Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ по теории государства и права

  • Характеристика основных имитационных методов

  • Право. В г. Белокурихе В. В. Сорокин теория государства и права практикум


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеВ г. Белокурихе В. В. Сорокин теория государства и права практикум
    АнкорПраво
    Дата11.02.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаbook1111.pdf
    ТипПрактикум
    #931325
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    Филиал ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
    в г. Белокурихе
    В.В. Сорокин
    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    Практикум

    2
    Автор: д.ю.н., профессор В.В. Сорокин
    Учебное издание содержит характеристику деловых игр как од- ного из методов активного обучения, поскольку данный метод не только повышает интерес к предмету, но и обеспечивает более глубо- кое усвоение материала, выработку практических навыков. Представ- лены также основные сценарии деловых игр. Вторая часть пособия содержит практические задания по теории государства и права на раз- личную тематику.
    План УМД 2016 г., п. 1
    Подписано в печать 25.01.2016. Формат 60х84/16
    Усл.-печ. л. 3. Тираж 50 экз. Заказ № 22
    Типография Алтайского государственного университета:
    656049, Барнаул, ул. Димитрова, 66

    3
    ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
    по теории государства и права
    Одна из основных задач подготовки будущих юристов – выра- ботка у студентов собственной позиции, развитие навыков профессио- нального общения, умение анализировать жизненные и правовые си- туации и принимать решения.
    В реальной действительности круг необходимых для жизни и работы знаний постоянно расширяется, а возможности их усвоения не беспредельны. Поэтому важнейшей задачей становится не только уме- ние отбирать и систематизировать необходимые знания, но и преобра- зовывать их, приближать к конкретным жизненным и профессиональ- ным ситуациям, практике, реальной профессиональной деятельности.
    Значительная часть учебного курса «Теория государства и пра- ва» носит общетеоретический характер. Традиционная форма обуче- ния предполагает изучение материала с помощью лекций, семинаров, практических занятий. При этом во время лекций студенты усваивают около 20% информационного материала. Работа на семинарах и во время практических занятий в основном опирается на усвоении мате- риалов учебников, монографий и нормативных материалов. В то же время курс «Теория государства и права» предполагает и использова- ние методики «мозгового штурма», дискуссии.
    Эффективное обучение требует применения интерактивных ме- тодик, с помощью которых студенты приобретают знания, развивают социальные и интеллектуальные навыки, вырабатывают критическое мышление. «Интерактивные методики (от англ. interact – вза- имодействовать, т.е. находиться во взаимодействии, действовать, вли- ять друг на друга) предполагают совместное обучение (обучение в со- трудничестве): студенты и преподаватель являются субъектами обуче- ния». Интерактивные методики дают возможность включить не только сознание студентов, но и их чувства, эмоции, волевые качества. Они позволяют уменьшить время, отводимое на теоретическое изучение материала, на 30-50% при большем эффекте усвоения материала во время применения интерактивных методов обучения. Кроме того, вла- дение этими методиками и формами работы может пригодиться сту- дентам не только во время изучения курса «Теория государства и пра- ва», но и в процессе их профессиональной деятельности.
    Наиболее эффективными интерактивными формами обучения являются деловые игры.
    Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психо- логической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в соци- альном формировании человека как субъекта познания и деятельности.
    В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные

    4 жизненные и производственные ситуации, что необходимо для его развития, изменения социальных позиций, ролей в обществе, форми- рования профессиональных интересов, потребностей и навыков. Игра свободна (у участника нет никаких обязательств), изолирована во вре- мени и пространстве, регламентирована правилами, в ней создается и поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение участников.
    В настоящее время в мире используется более 2000 деловых игр. Экспериментальное игровое моделирование стало интенсивно раз- виваться с середины 1950-х годов. Так, деловые игры были разработа- ны в США («Rand Corporation», 1955 г.; Американская ассоциация уп- равления, 1958 г.). Распространяются и внедряются деловые игры в
    Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше и др. В нашей стране созданы несколько научных центров по разработке теории и практики деловых игр (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ново- сибирск, Челябинск и др.), постоянно проводятся семинары по актив- ным формам и методам обучения.
    Особенно широко деловые игры используют в последние годы.
    Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной систе- мы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игрового моделирования в учебном процессе.
    Деловую игру можно рассматривать как моделирование реальной деятельности будущего специалиста в тех или иных специально создан- ных педагогических или правовых ситуациях. Деловая игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации к трудовой деятельности и социальным контактам. Деловая игра – «форма воссоздания предметно- го и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характер- ны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях».
    В процессе обучения обсуждение многих правовых проблем развивает различную правовую мотивацию у студентов, вызывает спо- ры и противоречия. Методика рассмотрения наиболее спорных и инте- ресных проблем значительно отличается от традиционной лекционной и семинарской форм проведения занятий. Полемика требует от препо- давателя необходимости выйти за рамки запоминания и понимания основных целей обучения, подняться на более высокий уровень мыш- ления, затрагивающий такие процессы, как применение знаний, ана- лиз, синтез и выработка суждения.
    Общим для всех деловых игр является ряд принципов, без со- блюдения которых снижается или даже утрачивается их роль. Прежде всего, они должны проходить в максимально возможной демок-

    5 ратической обстановке. Формы и методы проведения деловых игр предполагают групповую работу, свободное обсуждение, дискуссии, ролевые игры. Эти методы обучения не только повышают интерес к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение материала, вы- работку практических навыков. Содержание деловых игр должно быть практически ориентированным, так как в них переплетаются жизнен- ные потребности практики и интересы студентов.
    Это означает, что деловые игры, как метод активного обучения, помогают в теоретическом и практическом аспекте подготовки спе- циалистов. Деловые игры позволяют как бы прожить определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Они предостав- ляют возможность преподавателю и студентам моделировать различ- ные жизненные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической про- блемы.
    Профессиональная деятельность юристов носит достаточно многообразный характер, поэтому применение деловых игр в под- готовке специалистов поможет активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.
    Для организации и проведения деловой игры необходимо сле- дующее:
     подготовка методического обеспечения;
     подготовка инструктивных заданий и, возможно, пробное проведение игры с группой;
     адаптация деловой игры к соответствующему контингенту студентов и условиям ее проведения;
     проведение необходимых расчетов для оценки последствий различных вариантов решений, формирование оптимального или ра- ционального решения для каждого фрагмента игры;
     предварительное формирование состава игровых групп;
     подготовка будущих участников игры, оценка уровня их го- товности к игре.
    Структурно каждое занятие может включать в себя:
     учебную мотивацию – личную включенность студента в про- блему, которую формулирует преподаватель;
     работу над основными понятиями – уточнение значения ос- новных понятий и содержания отдельных элементов технологической цепочки (например, отдельные стадии судебного процесса);
     изучение основных проблем в малых группах – основная часть занятия;
     итоговая дискуссия – подведение результатов игры всеми ее участниками;

    6
     заключение – подведение итогов работы преподавателем, анализ участников игры, который включает оценку, самооценку и ком- ментирование действий участников.
    Итак, оценивая роль деловых игр в подготовке будущих специ- алистов, можно сделать следующие выводы:

    Применение в деловых играх моделей реальных жизненных ситуаций позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности будущих специалистов.

    Принятие решений в деловых играх осуществляется ее участ- никами, которые выполняют определенные роли, а поскольку ин- тересы разных ролей не совпадают, решение приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций.

    Проведение деловых игр является коллективным методом обу- чения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп и позволяет во- влечь в занятие максимально возможное большинство студентов.

    В деловых играх специальными средствами создается опре- деленный эмоциональный настрой игроков, помогающий активному включению обучаемых в решение изучаемой проблемы.

    Деловые игры позволяют преподавателю использовать различ- ные подходы, методики, технологии, приемы.

    Для подготовки к подобным занятиям могут быть использо- ваны не только учебная и монографическая литература, но и ма- териалы судейской практики, публикации средств массовой информа- ции, материалы Комиссии по правам человека, Европейского Суда по правам человека, бюллетеней Верховного Суда России, Высшего Ар- битражного Суда России, а также упрощенные фабулы конкретных гражданских или уголовных дел.
    Характеристика основных имитационных методов
    активного обучения
    Метод анализа конкретных жизненных ситуаций
    Метод анализа конкретных жизненных ситуаций заключается в том, что студентам предъявляется некая сложная и иногда неодноз- начно решаемая жизненная ситуация. Задача студентов – принять ре- шение для конкретной жизненной ситуации. Для активизации занятия могут быть организованы группы, каждая из которых предлагает свой вариант решения (в виде рецензии или публичной защиты). Итог под- водит преподаватель, проводящий занятие.
    Характерологическими признаками анализа конкретной жизнен- ной ситуации являются:

    7
     наличие правовой модели, состояние которой рассматрива- ется в некоторый дискретный момент времени;
     коллективная выработка решений;
     многоальтернативность решений;
    единая цель группы при выработке решений;
     наличие системы группового оценивания деятельности сту- дентов;
     наличие управляемого эмоционального напряжения студен- тов.
    При анализе конкретных жизненных ситуаций лучше всего ис- пользовать методы дискуссии, дебатов, мозговой штурм.
    Методика проведения дискуссии
    С помощью дискуссии студентам легче принять решение, оце- нить противоречия. В то же время преподаватель получает возможность оценить уровень знаний студентов и степень их подготовленности.

    Преподаватель ставит задачу для обсуждения, описывая оп- ределенную сложную жизненную ситуацию и некоторую базовую ин- формацию, на которую могут опираться студенты во время обсужде- ния.

    Группа делится на подгруппы, состоящие из пяти-шести человек.

    Работая в подгруппах, студенты должны определить преиму- щества и недостатки каждого варианта возможного решения по- ставленной проблемы.

    Время работы в группах – не более 10-15 минут.

    Каждая группа выбирает представителя, который рассказывает о вариантах решений, полученных в ходе дискуссии.

    Преподаватель подводит итоги и обосновывает, возможно, правильный или неправильный ответы, отвечает на вопросы сту- дентов.
    Методика проведения дебатов
    Дебаты как форма дискуссии обычно применяются, когда необ- ходимо обсудить сложную и противоречивую проблему, имеющую неоднозначное решение. Цель дебатов – научить студентов выска- зывать свое мнение, слушать других и уметь вести дискуссию со сво- им оппонентом в спокойной, доброжелательной манере. Студенты должны уметь также приводить аргументы «за» и «против» обсуждае- мой идеи, постараться своими аргументами убедить оппонентов в пра- вильности избранной позиции.

    8

    Преподаватель делит студентов на две или больше групп в за- висимости от количества точек зрения, которые им необходимо обсу- дить.

    Время на подготовку дебатов ограничено: на обдумывание и обсуждение проблемы в группе – не более 15 минут, общее выступле- ние от группы – до 10 минут.

    В каждой группе выбирают своего представителя для выс- тупления и договариваются о том, кто будет фиксировать аргументы противоположной стороны, кто – задавать ей вопросы и кто будет комментировать выступление своих оппонентов.

    Представители групп выступают по очереди и имеют право на реплику.

    Преподаватель выступает в роли ведущего, следит за регла- ментом дебатов и порядком выступлений, вопросов и ответов.

    Итоги дебатов могут подводиться либо самим преподавателем, либо в форме тайного или открытого голосования.
    Методика проведения мозгового штурма
    Одной из наиболее распространенных форм принятия коллек- тивного решения является так называемый мозговой штурм, во время которого все участники дискуссии имеют возможность высказать свое мнение или предложения. Использование методики мозгового штурма предполагает соблюдение ряда правил:
     участникам дается возможность предложить наибольшее ко- личество возможных вариантов решения;
     не отвергаются никакие идеи, даже если они противоречат здравому смыслу и общепринятому мнению;
     развиваются идеи других;
     в процессе мозгового штурма нельзя давать критическую оценку другим идеям.
    Мозговой штурм состоит из трех этапов:

    Первый этап – преподаватель выбирает небольшой вопрос для обсуждения, ставит перед студентами задачу и рассказывает о пра- вилах мозгового штурма, контролирует ход дискуссии, дает возмож- ность высказаться всем желающим, выбирает студента, который будет фиксировать все высказанные идеи на доске. Он не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте.

    Второй этап – преподаватель объявляет небольшой перерыв, чтобы студенты имели возможность обдумать все возможные вариан- ты решений, еще раз прочитали их на доске. После этого им предлага- ется сгруппировать идеи в определенном порядке: что-то полностью

    9 исключить, что-то оставить и перечислить их в определенной последо- вательности.

    Третий этап – подведение итогов, которое может проходить по группам с использованием форм дискуссии или дебатов.
    Применение метода анализа конкретных жизненных ситуаций целесообразно в тех случаях, когда рассматривается отдельная, от- носительно сложная задача, единственно правильное решение или правильное решение которой заранее известно преподавателю. За ним остается последнее слово при подведении итогов.
    Метод «Ролевые игры»
    До 40% всех вопросов, так или иначе связанных с правами чело- века, относятся к принятию решения или выработке правовой позиции.
    Успех принятого решения во многом зависит от умения, с одной сто- роны, анализировать ситуацию и законодательство, а с другой – взаи- модействовать с другими людьми – коллегами, учениками, родителя- ми. В ролевых играх обычно отрабатывается умение принимать реше- ние и вырабатывать собственную или коллективную позицию, а также коллективные навыки работы. Методики ролевых игр способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков, навы- ков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания, сочувствия к другим людям. Ролевые игры – основной прием на интерактивных занятиях.
    С помощью ролевых игр проводится тренинг отдельного навыка, ком- плекса навыков, тренинг наблюдения и комментирования, демонстри- руются типичные ошибки. Поэтому важное место в ролевых играх занимают диагностика и оценка эффективности обучения.
    Для проведения ролевой игры необходимо моделировать пра- вовые ситуации, заранее составлять сценарий игры с подробным пла- ном, указанием времени на выполнение каждого элемента игры.
    В этом случае в качестве основы сценария лучше всего использовать точки зрения ученых-правоведов либо материалы конкретных споров о праве. Фабулы должны быть достаточно простыми, не перегруженны- ми лишними деталями. Придуманные сценарии представляют опреде- ленную опасность, поскольку могут быть насыщены ненужной инфор- мацией, и в результате во время занятия есть риск упустить наиболее важные вопросы закономерности, требующие уяснения во время дело- вой игры.
    Среди участников игры при разборе предлагаемых ситуаций распределяются роли, которые могут носить групповой характер.
    Задача ролевой игры: выработка для исполнителя каждой роли на каждом этапе игры оптимальной стратегии поведения.
    Характерологические признаки ролевых игр:

    10
     наличие модели правовой ситуации;
     наличие ролей;
    различие ролевых ценностей участников игры, исполняю- щих разные роли (компетентность);
     взаимодействие ролей;
     наличие общей цели у всего игрового коллектива;
     многоальтернативность решений;
     наличие системы группового или индивидуального оценива- ния деятельности участников игры;
     наличие управляемого эмоционального напряжения.
    В отличие от анализа конкретных правовых ситуаций в ролевых играх:
     необходимо наличие модели правовой ситуации;
     решение, принятое обучаемым, воздействует на предполага- емую судьбу того или иного лица;
     комплекс-модель управляющей системы носит динамиче- ский характер, где есть ролевое общение, которое может зависеть от взаимоотношений между партнерами.
    Форма проведения ролевой игры может быть различной: судеб- ное разбирательство, рассмотрение законопроектов в Государственной
    Думе, слушания в Европейском Суде по правам человека, в Конститу- ционном Суде Российской Федерации и т.п.
    Ролевая игра может проводиться в рамках одного семинарского занятия по принципу: законодатель – правительство – суд, судья – ис- тец – ответчик. В этом случае вся группа получает возможность разыг- рать ситуацию, договорившись, что условия казуса не меняются, а представители сторон постоянно меняются и каждый из студентов за время семинарского занятия может быть то прокурором, то судьей, то адвокатом. Затем подводятся итоги.
    Другая форма ролевой игры предполагает более длительную подготовку. Она состоит из нескольких этапов: подготовительного, проведения игры и подведения итогов. В этом случае особую роль следует отвести работе в группах. В них входят несколько студентов, которые заранее вырабатывают правовую позицию, консультируются с преподавателем, готовят необходимые документы, выбирают своего представителя.
    Методика проведения ролевых игр

    Определение дела, которое будет использовано студентами во время игры. Лучше всего использовать имеющуюся судебную или законодательную практику. Если в ходе ролевой игры предполагается рассмотрение законопроектов, то можно предложить студентам зара-

    11 нее подобрать несколько опубликованных законопроектов по конкрет- ному вопросу.

    Построение фабулы. Фабула дела должна быть построена таким образом, чтобы в нем в зависимости от изучаемого вопроса имелась возможность выявить закономерности государственно- правового развития.

    Распределение ролей. Студенты делятся на группы (напри- мер депутатов, членов правительства, судей).

    Подготовка участников игры. Студентам необходимо дать время на изучение дела. Причем в зависимости от содержания рас- сматриваемого дела и задач, поставленных преподавателем перед сту- дентами, время на подготовку может быть установлено от 10 минут до недели. Каждая из групп должна собраться для выработки общей по- зиции и определения своих представителей, которые будут выступать от имени группы. В случае необходимости студенты с помощью пре- подавателя могут подготовить необходимые правовые документы.

    Анализ хода игры. Осуществляется преподавателем во время консультации студентов.

    Подготовка помещения. В зависимости от целей ролевой иг- ры учебное помещение должно быть подготовлено либо для судебного заседания, либо для работы законодателей и т.п.

    Подведение итогов. После завершения игры уместно про- вести обсуждение ее хода совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания, связанные с методикой проведения игры, а также со взаимоотношениями координатора игры и участни- ков. Преподаватель должен попросить каждую группу и, прежде всего, суд высказать свои соображения, доводы в пользу той или иной пози- ции, которую они поддерживали во время игры. Затем показать наибо- лее сильные и слабые стороны игры, оценить их, обсудить со всеми студентами решение суда, парламента и т.п., высказать свое мнение о возможном решении. Если имеется уже принятое решение, то ознако- мить с ним студентов и обсудить его.

    Соблюдение плана. Игра должна быть тщательно сплани- рована, а время – точно продумано. Задача преподавателя – строго следить за соблюдением плана, чтобы осталось время на обсуждение итогов игры, без которого будет утрачен обучающий эффект.
    Метод имитационных игр
    Имитационные игры могут быть проведены с различной целе- вой направленностью. Но в отличие от ролевых игр, для них не свой- ственны некоторые из перечисленных выше характерологических при- знаков.

    12

    В такой игре может быть только одна роль (судьи, адвоката, следователя и т.п.), тиражируемая каждым участником, который, в свою очередь, готовит собственное решение.

    Отсутствует модель правовой системы, и остается только модель среды, в которой необходимо принять решение. Здесь модели- руется деятельность конкретных специалистов.

    Отсутствует конфликтная ситуация.
    Метод организационно-деятельностных игр
    К играм этого класса можно отнести: проблемные ролевые иг- ры, проблемно-ориентированные деловые игры, апробационно- поисковые игры, инновационные игры. Организационно-деятель- ностные игры применяют при решении сложных социальных задач, когда требуется объединение усилий специалистов разных направле- ний. Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной пра- вовой и иной информации. Далее идет выработка, обсуждение и при- нятие решений. Организационно-деятельностные игры можно исполь- зовать, например, на занятиях во время изучения законодательного процесса, процедуры деятельности международных организаций. Для проведения игры целесообразно создавать группы по разным направ- лениям, которые будут нести в игре разные функции (юристы, психо- логи, консультанты из различных сфер жизнедеятельности, эксперты и т.п.).
    Характерологические признаки организационно-деятельност- ных игр можно сформулировать следующим образом:
     моделируется деятельность специалистов по решению слож- ных комплексных проблем на основе реальной информации;
     роли в организационно-деятельностных играх условные.
    Обеспечивается различие ролевых целей и взаимодействие ролей, что предусмотрено наличием личных интересов участников игры;
     используется коллективная деятельность;
     у игрового коллектива есть общая цель;
     решения участников игры вырабатываются коллективно;
     решения реализуются в процессе принятия цепочки решений;
     предусмотрена многоальтернативность решений;
     специальными средствами обеспечивается управление эмо- циональным напряжением игроков.
    Организационная задача преподавателя – координация коллек- тивной деятельности участников игры, их личностное и межгрупповое общение на всех этапах решения проблемы. В организационно- деятельностных играх принципиально не закладывается безусловное

    13 решение проблемы, иногда игра может заканчиваться и от- рицательным результатом.
    Методика проведения организационно-деятельностных игр
    Подготовка и проведение игры осуществляется в несколько эта- пов.

    Подготовительный этап. Проводится диагностика состояния изучаемого вопроса, выявляются кризисные проблемы, определяется общая стратегия игры, формируется ее структура. Далее проводится подбор игрового коллектива, продумываются составы игровых групп.
    В каждой группе избирается руководитель, с которым преподаватель заранее готовится к игре. Роль руководителя состоит в создании доб- рожелательного морально-психологического климата в группе, кон- троле ее деятельности, при необходимости коррекции, а также инфор- мировании преподавателя о состоянии группы и решении проблемы для координации проведения игры.

    Ввод игроков в игру. Здесь производится ориентирование иг- рового коллектива на цели и задачи игры, психологическая подготовка участников (мобилизация их творческого и интеллектуального потен- циала). Среди приемов мобилизации участников можно выделить та- кие как «вызов огня на себя» – провоцирование игроков на дискуссию с преподавателем и руководителем группы. Среди положительных приемов могут быть любые другие приемы, вызывающие положитель- ные эмоции. Задача этого этапа заключается в создании из разрознен- ных членов группы сплоченного коллектива, способного решать по- ставленную задачу.

    Работа в группах. Этот этап на протяжении игры может не- однократно повторяться при решении отдельных аспектов проблемы.
    Для анализа хода игры здесь могут привлекаться эксперты- специалисты, не участвующие в ходе игры (жюри), либо наблюдатели
    – студенты, не получившие специальные роли. Они фиксируют ошиб- ки, неточности и возможности их исправления.

    Анализ хода игры. Осуществляется преподавателем без уча- стия игровых команд по выработанным участниками игры решениям, по информации руководителей групп о деятельности группы. В итоге вырабатывается дальнейшая стратегия проведения игры в следующем цикле. Таким образом, в ходе игры ее содержание может подвергаться коррекции, в то время как общая структура игры сохраняется.

    Обобщение полученных результатов. По окончании игры ру- ководители групп совместно разрабатывают основной итоговый доку- мент, содержащий постановку проблемы, ее структурное рассмотрение и предложения по ее решению.

    14

    Обсуждение. После завершения игры уместно провести об- суждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также по взаимоотношениям руководства игры и участников.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта