устное народное творчество. Устное народное творчество как средство формирования коммуникати. Устное народное творчество как средство формирования коммуникативной культуры первоклассников Аннотация
Скачать 21.89 Kb.
|
Оноприенко Виктория Александровна, Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 ст.Новолеушковской vikaonoprienko09@gmail.com, тел.:89952071344 Устное народное творчество как средство формирования коммуникативной культуры первоклассников Аннотация: Потребность в общении – одна из важнейших человеческих потребностей. Исследователи проблем общения отмечают, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным. Ключевые слова: фольклор, коммуникативная культура, гуманный личностно-ориентированный подход, «коммуникация». Исследователи проблемы общения указывают на то, что общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Поэтому одним из требований и задач ФГОС НОО для современного учителя начальной школы является признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах Г.М.Андреева, А.А Бодалева, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина. Этот особый вид деятельности, указывают они, имеет мотивы, предмет содержание, средства, результат. В современном образовании осуществляется переход от «школы знания» к «школе понимания», которая провозглашает приоритет коммуникации над информацией, приоритет понимания над знанием. На смену авторитарному субъектно-объектному подходу приходит гуманный личностно-ориентированный подход, в котором развитие личности учащегося рассматривается как главная ценность образовательного процесса. Для большинства концепций образования (системы развивающего обучения, школы диалога культур, школы коммуникативной дидактики) и образовательных технологий, характерен взгляд на образовательный процесс как на коммуникативное событие и большой интерес к детским репликам и версиям В последнее время, наряду с термином «общение», широкое распространение получил термин «коммуникация». Коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию. В словаре русского языка С.И.Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными Коммуникация, по мнению психологов, - умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Это говорит о сформированности коммуникативной культуры личности. Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Коммуникативная культура по мнению ученых – теоретиков, учителей-практиков, не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. Составляющими частями коммуникативной культуры являются: совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем. В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи. Коммуникативная культура формируется с дошкольного возраста. В школе для этой цели существуют специальные дисциплины – культура речи, риторика, культура общения и др. Младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования коммуникативных компетенций, а в дальнейшем коммуникативной культуры. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими наиболее серьезно и осознанно, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Полноценно вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественное формирование коммуникативных умений и навыков. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно-компетентной личности. Несомненно, благотворно может повлиять на приобретение коммуникативных умений и навыков устное народное творчество. Устное народное творчество– часть национальной культуры, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, и является действенным фактором социализации (куда входят и коммуникативные умения) и развития личности. О характере народного воспитания А.С. Макаренко сказал, что оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность, и развлечения, произведения устного народного творчества. К.Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, в первоначальном обучении детей родному языку он выделил три цели, одна из которых – учить детей облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Его идеям последовали видные деятели того времени – Е.Н. Водовозова, Е.И. Кондари, А.С. Симович. Дальнейшая разработка вопроса нашла отражение в трудах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной и других. Современники же считают, что в первую очередь, фольклор помогает развивать речь, которая должна характеризоваться богатством, наполненностью, яркостью интонационных нюансов.Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.Как правило, верно поставленная речь, является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Богатейший материал для воспитания содержится в себе устное народное творчество, утверждают они. Устное народное творчество в равной мере образно, поэтично, наделено сравнениями, эпитетами, в нем много определений, олицетворений. Его можно использовать в любой ситуации. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. А.В. Тутолмин, в одной из своих статей пишет: «обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников». (6, с.43) Жанры фольклора различны. Каждый из них имеет свою особенность и специфику.С помощью разных форм устного народноготворчества можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание. Они оказывают воздействие как на разум, так и на чувства детей: заключенный в них смысл легко воспринимается и запоминается. Интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета. Особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения школьника к смысловой стороне слова; отражают владение словом. Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. Глубокий библейский, евангельский, православный и морально-психологический смысл русских сказок был выявлен Александром Ужанковым на основе разработанного им подхода символической интерпретации их текста. Владимир Пропп — исследователь русской сказки считал, что русская «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности» Ещё один из жанров фольклора – былины. Былина – фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. С точки зрения народа, значение былин заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению. В фольклоре легенда – жанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистый дух). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систему образов, поэтику. В отличие от мифов легенды независимы от ритуала; в отличие от преданий события легенды протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Предание – жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Основное назначение предания – сохранять память о национальной истории. Тема преданий всегда общезначима, их конфликт – национальный, либо социальный, персонажи – представители государства, нации, конкретных классов или сословий. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Младший школьный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребёнок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение с помощьюустного народного творчества. Устное народное творчество - неисчерпаемый источник искусства, основа народной духовной культуры, эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенное опытом каждого народа в течение тысячелетий. Осознание критериев морали младших школьников происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Следовательно, устное народное творчество, используемое педагогами в профессиональной деятельности, способствует развитиюу детей положительного эмоционального отношения к близким и сверстникам, желания общаться с окружающим миром. Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что роль и значение устного народного творчества в формировании коммуникативной культуры велика. Эффективность формирования коммуникативной культуры у детей младшего школьного возраста достигается в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и образовательный процесс класса и школы, с использованием произведений разных жанров; пословиц, поговорок, загадок и т.д. интеграцией различных видов художественно-творческой деятельности; формированием знаний об устном народном творчестве, его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора; осуществлении в воспитательно-образовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.:Просвещение, 2013. Ковалёва Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Стандарт второго поколения. - М.: Просвещение, 2014. Арсеньева Ю.В. Формирование коммуникативной компетентности на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2013. - № 7 Башук Т.И. Система творческих заданий по развитию коммуникативных навыков учащихся // Начальная школа. – 2013. - № 5 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: (http://festival.1september.ru/) Начальная школа плюс до и после: (http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/) |