Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники.

  • Литература для подготовки рефератов

  • Врачевание в первобытном обществе

  • Становление первобытного общества и врачевания (свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)

  • Праобщина и зачатки врачевания

  • Врачевание в период зрелости человеческого общства (ок. 40 тыс. лет назад — X—V тыс. до н.э.)

  • Врачевание в период разложения первобытного общества (X—V тыс. до н.в.)

  • В. Ф. ВойноЯсенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования. История медицины учебное пособие


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеВ. Ф. ВойноЯсенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования. История медицины учебное пособие
    Анкорistoriya_meditsiny_uch_posobie_.doc
    Дата28.04.2017
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаistoriya_meditsiny_uch_posobie_.doc
    ТипУчебное пособие
    #6174
    страница4 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

    7. Литература:


    Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

    Сорокина, Т.С. История медицины: учебник для медицинских ВУЗов.- М.: ПАИМС, 2004. -560 с;

    Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники.

    Лисицин Ю.П. История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.

    Литература для подготовки рефератов:

    1. Выдающиеся имена в мировой медицине — Great Names in the World History / Под ред. проф. А.А. Грандо. — Киев: РИА «Триумф», 2002. - 495 с. (на русск. и англ. языках).

    2. Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов — М.: Наука, 1999 — 12 с.

    3. Микиртичан Г.Д., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. - СПб.: СПбГПМА, 1998. - 156 с.

    4. Миронов C.П., Перов Ю.Л., Цветков В.М., Ястребов В.М. Кремлевская ме­дицина (от истоков до наших дней). — М.: ППО «Известия», 1998. — 294с.

    5. Мирский М.Б. Медицина в России: 20 веков. – М.: РОССПЭН, 2005 – 632с.

    6. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. — М.: Наука, 2000. - 798 с.

    7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 1999. - 476 с.

    8. Нобелевские премии по физиологии и медицине за 100 лет. / А.Д. Ноздрачев, А.Т. Марьянович и др. — СПб.: Гуманистика, 2002. - 688 с.

    9. Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. — М.: Изд-во «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия», 2002. — 304 с.

    10.Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IX-XX вв. Основные направления развития. - М: МГМСУ, 2008.. – 320 с.

    11. Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. 2-е изд., доп. — М.: Шико, 2000. — 464 с.

    12. Сточик А.М., Пальцев М.А. Затравкин С.Н. Медицинский факультет Мос­ковского университета в реформах просвещения первой трети XIX века. 2-е изд., доп. - М.: Шико, 2001. - 338 с.

    13. Сточик A.M., Пальцев МА., Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете.— М.; Медицина, 2002. - 175 с.

    14. Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов и пре-подавателей стоматологического факультета. - М.: ВУНМЦ, 2000. - 176 с.

    Тема №2: Медицина эпохи первобытнообщинного строя.

    1. Значение изучения темы


    Изучение основных аспектов развития первобытного общества, важнейших периодов данной эпохи, позволяет узнать о зарождении первых зачатков медицины, осознать, что даже в начале пути, человечество было способно сострадать себе подобным.

    2.Цель изучения темы: ознакомиться с основными этапами эпохи первобытнообщинного строя, развитием эмпирического врачевания


    Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи первобытнообщинного строя, а так же об особенностях врачевания в каждый из этих периодов.

    Знать: точные временные отрезки изучаемой эпохи и ее периодов.

    Уметь: сделать сообщение, доклад по теме занятия.

    Иметь представление об особенностях развития врачевания в каждый из периодов эпохи.

    3. Основные понятия и положения темы


    Врачевание в первобытном обществе

    История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (около 2 млн. лет тому назад) до становления первых классовых об­ществ и государств (IV тыс. до н.э.). Все народы нашей планеты без исключе­ния прошли этот этап исторического развития, — первобытнообщинный строй (в отличие от всех последующих формаций) является универсальным.

    Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания. В истории первобытной эры выделяют три эпохи:

    1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобыт­ного человеческого стада (свыше 2 млн. лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);

    2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до н.э.);

    3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с XV тыс. до н.э.). (Приведенные хронологические границы весьма условны, т.к. в различных регионах Земного шара человечество развивалось крайне нерав­номерно).

    Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:

    1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда проис­ходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о прие­мах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

    2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда­лось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социаль­ной практике;

    3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.

    Исторические источники: данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).

    Становление первобытного общества и врачевания

    (свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)

    В установлении критериев человека, т.е. границы между животным ми­ром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.

    В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяет гоминидная триада: 1) прямохождение, или бипедия; 2) свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, спо­собная к тонким трудовым операциям; 3) относительно крупный высокораз­витый мозг. Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.

    Формирование гоминидной триады, а, следовательно, и че­ловека современного вида (лат. Homo sapiens) окончательно завершилось около 50-40 тыс. лет назад.

    В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека — его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

    Праобщина и зачатки врачевания

    Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историче­ским рубежом праобщины было появление общинного строя — сформировав­шегося человеческого общества.

    Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (ок. 2 млн. лет тому назад — 300-200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300-200 тыс. лет тому назад — 40-35 тыс. лет тому назад).

    Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и по­лукочевой образ жизни. Представление о том, что они употребляли в пищу (и для лечения недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования показали, что уже ближайшие предки древнейших людей — ав­стралопитеки — наряду с собирательством, занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эм­пирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позво­ляли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и ча­стей животных и использовать их в борьбе с недугами.

    Зачатки гигиенических навыков стали формироваться также у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня.

    Тем не менее, на этом этапе истории погребений еще не было; это свидете­льствует об отсутствии религиозных представлений, культа умерших и магиче­ских действий и объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.

    Палеопсихология определяет три сферы сознания первобытного человека:

    1) эмпирический опыт, 2) обобщение результатов эмпирического опыта и 3) абстрактное мышление.

    Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусст­венно сооружаемых жилищах. Они стали производить первые захоронения умерших, что свидетельствует о развитии у них начальных абстрактных пред­ставлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил — т.е. о формировании абстрактного мышления и окончательном вы­делении человека из животного царства как существа социального. Древней­шие захоронения появляются на заключительном этапе существования праобщины и датируются периодом 70/50 тыс. лет тому назад (в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси на территории Франции, в Киик-Коба в Крыму на терри­тории Украины, в пещере Шанидар на территории Ирака).
    Врачевание в период зрелости человеческого общства

    (ок. 40 тыс. лет назад — X—V тыс. до н.э.)

    Расцвет, или зрелость, первобытного общества (эпоха первобытной общины) начинается в эпоху верхнего палеолита, около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза и сформи­ровался человек современного вида — неоантроп (Homo sapiens). Значитель­но расширилась ойкумена, — если на ранних этапах становления человечества она занимала только зону тропического пояса Африки и Евразии, то к началу позднего палеолита человек освоил значительные территории Северной Евро­пы и Сибири, Австралии и Америки.

    В период верхнего палеолита развитие первобытного коллективизма выра­зилось в возникновении общинно-родового строя — сначала в форме ранней первобытной общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем — в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

    В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным заняти­ем широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали по­мощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

    Поздняяпервобытная община земледельцев и скотоводов (мезолит, нео­лит) характеризуется, прежде всего, переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию и разведению домаш­них животных. Врачевание в этот бурный период ис­тории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантасти­ческими (иррациональными) представлениями об окружающем мире.

    Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследо­вания традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австра­лии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке.

    Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовлен­ными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

    В период ранней родовой общины начали за­рождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, ани­мизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

    Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в пе­риод развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-живот­ных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков— людей — покровителей рода (предков—мужчин — при переходе к патриархату и предков—женщин — при переходе к матриархату).

    Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

    К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тыс. до н.э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на терри­тории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации за­канчивались успешно.

    Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллектив­ным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа.

    Врачевание в период разложения первобытного общества

    (X—V тыс. до н.в.)

    В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарствен­ных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инстру­менты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечеб­ная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала приме­няться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитейных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициа­ции, ампутации конечностей, и в редких случаях — кесарево сечение.

    Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных слу­жителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу поло­жительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культо­вые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

    Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избран­ному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.

    Разложение первобытнообщинного строя началось в X-V тыс. до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собствен­ности и частного хозяйства, классов и государств, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования.

    Разложение пер­вобытного общества протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата, которые развивались параллельно.

    Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где обществен­ное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.

    Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобыт­нообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формиро­валось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время со­хранялись в крупных рабовладельческих государствах (древний Египет, Хет­тское царство), где на протяжении всей их истории имело место высокое поло­жение женщины, и престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре или дочери — женщине своего рода).

    Врачевание первобытной эры не было примитивным для своего времени, и потому не может называться «примитивной медициной»: «...Седая древ­ность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколении необы­чайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом вы­деление человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциирован­ным людям» (Ф.Энгельс).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


    написать администратору сайта