Главная страница
Навигация по странице:

  • Обязательные для подготовки к занятию литературные источники

  • Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники

  • Цель изучения темы

  • Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай) Медицина в Месопотамии.

  • Врачи в Вавилоне

  • Медицина в Древнем Египте.

  • Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов. Медицина в Древней Индии.

  • В. Ф. ВойноЯсенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования. История медицины учебное пособие


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеВ. Ф. ВойноЯсенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования. История медицины учебное пособие
    Анкорistoriya_meditsiny_uch_posobie_.doc
    Дата28.04.2017
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаistoriya_meditsiny_uch_posobie_.doc
    ТипУчебное пособие
    #6174
    страница6 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

    6. Ситуационные задачи


    1. В пещере Ла Шапель (на территории Франции) при археологических раскопках обнаружен скелет мужчины-палеоантропа жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой. Кости скелета мужчины, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Наружная часть передних зубов имеет более выраженную стертость по сравнению с зубами его соплеменников.

    Какие выводы можно сделать из данной археологической находки?

    7. Рекомендуемые темы рефератов:


    1. Исторические источники информации о врачевании.

    2. История знахарства и шаманизма.

    8. Литература:


    Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

    1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с. (С. 13-37).

    Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:

    1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.

    Тема №3: Медицина эпохи рабовладения

    1. Значение изучения темы


    Представление об основных аспектах развития врачевания в странах Древнего Мира позволяет понять истоки развития медицинских знаний в последующих эпохах.

    1. Цель изучения темы: изучить развитие медицинских знаний и деятельность врачевателей в эпоху Древнего мира в рабовладельческих государствах Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай) и странах античной цивилизации (Древняя Греция, Древний Рим). Понять классовый характер медицины данного периода.

    Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи, а так же об особенностях развития медицины в каждого из указанных государств.

    Знать: точные временные отрезки изучаемого периода.

    Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

    Иметь представление о великих открытиях и выдающихся врачевателях этой эпохи.

    Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

    Основные понятия и положения темы


    Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай)

    Медицина в Месопотамии.

    В конце III и начале II тысячелетия до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I ты­сячелетии до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культур­ном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.

    Дошедшие до нас многочисленные памятники говорят о медицине в Древних рабовладельческих государствах, существовавших в Междуречье Тигра и Евфрата, за 20—17 веков до н. э.

    Болезнь врачами Месопотамии всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные меро­приятия; чтобы излечить больного, следует, прежде всего, изгнать демона, вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении приме­нялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба, и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепи­лись и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвен­ных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли гли­няные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каж­дой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских шко­лах, которые существовали в Вавилоне. Наряду с мистическими пред­ставлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни, и при­меняла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и облива­ния, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.

    До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства — законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII веке до н. э.; в нем систематизированы и обобщены многочисленные, еще бо­лее древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хаммурапи представляет собрание статей судебника, вырезанных клино­писью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях.

    Геродот, греческий историк, живший в V веке до н. э., описал своеобразный древний вавилонский обычай: больных выводили на людные площади и проходящие мимо давали им подробные советы по личному опыту «в силу отсутствия в Вавилоне врачей».

    Врачи в Вавилоне были недоступны для малоимущих, не располагавших необходимыми средствами для оплаты. В вавилонских, а позднее, в ассирийских медицинских клинописных записях на обожженных плитках встречается перечень симптомов заболе­ваний: боли в желудке (указываются даже места — «у сердца» и др.), жжение, рвота (отдельно указывается рвота желчью), желтуха (общая и местная), изменение цвета языка, метеоризм, понос, потеря аппетита, мышечные боли и др. Упоминается кашель, поражения глаз и кожи, опухоли; описывается «удар», приведший к параличу. Часто описывается лихорадочное состояние. Некоторые знания вавилонян в области анатомии были связаны с жертвоприношениями. Рассечение жертвенных животных давало известные анатомические познания.

    Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.). Считалось, что противное больному должно быть противно и за­севшему в нем демону. У ассиро-вавилонян ме­дицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось поло­жению светил и специальному астрологиче­скому календарю (счастливые и несчастные чис­ла для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возник­новение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла в обиход других на­родов и в последующие эпохи занимала боль­шое место, в частности в медицине.

    При раскопках крупнейших городов (Ва­вилона, Ниневии) обнаружены следы благо­устройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб; имелись за­коны об удалении из городов больных зараз­ными болезнями, в первую очередь «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» нередко обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.

    Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ — нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипяче­ние, фильтрация и др. Различался прием ле­карств натощак и после еды. Описаны поильник для больных и другие предметы ухода.

    При раскопках дворца ассирийского царя Ашурбанипала в Ниневии (VII век до н. э.) найдены обожженные плитки с записями кли­нописью, в том числе около 1000 с медицин­скими. Эти тексты медицинского содержания отражают преобладание культовых моментов в медицине над эмпирическими наблюдениями.

    В некоторых текстах имеется пря­мое указание, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного».

    Медицина в Древнем Египте.

    Куль­тура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древ­ние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое по­черпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими зна­ниями, древние египтяне обладали позна­ниями в области медицины. Приемы вра­чевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользова­лись высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшие­ся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

    Уже в период так называемого древ­него царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

    Источниками наших сведений о меди­цине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в пер­вую очередь папирусы.

    От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папи­русы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым яв­ляется Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, най­денный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени бо­лее древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее — около 1450—1350 гг. дон. э. — папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним докумен­том по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200—1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существо­вавших медицинских документов, до нас не дошедших.

    Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на бо­лезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения ми­стического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магиче­ские процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Тра­пов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».

    По мере развития и укрепления рабовладельческого строя и в связи с ним религии усиливались и элементы медицины храмовой, жреческой. С другой стороны, продолжала существовать и развиваться эмпирическая медицина, коренившаяся в богатом опыте народа и наблюдениях лекарей-эмпириков и связанная со стихийно-материалистическими представления­ми. Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естествен­ные причины болезней; была известна роль кишечных паразитов. По ана­логии с изгнанием кишечных паразитов, лечение рассматривалось и как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих болезнь. В Египте существовали представления о четырех элементах мира — воде, земле, воз­духе, огне. В связи с этим воз­никли и зачатки гуморального учения о четырех основных со­ках, носителях этих элементов, о составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь. Наряду с гуморальным учением в Егип­те создалось учение о пневме — особом содержащемся в возду­хе невидимом и невесомом веще­стве, при вдохе, поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу. При болезни изменены свой­ства крови и пневмы. Этими представлениями определялся характер терапевтических воздействий. Задача лечения пони­малась в том, чтобы вызвать выделения из организма боль­ного образовавшихся в нем гнилостных веществ, удалить «дурную кровь». Египетскими врачами применялись клизмы не только с лечебными целями, но и в целях очищения кишечника. Для того чтобы заблаговременно удалить «испорченные вещества», давались рвотные, сла­бительные, мочегонные, потогонные средства. Применялись также кро­вопускания — для удаления «испорченной крови».

    Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существо­вать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в кото­рое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложе­ния применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого харак­тера, охватывало только привилегированную верхушку — царей (фарао­нов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт баль­замирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терми­нов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании неко­торых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако зна­ния по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.

    Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяже­лые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

    Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

    Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накоп­ляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций. В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, мо­гущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреж­дается все тело.

    Со времен первой династии (более 3000 лет до н. э.) в городах Мем­фисе, Гелиополисе, Саисе при храмах существовали школы для подго­товки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

    Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.

    Медицина в Древней Индии.

    К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.

    Население рабовладельческой Индии делилось на касты: брахма­нов — жрецов; воинов — кшатрии, свободных крестьян, ремесленников и торговцев — вайшьи, рабов — шудра, даса — совершенно бесправную ка­сту, обязанную «со смирением» обслуживать остальные. Не только браки, но и другие формы общения (например, совместная еда) между людьми привилегированных каст и простым народом, между свободными и ра­бами были запрещены и карались.

    Источниками для изучения медицины древней Индии являются: свод законов Ману (1000—500 лет до н. э.), «Веды» — сборники бытовых и религиозных предписаний, часто в художественной форме, произведения народного эпоса, законы Ману, дошедшие до нас в более поздних пере­делках первых веков н. э. По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного. Положение врача в индусском рабовладельческом обществе обрисовано в «Риг-Веде»: «Наши желания различны: возчик жаждет дров, врач — болезней, а жрец — жертвенных возлияний». Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воз­душного (газообразного, аналогично «пневме» древних греков), слизи и желчи. Три органических начала считались ближайшим образом связан­ными с основными элементами или стихиями природы.

    Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, экскременты предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические пред­писания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.

    Наряду с личной гигиеной существовали и элементы гигиены обще­ственной. При раскопках в Махенджо-Даро (в северо-западной Индии) обнаружены относящиеся к концу IV — началу III тысячелетия до н. э. следы благоустройства крупного древнеиндийского города: была орга­низована городская канализация, причем главные магистрали этих труб достигали в диаметре 2 м. Каждый дом имел бассейн.

    Религия в Индии, сначала брахманизм, позднее сменивший его буд­дизм, как и в других странах, оказала сильное влияние на медицину. Поэтому в дошедших до нас текстах «Вед» (в более поздней их редакции) и в большинстве других документов, посвященных медицине, к собственно медицинским моментам присоединены молитвословия, заклинания и т. п.

    Материалистическая мысль в Древней Индии была неразрывно свя­зана с зачатками естествознания. Имеются прямые свидетельства о нали­чии у древних индийцев некоторых медицинских представлений, анало­гичных тем, которых впоследствии придерживался Гиппократ.

    Источником сведений по медицине древней Индии является письмен­ный памятник Аюрведа («Знание жизни»), составление которого отно­сится к IX—III векам до н. э. Известны три редакции Аюрведы. Наиболее полную редакцию написал врач Сушрута. Его книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины имеются элементы рациональной медицины, опираю­щиеся на многовековой опыт народа.

    Причинами болезней признавался не только гнев богов, но также изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены. Врач опрашивал больного, осматривал его, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.

    В Аюрведе описаны признаки более 150 острых и хронических, об­щих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочевых и половых орга­нов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. При­менялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индий­ской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуж­дающие средства, которые применялись в различных формах и разными способами (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.

    В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов. Врачи Древней Индии умели производить много хирургических операций: кро­вопускание, ампутация, грыжесечение, камнесечение, лапаротомия, удале­ние катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа и губ («индийский способ»), знали ряд акушерских приемов (повороты плода на ножку и головку, операции краниотомии и эмбрио­томии). Приписываемое римскому автору К. Цельсу описание классиче­ских признаков воспаления (краснота, припухлость, жар, боль и наруше­ние функции) приведено в Аюрведе. Там же описаны широко распро­страненные позднее в эпоху феодализма в Европе способы лечения ран повязками, пропитанными маслами, и заливание ран кипящими жидко­стями, а также специфическое для китайской медицины лечение игло­укалыванием.

    У индийцев вскрытие трупов не преследовалось, но способы анато­мирования были несовершенны. Труп подвергался мацерации в течение суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс есте­ственного разложения. Анатомические термины, встречающиеся в «Ведах», свидетельствуют о наличии неточных анатомических знаний (в том числе о головном и спинном мозге).

    В Аюрведе содержатся правила поведения врача, от которого тре­буются высокие моральные и физические качества, говорится о подго­товке врачей специальными наставниками, принадлежащими к высшему врачебному сословию.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


    написать администратору сайта