Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.5 ХЛЕБ И ТРУД – ВСЕМУ ГОЛОВА

  • 3.6 ГОРОДСКИЕ СПЛЕТНИ

  • 3.7 СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗМЕЗДИЕ И ВСЕПРОЩЕНИЕ

  • 3.8 НЕ ПРОСТЫЕ ЛЮДИ, СВЯТЫЕ

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВГОРОДСКИХ БЫЛИН

  • БЫЛИНЫ СЕВЕРНОГО ЦИКЛА. БЫЛИНЫ НА ПЕЧАТЬ. Условия возникновения новгородского эпоса. Новгородская республика


    Скачать 217.5 Kb.
    НазваниеУсловия возникновения новгородского эпоса. Новгородская республика
    АнкорБЫЛИНЫ СЕВЕРНОГО ЦИКЛА
    Дата27.10.2019
    Размер217.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБЫЛИНЫ НА ПЕЧАТЬ.doc
    ТипРеферат
    #92043
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    3.4 О НЕПУТЕВЫХ ДЕТЯХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЬЯХ

    Былины об Иване Гостином сыне «явно носят яркие следы северного происхождения и были сложены, по всей видимости, в новгородских губерниях», несмотря на то, что действие происходит на пиру у киевского князя. Они известны, судя по записям, только в Олонецкой, Новгородской губерниях и в Сибири. Прикрепление места действия к Киеву могло быть внесено по готовому шаблону. О новгородском стиле свидетельствует и жалкая роль князя Владимира, который в одной из версий даже «бьет Ивану челом до земли», что, собственно, и свойственно новгородскому эпосу в отношении киевских князей. К новгородским чертам былины могут быть отнесены: 1) купецкое происхождение героя; 2) присутствие гостей-корабельщиков и купецких людей на пиру у князя; 3) конь Ивана, купленный им за морем с уплатой пошлины; 4) самостоятельная роль владыки черниговского напоминающая положение и значение владыки в Новгороде; 5) продажа матерью сына в пристани именно заморским купцам.
    3.5 ХЛЕБ И ТРУД – ВСЕМУ ГОЛОВА

    В былине О Вольге и Микуле наряду со спокойным повествованием одновременно прослеживается и осуждения князя, едущего за сбором дани для своего удела. Ему противопоставляется простой крестьянин, занятый не поборами, а честным трудом, одним из самых уважаемых в русском народе – пахотой. От этого его образ создан могучим и необоримым. Мысль о тяжелом труде землепашца подчеркнута сравнением двух героев: Вольга, богатый, одаренный батюшкой наследством, способный чудесным образом принимать нужный облик (птица-сокол, щука-рыба, серый волк) действительно слабее Микулы Селяниновича. Уважение к Микуле выражается даже в названии былины: оно там есть и дано с отчеством, что для того времени для смердов принято не было, а только для богатых родовитых людей. Значимость дела, которым занимается Микула, тоже показана в былине, через одежду и его необыкновенные способности, с которыми не может справиться дружина князя. Одет он не для крестьянской работы, а как знатный и богатый боярин: на нем кафтан из черного бархата, сафьяновые сапоги, обувь с тонким носком и на высоком каблуке, как у богатых и знатных людей. Такая праздничная деревенская одежда вполне естественна. Дело в том, что пахота, покос, жатва – это торжественная праздничная пора в сельском деле. Потому-то крестьянину и уважение особое, и труд землепашца выше воинского, в силе с ним не сравнится даже целая хоробрая дружина князя. Вольга проникается уважением к Микуле за его силу в деле и работоспособность, справедливость и учтивые слова, за предупреждение об опасности. За труд, силу и справедливость мужики и прозвали Микулу Микулой Селяниновичем, с отчеством.

    В былине о Вольге и Микуле главное внимание уделяется не богатому и родовитому Микуле, окруженному своей дружиной, он противопоставляется простому крестьянину Микуле. Контрастное противопоставление легко объясняется тем, что в Новгородской Руси князь был приглашенный лицом, не имеющим права на землю.
    3.6 ГОРОДСКИЕ СПЛЕТНИ

    Былины о Хотене Блудовиче, бедняке, решившем посвататься к дочке богатой вдовы, или о Госте Терентьище, излечившего изменницу-жену, – также носят сугубо реалистически-жанровый характер, ярко иллюстрируя обыденную жизнь и вкусы новгородской республики.

    Главный очаг распространения былины О Хотене Блудовиче – онежский край, а записи были сделаны на Белом море, на Печоре, Мезени, Пинеге. И хотя она начинается как и былины киевского цикла – с пира у князя Владимира, пир этот не похож на все такие пиры киевского (героического) цикла. Это не княжеский пир в понимании совещания государственной важности, а пир зажиточного хозяина с многочисленными гостями. На нем присутствуют и женщины. В некоторых версиях пир дает вообще Евпраксия и только для женщин. Данный сюжет слабо приурочен к Киеву, потому что внутренне он не принадлежит к идейному кругу былин киевского цикла. Конфликт социальных статусов свойственен новгородскому происхождению. Мать невесты всегда описывается как богатая. Но богатство это вызывает у исполнителя насмешливое презрение. Она занимается ростовщичеством. Она оскорбляет и унижает бедную вдову, а богатые и знатные гости поднимают на смех бедную женщину, не принадлежащую к их кругу. Но сын обиженной женщины – богатырь и он приводит к посрамлению и Часовую вдову и князя. Поэтому можно считать эту былину антибоярской, так как в лице богатой и знатной Часовой вдовы происходит посрамление ее, дела, которым она занимается (ростовщичества), ее жизненная философия (крепостнические наклонности и когда она принуждает своих должников, зависимых от нее людей, идти в бой против Хотена). Во время вооруженных столкновений раскрывается идеология Хотена: он отпускает «наемное», так сказать, войско Часовой вдовы, потому что:

    А вас, мужики не трону я не единого,

    Ваше дело подневольное.

    Или прежде чем принять бой он интересуется у войска:

    Вы охочая сила или невольная?
    После разгрома войска Владимира Хотен уничтожает закладные записки вдовы. Это уже свидетельствует о сословном характере борьбы: в лице Часовой вдовы Хотен уничтожает и обезвреживает властительницу над деньгами и судьбами людей.

    Былина О Хотене Булудовиче замечательная по своей реалистичности, яркости и остроте основного конфликта. Несмотря на киевскую циклизацию ее «бытовой» сюжет дает возможность относить эту былину к Новгороду.

    Еще одна особенность, которая прослеживается во многих сказаниях – уважение к родителям и послушание. Здесь разбушевавшийся Хотен не хочет жениться ни на Чайне, ни на ком, и только матушка в состоянии уговорить его, и Хотен ради матери идет с Чайной под венец.

    Тип новгородского богатого купца выведен также в былине о госте Терентьище. Сюжет расцвечен яркими бытовыми подробностями из жизни богатого новгородского купечества, да и сама-то былина сложена по поводу какой-нибудь очередной сплетни о «старом богатом госте», занимавшей, видимо, новгородский купеческий мир, разнесенной по городу скоморохами и по капризу судьбы оставшейся в виде пикантной песни-фабльо для ряда последующих веков.
    3.7 СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗМЕЗДИЕ И ВСЕПРОЩЕНИЕ

    «Сорок калик с каликою» – самая популярная былина из репертуара калик перехожих. Калики перехожии в России были нищими высшего разряда. По рассказам и былинам – это паломники пилигримы, идущие на поклонение в Святую землю и добывающие себе пропитание милостыней. Судя по былинам, положение калик в обществе было довольно значительное: и Илья Муромец, и Алеша Попович, и Михаил Поток Иванович, и богатыри Владимировы не стыдились показываться каликами, даже считали это почетным. В сказаниях калики нисколько не напоминают калек в нынешнем смысле этого слова: это были все дородные добрые молодцы, силачи, иногда и красавцы, а если и старки, то уж никак не люди, возбуждавшие к себе сострадание каким-нибудь телесным недостатком. Былинные калики – отнюдь не слепцы, не старцы, не сирые и убогие. Как раз наоборот, в былинах всюду подчеркивается, что ни в силе, ни в удали они не уступали богатырям, а зачастую превосходили их. С телесной силой соединяется в каликах, по былинам почти постоянно, духовная сила. У них «сила мышц есть выражение силы духа», писал о них выдающийся филолог-славист И.И. Срезневский. Но калики отличались от обычных богатырей. Богатыри, как правило, нанимались в княжеские дружины, цель же калик перехожих была иная: «А идти нам, братцы, дорога не ближняя, Идти будем к городу Ерусалиму». Поход в Святую землю был весьма дорогим предприятием. Но Церковь не жалела средств на святое дело. Кроме того, калики были люди не бедные. Это, как правило, дети боярские, купеческие, разного возраста и состояния: «Калики … одеты в шубы соболиные или гуни сорочинские, в лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным: костюм их дополняют сумки из рыжего бархата, клюки, иногда из рыбья зуба, и шляпы земли греческой». Калики были образованными людьми.

    «Сорок калик с каликою» – это подлинная история калик.

    Калик часто называли «ворами-разбойниками». Одна из первостепенных задач каличьей былины, вне всякого сомнения, как раз и заключалась в том, чтобы противостоять подобным обвинениям, доказать их необоснованность и несправедливость. Калики создали своего былинного героя, ставшего жертвой клеветы, навета.

    Основная идея былины – утверждение высоких моральных и нравственных качеств калик. Зло не останется безнаказанным. Но факт наказания в данной истории не так значим, как следующее за возмездием исцеление – акт доброты и всепрощения. Оклеветанный, отданный на верную смерть, Касьян исцеляет, спасает от смерти виновника своих несчастий. Такова в каличьей былине олицетворенная, выраженная в лицах, в образах героев, глубоко народная идея добра и зла, света и тьмы, преступления и наказания. И конечно, далеко не случайно калики противопоставлены в былине главным былинно-историческим героям. Тем самым калики выводят себя на былинно-историческую арену, соотносят себя с былинно-историческими героями, чрезвычайно много значащими в народном сознании.

    Есть в каличьей былине еще одна особенность. В ней действуют главные герои русского былинного эпоса, но сама она не носит героического характера. Атаман Касьян вступает в поединок и одерживает победу, но не на поле брани. Действие, развитие сюжета происходят в иной сфере – нравственных, моральных отношений и проблем, где поединки героев оказываются не менее напряженными и драматичными.

    «Сорок калик с каликою» – едва ли не самая первая (и едва ли не самая совершенная) народная психологическая драма, ни в чем не уступающая лучшим образцам средневековых произведений.

    Законы, обычаи калик Древней Руси, их быт и нравы – все это нашло отражение в каличьих былинах. Уникален тот факт, что в былине О сорока каликах-богатырях калики поют сами о себе. Народный эпос, как принято считать, безымянен, безличен. При всем желании нам трудно воссоздать даже предположительно образ автора. Самое большее, что известно – это имя одного из таких творцов – Бояна. Но и оно названо в памятнике письменно, а не устной литературы. Поэзия народная нигде, ни разу не называет имени ни одного создателя (или создателей) таких былинных поэм. Нет о них и никаких косвенных упоминаний или данных. Здесь же перед нами в одном лице – и авторы, и действующие лица, и исполнители. Подлинная «автобиография» калик перехожих – эпическая поэма, созданная каликами о самих себе.
    3.8 НЕ ПРОСТЫЕ ЛЮДИ, СВЯТЫЕ

    Яркий образец скоморошьего искусства – былина о Вавиле и скоморохах. Скоморохи известны на Руси с 11 века, они – постоянные участники народных праздников, ярмарок, свадеб. Основной массив скоморохов составляли народные потешники. В 13 веке скоморошество на Руси пошло на убыль. Сказалось татаро-монгольское иго, а также враждебное отношение к ним со стороны церкви и княжеской власти, которые зачастую становились объектами этих народных сатириков. За шутки по адресу сильные мира сего жестоко расправлялись с народными потешниками. И только в Новгородской земле с ее республиканскими порядками и свободными нравами и вплоть до ее присоединения к Москве скоморохи могли себе позволить высмеивать пороки власть имущих. Кстати, считается, что знаменитый Садко был ни кем иным, как скоморохом, потешавшим богатых гостей на пирах и братчинах.

    Естественно, преследование и гонения скоморохов, организованные политическим центром в 17 веке, в Новгороде происходили также. Они были объявлены слугами дьявола, а их искусство – бесовским. Скоморохи, как и калики, создали апологию своего искусства. Былина о Вавиле и скоморохах как бы отвечает правительству и духовенству, называя скоморохов святыми людьми. Эта былина – апология скоморошьего искусства. В былине скоморохи, идущие на царя Собаку, даже названы именами святых Кузьмы и Демьяна – бессребреников (т.е. неимущих), покровителей ремесленников. О них былина говорит: «Не простые люди-то, святые!».

    Новгородские былины носят исключительно реалистически-жанровый характер и служат отображениям интересов, вкусов и тенденций богатой новгородской буржуазии.


    1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВГОРОДСКИХ БЫЛИН

    Эпос очень редко сохраняет точность фактических деталей, но он веками хранит ту обобщенную оценку сущности события, которая сложилась в сознании народа. На протяжении своего многовекового существования былины подвергались переработке, многократные наслоения изменяли не только отдельные детали, но порой и сюжет.

    Художественное своеобразие былин заключается в том, что, как и в сказке в них достаточно широко используется вымысел, есть и элементы художественной фантастики. Как и в сказке, события в былине раскрываются через действия и взаимоотношения персонажей, важнейшую роль выполняет сюжет. Но вместе с тем в былине много отличается от сказки. В сказочном сюжете выстраивается в одну цепь ряд последовательных эпизодов из жизни героя, былина же – малособытийна, в ней, как правило, изображаются одно-два и очень едко – более событий, которые происходят в очень непродолжительный период в жизни главного героя.

    Для былин характерно сочетание реальных образов или событий, имеющих четкий исторический смысл или обусловленных реальностью (образ торгового Новгорода, Садко, калик перехожих), с фантастическими образами или событиями (морской царь, Садко на морском дне, говорящая мертвая голова). Но ведущими или определяющими в былинах являются образы или ситуации, порожденные действительностью.

    Вступление к былине называется запевом. Он не связан с содержанием былины и представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу, написан величественным слогом и настраивает слушателя на восприятие важного, торжественного. Запев встречается довольно редко, только у лучших сказителей. В рассмотренных здесь вариантах записи былин запевы не встречаются, а сказания начинаются сразу с зачина. Иногда зачин является экспозицией, которая предшествует завязке, подготавливает ее. Но чаще зачин представляет собой завязку сюжета, определяет место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста. Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках. Кульминацией является какое-либо важное событие, описание которого бывает кратким. Победа над врагом – наиболее частая развязка былины

    Завершается былина исходом – это краткое заключение, утверждающее достоверность изображенных событий и подводящее итог, или прибаутка.

    Система образов, композиция, ритм и мелодия былины гармонически сливаются с ее содержанием, образуя законченное художественное единство.

    С жанрово-тематическими особенностями былин связана их песенно-стихотворная форма особая ритмическая организация слова – былинный стих, которым сказывалась былина и который давал певцу особые возможности для экспрессивного поэтического выражения возвышенных мыслей о герое, о величественных или значимых событиях в его рассказе.

    Былины новгородского цикла созданы тоническим стихом (его еще называют былинным, народным). В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но одинаковое количество ударений. Благодаря этому задается ритм произведения. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца. Рифмы практически отсутствуют и не играют решающей роли. Былина исполнялась речитативом, то есть пелась говорком, нараспев. Возможно, в старину исполнение былин сопровождалось игрой на гуслях.

    В былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк.

    Троекратность или троичность в былинах одним из главных приемов изображения (три поединка, три испытания, три раза забрасывал невод, три путешествия, трое встречных, три попытки). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Это замедляет скорость продвижения по ходу действия, но акцентирует внимание слушателей на значительных эпизодах. В повторениях выражается основная мысль происходящего, ими подчеркиваются действия героя и их результаты, главные события, настроение и характер излагаемой истории. Так в былине О Садко

    Не зовут Садка на почестен пир,

    Не зовут и день, и другой,

    Не зовут его и на третий день!

    То есть Садко уже три дня игнорируется новгородскими купцами, он не желанный гость на их пирах и братчинах, скоро ему не на что будет есть. Или в былине О Хотене Блудове обидная и унизительная характеристика, данная вдовой Чайной Хотену о его происхождении и о нем самом, звучит трижды: сначала из уст самой вдовы, затем матери Хотена и в третий раз от дочери Чайны, тем самым троекратно умножая оскорбление, полученное Хотеном.

    В отличие от героических былин в новгородских не используются приемы параллелизма, антитезы (контраста), предварительной переоценки или недооценки сил, редко встречается гротеск.

    Средства поэтического языка былин соответствует идеальному или отрицательному характеру героев. Они ясно выражают отношение исполнителя к изображаемым персонажам и явлениям.

    Былинам свойственны художественные обобщения – воплощение в одном человеке грандиозных способностей, т.е. гиперболизация. Здесь это один из важнейших приемов типизации. Гиперболы в них играют большую роль, используются для описания героя былины, его отличительных качеств, значительности его деяний или их результатов. Гиперболы используются и при описании противной, другой стороны, противостоящей или противопоставляемой герою былины. Все это служит для усиления художественной экспрессии.

    В былинах можно встретить обилие уменьшительно-ласкательных форм, с помощью которых достигается художественная выразительность речи, а также определяется отношение к описываемым лицам, предметам или фактам. По отношению к отрицательным героям или негативным фактам употребляются преувеличенно уничижительные, пренебрежительные, обидные выражения.

    В целях усиления эмоциональности и выразительности речи для более полного представления предмета или явления часто используется тавтология, т.е. повторение однокоренных слов – черным-черно, белым-бело:

    Нашло-то к ним силушки черным-черно

    Черным-черно, как черна ворона.

    Одним из средств создания большей выразительности, точности, яркости при изображении являются синонимы – близкие по значению слова и словосочетания: кормила-поила, закручинился-запечалился, хлеба кушати да пообедати.

    Многочисленные эпитеты могут создавать не только зрительное впечатление (трава зелена, златы кудри), может выделять более яркий, впечатляющий признак (чисто поле, темна ночь), а также может иметь оценочное значение по отношения к изображаемому объекту (святая Русь, змея лютая). В некоторых случая эпитет так тесно спаивается с определяемым словом, что составляет с ним одно неразложимое поэтическое сочетание. Их принято называть постоянными эпитетами (матера вдова, белы руки, добрый молодец).

    Былины, как и другие произведения устного народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имеет множество вариантов исполнения.

    Текст былины подразделяется на постоянные (типические) и переходные (изменяющиеся) места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизированные сказителями при исполнении, постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в каждом исполнении былины (бои Василия Буслаева на Волховском мосту). В типических местах содержится все самое существенное в былине, ее рассказчик должен передавать всегда с возможно максимальной точностью не изменяя ни одного слова. Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель обычно говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его, изменяя детали и нюансы. Именно поэтому всегда дается ссылка на версию записи былины. Это место, где была произведена запись, автор, рассказчик, сказитель, от которого была услышана и записана былина. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

    Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира, для других былин – эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.

    Новгородские былины являются эпическими песнями о жизни древнего Новгорода, его людях и той атмосфере, которая тогда существовала. Именно в былинах воспроизводятся общие типические их свойства, истории их жизни события, стремления, чувства и мысли. Каждая былина посвящена не только одному главному герою, но и содержит отдельную историю из его жизни. Каждому герою былины присуща определенная доминирующая черта характера или облика. Так Садко – это талантливый музыкант, Василий Буслаев – бунтарь «без царя в голове» «без руля и без ветрил», Иван Гостинный сын – тоже бестолковый сын богатых родителей, который очертя голову бьется об заклад, который не исполнить, Гость Терентьище – глупый богатый старый муж, который «всегда все узнает последним», Хотен Блудович – воинствующий дикарь, бедный, но гордый, Микула Селянинович – спокойный обстоятельный крестьянин, всерьез занятый своим делом, Василиса Микулишна – умная и любящая жена, целеустремленная, надежный партнер своему мужу, скоморохи – верные помощники в добром деле, калики – целеустремленные паломники, верные своему слову и принятым на себя обязательствам.

    Иногда несколько историй соединяются в одну былину (Садко, Василий Буслаев). Число песен увеличивается еще вследствие того, что имеется по несколько вариантов исполнения, более или менее различных.

    Кроме единства описываемого сюжета они характеризуются еще и единством изложения. Все они проникнуты элементами чудесного, чувством свободы и независимости. Независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохраненной вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом. Дух общины, воплощенный в былинах является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.

    Кроме внутреннего имеется еще и внешнее единство былин в стихе, слоге и языке. Стих былин состоит из трохеев с дактилическим окончанием или из смешанных трохеев с дактилями, или, наконец, из анапестов; созвучий нет совсем и все основано на музыкальности стиха. То, что былины написаны стихом, отличает их от побывальщин, в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов, он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. В былинах сохранилось большое количество архаизмов, особенно в типических местах.

    Художественный язык былин – торжественно напевный и ритмически организованный. Его художественные средства воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, торжественные, масштабные, преувеличенные в своих качествах.

    В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощения персонажей, оживление мертвых. В них присутствуют мифологические образы, фантастические элементы.

    В былинах множество исторически достоверных примет, точного описания деталей.

    В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является здесь поэтической правдой. В них отразились исторические условия жизни русского народа.

    О наличии следов скоморошьей обработки главным образом в былинах-новеллах, изображавших происшествия городской жизни. Относящаяся к их числу трилогия о Садко – наиболее яркое свидетельство вклада, который внесли, очевидно, именно новгородские скоморохи в уснащение исторической основы эпических песен сказочными эпизодами из своего разнородного репертуара профессиональных гусляров.

    Былины о Садко и Василии Буслаеве дают полезные иллюстрации к результатам исследований социально-политической структуры Новгорода, которые в последние десятилетия обогатились ценнейшими материалами, добытыми в результате беспрецедентных археологических открытий. В былинах о Садко и Василье Буслаеве достоверно переданы черты социального быта Новгорода 12 – 15 веков: заклады, братчины, набор дружины молодым боярином, бой на Волховском мосту, огромный размах торговли, паломничества во Святую земля – все это ярче и полнее отобразило реальную жизнь древнего Новгорода, чем несколько схематизированные порой картины древнего Киева в былинах о подвигах его богатырей.

    Слагателями и исполнителями этих былин были скоморохи. Недаром скоморохи во многих новгородских былинах сумели включить самих себя в само содержание былины – Ставр и Садко выведены искусными гусельщиками, в истории о госте Терентьище скоморохи вообще являются главными действующими лицами и получают щедрую денежную награду. Однако на долю их творчества не все относится в полном составе былинного эпоса.

    Это поэтические художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести справедливости. Вместе с тем, они искусно построены, язык их своеобразен.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта