Главная страница

Евгений Николаевич Трубецкой. Евгений Николаевич Трубецкой родился 23 сентября. В этот период братья увлеклись идеями Платона, Канта, Фихте, Шеллинга, Хомякова, Соловьева, Достоевского


Скачать 19.37 Kb.
НазваниеВ этот период братья увлеклись идеями Платона, Канта, Фихте, Шеллинга, Хомякова, Соловьева, Достоевского
АнкорЕвгений Николаевич Трубецкой
Дата13.05.2023
Размер19.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЕвгений Николаевич Трубецкой родился 23 сентября.docx
ТипДокументы
#1126689

Евгений Николаевич Трубецкой родился 23 сентября (5 октября) 1863 года в Ахтырке в семье музыковеда Николая Трубецкого. У Евгения Николаевича было 11 братьев и сестер, но его жизнь теснее всего была связана с братом С.Н. Трубецким. В 1874 году оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Ф. И. Креймана, в 1877 году – в 5- й класс гимназии в Калуге. Их мать, С.А. Лопухина, с самого детства прививала им христианское мировоззрение. Но в 1879 году оба брата увлеклись идеями Дарвина, Спенсера, Бокля, Бюхнера, Белинского, Добролюбова и Писарева, в связи с чем пережили острый религиозный кризис. Этот кризис удалось преодолеть, благодаря книге Куно Фишера «История новой философии», чтение которой положило начало серьёзному изучению ими философии.

В этот период братья увлеклись идеями Платона, Канта, Фихте, Шеллинга, Хомякова, Соловьева, Достоевского.

В 1881 году братья Трубецкие поступили на юридический факультет Московского университета. Весной 1885 года Е. Н. Трубецкой поступил в стоявший в Калуге Киевский гренадёрский полк; в сентябре сдал офицерские экзамены и в апреле 1886 года получил в Демидовском лицее звание приват-доцента. В 1887 году он женился на княжне Вере Александровне Щербатовой, дочери московского городского головы. От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. В 1892 году после защиты магистерской диссертации «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина» Е. Н. Трубецкой получил место приват-доцента, а в 1897 году – место профессора. С 1906 года он – профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете. В этот же период издает журнал «Московский еженедельник» (1906-1910).

В 1907–1908 года (а затем – в 1915–1917) – член Государственного совета. В 1917– 1918 годах Е. Н. Трубецкой принимал участие в работе Всероссийского Поместного Собора в качестве Товарища Председателя. Непосредственная угроза ареста вынудила его покинуть Москву: он прибыл в Добровольческую армию Деникина, где его брат, Г. Н. Трубецкой, в правительстве Деникина занимал должность начальника Управления по делам исповеданий. Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, заболел сыпным тифом и умер 23 января 1920 года.

Трубецкой является одним из представителей философии всеединства, созданной В.С. Соловьевым. Он познакомился с Соловьевым в 1887 году в доме Лопатина и быстро увлекся его идеями. Влияние Соловьева на Трубецкого было поистине исключительным и всесторонним. В отличие от других систем всеединства Трубецкой воспринимает не только ключевые понятия (Всеединство, Богочеловечество, София и т.д.), но и весь комплекс идей и интуиции, относящихся к учению о Богочеловечестве. Тем не менее, Трубецкой не соглашался с «католицизмом», «теократизмом», «экуменизмом» и «пантеизмом» Соловьева: А.Ф. Лосев считал, что Трубецкой был «даже не соловьевец, но активный и часто непобедимый его противник».

Как критик и в то же время продолжатель учения Соловьева, Трубецкой развивает концепцию «всеединства», которое он отождествляет не с сущим в целом, а с абсолютным сознанием. Отталкиваясь от этой идеи, он развивает специфическую гносеологию, коренящуюся в онтологии («онтологическую гносеологию»). По мысли Трубецкого, «познание истины есть попытка найти безусловное сознание в моем сознании». Другие важные темы философского творчества Трубецкого – это тема Церкви и ее места в мире, проблема теодицеи, София, кризис современности, смысл жизни, иконопись, музыка и др. Трубецкому также принадлежат историко-философские произведения, большой популярностью пользуются его очерки о философии Ницше.

В.В. Зеньковский дает емкую характеристику творчества Е.Н. Трубецкого:

«У Е. Трубецкого с ранних лет ясно проявилась одна черта, которая очень повлияла на писательский дар его – я имею в виду его художественные интересы… Писательский дар у Е. Трубецкого был вообще очень высокого качества, – он писал всегда ясно, образно, увлекательно. Возможно, что некая часть творческой силы уходила сюда и ослабляла чисто философское дарование его… Но философии Е. Трубецкой посвятил все же несколько превосходных книг, – они не блещут оригинальностью, для этого Е. Трубецкой был слишком под влиянием Вл. Соловьева, но он достиг в своих книгах такой четкости в формулировках, такой стройности в развитии своих взглядов, что это сообщает его книгам бесспорную ценность.

Философское творчество Е. Трубецкого выросло из построений Соловьева – оно вносит большую последовательность и внутреннее единство в некоторые концепции Соловьева. В области гносеологии построения Е. Трубецкого обнаруживают не только точность и ясность его мысли, но и несомненную философскую самостоятельность. Но не будучи оригинальным в других областях, Е. Трубецкой занимает свое отдельное место в сложной диалектике новейшей русской философской мысли. Ценны и ярки были его удивительные экскурсы в область искусства (иконописи, музыки) – но и здесь он больше отличается изяществом слога, ясностью и четкостью мысли, чем глубиной философского анализа. Быть может, внутренним тормозом в философском творчестве Е. Трубецкого была зависимость его от Вл. Соловьева, концепции которого словно ослепляли его. Трубецкой постепенно освобождался от этих чар, и чем свободнее был он от них, тем сильнее выступала его философская одаренность. Но ему не было суждено до конца сбросить чары Соловьева, – философское творчество Е. Трубецкого явно носит на себе печать незаконченности, недоговоренности…»

19 мая 1918 года Трубецкой был официальным оппонентом на защите диссертации Ивана Ильина на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»[16]. В это же время в рядах антибольшевистской организации действовал Правый центр[17]. Непосредственная угроза ареста вынудила Трубецкого покинуть Москву, и 24 сентября 1918 года он выехал в Киев. Там вошёл в состав Совета государственного объединения России (СГОР), а затем и в его бюро. В начале декабря того же года покинул осаждённый войсками Симона Петлюры Киев и в конце этого месяца перебрался в Одессу, куда уже переместилось руководство СГОР. В группе его членов был командирован в Екатеринодар к Антону Деникину договориться о форме управления Юго-Западным краем с большей автономией от Добровольческой армии. Попытка оказалась неудачной. В марте 1919 года в Екатеринодаре[18].

В 1919 году на белом юге России принимал участие в создании единого управления Русской православной церкви до освобождения Москвы и соединения с Патриархом. Член Юго-восточного русского церковного собора с 19 по 23 мая 1919 года в Ставрополе, принявшего положение о высшем церковном управлении в регионе[19].

На белом Юге князь принял участие в работе Освага – органе информации и пропаганды на территории, подконтрольной Добровольческой армии[20].

Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, Трубецкой заболел здесь сыпным тифом и умер 5 февраля 1920 года[21].

«Человек жертвует собою только тогда, когда он верит, что есть что-то великое, не умирающее, что его переживет»


написать администратору сайта