«ОСЕНЬ» И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ
Уроки литературы в 9 классе[1]
| В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.
УРОК 13 Н. М. КАРАМЗИН. «ОСЕНЬ» И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 1
Основное содержание урока «Осень» как произведение сентиментализма. Стихотворение в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устное монологическое высказывание. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
«Осень» как произведение сентиментализма.
I. Сообщения учащихся о прочитанных произведениях Н. М. Карамзина:
— «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени».
Какие черты сентиментализма проявились в этих произведениях?
— Фрагменты исторического труда Карамзина «История государства Российского».
— Отчёт о выполнении задания из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».
II. Прослушивание стихотворения Н. М. Карамзина «Осень» в актёрском исполнении.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Аналитическая беседа:
— Проанализируйте композицию стихотворения «Осень». Сколько в нём смысловых частей, как они взаимосвязаны?
— Какие образы являются в нём ключевыми? Определите, созвучны они или противопоставлены.
— Какие поэтические интонации указывают на настроение текста?
— Определите смысловую роль строфики стихотворения.
— Какой смысл придаёт стихотворению нерифмованный, белый стих?
— Какие черты сентиментализма отразились в нём? Приведите примеры.
— *Какую роль играют в нём пространственно-временные отношения?
— *Каким стихотворным размером оно написано и какова его роль.
— *Почему в тексте некоторые слова и выражения выделены курсивом?
— *Какое место занимает это стихотворение среди стихов об осени?
— *По каким признакам можно определить жанр стихотворения?
— *В чём символический смысл названия стихотворения?
III. Практическая работа. Анализ языка стихотворения «Осень».
Группа 1. Звукописные образы и их роль в стихотворении.
Группа 2. Цветовые картины и их смысловая роль.
Группа 3. Лексический строй текста (существительные, глаголы, прилагательные, их количественные и качественные характеристики).
Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).
Группа 4. Синтаксический строй текста.
Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры).
Заполнение цитатной таблицы: ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА Анализ языка стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»
| Языковые особенности стихотворения
| Примеры
| Звукописные образы
|
| Цветовые картины
|
| Лексический строй текста
|
| Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)
|
| Синтаксический строй текста
|
| Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры)
|
| Выводы
|
|
Обучение выразительному чтению стихотворения:
— Разделите текст на смысловые части и определите их настроение.
— Укажите слова, которые нужно выделить логическими ударениями.
— Расставьте вертикальными линиями смысловые и ритмические паузы.
— Определите варианты интонационного повышения и понижения голоса в конце стихотворных строк и обозначьте их стрелками. Обратите внимание на восклицательные интонации.
— Прочитайте стихотворение вслух по частям и полностью, соблюдая сделанную вами партитурную разметку.
— Вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Итоговые вопросы:
В чём философский смысл стихотворения «Осень»?
Какие черты сентиментализма в нём проявились?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
Сделать его письменный анализ или ответить письменно на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).
Подготовить ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература XVIII века?».
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Где родился Н. М. Карамзин?
а) в Московской губернии, б) в Казанской губернии,
в) в Тверской губернии, г) в Архангельской губернии 2. На военную службу поступил Карамзин в
а) Семеновский полк, б) Преображенский полк,
в) Нижегородский полк г)в действующую армию 3. Основателем какого направления в русской литературе считается Н. М. Карамзин?
а) Романтизм, б) классицизм, в) сентиментализм, г) реализм 4. В чем заключается новаторство Карамзина?
а) во внимании к внутреннему миру человека, б) в изображении великих людей,
в) в критике существующих порядков, г) в обращении к русской истории 5. Свидетелем какого исторического события оказался Н. М. Карамзин во время путешествия?
а) учреждения Российской академии наук, б) отмены крепостного права,
в) восшествия на престол Екатерины II, г) событий Французской революции 6. Кто из литераторов не принадлежал к кругу единомышленников Н. М. Карамзина?
а) Г. Державин, б) А. Грибоедов, в) М. Херасков, г) И. Дмитриев. 7. Какой журнал издавал Н. М. Карамзин?
а) «Московский журнал», «Современник», в) «Стрекоза», г) «Арзамас» 8. За какое произведение Н. М. Карамзин впал в немилость у императора ?
а) «Записка о московских достопамятностях» б) «История государства российского»
в) «Мнение русского гражданина», г) «Признанная по кольцу Шакунтала»( в переводе) 9. Сторонником каких политических взглядов был Н. М. Карамзин?
а) просвещенной монархии, б) либерализма, в) демократии, г) самодержавия 10. Какие идеи провозглашает сентиментализм?
а) Разум выше чувств, б) внимание к жизни простого человека. в) обращение к истории своего народа, г) внимание к чувствам героев.
Анализировать стихотворение лучше всего по плану.
1. “Осень”, Николай Михайлович Карамзин.
2. Стихотворение было написано во время пребывания Карамзина в Женеве в 1789 году.
3. Тема – увядание природы, которое неизбежно наступает с приходом холодов. Идея – показать увядание человеческой жизни. Основная мысль – рано или поздно человек подходит к финальной жизненной черте.
4. В своем стихотворении автор использует художественную лексику.
5. Это белый стих, в нем отсутствуют рифмы. Размер первых трех строк – дактиль. Далее Карамзин использует хорей.
6. Тропы:
эпитет (в мрачной дубраве, седые туманы, взором унылым); олицетворение (сетуют холмы, вянет природа, природа восстанет).
7. Поэтический синтаксис:
риторические восклицания (“Вянет навеки!”); инверсия (“С шумом на землю валятся желтые листья”).
8. Фонетика:
аллитерация: “Веют осенние ветры в мрачной дубраве…”, повторение согласного звука “в”; анафора: “Странник, стоящий на холме…”, “Странник печальный, утешься!”, единоначалие. ассонанс: “Смотрит на бледную осень, томно вздыхая…”, повторение гласного звука “о”.
9. Автор выступает в роли созерцателя. Он наблюдает за картиной осенней природы и проводит параллели с человеческой жизнью.
10. Жанр – элегия, литературное направление – сентиментализм.
11. Стихотворение “Осень” показывает, насколько на самом деле быстротечна жизнь. Она не обновляется весной, как это происходит с природой, поэтому нужно ценить каждый миг.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/analiz-stihotvoreniya-osen-karamzina-9-klass-67517
Следующий урок: Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII века >>>
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.
|
| БИОГРАФИЯ Н. М. Карамзина (1766 – 1826)
По многосторонности дарований — поэт, прозаик, историк, реформатор русского литературного языка, журналист, общественный деятель — Н. М. Карамзин сродни Ломоносову и просветителям, подобным Вольтеру, Дидро, Руссо. Его влияние на русскую общественную мысль, русскую литературу и отечественную историю необыкновенно велико.
Н. М. Карамзин родился 1 декабря 1766 года в дворянской семье, под Симбирском. Его детство прошло в имении отца селе Знаменское, на берегах «священнейшей в мире» реки, как назвал писатель Волгу в одном из своих стихотворений. Первоначальное образование и воспитание получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора И. М. Шадена (1775—1781) и в Московском университете, посещая лекции. Увлекаясь гуманитарными науками, Карамзин овладел несколькими древними и новыми языками. После окончания пансиона ему пришлось один год служить в Преображенском полку, квартировавшем в Петербурге, в 1784 году он вышел в отставку и с тех пор никогда и нигде не служил. Он целиком отдался литературной деятельности и стал одним из первых русских профессиональных литераторов.
Литературная деятельность писателя началась в 1783 году. Карамзин выпустил в свет свой перевод с немецкого идиллии С. Геснера «Деревянная нога». После отставки он некоторое время жил в Симбирске, затем переехал в Москву. Здесь он попал в круг масонов (так назывались члены религиозно-этических обществ, которые исповедовали идеи нравственного самоусовершенствования; их собрания сопровождались особыми обрядами и были окружены тайной), сблизился с известным писателем-сатириком и журналистом Н. И. Новиковым (1785— 1789). Карамзин проникся идеями просветительства, человеколюбия и сердечности.
В круг его чтения входили французские просветители (Вольтер, Руссо), английские, немецкие (Ф. Шиллер, Г. Лессинг) и швейцарские предромантики.
В эти годы II. М. Карамзин опубликовал свою первую оригинальную повесть «Евгений и Юлия». Одним из значительных событий в его творческой судьбе стал перевод трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». К началу 1789 года Карамзин разочаровался в масонстве, считая, что нравственное совершенство человека достигается не моральными проповедями, а облагораживающим воздействием искусства на души людей. Разрыв с масонами побудил Карамзина отправиться в заграничное путешествие, которое длилось больше года (1789—1790).
Сначала Карамзин приехал в Петербург, оттуда отправился в карете через Нарву за границу. Он посетил Кенигсберг, где беседовал с Кантом, побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге и Веймаре, увидел Гёте, его собеседниками были немецкий историк Гердер и писатель Вилаид. Затем он поехал в Эрфурт и во Франкфурт-на-Майне, там его застала весть о взятии Бастилии в Париже — во Франции началась буржуазная революция. Карамзин выехал сначала в Швейцарию. В Женеве он встретился с известным якобинцем Жильбером Роммом. Затем он прибыл во Францию и из Лиона отправился в Париж, а потом уехал в Лондон, откуда вернулся в Россию.
В Париже Карамзин несколько раз побывал в Национальном собрании, слышал речи Мирабо, Робеспьера и других деятелей революции. Политическая жизнь Франции проходила не только в Национальном собрании, но и на площадях, в кафе и в театрах. Карамзин стал их ревностным посетителем, читал газеты, листовки, свел знакомства со многими политиками. Впечатление от Французской революции осталось одним из самых значительных до конца дней. Недаром Карамзин называл себя «республиканцем в душе».
В Англии Карамзина привлекла не политическая система, а цивилизация, т. е. повседневное облагороженное, комфортное устройство жизни.
Итогом путешествия стало знаменитое сочинение «Письма русского путешественника», оказавшее влияние не только на творческую деятельность Карамзина, но и на дальнейшее развитие русской литературы.
После возвращения в Россию Карамзин приступил к изданию «Московского журнала» (1791—1792). Он собрал вокруг журнала талантливую молодежь и стремился привлечь к участию в нем известных литераторов — Державина и Дмитриева. С этого времени Карамзин становится во главе литературной молодежи. Он утверждает в жизни и в литературе принципы, которые надолго войдут в обиход и станут нравственными основами общественного поведения: благородная независимость мнений, отказ от безусловной поддержки официальной точки зрения, неугасимая вера в прогресс, достигаемый просвещением людей с помощью искусства, развивающего вкус, воспитывающего чувства и улучшающего душевные качества. И хотя программа перевоспитания «злых сердец» была утопичной, она сыграла свою положительную роль. Карамзин был убежден в том, что путь человечества един, что Россия должна идти дорогой, по которой идут все цивилизованные страны Европы.
Для того чтобы это сделать, нужно, считал Карамзин, создать новую культуру, преодолев разрыв между литературой и жизнью. В словесном творчестве это выражалось в двуедином принципе: «писать как говорят» и «говорить как пишут», т. е. письменный язык должен быть приближен к разговорному, разговорный стать основой письменного, книжного языка. В конечном итоге литература должна быть очищена как от «высокопарности», «выспренности», отвлеченности, так и от грубой повседневности. Создание новой культуры мыслилось Карамзиным с помощью просвещенного вкуса, разумных понятий и чувств.
В целях обновления литературного языка Карамзин из трех стилей («высокий», «средний», «низкий») выдвинул на первый план «средний», на котором говорит и пишет образованное общество. В атом состояла реформа литературного языка, предпринятая Карамзиным.
Теоретические взгляды писателя находили художественное оправдание в его произведениях, напечатанных в «Московском журнале» и принесших Карамзину всероссийскую славу,— «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др.
«Бедная Лиза» (1792) Н. М. Карамзин был крупнейшим русским писателем-сентименталистом. Его знаменитая повесть «Бедная Лиза» положила начало русской прозе. В этой повести Карамзин ничего не пишет ми об императорах, императрицах, ни об империи, ни о просвещенном Разуме, ни о разумном устройстве мира или государства. Его героями становятся простые люди: крестьянка Лиза, дворянин Эраст, мать Лизы и повествователь, который не является самим автором — Карамзиным. События, развернувшиеся в повести, просты и драматичны.
Карамзин написал печальную, но совсем не безнадежную повесть. Его моральные ценности восходят к таким человеческим и Божеским истинам, которые с точки зрения сентиментализма перекрывают земные. Одна из этих несомненных ценностей — чувствительность, дар природы и Бога. Без чувствительности и слез нет души, без души нет человека. Прелесть героев в том, что они, пусть на время, были чувствительны, в том, что их души цвели. Наконец, чувствительность ожила в них в предсмертные часы: Лиза вспомнила о матери, Эраст раскаялся. Рассказчик надеется, что проявленная ими чувствительность не забудется и они будут прощены. А если прощены, то и встретятся: «Теперь, может быть, они уже примирились!» Идиллия, которой не место в земном мире, все-таки существует на небесах. Тут заключено глубокое противоречие между природной, естественной и приобретенной, искусственной сторонами души, между чувствительной натурой и недостаточно чувствительным, грубым ее окружением. На земле чувствительность часто становится причиной счастливых минут и одновременно причиной несчастий и трагедий. Это происходит потому, что она хрупка, слаба, что люди не развивают ее и остаются недостаточно чувствительными. По непросвещенность чувств не отменяет их ценности. Истории, подобные рассказанной в повести «Бедная Лиза», воспитывают сердце, просвещают его чувствительными картинами, дают утонченное наслаждение сострадать родной душе, радоваться за свою бескорыстную способность быть человеком. «Ах! — восклицал рассказчик.— Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби».
Уже на примере «Писем русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» можно увидеть, что Карамзин обратился к жанрам, которые были в классицизме на втором и даже на третьем плане: «путешествие», «полу-справедливая повесть». То же можно сказать и о лирических и лиро-эпических жанрах. У Карамзина на первом плане оказались элегии, послания, баллады. Иным был и герой повестей: обыкновенный частный человек, а не самодержцы, полководцы, вельможи и сановники. Но в этих произведениях поднимались очень важные вопросы о природе человеческого чувства, о моральном равенстве людей. Эта литература изменяла критерии ценности человека, которые зависели не от власти, не от богатства, не от сословной принадлежности, а от способности сочувствовать, сопереживать другим людям, от сердечной чувствительности и душевной тонкости. Признаком самой литературы стало изящество слога, достигаемое с помощью художественного вкуса и проверяемое им. Всем этим литература приближалась к жизни, но при этом жизнь заметно облагораживалась. Карамзин мечтал о том, чтобы каждый человек (крестьянин или светская дама) умел хорошо говорить и писать но-русски, мог усвоить европейскую культуру в быту и в повседневном поведении, чтобы культурные навыки превратились в привычки и стали уделом всех.
После прекращения выпуска «Московского журнала» Карамзин уехал в село Знаменское и временами приезжал в Москву. В эти годы (1794—1795) он издал два тома альманаха «Аглая*, две части повестей под названием «Мои безделки», несколько переводов с французского и повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Афинская жизнь». В этих произведениях писатель ослабляет сюжетность, окутывает действие атмосферой таинственности, приближает язык прозы к языку лирики.
В лирике происходит обратный процесс: лирика приближается к изящной прозе, в ней ценится простота выражения, слога.
Смерть Екатерины II и воцарение Павла I (1796) вселяют в Карамзина надежды на ограничение деспотизма, смягчение цензуры, содействие просвещению. Однако писатель ошибся: ни внешняя, ни внутренняя политика России его не удовлетворила. В эти годы (1796—1801) Карамзин выпустил три книжки альманаха «Аониды», повесть «Юлия» и другие сочинения. Для того чтобы приблизить Россию к Европе, Карамзин издал «Пантеон иностранной словесности», ставший большим культурным событием в павловское время. Важным итогом творчества была реформа Карамзина в области литературного языка.
Личная судьба Карамзина к этому времени сложилась не совсем удачно: он был одинок, потому что его друзья не были рядом. Женитьба на Е. И. Протасовой не принесла успокоения: через год жена Карамзина скончалась и на его руках осталась дочь София. Многочисленные враги писали на Карамзина доносы.
Смерть Павла I и вступление на русский престол Александра 1 снова всколыхнули оптимистические чувства Карамзина, и он вернулся к активной литературной деятельности, снова издавая «Московский журнал», «Мои безделки», предпринял издание «Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями», выпустил собрание своих сочинений в восьми томах. Главным делом Карамзина в эти годы (1801 —1803) стал выход журнала «Вестник Европы». В нем печатались переводные сочинения, но Карамзин сумел так отобрать их и внести в них такие изменения, что они в совокупности выражали продуманную программу самого издателя.
В журнале Карамзин проявил себя политическим мыслителем и писателем. С точки зрения Карамзина, эгоизм — следствие дурной природы непросвещенного человека. Цель власти состоит в том, чтобы охранить от такого человека общество и не допустить зла.
Из литературных произведений в эти годы были опубликованы повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь», «Чувствительный и холодный. Два характера».
| |