Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.7 О ВАВИЛЕ И СКОМОРОХАХ

  • 2.8 СОРОК КАЛИК С КАЛИКОЮ

  • 2.9 О СТАВРЕ

  • 3. МОТИВЫ И ИДЕИ НОВГОРОДСКОГО ЦИКЛА

  • 3.1 ИСТОРИКО-БЫТОВОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ

  • 3.2 НЕ ДЕНЬГАМИ И БОГАТСТВОМ СИЛЕН ЧЕЛОВЕК

  • 3.3 «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

  • БЫЛИНЫ СЕВЕРНОГО ЦИКЛА. БЫЛИНЫ НА ПЕЧАТЬ. Условия возникновения новгородского эпоса. Новгородская республика


    Скачать 217.5 Kb.
    НазваниеУсловия возникновения новгородского эпоса. Новгородская республика
    АнкорБЫЛИНЫ СЕВЕРНОГО ЦИКЛА
    Дата27.10.2019
    Размер217.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБЫЛИНЫ НА ПЕЧАТЬ.doc
    ТипРеферат
    #92043
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    2.6 БОГАТЫЙ ГОСТЬ ТЕРЕНТЬИЩЕ

    «Гость Терентьище» – богатый новгородский купец, женатый на молодой женщине, которая все время сказывается больной и уклоняется от супружеских обязанностей. Недуг ее «пониже пупечка, да повыше коленечка, между ног килди-милди» – у нее есть любовник. Отправившись по просьбе больной жены «дохтуров нанимать», Терентьище встречает скоморохов и рассказывает им о своей проблеме. Скоморохи – люди умные и вежливые – понимают, в чем причина его несчастий и болезней молодой жены, и берутся помочь купцу. Спрятав его в мешок и взяв «лекарства» – «червленый вяз да и дубину ременчатую», идут они на двор к Терентьищу. Они рассказывают хозяйке, что ее муж лежит мертвым на калиновом мосту. Молодая жена приказывает играть веселье о смерти богатого старого мужа. В своей песне скоморохи указывают Терентьищу на любовника и говорят, как ему надо лечить свою жену. Таким образом, при помощи скоморохов, муж изгоняет любовника из постели жены и лечит ее палкой и ремнем. И благодарит скоморохов еще стами рублями «за правду великую».
    2.7 О ВАВИЛЕ И СКОМОРОХАХ

    С новгородскими тесно соприкасается (а может, и была создана в новгородских землях) былина о Вавиле и скоморохах. Основание для этого дает тот факт, что скоморошья песенная и былинная традиция живо сохранялась на территории новгородских пятин вплоть до 20 века. Эта былина, записанная на реке Пинеге, представляет собой яркий образец этой традиции.

    У одной вдовы был сын Вавила, который работал пахарем. Его приглашают двое скоморохов – Кузьма и Демьян – отправиться в так называемое «Инишнее царство». Стоит отметить, что имена у этих скоморохов не просты – ведь именно так звали русских святых, которых почитали в народе как покровителей брака и свадьбы и целителей болезней. Кузьма и Демьян приглашают Вавилу, чтобы тот переиграл тамошнего царя по имени Собака, а также его дочь Прекрасу и зятя. Ведь их игра и пение приносят погибель народу. Сначала Вавила говорит, что он не умеет ни петь, ни играть. Однако скоморохи превращают его кнут в смычок: («а и стало тут погудальцё»). А вожжи в его руках становятся настоящими струнами гуслей («шиша стали шелковые струнки»). Они спрашивают у вдовы разрешения взять с собой сына. Ненила (так звали мать) отпускает их, для начала усадив за стол. Когда она подает куру, то та взлетает и поет, а ржаные хлебцы превращаются в пшеничные. По дороге те, кто желают или предрекают скоморохам и Вавиле погибель, получают беду. А тем, кто желают счастья и везения, скоморохи показывают чудеса. Когда, наконец, путники добрались до далекого Инишнего царства, то начали состязаться с правителем Собакой. Когда начинал играть Собака, то начала прибывать вода, и затапливать все берега. Но когда взялся за игру Вавила, то явились коровы, и выпили лишнюю воду. А после этого царство Собаки загорелось. Кузьма и Демьян сделали Вавилу правителем, а он забрал в свое царство и свою матушку.
    2.8 СОРОК КАЛИК С КАЛИКОЮ

    «Сорок калик с каликою», ее тоже причисляют к сборнику былин новгородского цикла. Калики собираются в дорогу «Ко святому граду Иерусалиму», выбирают себе атамана и принимают «заповедь великую» – другими словами, кодекс поведения в дороге. Особо в ней оговариваются три греха: воровство, ложь и блуд, а также наказание за совершение этих грехов:

    «А в том-та веть заповедь положена: 
    Кто украдет, или кто солжет, 
    Али кто пуститца на женской блуд, 
    Не скажет болшему атаману
    Атаман про то дело проведает,– 
    Едина оставить во чистом поле 
    И окопать по плеча во сыру землю.– 
    И в том-та веть заповедь подписана…».

    О каликах ходили слухи, что они воруют. В дороге каличий атаман Касьян, оклеветанный княгиней Апраксией, успешно проходит испытания по всем трем заповедям, перечисленным выше. Но до этого его успевают по заповеди закопать «по плеча во сыру землю», и ни кто иной как его родной брат. Но зло не остается безнаказанным. Княгиня Апраксия надолго заболевает и излечивает ее от недуга именно Касьян Михайлович, каличий атаман, оклеветанный ею и преданный на явную смерть.
    2.9 О СТАВРЕ

    Еще одну былину причисляют к новгородским, хотя все действие истории происходит в Киеве – о Ставре Годиновиче. На пиру у «ласкова князя Владимира» все присутствующие хвастаются своими преимуществами: кто конем, кто одеждой, кто богатыми территориями, кто родителями. Ставр же дает понять, что таким добром ему и не хвастается: все есть и всего вдоволь. Но хвалится молодой женой Василисой Микулишной, которая красива и умна так, что самого князя обведет вокруг пальца. За такие слова князь Владимир сажает Ставра в темницу. Узнав об этой беде, Василиса обрезает свои роскошные волосы, признак женского обличья, переодевается в мужское платье и едет вызволять своего мужа из плена, отвергая надежду на богатство и силу, а надеясь только на женский ум. В Киеве Василиса в мужском платье и под мужским именем (в некоторых версиях – Василий Микулич) проходит ряд испытаний, всякий раз благодаря своей хитрости и уму, и выходит из них победителем. Так дело доходит и до свадьбы Василия Микулича с племянницей Владимира. Во время свадебного пира Василий Микулич скучает и требует вывести доброго гусляра, чтобы разогнать тоску. Освобожденный Ставр не узнает переодетую жену, не понимает ее загадок и признает ее только, когда она вновь переодевается в женское платье. Владимир вынужден признать поражение и правоту слов Ставра о своей жене:

    Солнышко Владимир стольно-киевской

    Он повесил буйну голову,

    Утопил же очи о кирпичей мост.

    Вси же тут бояра призадумались,

    Вси же князи тут бояра, испроговорят: -

    Она всих князей бояр да нас повыманила,

    Тебя солнышко Владимир да с ума свела.
    3. МОТИВЫ И ИДЕИ НОВГОРОДСКОГО ЦИКЛА

    Новгород представлял собой богатейший торговый центр, открытый культурным влияниям Запада и Востока. При этом он всегда напоминал некий растревоженный острой борьбой социальных групп улей. Своим характером он формировал культ богатства, роскоши и заморских путешествий. Появившийся в таких обстоятельствах новгородский цикл былин позволяет взглянуть не на сказочные подвиги богатырей, как в былинах киевского цикла, а на обычную жизнь древнего города и его люда. Даже стиль изложения и сюжет этих песен напоминает скорее яркие захватывающие местные «сплетни», разносимые по шумному городу скоморохами и сказителями. Именно поэтому новгородские былины выделяются среди своих «собратьев», относясь, скорее, к разряду европейских новелл о городской жизни (фабльо). Основной тенденцией былин является прославление неисчерпаемых богатств торгового Новгорода.

    Новгородский цикл былин в русском эпосе стоит особняком.

    Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями сказаний были купцы, князья, крестьяне, гусляры, скоморохи, калики перехожии.

    Основой сюжетов новгородских былин являются не ратные подвиги и политические события государственного масштаба, а случаи из жизни обитателей большого торгового города – Великого Новгорода. Причины отличия понятны: город и образовавшаяся вокруг него вечевая республика всегда отстояли отдельно и обособленно в жизни древнерусского государства.
    3.1 ИСТОРИКО-БЫТОВОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ

    Самый известный герой новгородских сказаний – Садко – вышел из небогатой среды (то ли гусляр, то ли просто купец, то ли просто добрый молодец) он становится весь состоятельным. Такой сюжет не мог не привлекать увлеченных идеей обогащений жителей Новгорода. В сюжетах былин о Садко можно выделить три линии: о его обогащении, о состязании с новгородцами, и о Царе Морском. Иногда это три отдельных сказания, иногда они объединялись в одно сказание. Но в любом вариант большое внимание уделялось обычным бытовым сценам новгородской реальности, ярко рисовалась купеческая среда. По сути, легенды о Садко прославляют богатство самого господина Великого Новгорода.

    Былина о Садко построена на конфликте бедного гусляра и богатых новгородских купцов. Разрешение этого конфликта носит не столько былинный, а скорее сказочный характер. Садко обогащается не путем торговли, а чудесным образом – вознагражденный за свое мастерство, отвергнутое купцами, но оцененное морским царем. Былина о Садко – единственная во всем русском эпосе, где герой получает удачу и одерживает победу благодаря помощи потустороннего существа и обладания волшебным предметов.

    Однако противостояние разрешается благополучно для Садко до тех пор, пока он борется с отдельными купцами. Как только Садко теряет голову от успехов и замахивается на весь купеческий мир, т.е. на весь торговый Великий Новгород, он проигрывает. Это также демонстрирует и прославляет мощь и непобедимость Великого Новгорода.

    В этой былине присутствуют очень древние мотивы, которые восходят к древним представлениям человека об окружающей природе, олицетворению моря, озер и рек. Не случайно события в новгородских былинах зачастую связаны с водной стихией. Новгородская торговля и освоение северо-восточных земель осуществлялось водными путями. Поэтому в древнем Новгороде очень долго сохранялось поклонение хозяевам воды, от которых, по древним представлениям зависел не только успех в торговых и промысловых делах, но и жизнь или гибель новгородцев.

    Былина о Садко принадлежит к наиболее совершенным созданиям русского эпоса «Это один из перлов русской народной поэзии», – так отозвался о ней В.Г. Белинский. Он единственный кто считал ее исконно и типично новгородской, что в этом весь ее интерес, и первый предложил изучать ее в этом направлении. Белинский говорит о политическом строе древнего Новгорода и о торговле, как и основном источнике его богатства. Этим определяется и основная идея былины: «Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины». В ней прекрасно отображена новгородская купеческая среда, хвастовство купцов богатством, их споры и «заклады», формы заморской торговли Новгорода и типичная для русского средневековья связь торговли с церковью, в частности, с храмовым зданием.

    Древний Новгород представлен настолько реально и верно, что песня о Садко может служить материалом для специального историко-бытового исследования. Очень четко отражен рыбный промысел древнего Новгорода, такие подробности, как вязание неводов, закидывание тони, артельная организация рыболовства, хранение рыбы в погребах, промысловый и торговый характер рыболовства. Также точно отражен и морской судоходный промысел. Описание бури или безветрия, подводных препятствий, описание и устройство корабля – все это типично новгородское.

    Так создался двойственный характер былины: сказочно-фантастический, представляющий собой переработку древнейшей традиции, и ярко реалистичный, созданный древним историческим Новгородом. Данная былина – замечательный памятник национальной культуры. В лице Садко выражен совершенно национальный характер: в Садко есть и русский размах, когда он, например, закладывает все свое имущество. В нем русская удаль, когда он, испробовав все средства, чтобы спасти себя хитростью (тоже русская черта), и видя, что дело доходит до смерти, смерти не боится, а бесстрашно бросается в пучину моря.

    Садко сам не совершает геройских подвигов, как былинные богатыри Киевского цикла: ему вменена в подвиг его торговая деятельность, Садко является представителем новгородской торговли, купцом-богатырем. Главное моральное качество Садко заключается в его отношении к богатству: он не попал под искушение золота и денег. Даже разбогатев, Садко не изменил своих взглядов на жизнь, продолжая относиться к людям, как и раньше. Рискуя своей жизнью, он спустился на дно вод к царю моря. В этой былине показано, что человек, обладая хоть каким-нибудь талантом, может добиться успеха.

    Историчность былины подтверждается и тем, что география плавания Садко несет вполне конкретное и точное описание, а путь, по которому плывет Садко (спускается по Волхову и попадает в Ладожское озеро, а оттуда Невой – в море) есть исторический путь, по которому шла новгородская торговля.

    Древнейшей основой песни о Садко была, вероятно, песня об историческом лице Съдке Сытинець (или Сотко Сытиничь), который упоминается в летописи 1167 года в качестве строителя церкви святых Бориса и Глеба в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего человеке, плывущего на доске, а по русским народным верованиям святой Никола слывет наряду с покровителем морской торговли скорым помощником на водах и даже называется «морским» или «мокрым».

    3.2 НЕ ДЕНЬГАМИ И БОГАТСТВОМ СИЛЕН ЧЕЛОВЕК

    Апогеем расцвета новгородского стремления к получению капиталов становится былина о Ставре. Повествует она о знатном новгородском боярине-капиталисте, занимающемся барышничеством и ростовщичеством. Былинного Ставра заключает в темницу князь Владимир – здесь можно увидеть столкновение и соперничество Киева и Новгорода. Но все симпатии сказителя явно на стороне новгородского боярина.

    Былина О Ставре интересна тем, что содержит мотивы женско-мужской травестии. В отечественной фольклористике к ней сложилось отношение как к былине не собственно героической. В ней разрешаются вопросы семейного и личного порядка, хотя и содержит героические, богатырские элементы (кулачные поединки, стрельба из лука), она также наполнена подробными описаниями богатых одежд, утвари, сбруи конской, боярских и княжеских дворов и дворцов. Здесь главным действующим героем выступает переодетая женщина, но живущая по законам мужского и богатырского мира.

    Как и большинство, былина начинается с описания пира, мотив которого имеет универсальное значение в эпических произведениях: именно во время пира завязывается большинство эпических коллизий, происходит расстановка сил. Один из главных героев – Ставр – богатый, привлекательный, удачливый человек, еще и искусный игрок на гуслях, что все доступно не каждому. Он не только ставит под сомнение силу и значимость двора Владимира и противопоставляет себя окружающим, но еще и провоцирует, говоря, что жена «всех князей, бояр да всех повыманит, тебя, солнышка Владимира, с ума сведет». И в итоге оказывается в заточении. Здесь снова показан конфликт героя с главным киевским князем. Чтобы спасти мужа, жена не только переодевается и отправляется в логово князя, в своих действиях она надеется не на деньги и богатырскую силу, а на ум и смекалку:

    Не выкупить будет Ставра несчетной золотой казной

    И не вывести будет силой могучей богатырскою:

    Повывести будет Ставра догадками женскими.

    Чтобы наиболее точно попасть в образ и произвести впечатление в мужском платье Василиса Микулишна расстается со своим главным тогда женским богатством – волосами. В народном представлении волосы связаны с богатством, плодородием, силой, здоровьем. Они имеют особое значение в жизни женщины: замужней их нельзя было распускать, неприлично стричь и завивать, простоволосость замужней женщины навлекает беду. Василиса решилась на этот шаг, чтобы спасти мужа из заточения. В былине Василиса упоминается по имени отчеству. Это признак не только привилегированного положения в обществе, но и указывает на уважение и симпатии сказителя и слушателей. О последнем также свидетельствует и имя, которым рассказчики наделили женщину – Василиса: в переводе с греческого означает царица. По ходу действия Василиса подвергается различным испытаниям и проявляет не богатырские силу и мощь, а выигрывает поединки благодаря уму, смекалке и хитрости. В итоге Ставр вызволен, а киевский князь посрамлен. Причем в былине описание проигрыша князя описывается в комической ситуации и неуважительных выражениях: «окарачь наползался». Этот факт укладывается в систему былин новгородского цикла с точки зрения противопоставления Киеву и соперничества с ним.

    3.3 «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

    Любимцем новгородских жителей был Васька Буслаев – разудалый молодец, герой Новгородского ушкуйничества, лихих грабежей в новгородских колониях, любитель покуражиться и попировать. В отличие от других былинных героев ходивших по Руси, новгородский Буслаев славится не воинским героизмом, а удалью во внутренних поединках и конфликтах беспокойной республики.

    В былинах о Ваське Буслаеве отражено критическое отношение к догмам, утверждаемым церковью и всем существующим тогда строем. Самый образ Васьки характеризуется отсутствием суеверия, столь типичного для средневековья, и стремлением нарушить установленный строем порядок вещей. О Буслаеве говорят, что «он ни в сон, ни в чох, ни в птичий грай не верует». Отсутствие уважения ко всему, что почиталось как освященное религией, проявляется во многих поступках главного героя былины. Васька даже подымает руку на своего крестного отца. Стоит вспомнить, что крестный отец стоит перед Васькой в духовном облачении, следовательно, Ваську не останавливает и церковная одежда. У гроба Господня Васька нарушает правила поведения, входя нагим в Иордань-реку. Не гнушался Васька и других запретных для христианина дел.

    Удачная и богатая торговля развила в новгородцах особый дух молодечества, и Василий Буслаев художественно выражает эту новгородскую русскую удаль, порожденную теми историческими условиями, в которых находился Новгород. В Буслаеве есть «упоенье и беспечной молодой жизнью».

    Он происходит из наиболее зажиточной и консервативной части новгородского населения. Ему дают образование и религиозное воспитание. Его, например, обучают церковному пению, и из него выходит такой певец, какого в Новгороде еще не было. Воспитанием Василия руководит его мать, и Василий Буслаевич на всю жизнь всецело ей подчиняется. Но никаких других авторитетов для него не существует. Однако все старания его воспитателей проходят даром: Василий вырастает полной противоположностью своему отцу и крестному. Дело здесь не в психологическом противопоставлении смиренного отца буйному сыну. Здесь противопоставление двух поколений с различным социальным сознанием. Сын богатого новгородца, находящийся в наилучших условиях, всем обеспеченный, порывает с тем укладом, в котором он был воспитан и который дал ему все в жизни, и объявляет ему борьбу не на жизнь, а на смерть. Таким образом, сильный и удалый Василий Буслаевич, силе которого нет никакого применения и который обречен на праздность вследствие своего богатства, постепенно начинает ненавидеть воспитавшую его среду. Ненависть эта носит инстинктивный, бессознательный характер. Лучший церковный певец города в пьяном виде дает волю своим скрытым чувствам. И в дружину к нему повалила голь да беднота, люди, готовые на всякого рода действия, какие только от нее потребуются. Это люди решительные и отчаянные, которым нечего терять, весьма опасные для обывателей и богачей. Встреча Василия его крестным отцом знаменует встречу двух мировоззрений, двух укладов жизни. «Этот старец-пилигримище есть поэтический символ государственности Новгорода». Борясь с ним не на жизнь, а на смерть, Василий Буслаев вступает в борьбу со всей системой. Борьба в былине идет не против Москвы, а против своих же – новгородских и общерусских сильных людей.

    Когда Василий Буслаев отправляется «душа спасти», то при этом звучат и другие слова: «а мое-та веть гулянье неохотное». Он проходит весь традиционный путь паломника (правда, идет не по Днепру, а по Волге – путем не столько паломника, сколько ушкуйников), но при этом менее всего напоминает благочестивого калику или раскаявшегося грешника. Весь смысл былины в этом контрасте, в двойном прочтении поступков героя. Даже отправляясь на богомолье замаливать свои грехи, Василий остается все тем же бунтарем и совершает новые грехи.

    Эти характерные черты образа Васьки Буслаева всецело объясняются идейного жизнью русского средневековья. Чем больше усиливался идеологический гнет русской церкви, тем рациональнее становилось сознание людей. В условиях усиления господства религиозного мировоззрения он нередко принимал формы «еретических» движений. Протест Василия Буслаева против установившихся запретов нарушение им устоев и правил жизни, неверие в поверья и приметы отражали реальные явления общественной повседневной жизни средневековья. Протест Буслаева неосознанный, целиком его захватывает, заставляя нарушать все правила общежития, совершать неразумные действия поступки по сути дела, ничего не дающие, а иногда противоречащих элементарным правилам поведения – всецело ради бесшабашного удальства. Буслаев не знает удержу ни в чем и, наконец, сам становится жертвой нарушения запретов и гибнет. Образ Василия Буслаева в таких его проявлениях может считаться обобщающим образом русского национального характера.

    В былине показан человек, обладающий большими возможностями, огромной жизненной энергией, но не реализовавший то, что было ему отпущено природой, бесцельно промотавший свою жизнь. Образ Василия Буслаева не случайно волновал многих русских писателей, так как они видели в нем человека. Не нашедшего себе достойного места в жизни.

    Замечателен образ матери Василия – матерой вдовы Амелфы Тимофеевны. Во всем Новгороде нет сильнее ее буйного сына. Но она обладает настолько сильным характером и таким авторитетом у сына, что только ей под силу укротить его и справиться с ним. Это образ героической женщины и матери в русском эпосе.

    Былина (цикл былин) о Василии Буслаеве – единственная завершенная былинная биография, единый законченный цикл, повествующий о герое от рождения и до смерти.

    Сам рассказ наполнен очень точными зарисовками общественного и семейного быта средневекового города, что подтверждается летописными рассказами.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта