Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

  • Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


    Скачать 2.74 Mb.
    НазваниеВ. А. Мельник
    АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
    Дата22.04.2017
    Размер2.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
    ТипДокументы
    #5217
    КатегорияСоциология. Политология
    страница21 из 42
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   42

    236

    ученый Ежи Вятр. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регу­лятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, те­ократическую и деспотическую ее разновидности, ко­торые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократиче­ский. Первый характеризуется высокой активностью граж­дан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства при­знает сильную и неконтролируемую власть, ограничиваю­щую демократические права и свободы граждан [17. С. 265-269].

    На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жиз­ни, в обеспечении функционирования политической систе­мы. Исходным пунктом их подхода является конструи­рование трех «чистых» типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются патриар­хальная, подданническая и активистская (гражданская) по­литические культуры.

    Патриархальная, или приходс­кая, политическая культура присуща социальным общно-стям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чер­той является полное отсутствие у членов сообщества ин­тереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают ни­какого чувства к центральному правительству, их отноше­ние к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквива­лентами такой политической культуры могут быть отно­шения, существующие в африканских племенах.

    237

    Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей. но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических-институтов, имеют к ним отношение негативное или по­зитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

    Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориента­цией на существующую политическую систему и на ак­тивное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее инс­титутов. К власти они относятся не только в плане необ­ходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выра­ботки, принятия и выполнения этих решений. В силу ука­занных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

    Из смешения элементов этих трех чистых типов возни­
    кают еще три вида политической культуры: патриархаль­
    но-подданническая, подданническо-активистская и патриар­
    хально-активистская. Именно эти смешанные типы полити­
    ческой культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают
    в истории различных обществ. *

    В России и Беларуси, по нашему мнению, существовав­шая в дооктябрьский период авторитарно-монархическая разновидность подданнической политической культуры сме­нилась в советское время авторитарно-вождистской ее раз­новидностью. Важнейшим признаком последней являются примат государства над человеком, тотальное подчинение индивида так называемым высшим государственным инте­ресам, превращение его в «винтик» огромного социального механизма, направляемого волей вождя. Носитель автори­тарно-вождистской политической культуры в своем пове­дении ориентируется не на нормы закона, не на принципы

    238

    функционирования различных политических институтов, а на волю вождя, начальника. Обозначившийся ныне переход к демократической политической системе невозможен без преодоления прежней, авторитарно-вождистской, полити­ческой культуры, которая все еще проявляется в психологии и поведении широких слоев населения.

    nilliiIIS!||lll В любом обществе наряду с полити-
    ческой культурой существуют различ-
    ные политические субкультуры. В
    политологической литературе субкультура рассматривается
    как совокупность политических ориентации, значительно
    отличающихся от ориентации, доминирующих в данном
    обществе. Речь, по существу, идет об особенностях по­
    литических культур различных социально-демографических
    и профессиональных групп. Так, различают политическую
    субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творче­
    ской элиты, служащих государственного аппарата, деревен­
    скую, городскую и т. д. В странах с многонациональным
    составом населения различают этническую субкультуру.
    Особенности каждой из подобных политических субкультур
    обусловлены различиями положения общественных групп
    в экономической и социальной структуре общества, а также
    этническими, расовыми,' религиозными, образовательными,
    половозрастными и другими особенностями их носителей.
    Наличие в обществе множества политических субкультур
    может оказаться источником дестабилизации общественно-
    политической жизни. Иногда отдельные субкультуры на­
    столько отличаются от общей политической культуры, что
    могут рассматриваться в качестве самостоятельных контр­
    культур. Стабильности общества способствует единство его
    политической культуры. Видимо, нереальной является за­
    дача преодоления множественности политических субкуль­
    тур. Однако можно и следует стремиться к совместимости
    между различными субкультурами, к согласию всех соци­
    альных групп по коренным вопросам жизни общества.

    Нацйрн|й:Ины^ I В обществоведческой литературе весь-
    черты политической ма часто употребляются понятия «на-
    культуоы ;

    7 у циональныи характер», «националь­
    ный менталитет». Термин менталитет (ментальность) —
    латинского происхождения (лат. mens — ум, мышление,

    239

    образ мыслей, душевный склад). В социологии и социальной психологии этим термином принято обозначать совокуп­ность готовностей, установок и предрасположенностей ин­дивида, социальной группы или народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Это понятие характеризует глубинные черты со­знания и поведения, оно в концентрированном виде отра­жает единство высокорационализированных форм сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и т. п.) и мира бессознательных структур, неосознанных куль­турных кодов, определяющих поведение людей. На уровне ментальности «пересекаются» природные и культурные, ра­циональные и эмоциональные, сознательные и бессозна­тельные, личностные и общественные компоненты струк­туры индивидуального и коллективного сознания и пове­дения.

    Национальный менталитет, или национальный харак­
    тер,
    формируется на протяжении длительного времени,
    охватывающего практически всю историю данного народа.
    Конкретные черты характера народа складываются в зави­
    симости от его традиций, культуры, социальных структур,
    внешней, природной среды обитания. В свою очередь, бу­
    дучи социально-психологическим феноменом, сама менталь-
    ность выступает как порождающее сознание, задавая
    определенные образцы мышления и поведения личностей,
    социальных групп и народа в целом. Таким образом, на­
    циональный менталитет — определенный способ видения
    мира и типичных образцов социального действия, регули­
    рующих поведение народа на протяжении длительного вре­
    мени. *

    Политологию интересуют особенности национального менталитета с целью выяснения его влияния на политиче­скую жизнь, на политическую культуру общества. К на­стоящему времени накоплена обширная литература, посвященная анализу типичных черт национального харак­тера и обусловленных ими стереотипов политического по­ведения различных народов.

    Например, в национальном характере белорусов иссле­дователи чаще всего отмечают такие черты, как трудолюбие и выносливость, рассудительность и неторопливость, мяг­кость характера и добродушие. Вместе с тем для значи-

    240

    тельной части белорусов характерны пассивность и нере­шительность, отсутствие настойчивости и рисковости, ма-лоразговорчивость. Белорусы, как правило, отличаются по­слушностью и даже покорностью представителям власти, им свойственно стремление к мирным отношениям с другими народами. Все это предопределяет эволюционный характер развития политической жизни Беларуси, отсутствие здесь почвы для радикальных политических движений [75. С. 236—243 ].

    Издавна предметом внимания исследователей являются особенности национальной ментальности русского народа. Наиболее обстоятельное изложение данного вопроса можно найти в книге известного философа Н. О. Лосского «Ха­рактер русского народа», впервые изданной в 1957 г. Автор приходит к выводу, что основной, наиболее глубокой чертой национального характера русского народа является его ре­лигиозность и связанное с нею искание абсолютно совер­шенного царства бытия. Русский человек обладает чутким различением добра и зла, зорко подмечает несовершенство общественных установлений и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими [56. С. 240—241 ]. К числу важнейших свойств русских философ относит также страстность, волю, свободолюбие, склонность к анархизму, доброту, дарови-«тость, мессианизм, нигилизм, максимализм. В книге при­водятся многочисленные иллюстрации массового проявления указанных черт национального характера в политической жизни России. С точки зрения Лосского, к примеру, гран­диозная территория Российской империи сложилась отчасти потому, что вольнолюбивые русские люди бежали от своего государства, но когда они заселяли новые земли, государство настигало их [56. С. 276].

    Интересные выводы относительно влияния национальной ментальности русского народа на его исторические судьбы сделал академик Д. С. Лихачев. В этом отношении он считает важными такие черты национального характера русских, как преданность идее свободы личности и стрем­ление во всем доходить до крайностей, до пределов воз­можного и притом в кратчайшие сроки. По его мнению, вторая из отмеченных черт — доведение всего до пределов возможного — составляет истинное несчастье русского на­рода. Именно из-за данной особенности своего националь-

    241

    ного характера Россия часто оказывалась на грани чрез­вычайной опасности [54. С. 4—5].

    Видимо, эта черта национальной ментальное™ русских не в последнюю очередь способствует и тому, что история России сопровождается периодической переделкой, «пере­стройкой» всех основ общественной жизни. За последнюю тысячу лет таких крупных «перестроек» общества, его са­моотрицания усматривается, по крайней мере, пять: пер­вое — это отрицание своей языческой сути, обращение к христианству, что сориентировало страну на западную мо­дель развития; второе — осуждение феодальной раздроб­ленности через образование централизованного Московского царства, что обусловило поворот к деспотическому азиат­скому Востоку; третье отрицание связано с Петровскими реформами и, как легко видеть, ориентировано обратно с Востока на Запад; четвертое — это революция 1917 г., которая снова повернула вектор развития с Запада на Восток; наконец, пятое самоотрицание — это нынешние перемены, которые, несомненно, ориентируют общество на западную модель развития.

    и политическая система w

    Надо обратить внимание на то, что всякий раз подобные
    решительные самоотрицания сопровождались тотальным
    разрушением прежних экономических, политических и ду­
    ховных структур и ценностей. Уже в наши дни мы явились
    свидетелями разрушения существующих политических ин­
    ститутов и символов, сложившихся духовных ценностей,
    материальных памятников истории и культуры. Но исто­
    рический парадокс состоит в том, что тотальное по форме
    отрицание прежнего образа жизни и системы ценностей
    никогда не вело к их подлинному преодолению или унич­
    тожению. Складывавшиеся веками социальные институты
    и ценности не исчезали бесследно, а вновь возрождались
    в своей прежней сути, хотя и под новыми названиями.
    Политическая Между политической культурой и по-
    культура литической системой общества суще­
    ствует тесная взаимосвязь. Стереотипы
    политического поведения в той или
    иной степени аккумулируются в дея­
    тельности политических институтов. В целом институцио­
    нальная структура политической системы закрепляет

    242

    сложившиеся формы политических отношений, а полити­ческий режим выступает как итог политико-культурного развития общества. Вместе с тем существует и обратное влияние, хотя и менее сильное, — на базе одной и той же политической культуры могут возникать и эффективно действовать различные модификации политической систе­мы, в том числе и отличающиеся существенно.

    Таким образом, политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воп­лощающих опыт предшествующих поколений людей уста­новок, убеждений, представлений и стереотипов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политических отношений. Фиксируя принципы, нормы и институциональные механизмы их взаимоотношений, по­литическая культура тем самым обеспечивает воспроизвод­ство политической жизни общества на основе исторической преемственности. При этом она выступает как объективная данность, являющаяся не простым внешним отражением существенных черт политического процесса, но его внут­ренней, органической частью. Вплетенная в контекст су­ществующих общественно-политических отношений, в структуру социальной деятельности, политическая культура возникает и эволюционирует вместе с этими отношениями.

    Углубленное изучение политического сознания и по­литической культуры является непременной стороной по­знания политической жизни любого общества. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности кон­кретной политической системы, существующие в обществе политический режим, поведение общественных групп, ди­намику и направленность политических процессов. Необ­ходимость изучения политического сознания .и политической культуры диктуется также потребностями в прогнозах по­литического поведения людей, без чего невозможна резуль­тативная практическая политика.

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

    9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

    9.1. Политическая деятельность


    пйлитйчвВкой
    Политическая наука призвана осуще-ствлять системное, комплексное ис-следование политической власти. Вы­ше мы проделали исследовательско-познавательную операцию по вычленению феномена поли­тики из всего комплекса общественных явлений, в резуль­тате чего получили представление о сущности политики, ее субъектах и институтах, особенностях отражения данного явления в общественном сознании. Такой анализ совер- * шенно необходим, но ограничиться им недостаточно, так как политика в таком случае предстанет как бы в статичном виде. На самом же деле политическая реальность существует в виде непрерывного движения, изменения, развития, про­исходящего в результате взаимодействия социальных и по­литических структур. Иными словами, феномен политики предстает как процесс, в ходе которого происходит посто­янное изменение характеристик социально-политической реальности. В научной литературе деятельность в широком смысле слова понимается как специфическая форма актив­ного отношения к окружающему миру, содержанием кото-

    рого является его целесообразное изменение и преобра­зование в интересах людей. Деятельность является реальной движущей силой общественного развития и условием самого существования общества. Все изменения, которые происхо­дили и происходят в различных сферах общества, суть результат деятельности людей.

    Деятельность человека или групп людей предстает как упорядоченный процесс, состоящий из ряда взаимосвязан­ных элементов. Прежде всего она предполагает определен­ное противопоставление объекта и субъекта: человек противополагает себе объект деятельности как исходный материал, который должен получить новую форму и свой­ства, превратиться из материала в предмет и продукт де­ятельности. Деятельность носит целесообразный характер. Основания самой цели деятельности коренятся в сфере человеческих интересов и ценностей, которые тоже высту­пают как необходимый компонент деятельности. Далее, всякая деятельность осуществляется при помощи опреде­ленных средств, форм и методов. Наконец, неотъемлемым элементом деятельности является ее результат, который не обязательно совпадает с ранее сформулированной целью.

    Приведенные положения могут быть целиком отнесены и к политике, которая является одним из самых распрост-«раненных видов человеческой деятельности.

    Политическую деятельность, следовательно, можно оп­ределить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов и (или) групп людей в систему об­щественно-политических отношений с целью приспособле­ния ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Она предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий. В свою очередь, политическими действиями на­зовем определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия. Ответные действия со стороны других субъ­ектов политико-властных отношений принято называть ре­акцией.

    Для сравнений приведем еше два варианта определения политической деятельности. Первое возьмем из учебника по политологии, подготовленного польскими авторами под

    245

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   42


    написать администратору сайта