Главная страница
Навигация по странице:

  • УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВГОРОДСКОГО ЭПОСА. НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА

  • ПЕРСОНАЖИ И ИСТОРИИ БЫЛИН НОВГОРОДСКОГО ЦИКЛА

  • 2.2 ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ

  • 2.3 ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

  • 2.4 ИВАН ГОСТИНЫЙ СЫН

  • 2.5 ХОТЕН БЛУДОВИЧ

  • БЫЛИНЫ СЕВЕРНОГО ЦИКЛА. БЫЛИНЫ НА ПЕЧАТЬ. Условия возникновения новгородского эпоса. Новгородская республика


    Скачать 217.5 Kb.
    НазваниеУсловия возникновения новгородского эпоса. Новгородская республика
    АнкорБЫЛИНЫ СЕВЕРНОГО ЦИКЛА
    Дата27.10.2019
    Размер217.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБЫЛИНЫ НА ПЕЧАТЬ.doc
    ТипРеферат
    #92043
    страница1 из 4
      1   2   3   4





    Содержание







    Введение

    3

    1

    Условия возникновения новгородского эпоса. Новгородская республика

    4

    2

    Персонажи и истории былин новгородского цикла

    5

    2.1

    Садко

    5

    2.2

    Василий Буслаев

    6

    2.3

    Вольга и Микула Селянинович

    7

    2.4

    Иван гостиный сын

    7

    2.5

    Хотен Блудович

    8

    2.6

    Богатый гость Терентьище

    8

    2.7

    О Вавиле и скоморохах

    9

    2.8

    О сорока каликах с каликою

    9

    2.9

    О Ставре

    10

    3

    Мотивы и идеи новгородского цикла

    11

    3.1

    Историко-бытовое отображение жизни

    11

    3.2

    Не деньгами и богатством силен человек

    13

    3.3

    «Герой нашего времени»

    14

    3.4

    О непутевых детях и верных друзьях

    16

    3.5

    Хлеб и труд– всему голова

    16

    3.6

    Городские сплетни

    17

    3.7

    Справедливое возмездие и всепрощение

    18

    3.8

    Не простые люди, святые

    20

    4

    Художественные особенности новгородских былин

    20

    5

    Значение новгородского цикла былин

    25




    Список использованной литературы

    27



    ВВЕДЕНИЕ

    Былина (ста´рина) – древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории 11 – 16 веков.

    Былины по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности.

    Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг мест действия или отдельных персонажей, сюжетов, исполнителей.

    Позиция ученых и исследователей в вопросе периодизации былинного эпоса неоднозначна. С 60-ых годов прошлого века в русской фольклористике стало общепринятым говорить о сложении русских былин около трех центров древней Руси: Киева, Галича Волынского и Новгорода, или иначе – о трех былинных циклах – киевском, галицком и новгородском. К новгородским былинам относят сказания новеллистического содержания, а также былины-скоморошины и сказания калик.

    В период образования национального русского государства, борьбы его за независимость, усиления национального самосознания и национальной обособленности все сферы жизни людей подвергались объединению вокруг центров истории, мысли, жизни и приурочивались к символу единства Руси (иногда довольно искусственно созданному) – древнему Киеву и к «ласковому» киевскому князю Владимиру. Такое объединение, подчас внешнее и механическое, постигло большинство русских былин. Менее других испытали это новгородские. Но и они не избежали его вовсе. Новгородские былины своим преобладающим новеллистическим характером слишком отличались от основной массы древнейших русских былин – героических, жизнь и дела новгородских героев было труднее связать с Киевом и князем Владимиром. Но и даже там, где это было сделано, например в новгородских былинах о Ставре, об Иване Гостином сыне, их отношение к Киеву имеет своеобразный характер – в ситуации конфликта героев с князем Владимиром, в котором последний, как правило, проигрывает.

    Былины новгородского цикла разрабатывают темы общественного и семейного быта. В соответствии с особенностями местной областной исторической жизни и складом культур, большинство новгородских былин относится к типу, который принято называть новеллистическим. В них верно, художественно ярко и точно отражены жизнь и уклад большого торгового города, внутренний дух и человеческие взаимоотношения его жителей, – но, что особенно важно, – не только собственно города, а и его огромной области.

    1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВГОРОДСКОГО ЭПОСА. НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    Новгородская республика – самостоятельное государственное образование на северо-западе Руси в 12-15 веках со столицей в Великом Новгороде.

    Истоки обычаев, обрядов, верований новгородцев уходят в глубокую древность в те времени, когда области, примыкающие к озеру Ильмень, заселяли ильменские словене, образовавшие устойчивую этническую группу. Постепенно территория, занимаемая новгородцами, расширялась, а с XII века началась усиленная колонизация северных земель.

    Новгородская республика в период своего расцвета владела огромной территорией. Ее земли простирались от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. В состав Новгородской республики в свое время входили Волжская, Ижорская и Карельская земли, южное и западное побережье Кольского полуострова, Обонежье, Заонежье и Заволочье, Псковская земля. Новгородцы проникали далеко на север и восток в земли чуди, «самояди», югры. Так, в летописи Нестора упоминается, что печорцы уже в начале XII века платили дань Новгороду. Были новгородские «данники» и в Перми.

    Именно эти земли оказались основным местом хранения и бытования русского эпоса.

    На территории, подвластной Великому Новгороду, жили, кроме русских, карелы, вепсы, саамы, коми.

    Населяли Новгород в основном ремесленники: кузнецы, оружейники, столяры, гончары, сапожники, ювелиры, много было простого люду: грузчиков, лодочников, строителей.

    Новгород был вторым после Киева политическим и культурным центром Руси. Его богатство и независимость объясняются тем, что город был крупнейшим торговым центром, он стоял на скрещении водных путей с севера и запада на юг и восток. Отсюда легко можно было проехать в Балтийское море и в западные страны, во Владимирское княжество и Волжскую Булгарию, по Волге – в западные страны. Через Новгород проходил знаменитый водный путь «из варяг в греки». Это давало широкие возможности для успешной торговли. В Новгород приезжали купцы из Германии, Швеции, Дании и других стран Европы, здесь размещались торговые дворы – Немецкий и Готский. С 1241 года Новгород входит Ганзейский торговый союз северогерманских городов. Через Новгород вывозились товары со всей русской земли: мед и воск, смола и кожа, зерно и меха.

    Вплоть до своего присоединения к Москве Новгородская республика успешно отражала нашествия внешних иностранных врагов, она никогда не знала монголо-татарского ига.

    Исторические этнографические и археологические изыскания позволяют проследить становление Новгорода как крупного политического и культурного центра Руси. Многие документы, в том числе летописи, свидетельствуют о быстром распространении здесь письменности, о бытовании разнообразных обрядов, обычаев, развитого, многожанрового фольклора. Грамотность в Новгороде была всеобщая. Грамотными были и дети и взрослые, и женщины и мужчины. Читать и писать, судя по всему, умели люди всех сословий. Найденные при раскопках берестяные грамоты являются выброшенными документами, на них писали черновики, письма, хозяйственные заметки, долговые расписки. Они позволяют представить новгородцев живыми людьми, которые ничем не отличаются от нас, современных: они ссорятся, мирятся, влюбляются, одним словом, – живут.

    В таких исторических условиях формировался эпос Новгородской земли, определившийся под влиянием высокого уровня экономического развития территории, избегнувший разрушения войнами и нашествиями, сохранившийся благодаря отдаленности территорий от цивилизации.


    1. ПЕРСОНАЖИ И ИСТОРИИ БЫЛИН НОВГОРОДСКОГО ЦИКЛА

    Самыми лучшими, наиболее выдающимися по художественным достоинствам, самыми популярными из всех древних новгородских былин являются былины о Василье Буслаевиче и о Садко богатом госте (купце), занимающие чрезвычайно видное место во всем русском былинном эпосе.

    Обе былины – новеллистические, былины-фабльо. Исключительный интерес к темам общественно-политической и семейно-бытовой жизни – характерная черта новгородского былинного творчества. И та и другая былина дают замечательные, художественно вылепленные почти портретные образы представителей различных слоев новгородского общества. В былинах о Василье Буслаеве отражено новгородское повольничество, ушкуйничество (речное пиратство, ушкуйники – речные разбойники) и внутригородские социальные противоречия. В былинах о Садко – торговая среда Новгорода.

    2.1 САДКО

    Садко богатый гость сначала был бедным гусляром, потешавшим новгородских купцом и бояр, а потом разбогател и стал одним из самых уважаемых купцов в Новгороде. По одной из версий, новгородский гусляр Садко до того, как стал богатым купцом, 12 лет гулял по Волге подобно речным пиратам-ушкуйникам.

    А разбогател Садко благодаря своему мастерству – он так искусно играл на гуслях, что покорил своей игрой морского царя, и тот вышел из Ильмень-озера, чтобы наградить гусляра за его музыкальный талант:

    Не знаю, чем буде тебя пожаловать

    За твои за утехи за великие,

    За твою-то игру нежную?

    Но не только наградить, но и посрамить новгородских купцов. Морской царь советует Садко побиться с новгородскими купцами о великий заклад, что в Ильмень-озере есть чудесная рыба – «золотые перья». Так и произошло. С той поры Садко не знает бедности, потому что волшебный улов чудесным образом превратился в различное богатство.

    Обладая огромными богатствами, Садко остается деятельным и активным. Занимается активной морской торговлей. Но не платит дани морскому царю, за что попадает к нему на дно в его водное-подводное царство. И снова пленяет его своей игрой на гуслях. Вдохновленный искусной игрой царь Морской пускается в пляс, чем вызывает бурю на море, которая угрожает целостности имущества и жизни другим людям. Тут Садко является седой старец и научает его, как прервать игру, чтобы не навредить людям, а также как спастись от предложения морского царя взять в жены одну из его дочерей, а значит, навсегда остаться в подводном мире и никогда не вернуться на землю. Садко выполнил все мудрые советы, что ему давал старик, и оказывается на свободе и на земле. По другим версиям, Садко под видом старца явился Никола угодник. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.
    2.2 ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ

    Былины о Василье Буслаеве повествуют о молодом сыне уважаемого новгородца Буслая, который дожил благополучно до девяноста лет и почил, оставив в полной силе вдову и малого сына. Василий Буслаев получил в наследство богатое состояние, подрос, выучился грамоте и начал вести жизнь разгульную, разудалую, бесшабашную и беспутную. Вырос он богатырских размеров и такой же силушки. Мимоходом калечил своих сверстников, стал ходить в кабаки и даже напиваться допьяна. Василий набирает дружину тридцати молодцов, таких же богатырей и силы до хмельного питья. Однажды он попадает на братину – пир у новгородских бояр и князей и, поссорившись в тамошними гостями, нарывается на бой с новгородцами. Драка кончается тем, что новгородские мужики покоряются Василию Буслаевичу и платят ему дань.

    Во второй былине Буслаев выступает уже против церкви и народных традиций. Нагулявшись и награбив, не обретя ни, ни семьи, Василий отправляется на богомолье к святым местам, чтобы отмолить грехи молодости, ибо «под старость надо душа спасти». «Спасение души» он воспринимает как формальный акт паломничества в Иерусалим. Нет в нем ни раскаянья, ни веры. По дороге в Иерусалим он совершает новые кощунства: пинает ногой «пусту голову человеческу» – останки погибшего воина-христианина, плюет в его сторону. Он прыгает через могилу с надгробием, проявляя неуважение к вековым представлениям народа о почитании предков и отеческих могил.

    В Иерусалиме Василий заказывает молебны и панихиды и «дает золотой казны не считаючи». Он не кается и не молится, а откупается деньгами – на всякий случай. Для него нет никаких моральных норм и ничего святого. Он совершает святотатство: «без портов» купается в Иордань-реке, которую верующие почитают как купель Христа. Этот акт неуважения к христианский святыням сопровождается и подчеркивается цинизмом по отношению к женщинам. В ответ на попытку остановить его от греха, Васька отвечает, что если бы он был рядом, то сделал бы ей двух мальчиков.

    На обратном пииту домой он прыгает через камень, по всей вероятности, могильный и разбивается насмерть.
    2.3 ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Еще одна былина, которую исследователи относят к новгородскому циклу – «Вольга и Микула Селянинович». Вольга Святославич – молодой князь, племянник князя Владимира стольно-киевского, жалованный им тремя городами «со крестьянами», жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов и выезжает с ними «ко городам за получкою». В чистом поле он наезжают на пахаря, Микулу, которого не могут догнать за три дня. Наконец, они догоняют его, и тот спрашивает, куда они держат путь. Вольга отвечает, что за получкою с трех городов. Пахарь предупреждает, что мужики в этих городах – разбойники, и они могут его убить или потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает свою историю о встрече с такими мужиками, которые стали требовать с него грошей, и ему пришлось угостить их кулаками. Вольга понимает, что тот может быть ему пригодиться, когда придется взимать дань, и приглашает ехать с ним. Пахарь соглашается и отправляется вместе с ними, но вспоминает, что оставил в поле соху. Тогда Вольга посылает в несколько заходов свою дружину выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Но могучие княжеские молодцы не могут выдернуть соху ни впятером ни вдесятером. Тогда пахарь подъезжает к своей сохе и с легкостью выдергивает ее из земли и одной рукой забрасывает за ракитовый куст. Вольга хочет узнать имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула.

    Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется Микула и жалует его «городами с крестьянами», предлагает ему стать наместником и получать с мужиков дань.
    2.4 ИВАН ГОСТИНЫЙ СЫН

    К новгородским относят еще несколько сюжетов.

    Былина Об Иване гостином (т.е. купеческом) сыне складывается из двух историй. Сначала рассказывается, что Иван был неразумным сыном честной вдовы Офимьи Александровны, не слушал наставлений матери, проводил все время в кабаке с «голями кабацкими». Разыскав его в очередной раз среди голей кабацких, мать забирает его, отводит на пристань и продает купцам заморским, предлагая купить его сначала за пятьсот рублей, но сын выторговывает за себя тысячу, чтобы мать ни в чем без него не нуждалась: чтобы «было моей матушке и до гробной доски не скитаться». В другом сюжете – Иван уже на пиру у Владимира в Киеве. Князь вызывает охотников состязаться в скачке на расстоянии между Киевом и Черниговом. Из присутствующих на пиру один только Иван вызывается на спор, закладывая свою буйную голову. А затем идет в конюшню и падает в ноги своему коню бурушке-косматочке и просит его не выдать, т.е. помочь. Конь выручает его, разогнав всех коней и испугав всех присутствующих так, что они стали просит Ивана увести прочь своего коня. Таким образом, Иван выигрывает заклад и по научению черниговского владыки, который единственный ручался за него, забирает корабли с заморскими товарами на Днепре.
    2.5 ХОТЕН БЛУДОВИЧ

    Еще одна – былина о Хотене Блудовиче. В ней происходит конфликт двух вдов: Блудовой вдовы (у нее есть сын Хотен Блудович) и Часовой (Чесовой) вдовы (у нее дочь – Чайна Часовична). Начинается он пока только между матерями на пиру у киевского князя Владимира, но потом его действие распространяется на молодых и гораздо шире княжеских палат. Блудова вдова предложила своего сына в женихи дочери Чайне Часовичне. Часовая вдова оскорблена тем, что какая-то неродовитая вдова дерзает просить руки ее дочери. Она отказывает в грубой и оскорбительной форме, обозвав самыми низкими словами ее самое, ее сына и весь их род, потому что они низкого происхождения, а она-де высокого, чинного. Тут же она грозит обратить Хотена в рабство, потому что он из нищих. Униженная женщина рассказывает все своему сыну. Сын глубоко опечален произошедшим и заступается за поруганную честь своей матери, обещая «отомстить обиду Часовой жены, надсмеявшись на ейной дочерью». Вместе с верным товарищем Хотен на рассвете подъезжает к дому вдовы Часовой, где находится прекрасная Чайна, и сразу начинает ломать дом. Последствия его действий воистину масштабные: он вышибает ворота, ломает изгородь, сбивает верх терема и начинает расшатывать терем снизу. И увозит Чайну, чтобы сделать ее «нашей портомойницей». Хотен борется с сыновьями Часовой вдовы, которая пускает в ход все свое богатство, направляет на бой с обидчиком своих девятерых сыновей и даже прибегает к помощи князя. Хотен наносит полный разгром всем ее попыткам. В итоге своей неуспешной борьбы, мать Чайны является к матушке Хотена и «низко кланяется»: уже она предлагает свою дочь Хотену в жены или «хоть в кухарочки». Но Хотен даже «за верного слугу замуж не возьму», а только в служанки. И вовсе он не желает жениться, тем более на Чайне, как на боярской дочери: «я возьму лучше у бедного крестьянина». Не помогает даже посредничество князя Владимира. Тогда вступается за Чайну сама мать Хотена: она вполне удовлетворена тем унижением, которое нанес ее обидчице ее сын. Ради матери Хотен готов жениться и идет с Чайной под венец.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта