9 кл. карамзин осень и поэты 19в. Уроки литературы в 9 классе 1
Скачать 99.76 Kb.
|
«Марфа Посадница» В «Марфе Посаднице» как раз и воплотились политические принципы Карамзина. Марфа в повести противостоит московскому князю. Она стоит за республику и полна высоких добродетелей. Но в сердца новгородцев уже проникла корысть, «а без народной добродетели Республика стоять не может». Марфе, стало быть, угрожают две опасности — московский князь и эгоизм новгородцев. Подточенная низкими чувствами новгородская вольность не может устоять перед силой московского князя. Поэтическая мечтательность Марфы неизбежно терпит поражение от прозаического реализма московского князя, воплощающего суровую историческую необходимость. Проверку идеологии Просвещения Карамзин предпринял не только в «Марфе Посаднице», но также в «Рыцаре нашего времени» и в «Моей исповеди», оказавших сильное воздействие на Лермонтова и Достоевского. С 1803 по 1816 год Карамзин — официальный историограф. Его образ жизни сразу переменился. Он вторично женился (теперь — на Е. А. Колывановой, побочной дочери князя А. И. Вяземского, сестре поэта П. А. Вяземского, ставшего воспитанником Карамзина) и предался историческим трудам. «История государства Российского» Во время работы над «Историей государства Российского» он подал царю трактат «О древней и новой России в ее политических и гражданских отношениях» (другое название — «Записка о древней и новой России»), содержавший критику политики Александра I и впервые обративший внимание на излишнюю и неоправданную жестокость, с какой осуществлял свои реформы Петр I, а также впервые заостривший внимание на особом, отличном от западного, историческом пути России. Воздав по заслугам русским императорам (Екатерина II осуждена за аморализм в конце царствования, но похвалена за очищение «самодержавия от примеров тиранства», идеи Павла I названы «жалкими заблуждениями», лукавый либерализм Александра I подвергнут жестокой критике), Карамзин высказал идеи, касавшиеся политического устройства России. Они сводились к следующему: республика является самой идеальной формой правления, но утопической и в России пагубной; Россия находится на такой ступени государственного и культурного развития, которой более всего соответствует просвещенная монархия. Если перенести республиканские формы правления на почву самодержавия, далекого от просвещенной монархии, то чрезвычайно усилится чиновничий гнет, и Россия погибнет под натиском и напором бесстыдной и необузданной бюрократии. Исходя из этих убеждений, Карамзин реалистичнее других политиков, философов, историков и общественных деятелей оценивал правление Александра I. Он понимал, что для императора нужнее административный порядок, бюрократическая выстроенность государственного аппарата, кабинетное творчество, чем просвещение народа. Война 1812 года прервала работу Карамзина над «Историей государства Российского» (к началу военных действий написано шесть томов). После окончания Отечественной войны, к 1814 году, Карамзин завершил седьмой том. За это время он многое пережил: выдержал охлаждение царя после представления ему «Записки о древней и новой России», эвакуацию в Нижний Новгород, смерть дочери и смерть сына. В начале 1816 года он выехал в Петербург, чтобы отдать в типографию для издания восемь томов своего исторического труда. Разрешение на печатание «Истории государства Российского» никак не удавалось получить, потому что царь всячески тянул с аудиенцией. Наконец, в 1818 году вышли первые восемь томов. Они разошлись в один месяц, и сразу потребовалось 2-е издание. Успех «Истории государства Российского» был необычаен. Карамзин переехал в Петербург и все последующие годы (1816— 1826) провел там. Он был обласкан двором, награжден орденом Анны 1-й степени и вскоре получил чин действительного статского советника (штатского генерала). Зимой он жил в Петербурге, а на лето уезжал в Царское Село. Здесь его посещали опытные и молодые литераторы А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков и др. В Петербурге Карамзин работал над 9-м томом, посвященным эпохе Ивана Грозного. Современники были поражены смелым изображением тирании царя. Вслед за 9-м томом вышли 10-й и 11-й, а посмертно— 12-й. В 1818 году Карамзин был избран в Российскую академию. Во вступительной речи он утверждал, что высшая цель истории «раскрытие великих способностей души человеческой». Ученые полагают, что в это время, при работе над 11-м и 12-м томами, изменяется карамзинская концепция истории России. Если раньше он считал смыслом истории единство и мощь государства, что являлось основным политическим делом князей и монархов, то теперь он выдвигает в качестве цели истории моральный смысл («Все для души»). Преступление правителя, даже если оно совершено ради укрепления единства и мощи государства, не может этому содействовать, так как ведет к моральному разложению и деградации общества. Смерть Александра I и восстание декабристов тяжело подействовали на Карамзина. Он был на Сенатской площади и простудился. В конце жизни Карамзин увидел закат своей эпохи. Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. ОСЕНЬ Н. М. Карамзин Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья. Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло — Скрылися птички. Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горних пределах. Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят. Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая. Странник печальный, утешься! Вянет Природа Только на малое время; Всё оживится, Всё обновится весною; С гордой улыбкой Снова Природа восстанет В брачной одежде. Смертный, ах! вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни. 1789 Женева Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку) | |
| |
| |
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии. В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться) |
| 01.09.2019, 11:04 |
| |
Предыдущий урок | Следующий урок УРОК № 13. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ «ЛИТЕРАТУРА XVIII В. В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО-ДВУХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)» Цели: подготовить учащихся к написанию сочинения; совершенствовать умения работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Оборудование: черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты, запись на доске. Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Вводно-ориентировочная беседа • Дайте краткую характеристику культурных эпох XVII и XVIII вв. Какие идеи эпохи Возрождения получили дальнейшее развитие в этот период? • Объясните особенности формирования новой культуры в России XVIII в. Какую роль в этом процессе сыграли её контакты с западным культурным миром? Приведите примеры. • Могло ли, на ваш взгляд, состояться рождение новой русской литературы вне таких контактов? Обоснуйте свою точку зрения. • Объясните, чем русский классицизм отличается от европейского. • Поясните сущность сентименталистского направления в русской литературе XVIII в. III. Мотивация учебной деятельности Уч и т е л ь. Литература XVIII в. занимает очень важное место в многовековом процессе литературного развития русского народа. Пройдя большой путь в своём развитии — от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещённого монарха до интимных переживаний человека; вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством,— литература XVIII в. впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых западноевропейских литератур. Большой шаг вперёд новая русская литература делает в 30–50-е гг. XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей — представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры М. В. Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества, но все они боролись с приверженцами допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII в.) все они были сторонниками так называемого просвещённого абсолютизма: верили в то, что прогрессивные исторические преобразования может осуществить носитель верховной вла сти — царь. И в пример ставили деятельность Петра I. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в.,— русский классицизм. Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение пользе общества. Государственные интересы, долг перед Отечеством должны были, по их понятиям, преобладать над частными, личными интересами. Последняя треть века — наиболее яркий период в развитии русской литературы XVIII в. На смену классицизму пришло новое литературное направление — сентиментализм. В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнёта государственной абсолютистской машины личную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных правил классицизма. Взамен аристократических героев од, поэм и трагедий классицизма с особой теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, картины обычной жизни обыкновенных, простых людей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Н. М. Карамзин. Таким образом, всего за 70 лет, начиная от первых произведений А. Д. Кантемира и В. К. Тредиаковского, новая русская литература стремительно прошла весьма длинный и сложный путь. Внося прогрессивные, просветительские идеи в сознание читателей, зажигая их высокими гражданско-патриотическими чувствами, литература всё более сближалась с жизнью общества, народа. Тем самым создавались условия для появления великого русского национального писателя — А. С. Пушкина. Но литература XVIII в. имеет не только историческое значение. Некоторые лучшие её произведения сохраняют и до сих пор силу большой художественной выразительности. И сейчас, в наш стремительный XXI в., нельзя без живого волнения читать лучшие стихотворения Ломоносова, в особенности образцы его научной поэзии, многие вдохновенные произведения Державина. Нельзя не смеяться над сценами старого помещичьего быта и злонравными персонажами, показанными Фонвизиным в его «Недоросле». Нельзя без горечи и гнева читать «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, нельзя не переживать вместе с героями «Бедной Лизы» Карамзина. Русские поэты и писатели XVIII в. смогли создать собственную литературу — столь же современную, как литература европейская, и одновременно глубоко самобытную, истинно национальную. Их усилиями был заложен фундамент величественного здания классической русской литературы, выросшего в XIX в. и занявшего достойное место в мировом культурном пространстве. IV. Работа над темой урока 1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений Запись на доске • «Эраст: злодей или коварный соблазнитель? (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)». • «“Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева глазами современного читателя». • «“Я знак бессмертия себе воздвигнул…” (М. В. Ломоносов — выдающийся русский поэт, учёный, деятель культуры)». Комментарий для учителя. Темы записать на доске и обсудить. Учитель предлагает учащимся варианты раскрытия той или иной темы. Также учащиеся могут выбрать тему своей творческой работы самостоятельно. 2. Составление планов (самостоятельно), написание черновых вариантов сочинений 3. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем 4. Написание творческих работ V. Домашнее задание Индивидуальные опережающие задания. Приложение Образцы сочинений «Я ЗНАК БЕССМЕРТИЯ СЕБЕ ВОЗДВИГНУЛ…» (М. В. ЛОМОНОСОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПОЭТ, УЧЁНЫЙ, ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ) Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом… А. С. Пушкин «Первый наш университет…» — так назвал Михаила Васильевича Ломоносова Александр Сергеевич Пушкин. Действительно, по многообразию, даже энциклопедичности своих знаний Ломоносов представляет собой явление, в XVIII в. совершенно исключительное, напоминая до некоторой степени титанов Возрождения… Целью жизни этого человека-титана до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», что он считал залогом процветания своей Родины. Многостороннее дарование Ломоносова проявилось в этих областях с исключительной силой и подлинным патриотизмом. Выступая в качестве литературного реформатора, Ломоносов хорошо знал летописи, народные песни, усвоил ораторские традиции русского проповеднического искусства. Ещё до отъезда за границу он познакомился с панегирической поэзией («воспевание побед») и школьной драмой XVII–XVIII вв. Его поэзия стала органическим продолжением этих богатств, накопленных отечественной культурой. И в то же время Ломоносов-поэт поднял её традиции на новый исторический уровень. Хотя Ломоносов рассматривал поэтическую деятельность как второстепенную для него в сравнении с другими сферами своего огромного, напряжённого труда учёного и просветителя, он был одним из гениальнейших лирических поэтов XVIII в. не только в масштабах русской, но и всей мировой поэзии. «Бесспорных гениев, с бесспорным “новым словом” во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь…»,— писал Ф. М. Достоевский. Всё многообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось именно в его поэзии. Поэтическое наследие Ломоносова разнообразно. Оно включает торжественные, похвальные оды, философские оды-размышления («Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве»), стихотворные переложения псалмов, дидактическое «Письмо о пользе стекла», две песни незаконченной героической поэмы «Петр Великий», резкие сатирические стихотворения, обращённые против невежд и церковников («Гимн бороде», «К Пахомию» и др.), программный для Ломоносова в идейно-эстетическом отношении полемический «Разговор с Анакреоном», героическую идиллию «Полидор», две трагедии и другие произведения по случаю различных придворных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихотворения. Но подлинная вершина творчества Ломоносова — его оды. Оды сочиняли по случаю придворных праздников или побед. Ломоносов следовал обычаю своего времени и обращался к царям с похвальными одами. Но главный смысл его од был вовсе не в похвалах. Он писал о том, что его волновало как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия на всеросийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Эта ода — рассказ о судьбе России. Поэт вспоминает о делах Петра І, который сумел свою страну «возвысить до небес». Пётр І в изображении Ломоносова — просвещённый государь, заботящийся о благе подданных. Это идеализированный образ должен был служить примером для других царей. Посвящая оду Елизавете, дочери Петра І, Ломоносов развёртывает перед ней целую программу полезной деятельности. Мысли Ломоносова-учёного воплощаются в поэтические образы. В оде предстают картины Родины: долины, по которым протекают Волга, Днепр, Обь, сибирские леса, величественная река Лена, зелёные берега Амура, «верхи Рифейски» (Уральские горы). Только с помощью науки все эти природные богатства могут послужить пользе человека. Это одна из основных идей стихотворения. Здесь выражена и другая, очень важная для Ломоносова мысль. Он говорит о необходимости развивать отечественную науку, твёрдо верит, что из среды русской молодёжи выйдут замечательные учёные. Ко многим поколениям обращены слова Ломоносова: О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О ваши дни благословенны! Дерзайте, ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Поэзия Ломоносова показывает, как глубоко проникла в духовный мир человека русская литература нового времени уже при самом своём зарождении. Н. В. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». Это не просто остроумная фраза: Ломоносов действительно, как в предисловии, сжато и энергично выразил основные духовные проблемы (общественно-политические, нравственные, философские, психологические), которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель и которые не утратили своей актуальности и в нашем XXI в. Неиссякаемая энергия Ломоносова, его необычайная активность, непримиримая принципиальность, высокое сознание своего долга и ответственность перед Родиной и сейчас служат нам образцом. «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» А. Н. РАДИЩЕВА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ В мае 1790 г. появилась книга, сыгравшая исключительную роль в развитии русской общественной мысли и литературы. Книга эта называлась «Путешествие из Петербурга в Москву». Её автором был один из самых передовых людей своего времени — Александр Николаевич Радищев. В своей книге он объявил царя «первейшим разбойником», «первейшим убийцей». Это и заставило Екатерину II назвать писателя «бунтовщиком хуже Пугачёва». Что же побудило Радищева, по рождению, воспитанию и общественному положению связанного с господской средой, перейти на сторону народа, стать первым среди тех лучших людей из дворян, которые помогли разбудить народ? Увиденное Радищевым в путешествии из Петербурга в Москву потрясло пи сателя. Вот как он писал об этом: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». В «Путешествии…» писатель хотел показать во всей неприкрытой наготе современную ему русскую общественно-политическую действительность. И это ему удалось. Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезоружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет.— Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил». Предвосхищая мысль Л. Н. Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»), размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений в семье. Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Проект в будущем». Это важнейший документ общественной мысли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждаясь внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства гражданского сожития»? Единственным стражем общества будет закон: «под державным его покровом свободно и сердце наше»,— в это хочет верить автор. Книга Радищева, развёртывающая широкую и правдивую картину крепостнической царско-помещичьей России, проникнута непримиримой ненавистью к рабству и страстным сочувствием порабощённому народу. С каждой новой главой «Путешествия…» перед читателями развёртываются картины произвола, безнаказанно совершающегося в стране. Писатель понимал, что крепостничество органически связано с самодержавием. «Сочинитель не любит царей и где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкою смелостью»,— написала Екатерина II в одном из своих замечаний к «Путешествию…». И действительно, самодержавие наряду с крепостным рабством является второй основной мишенью книги Радищева. |