Современное восприятие
Творчество европейских литераторов 18 века отражается и в современности. Такие направления, как классицизм и сентиментализм стали бессмертными. Нынешние писатели также строят свои сюжеты вокруг моральных принципов, преобладания долга над чувствами, используя правило триединства. Но есть и книги, пронизанные переживаниями и эмоциями, где персонажи полностью отдаются зову сердца, а не логики.
Умение писателей заставить читателя прожить историю вместе с персонажем — вот чем современна литература 18 века. Классики и сентименталисты настолько реально описывали поведение и переживания своих героев, что человек мог почувствовать себя на их месте. А поучительные выводы большинства книг заставляют задуматься над положительными и отрицательными чертами характера.
Бытовые сцены, исторические события, описанные в произведении, побуждают читателя сопоставить две эпохи — современность и Просвещение. Благодаря соблюдению принципов выбранного направления писатели сделали свои произведения бесценными. Их герои и сегодня остаются примерами для подражания.
Несмотря на прошедшие столетия влияние литературы 18 века на современного читателя только возрастает. Ведь человек, как и много лет назад, продолжает чувствовать и действовать. В произведениях той эпохи писатели воплощали культ науки. А использование признаков символизма позволило им сформировать характеры множества читателей, показать им чувственную сторону души своих персонажей.
Некоторые авторы выражали в своих текстах любовь к родине, веру в светлое будущее, давали надежду на улучшения. В смешливых фразах они высмеивали необразованность и невежество, прославляли науку и стремление к учебе. А также описывались различные жизненные позиции, взгляды на окружающий мир, отношение к окружающим и стремления персонажей.
Литература периода классицизма, барокко и сентиментализма до сих пор остается актуальной. Ведь писатели раскрывали темы и давали ответы на вопросы, интересующие читателей во все времена. Ни патриотизм, ни конфликты в отношениях, ни внутренние проблемы людей эпохи Просвещения не исчезли, они есть и сегодня.
Популярные сочинения
Как Васютка выжил в тайге? Сочинение 5 класс В произведении ведется рассказ о тринадцатилетнем мальчике по имени Васютка. Герой и его семья живут в тайге, где мужская часть населения занимается рыболовным промыслом. Пока взрослые на работе Зимний пейзаж — сочинение На улице январь. Небо чистое, голубое. Солнышко ярко светит, но плохо греет. Жгучий мороз щиплет нос и щеки, без рукавичек и шарфа на прогулку не выйдешь! Вздохнешь глубоко, и тут же в воздухе Сочинения про праздники Все любят праздники. Но один любят больше всего
УРОК 15 РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 2
Основное содержание урока Основные черты русской литературы XIX века. Общая характеристика русской поэзии первой половины XIX века. Русская поэзия начала XIX века: творчество К. Н. Батюшкова, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского.
Основные виды деятельности. Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение стихотворений. Монологические сообщения о стихах поэтов начала XIX века (по группам). Устный и письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
I. Основные черты русской литературы XIX века
I. Вступительная беседа:
— Вспомните высказывания Д. С. Лихачёва (см. урок 1): «Знание классических произведений, умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство — обязательное условие образованности… Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». (Д. С. Лихачёв. «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси».)
Как вы понимаете выражения: классические произведения, внутренняя красота, образованность?
— Почему Д. С. Лихачёв назвал русскую литературу «совестью народа»?
— Почётно ли место литературы в жизни России? Обоснуйте свой ответ.
— Помогает ли сегодня литература воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?
Как предотвратить падение интереса к литературе и чтению в наши дни?
— Д. С. Лихачёв считал, что «русская литература… близко сопутствует русской истории и составляет её существенную часть». Подтвердите эту мысль примерами.
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «О русской литературе XIX века» (см. статью ниже):
— Почему М. Е. Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращённой вселенной»? Как понять эту метафору?
— Зачем нужно читать и перечитывать классиков?
— Какие пути решения нравственных вопросов предлагают русские писатели?
Приведите примеры из статьи и прочитанных вами книг.
III. Общая характеристика русской поэзии XIX века
Лекция учителя об исторических событиях, повлиявших на развитие русской литературы XIX века, особенностях русской поэзии первой половины XIX века и её основных жанрах с включением кратких сообщений учащихся.
Составление обобщающей таблицы «Развитие русской поэзии первой половины XIX века» (по лекции учителя): ТАБЛИЦА «Развитие русской поэзии первой половины XIX века»
| Основные этапы
| Исторические события и черты развития литературы
| Тенденции творчества ведущих русских поэтов
| Поэтические жанры
| 1795 — 1815 годы
| Великая французская революция 1789—1793 годов. Отечественная война 1812 года. Закат классицизма. Внимание к русскому фольклору. Специфика русского сентиментализма и романтизма
| Трансформация классицизма в творчестве Державина. Сентиментальная поэзия Карамзина. Раннее творчество Жуковского. Анакреонтические и эпикурейские мотивы в лирике Батюшкова. Первые поэтические опыты Пушкина
| Элегия, послание, идиллия
| 1916 — 1925 годы
| Революционные и национально-освободительные движения в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821—1822). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825). Господствующее направление в литературе — романтизм
| Мечта о гармоничном, но скромном мире человека в лирике Батюшкова. Гражданская и патриотическая поэзия Кюхельбекера и Рылеева. Пафос свободы личности и гуманистические представления о жизни в поэзии Пушкина. Обращение к Античности и воплощение идеала гармонии человека с природой в лирике Дельвига. Слияние личной и гражданской тем в поэзии Вяземского. Поэзия мысли в творчестве Баратынского
| Элегия, послание, историческая элегия, баллада, басня, гражданская ода, политическая элегия и послание, дума, поэма, песня, гимн
| 1826 — первая половина 1850-х годов
| Поражение восстания декабристов. Углубление кризиса крепостничества, реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе. Усиление демократических тенденций. Расцвет романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. Приоритет социальной проблематики. Противостояние литературы «гоголевской школы» и лириков романтического плана
| Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826—1837). Расцвет романтизма Лермонтова, противостояние его лирического героя враждебному внешнему миру. Продолжение тенденций философской лирики поэтами-любомудрами: Веневитиновым, Шевырёвым, Хомяковым. Философская масштабность и предельная сжатость лирики Тютчева. Чувственно-эмоциональное начало и внимание к внутреннему миру человека в лирике Фета. Народное начало в лирике Некрасова, Никитина, Плещеева, Огарёва. Природа, любовь и исторические мотивы в поэзии А. К. Толстого
| Романтическая баллада, поэма, пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
| Заполнение таблицы может быть завершено дома.
Обобщающая беседа:
Вопросы 3—7 из раздела учебника «Проверьте себя».
IV. Чтение статьи учебника «Романтизм» и составление обобщающей таблицы (см. статью ниже): ТАБЛИЦА «Романтизм»
| Основные черты
| Романтизм
| Смысловое наполнение термина
| Романтизм — крупнейшее направление в европейской и американской литературе конца XVIII — 1-й половины XIX века; русский романтизм имеет свою специфику
| Возникновение и развитие в Европе
| Классические черты романтизма проявились в литературе Германии (Гофман, Гейне). В Англии романтизм выдвинул проблемы развития общества и человечества в целом (Китс, Байрон, Шелли). Во Франции был связан с жанром лирического интимно-психологического романа и повести (Гюго, Дюма-отец, Мериме)
| Возникновение и развитие в России
| Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Творчество романтиков отличает пафос гражданского служения, свободолюбия и борьбы
| Художественный мир, проблематика и пафос
| Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряжённость чувств, разлад с враждебной действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие
| События и герои
| Изображение исключительных событий и героев. Отсутствие сведений об их прошлом, статичность образов. Идеализация героя, отчуждённого от действительности
| Язык
| Субъективность и эмоциональность языка и стиля, эмоционально окрашенная лексика и синтаксис
| Судьба направления
| Кризис романтизма в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним
|
V. Русская поэзия начала XIX века: творчество К. Н. Батюшкова, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского
Групповая работа:
Группа 1. К. Н. Батюшков. «Тень друга» (или «Мой гений») (см. стихотворение ниже):
Группа 2. В. К. Кюхельбекер. «Греческая песнь» (см. стихотворение ниже):
Группа 3. К. Ф. Рылеев. «Гражданин» («Я ль буду в роковое время…») (см. стихотворение ниже):
Группа 4. А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты…»).
Группа 5. П. А. Вяземский. «Наш свет — театр; жизнь — драма; содержатель…».
Группа 6. Е. А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой не громок…» или «Музе» (или «Разуверение», романс на музыку М. И. Глинки).
План работы групп:
1. Прочитайте стихотворение и определите его настроение.
2. Прокомментируйте непонятные слова и выражения.
3. Охарактеризуйте два мира, противопоставленные в стихотворении.
4. Определите проблемы, которые волнуют лирического героя.
5. Найдите в стихотворении мотивы жизни и смерти. Обоснуйте свой ответ.
6. Определите настроение финала текста.
7. Сформулируйте тему и главную мысль стихотворения.
8. Определите языковые и стилевые особенности стихотворения.
9. Прокомментируйте изобразительно-выразительные средства языка.
10. Найдите в стихотворении черты романтизма. Приведите примеры.
Итоговый вопрос:
Какие черты романтизма проявились в стихах русских поэтов начала XIX века? (На примере 1—2 стихотворений.)
VI. Практическая работа.
Краткий письменный ответ на итоговый вопрос урока.
Работа может быть завершена дома.
Домашнее задание
Подготовить сообщение о русской романтической поэзии начала XIX века.
Завершить заполнение таблиц и письменный ответ на итоговый вопрос урока.
Индивидуальные задания.
Ответить на вопросы и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…»: раздел «Проверьте себя» (по выбору учителя).
Подготовить сообщения о В. А. Жуковском с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. страницу "Творчество В. А. Жуковского").
Подготовить выразительное чтение стихотворений Жуковского, изученных ранее и прочитанных самостоятельно.
Групповое задание. Выполнить коллективный учебный проект.
Проект. Читательская конференция по лирике русских поэтов начала XIX века: К. Н. Батюшкова, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского и др. (по группам).
Следующий урок: В. А. Жуковский — поэт–романтик >>>
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.
|
|
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной». Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа.
Надо не только читать классиков, надо еще научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился тем, что в свой «жестокий век» он «восславил... свободу» и пробуждал «чувства добрые». Как страшнейшую трагедию представлял себе Лермонтов угасание в Печорине лучших качеств его характера — любви к людям, нежности к миру, стремления обнять человечества. Ненависть к разным проявлениям несправедливости была для русских писателей высшим мерилом нравственных достоинств человека. О Елене Стаховой из романа «Накануне» Тургенев замечает: «Она с детства жаждала деятельности, деятельного добра».
Усовершенствовать свою душу, свой нравственный мир призывал людей Толстой.
И кого бы ни назвали мы из русских классиков, первое, что вспоминается,— проповедь добра, человечности, «милости к падшим», проклятье тирании и деспотизму, восхищенье перед мужеством и силой человеческой души. Это знает и такой «злой жанр» литературы, как сатира. Не было ли нежнейшим сердце Гоголя, мечтавшего об иной, более совершенной действительности? Не добра ли хотел России Щедрин, столь беспощадный к своему времени?!
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)
РОМАНТИЗМ
Романтизм — одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII — первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение.
В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и XIX веков слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления (Дж. Байрон, А. Ламартин, Г. Гейне и др.).
Классической страной романтизма была Германия. Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом (Дж. Ките, Дж. Байрон, П. Шелли). Во Франции утвердился романтизм лишь в начале 1820-х годов. Французский романтизм связан главным образом с жанром лирического интимно-психологического романа и повести (В. Гюго, А. Дгюма-отец, П. Мериме). Романтизм распространился и в Италии, Испании, Дании, США.
В России особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно-национальным подъемом после войны 1812 года. Творчество многих романтиков проникнуто пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы. Резко обозначились контуры романтизма с возникновением лиро-эпического жанра (южные поэмы А. Пушкина, «Войнаровский» К. Рылеева).
Пафос романтизма (творчество М. Лермонтова) связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоит человек, окруженный враждебной действительностью.
Кризис романтизма начался в 40-е годы XIX века. Постепенно он уступает главное место другому направлению реалистическому.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Когда появляется романтизм? В чем его пафос?
2. Какими писателями представлено это направление?
3. Назовите романтические произведения.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)
| |