ренессансу означал новую эстетику, новый взгляд на искусство, науку и самого человека. Идеи Ренессанса оказали влияние на всю европейскую культуру Нового времени. |