реферат по обж. реферат. В эпоху Возрождения Важной чертой эпохи Возрождения явился переход к новому мышлению, основным
Скачать 29.19 Kb.
|
Бурова В.С., 109л Развитие медицины в Западной Европе в эпоху Возрождения Важной чертой эпохи Возрождения явился переход к новому мышлению, основным содержанием которого стал гуманизм. Это течение общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия. В Западной Европе в эпоху Возрождения было сделано много открытий в медицине в частности анатомии, физиологии, ятрофизике, ятрохимии и хирургии. Был утвержден опытный метод в медицине. «Внимание к человеку, столь характерное для эпохи Возрождения, породило живой интерес к человеческому телу и его строению. Анатомия увлекала не только врачей, но и великих живописцев и скульпторов. Сохранившиеся до наших дней анатомические зарисовки Микеланджело и Рафаэля свидетельствуют о том, как серьезно занимались они анатомическими исследованиями строения мышц и скелета, столь необходимыми им для реалистического изображения тела человека»[1, с. 270]. Одним из ее основоположников анатомии как науки был итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи. «Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Западной Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать строение человеческого тела. Он внедрил новые методы анатомического исследования: промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и органов»[1, с. 270]. «Леонардо описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы. Его анатомические зарисовки по своей точности и мастерству превосходят не только современные ему работы, но и многие последующие. Примером может служить зарисовка положения плода в матке при ягодичном предлежании»[1, с.270]. «Андрес Везалий «исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы: установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, через которое, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый и там контактировать с «пневмой»: описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для последующего обоснования кругового движения крови»[1, с. 271]. Везалий впервые привел все знания в систему, т.е. сделал из анатомии науку. Он стал профессором Падуансокого университета и получил доступ к вскрытию трупов людей, в 1543 г. опубликовал свой основной труд «О строении человеческого тела», в котором в строго систематическом порядке описал мышцы, кости, связки, внутренние органы. «В 1546 г. испанский философ-богослов и врач Мигель Сервет впервые в Западной Европе описал малый круг кровообращения. Показав, что кровь из легких возвращаемся к сердцу, он восполнил недостающее звено и сделал важный шаг на пути к созданию стройной теории о круговом движении крови, разработанной почти столетие спустя У.Гарвеем»[1, с. 275]. «После Сервета исследования движения крови продолжались. Так, Иероним Фабриций - ученик Фаллопия и учитель Гарвея - первым продемонстрировал в эксперименте (1603 г.) и описал венозные клапаны, доказав тем самым одностороннее движение крови по венам - в направлении к сердцу» [1, с. 275]. «Бартоломей Евстахий в 1563 г. впервые дал подробное описание органа слуха у человека, включая слуховую трубу, на званную его именем. Габриэль Фаллопий изучал строение репродуктивных органов, развитие человеческого зародыша и его сосудистой системы, впервые описал строение и функции маточных (фаллопиевых) труб» [1, с. 276]. «Рождение физиологии как науки, как правило, связывают с именем У. Гарвея, которому принадлежит заслуга создания стройной теории кровообращения»[1, с. 276]. «Основываясь на достижениях своих предшественников - Галена, Везалия, Коломбо, Фабриция, - Гарвей математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь движется в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам, непременно воз вращаясь к сердцу. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходит из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей, - при жизни Гарвея в физиологии еще не применяли микроскопической техники, и он не мог увидеть капилляров. Их открыл Марчелло Мальпиги через четыре года после смерти Гарвея»[1, с. 276]. У.Гарвей изложил свою теорию в сочинении «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Труд Гарвея представлял собой истинно прогрессивное научное произведение, где все вопросы решались изучением фактов, вполне доступных наблюдению. Его теория опиралась на немногочисленные эксперименты, но каждая деталь подтверждалась вивисекциями на животных и вскрытиями человеческих трупов. Процесс кровообращения тщательно прослеживался на животных, причем при отсутствии микроскопа. «Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии) в этот период истории оказала деятельность английского философа и политического деятеля Френсиса Бэкона. Не будучи врачом, Бэкон во многом определил пути дальнейшего развития медицины. Его основной философский трактат «Великое восстановление наук», посвященный вопросам Формирования науки и научного познания, не был закончен. Однако вторая его часть- «Новый Органон») была опубликована в 1620 г.»[1, с. 276]. «В этом сочинении Ф.Бэкон, в частности, сформулировал три основные цели медицины: первая - сохранение здоровья, вторая излечение болезней, третья - продление жизни. Наука представлялась ему основным средством решения социальных проблем общества, - вот почему он был убежденным сторонником союза науки и власти»[1, с. 277]. «Основными орудиями познания Ф. Бэкон считал чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. Гегель писал о нем: «Бэкон полностью отверг схоластический способ рассуждения на основе совсем отвлеченных абстракций, слепо ту по отношению ко всему, что мы имеем перед глазами. Прогнозируя развитие наук. Ф. Бэкон заглядывал вперед на многие столетия. Так, в области медицины он выдвинул ряд идей, реализацией которых занимались многие последующие поколения ученых. К ним от носятся: изучение анатомии не только здорового, но и больного организма; изобретение методов обезболивания; широкое использование при лечении болезней прежде всего природных фак торов и развитие бальнеологии. Таким образом, Ф. Бэкон во многом определил пути формирования философского мышления и развитие наук грядущего Нового времени»[1, с. 277]. «Р. Декарт явился одним из творцов ятроматематики (греч. iatromathematike; от iatros - врач и mathematike - наука о количественных наука о количественных отношениях) и ятрофизика (греч. iatrophysike, oт iatros врач и physis - природа) - направлений в естествознании и медицине, которые рассматривали жизнедеятельность всего живого с позиций физики и математики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII XVIII в. По сравнению со схоластическим методом метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным»[1, с. 278]. «Механистические взгляды Декарта оказали положительное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания. Так, Декарт считал, что жизненные действия подчиняются механическим законам и имеют природу отражения (названную позднее «рефлекторной»). Все нервы он разделил на те, по которым сигналы поступают в мозг (позднее «центростремительные ), и те, по которым из мозга сигналы движутся к органам (позднее «центробежные»), и, таким образом, в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Он изучал анатомию человеческого глаза и разрабатывал основы световой теории света и открыл закон рефракции»[1, с. 279]. «Однако наряду с естественно-научным пониманием мира Декарт в ряде вопросов придерживался идеалистических воззрений. Так, например, он считал, что мышление является способностью души, а не телесной субстанции»[1, с. 279]. «Другим прогрессивным направлением в естествознании того времени была ятромеханика (греч. iatromechanike; or mechane- орудие, машина). С позиций ятромехаников живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить, применяя законы механики»[1, с. 279]. «Среди выдающихся достижений эпохи Возрождения, имевших отношение как к физике, так и к медицине - изобретение в конце XVI в. термометра к (точнее, воздушного термоскопа). Его автор один из титанов эпохи Возрождения итальянский ученый Галилео Галилей, подтвердивший и развивший гелиоцентрическую теорию Н. Коперника (1543 г.). В отличие от современного термометра, в термоскопе Галилея расширялся воздух, а не ртуть: как только шар остывал, вода поднималась вверх по капилляру»[1, с. 279]. «Почти одновременно с Галилеем профессор Падуанского университета С. Санторио, врач, анатом и физиолог, создал прибор с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела. Прибор Санторио состоял из шара и длинной извилистой трубки с произвольно нанесенными на нее делениями: свободный конец трубки заполнялся подкрашенной жидкостью. Испытуемый брал шарик в рот или согревал его руками. Теплота человеческого тела определялась в течение десяти пульсовых ударов по изменению уровня жидкости в трубке» [1, с. 279]. «Санторио сконструировал также экспериментальную камеру-весы для изучения количественной оценки усвояемости пищи (обмена веществ) путем систематических взвешиваний себя, пищи и выделений организма»[1, с. 280]. «Наряду с ятрофизикой и ятромеханикой в эпоху Возрождения широкое развитие получила ятрохимия (греч. iatrochimeia, от latros - Bpaч и chimeia химия) - направление в медицине, связанное с развитием химии (врачебная химия)»[1, с. 281]. «Ятрохимики считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней. Одним из основоположников ятрохимии является выдающийся естествоиспытатель, врач и химик Раннего Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бом баст фон Гогенгейм (Philippus Aureolus Theophrastus Bombastus von Hohenheim, 1493 - 1541 гг.), известный в истории под латинизированным именем Парацельс»[1, с. 281]. «Парацельс явился одним из основоположников опытного метода в науке. Он учил студентов не только на лекциях, но и у постели больных или во время прогулок за минералами и лекарственными растениями. Он был одновременно и теоретиком, и практиком: «Теория врача есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта, - утверждал он и порицал тех врачей, которые собственных знаний (особенно химических) не имели и прописывали лекарства по книгам»[1, с. 282]. «С Парацельса начинается кардинальная перестройка химии (т.е. алхимии того времени) в ее приложении к медицине: от поисков путей получения золота - к приготовлению лекарств. «Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней». считал Парацельс¹. Его система врачевания основывалась на трех невидимых элементах (или «принципах): сере, ртути, соли и их соединениях. По его мнению, в каждом органе тела эти три субстанции сочетаются в определенных пропорциях. Болезнь понималась как нарушение их правильных соотношений. Вот почему врачи и аптекари эпохи Возрождения придавали столь важное значение лекарственным препаратам, содержащим серу. ртуть и разные соли, и часто сами получали их из природных руд. Парацельс с гордостью писал, что он и его ученики отдых в лаборатории имеют, пальцы в угли и отбросы и всякую грязь суют, а не в кольца золотые и подобны кузнецам и угольщикам закопченным»[1, с. 282]. «Широкое использование минералов при лечении болезней было новаторским для медицины эпохи Возрождения, ведь в Древности и в период классического Средневековья в Европе для лечения больных применяли почти исключительно средства, приготовленные из растений и частей животных. Парацельс успешно применял втирания ртути при лечении сифилиса и рекомендовал препараты, содержащие сурьму, как эффективные лекарственные средства. Неудивительно, что Парацельса, широко использовавшего минералы, часто обвиняли в отравлении больных ядами»[1, с. 283]. «Парацельс был убежден, что природа и вызывает болезнь, и излечивает ее. Следовательно, врач должен понимать происходящие в человеке видимые и невидимые природные процессы. Он критиковал учение древних греков о «четырех соках» организма, осуждал злоупотребления кровопусканием и слабительными очищениями», столь популярными в средневековой Западной Европе, и разработал свою классификацию болезней и факторов, влияющих на здоровье человека (лат. ens, entia), подразделив их на пять видов: 1) болезни, связанные с нарушением естественных функций под влиянием злоупотреблений или вредных привычек (лат. ensnaturale); 2) болезни, вызываемые шлаками, ядами и факторами, привносящими заражение (лат. ensveneni, в современном понимании отравляющие вещества и возбудители инфекций); 3) болезни, вызываемые факторами психологического характера (лат. spiritua желания, страсти, пороки и др. факторы) (важно отметить, что Парацельс не верил в ведьм и исключал возможность их воздействия на здоровье человека); 4) болезни, вызываемые астральными влияниями (лат. ensastrorum - космические, атмосферные и климатические факторы) - «камни являются звезда ими Земли, звезды - камнями неба, - считал Парацельс; 5) болезни, в основе которых лежат духовные причины (неподчинение божественному Закону); к ним обращались, когда действие первых четырех влияний казалось уже исчерпанным (лат. ensdeale). Допускалось, что болезни могут иметь несколько причин. Как и все великие мыслители переломной эпохи Возрождения, Парацельс не мог избавиться от противоречивого двойственного восприятия мира: с одной стороны, утверждение нового опытного метода познания природы, с другой - стремление к магии и познанию воздействия небесных тел на судьбы людей и их здоровье»[1, с. 283]. Парацельс также проявил себя в области хирургии: «неоднократно производил камнесечения и сложные операции при огнестрельных ранениях, искал средства облегчения страданий оперируемых»[1, с. 284]. Заложил основы будущей науки о профессиональных болезнях. «В эпоху Возрождения размеры аптекарских лавок значительно увеличились: из простых лавок периода Развитого Средневековья, когда вся аптека размешалась в одной комнате, они превратились в большие фармацевтические лаборатории, которые включали помещение для приема посетителей, кладовые, где размельчались и хранились лекарства и сырье, и собственно лаборатории с печью и дистилляционным аппаратом»[1, с. 284]. В начале 16 века всю Европу охватила эпидемия сифилиса, что послужило толчком для новых открытий. Многие врачи того времени искали обоснование распространению заразных болезней, но научно обоснованная концепция была выдвинута Джироламо Фракастро. «В своем труде Дж.Фракасторо изложил основы разработанного им учения о «контагии» (лат. contagio прикосновение, дурное влияние) - живом размножающемся заразном начале, выделяемом больным организмом»[1, с. 288]. «Согласно его учению, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Притом Фракасторо полагал, что на расстоянии передаются не все болезни, а через соприкосновение -все. Введенный им термин инфекция» (лат. infectio, orinficere внедряться, отравлять) означал внедрение», «проникновение», порчу». От него произошло название инфекционные болезни», введенное впоследствии немецким врачом К. Гуфеландом (K. Hufeland, 1762-1836 гг.). Термин дезинфекция (от фр. des уничтожение чего-либо и лат. infectio) также предложен Дж. Фракасторо»[1, с. 289]. Во времена Фракастро в Западной Европе получила распространение уроноскопия - метод обследования больного. Переворот в хирургии сделал французский хирург и акушер - Амбруаз Паре. «Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургических операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации черепа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедических аппаратов, включая искусственные конечности и суставы. Многие из них были созданы уже после смерти Амбруаза Паре по оставленным им детальным чертежам и сыграли важную роль в дальнейшем развитии ортопедии»[1, с. 293]. Одно из главных заслуг А. Паре как хирурга является предложенный им метод лечения ран. До него раны с целью якобы избавления от «порохового яда» заливались кипящим маслом и прижигались, такое лечение приносило боль и страдания пациентам в период, когда еще не было обезболивания. Однажды не имея ничего под рукой Паре прикрыл рану пациента дигестивом из яичного желтка, розового и терпентинного масла и к его удивлению эффект оказался непредсказуемым, положительным. Тогда он решил никогда больше не прижигать раненных. Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран. «В эпоху Возрождения хирургия значительного продвинулась вперед. Появились новые подходы к лечению огнестрельных ран и кровотечений. Не имея эффективных средств обезболивания и антисептики, средневековые хирурги делали радикальные операции грыж, смело проводили камнесечения и трепанации черепа, а также глазные и пластические операции, требовавшие Филитранной техники»[1, с. 293]. Список литературы: Сорокина, Т. С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Татьяна Сергеевна Сорокина. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 560 с. |