Главная страница

курсовая. курсовая гайнутдинова. В. Г. Тимирясова (иэуп) Факультет психологии и педагогики Кафедра педагогической психологии и педагогики Курсовая


Скачать 71.14 Kb.
НазваниеВ. Г. Тимирясова (иэуп) Факультет психологии и педагогики Кафедра педагогической психологии и педагогики Курсовая
Анкоркурсовая
Дата02.04.2023
Размер71.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая гайнутдинова.docx
ТипКурсовая
#1031326

Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

Курсовая работа

Взаимодействие семьи и школы в эстетическом воспитании младших школьников (подростков, старшеклассников)

Выполнил: Гайнутдинова Аделина Данилевна

Обучающийся гр. 2311

Руководитель: старший преподаватель

Мифтахова Исламия Ильдаровна

Казань-2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………......3

  1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников………………...............................................................................6

    1. Анализ психолого–педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников…..……..……...…….6

    2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте...…………………………………………………………………10

    3. Приёмы эстетического воспитания младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности……………………………...13

  2. Экспериментальная работа по развитию эстетического воспитания младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности...………………….....................................................................16

    1. Диагностика уровня эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………..……..16

    2. Разработка и реализация комплекса приёмов по эстетическому воспитанию младших школьников в художественно-творческой деятельности……………..……………………..………………...……...19

    3. Динамика уровня эстетического воспитания младших школьников………………………………………..……………………..30

Заключение……………………………………………………………..……….33

Список использованной литературы…………………………….…………35

ВВЕДЕНИЕ

Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Рождаясь, человек не выбирает, своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

Свободно и непринуждённо чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает значительным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей.

Современная духовная культура общества располагает безграничным разнообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т.д.

Диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, самому себе.

Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию. Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями национальной и мировой культуры, иначе отдавать будет просто нечего.

Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему.

Таким образом, эстетическое воспитание детей – это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

Актуальность исследования заключается в потребности учителей начальной школы в эффективных приёмах работы по эстетическому воспитанию младших школьников;

Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников;

Предмет исследования: эстетическое воспитание младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности;

Гипотеза исследования: возможно, уровень эстетического воспитания младших школьников повысится, если систематически использовать разработанный комплекс приемов эстетического воспитания в процессе художественно-творческой деятельности;

Методы исследования: теоретические – изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме; эмпирические – естественный педагогический эксперимент, тестирование, анализ деятельности детей; математические – анализ результатов исследования;

Цель исследования: разработать комплекс приёмов эстетического воспитания в процессе художественно-творческой деятельности и экспериментальным и путём проверить его эффективность;

Задачи исследования:

– провести анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования;

– выявить уровень эстетического воспитания младших школьников;

– разработать и апробировать комплекс приёмов эстетического воспитания младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности.;

Методологическая основа исследования заключается в совместном выполнении специально разработанных для совместного творчества домашних проектов, описании экспонатов художественных музеев в вопросительно-ответной форме, использовании игр-лото по материалам музейных коллекций, организации внеучебной деятельности;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что воспитанием ребёнка должна заниматься на только школа, но и семья. Она закладывает основной фундамент в процессе эстетического воспитания младшего школьника. Под влиянием родителей у ребёнка формируются эстетические вкусы, развивается интерес к различным видам искусства;

Практическая значимость исследования заключается в анализе опыта использования метода взаимодействия семьи и школы на уроках в начальной школе и выявлении условий, при которых будет развивать эстетическое воспитание и творческая активность младших школьников

База исследования: МБОУ СОШ №174 г. Казань. 3 «В» класс (32 человека); 3 «Г» класс (31 человек). Всего 63 учащихся.



  1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников

1.1 Анализ психолого–педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников

Понятие эстетическое воспитание связано с понятием эстетика, которое определяется как наука о прекрасном. Значение слова «эстетика» уходит своими корнями в древний греческий язык. С греческого эстетика – это ощущение, чувство, исходя из этого, эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Прекрасное в эстетике связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное.

Б. М. Неменский выделил особенности эстетического воспитания для эффективного воздействия системы эстетического воспитания на ребёнка «Система эстетического воспитания должна быть, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою чёткую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

Идея эстетического воспитания зародилась в глубокой древности. Сущность, задачи, цели эстетического воспитания развивались на протяжении тысячелетий. Эти изменения связаны с развитием эстетики как наука и пониманием сущности её предмета.

Что же такое эстетическое воспитание? Существует множество определений «эстетического воспитания». Российский и советский педагог Валентина Николаевна Шацкая дает такую формулировку эстетическому воспитанию «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства».[5]

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусству».

Б. Т. Лихачев в книге «Теория эстетического воспитания школьников» использует определение данное К. Марксом «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни, в искусстве, жить и творить «по законам красоты» (4,51) В данном термине автор определяет ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка.

Рассмотрев некоторые определения «эстетического воспитания» можно выделить его сущность: процесс целенаправленного воздействия, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её, формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Исходя из понимания сущности эстетического воспитания различны и подходы к его целям. В. Н. Шацкая определяет цель эстетического воспитания «Служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде». Автор отводит важное место искусству.

Л. П. Печко видит цель эстетического воспитания в «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического». Главное – воспитать, развивать способности, которые позволяют быть творцом эстетических ценностей.[3]

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его знания об окружающем мире, природе. Творческие занятия способствуют развитию психических процессов, организованности, дисциплинированности. Более полно и точно цель эстетического воспитания отразил М. М. Рукавицын: «Конечная цель – гармоничная личность, всестороннее развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства».

Цель не может рассматриваться без задач. Педагоги выделяют три основные задачи эстетического воспитания:

- формирование эстетических знаний, впечатлений, без них не может возникнуть интерес к эстетическим предметам и явлениям. Благодаря данной задачи будет формироваться чувственно – эмоциональный опыт у школьников;

-формирование социально – психологических качеств человека, они осуществляют возможность эмоционально переживать и оценивать эстетические предметы и явления. Данные способности развиваются на основе раннее полученных знаний;

-формирование творческой способности у школьников. Необходимо развивать такие качества, потребности и способности школьника, которые прекращают его из пассивного слушателя в активного творца эстетических ценностей;

Рассмотрим психологические подходы к пониманию эстетического воспитания. В процессе эстетического воспитания у школьника развивается эстетическое сознание. Эстетическое сознание делится на категории, в которых отражается психологическая сущность эстетического воспитания. Данные категории позволяют говорить о уровне эстетической культуры воспитанника. Выделяют такие категории, как: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки.

Российский педагог Борис Тимофеевич Лихачёв выделил дополнительные категории эстетического воспитания. А именно: эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетическое суждение, эстетическое восприятие.

Эстетическое явление действительности и искусства, если оно осознается школьниками, то у них возникает эмоциональный отклик. По мнению Бориса Тимофеевича, эмоциональный отклик является основой эмоционального чувства. Лихачёв так же отмечает, что испытывая такие эмоции как: наслаждение или отвращение; переживание или ужас; страх или смех, постоянно, то в школьнике будет формироваться эстетическая потребность.

Главным в эстетическом сознание – это эстетический идеал. Определим, что подразумевается под эстетическим идеалом. В кратком словаре по эстетике мы нашли такое определение «Эстетический идеал – исторически конкретное, чувственное понятие или представление о прекрасном в искусстве, в практике общественной жизни и деятельности людей».

Рассмотри ещё одну категорию – эстетический вкус. Дадим определение эстетическому вкусу. В большой советской энциклопедии дано такое определение эстетическому вкусу «Эстетический вкус – это способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства». Чувство прекрасного и понимание прекрасного формируется на протяжение всей жизни, но мы не можем сказать, что в младшем школьном возрасте не нужно воспитывать и формировать эстетические вкусы. Вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие младших школьников.

    1. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

Рассмотрим возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при формировании эстетического воспитания.

Развитие эстетических качеств начинается в раннем детстве. Борис Тимофеевич Лихачев писал «Период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно – эстетического отношения к жизни». Для того, чтобы взрослые люди стали духовно богатыми, необходимо обратить внимание на эстетическое воспитание еще в детском возрасте.

В младшем школьном возрасте изменяется ведущий вид деятельности – учёба. Важным человеком в жизни ребёнка становится учитель. Через него учащиеся познают окружающий мир, нормы поведения. Антон Семенович Макаренко в своей деятельности нам показывает, что при неумелой постановки общественно значимой цели, дети остаются равнодушными. А если показан яркий пример собственной работы, то дети легко поднимаются на дело.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Формирование эстетических идеалов у младших школьников сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные идеалы изменяются. Под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, идеалы могут претерпевать изменения. В своей работе Б.Т. Лихачев отмечает: «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учётом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме».

Для формирования эстетических идеалов у младших школьников используется детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Так же происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения учащегося к произведениям искусства осознаются и изменяются. Б.Т. Лихачев в своей работе отмечает, что в младшем школьном возрасте прибавляется ещё один мотив – это осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически.

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление».[9]

Чувство прекрасного в окружающем мире создаёт в ребёнке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес, обостряет психические процессы. Специалист в области эстетике Киященко Николай Иванович отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребёнка являются критерием действительности эстетического воспитания.

Младший школьный возраст – это особый возраст для формирования эстетического воспитания, где именно учитель будет играть главную роль. Учитель способен не только основать прочные знания эстетически развитой личности, но и через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека, т. к. именно в младшем школьном возрасте формируется отношение к окружающему миру, развитие эстетических качеств личности.


    1. Приёмы эстетического воспитания младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности

Эстетическое воспитание начинается с рождения. В окружающем мире все имеет воспитательное значение (от помещения в котором мы находимся до отношений и общения). Задача взрослых вовлечь детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.

При эстетическом воспитании необходимо сочетать всю совокупность разнообразных средств и форм, развивающих эстетическое отношение к окружающему миру. Учителям необходимо обращать внимание на средства действительности, на факторы, которые оказывают влияние на эстетическое развитие личности.

Рассмотрим факторы эстетического воспитания.

Педагоги выделяют такие факторы эстетического воспитания: эстетизация среды, эстетизация быта, эстетика поведения и внешнего облика, эстетические отношения, эстетический опыт.

Разберемся более подробно, что включает в себя каждый из факторов.

Педагог Галина Лабковская сводит задачу эстетизации среды обитания к «достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества – проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты – это главное, чему должна научить школа».[6]

Антон Семенович Макаренко и другие педагоги выделяли следующий фактор эстетического развития – эстетизация быта.

Антон Семенович в своей работе выделял этот фактор. Он говорил: «Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому, когда коллектив наш был беден, первым делом стоил оранжерею. И обязательно розы».

Галина Лабковская отмечает «С эстетической точки зрения быт является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создающих ее людей»

В работе «Нравственно – эстетическое воспитание школьников» Тутолмин Александр Викторович – педагог отмечает влияние школьного быта на учащихся «Эстетика школьного быта – это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т. д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов – все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом воспитании школьников, либо его враги».[11]

Если за все время обучения учащихся окружают вещи, которые отличаются красотой, целесообразностью, простотой, то в жизнь школьника подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т. е. те критерии, которые определяют вкусы и потребности учащихся.

Если же в классе висит классный уголок, который был сделан в давние времена, который не несёт в себе необходимой информации, если кабинет находится в ужасном состояние, то у учащихся складывается отношение небрежности ко всему.

Не менее значимый фактор эстетического воспитания – эстетика поведения и внешнего облика. Большое влияние на учащихся оказывает педагог. Дети видят в костюме, в причёске учителя проявления эстетического вкуса. Т. е. педагог выступает ориентиром на формирование правильных взглядов на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека.

Антон Семенович Макаренко в своей педагогической деятельности уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что ботинки должны быть всегда почищены, на костюме не должно быть никакой пыли. «Серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку – к учебнику, к ручке, к карандашу».

Дети набирают опыт общения через внутрисемейные отношений. Семья имеет формирующее и развивающее значение. Но, к сожалению, не все семьи обращают внимание на эстетическое развитие детей. Так как в семье редко или совсем не разговаривают о красоте окружающего мире, о природе, походы в театр, музей либо совсем не совершаются, либо очень редко, то говорить о эстетическом воспитании детей не приходится. На помощь таким семьям приходит образовательные учреждения, а именно учитель. Учитель восполняет недостаток эмоционального опыта. Учителю необходимо не только вести работу с такими учащимися, но и проводить беседы, лекции с родителями по эстетическому воспитанию учащихся.

Именно образовательное учреждение осуществляет воздействие на целенаправленное эстетическое воспитание на ребёнка. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что каждый предмет в школе может воспитывать.

Средства и формы эстетического воспитания разнообразны. Эстетически воспитывает всё, что нас окружает. К важным источникам эстетического опыта относится искусство, так как оно является выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании.

В результате изучения теоретического материала были охарактеризованы теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников. Было определено, что искусство является основным средством эстетического воспитания, что эстетическое воспитание школьников оказывает положительное воздействие на их развитие. Мы рассмотрели высказывания великих педагогов, таких как, И. Киященко, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, и другие, а также их подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.

Кроме того, мы рассмотрели особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Поэтому педагог должен не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но заложить подлинное мировоззрение человека, так как именно в этом возрасте происходит развитие эстетических качеств личности. Таким образом, эстетическое воспитание играет важную роль в жизни ребёнка.

Говоря о средствах эстетического воспитания можно говорить, что эстетически воспитывает всё, всё окружающее. К важному источнику приобретения эстетического опыта детей относится и искусство как выражение эстетического отношения человека к действительности.



  1. Экспериментальная работа по развитию эстетического воспитания младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности




    1. Диагностика уровня эстетического воспитания младших школьников

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путём контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Экспериментальная работа по развитию уровня эстетического воспитания была организована на базе МБОУ СОШ №174 района, г. Казани. В эксперименте приняли участие 63 человека, 32 учащихся из 3 «В» класса(констатирующий) и 31 учащийся из 3 «Г» класса(экспериментальный). Экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа:

1– констатирующий этап; 2 – формирующий этап; 3 – контрольный этап. Экспериментальная работа длилась с декабря 2021 года по февраль 2022 года.

констатирующий этап – первая половина декабря 2021 года;

формирующий этап – вторая половина декабря 2021 года – вторая половина февраля 2022 года.

контрольный этап – начало марта 2022 года.

Перед каждым этапом были поставлены свои цели.

Цель констатирующего этапа – выявить исходный уровень эстетического воспитания младших школьников. На формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс приёмов эстетического воспитания младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности. Цель контрольного этапа – проверить эффективность разработанного комплекса приёмов, обобщить результаты, сделать выводы.

Для измерения уровня эстетического воспитания была использована диагностика по методике Л.В. Школяр «Выбери музыку» на уроках музыки.

В качестве стимулирующего материала предъявляется тест, который состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

– Э. Григ «Одинокий странник»;

– П. Чайковский «Утреннее размышление»;

– Э. Григ «Смерть Озе».

Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем одно отличается от двух других?

Школяр Л.В. предлагает следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:

Высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развёрнутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

Средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

Низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).


Рис.1. Уровни эстетического воспитания
В целом, в 3 «Г» и в 3 «В» классах преобладает средний и низкий уровни эстетического воспитания, что представлено на диаграмме (рис.1).



    1. Разработка и реализация комплекса приёмов в процессе художественно-творческой деятельности младших школьников

В процессе исследования были посещены уроки музыки и изобразительного искусства в начальной школе, в ходе которых было замечено, что уровень эстетического воспитания у учащихся ниже, чем должен быть. Причиной этого может являться то, что учителя начальных классов в практике не применяют приёмы работы над развитием эстетического воспитания младших школьников в комплексе.

На первый взгляд, комплексное использование приёмов по формированию эстетического воспитания у младших школьников позволяет качественно повысить уровень исследуемого качества. Разработанный комплекс приёмов представим в таблице 1.

Таблица 1

Комплекс приёмов эстетического воспитания младших школьников



Приёмы

Содержание

Материалы

Формируемые компоненты эстетического воспитания

1.

«Путешествие в волшебный лес»

Учащиеся закрывают глаза и представляют себя в лесу, обращая внимание не только на происходящее вокруг, но и на свои ощущения.

Мультимедийная аппаратура, специальные серии музыкальных произведений («Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и т.п.), бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Развитие эмоциональной сферы учащегося, его чувств и переживаний
















2.

«Абсолютно злых волшебников не бывает»

Педагог предлагает детям пожалеть злого волшебника, посочувствовать ему: подумать, почему волшебник стал злым, найти в его образе что-то хорошее и за это похвалить волшебника – раскрасить этот элемент соответствующим цветом.

Нераскрашенные силуэты волшебников, цветные карандаши.

Расширение рамок стереотипного мышления

3.

«Если в лесу сидеть тихо-тихо»

Детям предлагается послушать фрагмент литературного произведения, в котором участниками событий являются человек и животные. Например, отрывок из книги С. Бялковской «…если в лесу сидеть тихо-тихо». После чего учащиеся должны описать и нарисовать свои наблюдения за жизнью леса, при этом постараться обращать внимание на настроение растений и животных.

Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Формирование эстетических знаний, впечатлений. Развитие эмоциональной сферы учащихся

4.

«Овощ с настроением»

Педагог даёт детям задание нарисовать морковь по представлению так, как будто она живая, чувствующая и может радоваться, грустить, иметь своё отношение к происходящему вокруг неё и пр.
Когда задание выполнено, все вместе рассматривают рисунки: находят признаки, характерные для обычной моркови, и элементы творчества.

Бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Понимание чувств других людей, классификация эмоций и чувств.

5.

«Музыкальная пауза»

Во время выполнения творческих заданий учитель включает детям для прослушивания классическую музыку с разными оттенками настроения.

ПК, диск с произведениями

Воспитание эстетического отношения к музыке. Развитие эмоциональной сферы учащихся.

6.

«Каждый – художник»

Учащимся предоставляется возможность почувствовать себя в роли художника. Каждый должен нарисовать свою картину природы, после чего учителем организуется выставка со всеми работами, на которой учащиеся должны определить задумку, эмоциональное состояние и настроение картины.

Холсты, краски

Способность выражать свои чувства и эмоции и понимать их у других людей. Расширение знаний о чувствах и эмоциях. Эстетическое воздействие на каждого учащегося. Формирование эстетических знаний. Развитие творческих способностей

7.

«Прилетит вдруг волшебник…»

Дети бросают друг другу мячик и называют подарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками, например: «Я дарю тебе всегда голубое небо»; «Я дарю тебе солнечное настроение»; «Я дарю тебе звонкое журчание весеннего ручейка», «Я дарю тебе сладкий запах и т.п. В конце игры детям предлагается изготовить открытку с волшебными, добрыми пожеланиями в подарок сверстникам

Бумага, ручки, цветные карандаши или фломастеры, предмет (мячик или игрушка), который дети будут передавать друг другу.

Формирование социально – психологических качеств человека, которые осуществляют возможность эмоционально переживать и оценивать эстетические предметы и явления


Работа с данным комплексом приёмов активно проводилась в течение 7 месяцев в МБОУ СОШ №174 г. Казань в экспериментальном 3 «Г» классе. В большей мере комплекс реализовывался на уроках изобразительного искусства и музыки

Дети с большим энтузиазмом принимали участие в новом формате обучения и положительно реагировали на новые приёмы работы.

Если применять созданный комплекс упражнений, то можно достигнуть больших, продуктивных результатов в развитии творческого мышления младших школьников. Самый продуктивный вид развития творческого мышления и эстетического развития ребёнка вообще – это свободное творчество или творчество по собственному замыслу. Ребёнок должен создать замысел будущего продукта деятельности, для чего необходима очень сложная преобразующая деятельность детского мышления и воображения, носящая творческий характер [23].

Приведём некоторые фрагменты уроков с данным комплексом несколько приёмов эстетического воспитания.

Таблица 2

Приём «Овощ с настроением»

Самостоятельная работа учащихся

Инструктаж

Постановка учебной задачи


Деятельность участников процесса




Учитель предлагает представить, какими эмоциями могли бы обладать овощи и фрукты. Предлагает описать их и нарисовать

- Ребята, а какие вы знаете овощи? (капуста, помидоры, лук, чеснок, репа, свёкла, картошка, редиска, топинамбур(сер груши), огурцы, кабачки, тыквы, патиссоны, баклажаны, сладкий перец, морковь, чеснок)

- А какие овощи вы сажаете дома? (Ответы детей)

- Когда сажают овощи? (Весной)

- Когда собирают фрукты? (Ответы детей)

-А какие из них растут дома?

-Когда собирают овощи? (осенью)

Учащиеся представляют овощи и рисуют их и обсуждают вместе с учителем.

Таблица 3

Приём «Музыкальная пауза»

Решение учебной задачи

Инструктаж

Постановка творческой задачи

Деятельность участников процесса

Пути и средства решения

Учитель рассказывает, что должны сделать учащиеся

- Итак, мы сейчас распределим весь класс на постановку спектаклей по сказкам:

1 ряд- «Буратино» 2 ряд- «Чиполлино» 3 ряд- «Золушка».

Важно определить какие герои нам в этой сказке будут нужны при подготовке спектакля. Каждого героя будем выполнять в паре - тройке.

Задача - договориться, кто какие детали будет заготовлять. Слушайте командира, выберете его сами!

Самостоятельная практическая работа учащихся-25-30мин.

- А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы.

Ученики, делая самостоятельную работу, слушают музыку. Так они настраиваются на позитивный лад.

Таблица 4

Приём «Каждый – художник»

Знакомство с видами пейзажей

Инструктаж

Постановка творческой задачи

Деятельность участников процесса

Сельский (рисуются поля, деревенские дома)

Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)

морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты и другие

Учитель говорит, что нужно достать необходимый материал для рисования

А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:
- Как правильно компоновать пейзаж?

(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

Учащиеся рисуют пейзажи, после чего их работы учитель создаёт выставку с их работами


2.3 Динамика уровня эстетического воспитания младших школьников

На контрольном этапе исследования были поставлены следующие задачи: сделать контрольный срез уровня беглости чтения; полученные данные сравнить с результатами изначального уровня беглости чтения; выявить динамику уровней беглости чтения; доказать или опровергнуть эффективность проделанной работы; обобщить результаты, сделать выводы.

В качестве стимулирующего материала предъявляется тест, который состоит из трёх фрагментов музыкальных произведений:

– А. Лядов Прелюдия d-moll;

– П. Чайковский «Баркарола»;

– Д. Кабалевский «Печальная история»;

Оценка результатов происходила по тем же критериям, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем одно отличается от двух других?

Таблица 5

Результаты работы по эстетическому воспитанию учащихся экспериментального 3 «Г» класса

Уровень

Количество учащихся

% учащихся

На констатирующем этапе

На контрольном этапе

На констатирующем этапе

На контрольном этапе

Высокий

7

12

25%

38%

Средний

11

13

34%

41%

Низкий

13

6

41%

21%


При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента над развитием эстетического воспитания младших школьников была выявлена положительная динамика.

Большинство учащихся экспериментального 3 «Г» класса смогли получить высокую оценку по итогам прохождения теста, что приравнивается к высокому уровню эстетического воспитания. Полученные данные подсчитаны, сравнены с результатами констатирующего этапа и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице 4

Сравним уровни эстетического воспитания контрольного 3 «В» класса на констатирующем тапе эксперимента и экспериментального 3 «Г» класса на контрольном этапе эксперимента.

Таблица 6

Уровни эстетического воспитания в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе эксперимента.

Уровень

3 «В» класс

3 «Г» класс

Высокий

31%

38%

Средний

39%

41%

Низкий

30%

21%


В данной таблице ярко видна разница уровня эстетического воспитания между учащимися контрольного 3 «В» класса и экспериментального 3 «Г» класса.

Разница процентов высокого уровня составляет 7% (преобладают положительные результаты в экспериментальном классе – 3 «Г»)

Разница процентов среднего уровня составляет 2% (преобладают положительные результаты в контрольном классе – 3 «Г»)

Разница процентов низкого уровня составляет 9% (преобладают положительные результаты в контрольном классе – 3 «Г»)

Сравним результаты уровня эстетического воспитания чтения, полученные на контрольном и констатирующем этапе эксперимента в контрольном 3 «В» и экспериментальном 3 «Г» классах (рис. 2).


Рис.2. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента

На данном рисунке видно, что высокий уровень эстетического воспитания стал вышел в экспериментальном классе на 13%, средний вырос на 7%, а низкий уровень стал значительно меньше – на 20%, что говорит об эффективности подобранных и разработанных упражнений для работы над эстетическим воспитанием младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению возможностей уроков изобразительного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Проведённое исследование показало, что сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в разнообразных формах и видах учебной деятельности. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

В процессе исследования были проанализированы психолого–педагогические источники по проблеме исследования, из которых было выделено множество определений понятию эстетическое воспитание; были обозначены особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, а также был проанализирован опыт работы учителей–практиков, исходя их которого был приобретён теоретический опыт по организации целенаправленной систематической работы, направленной на формирование и совершенствование эстетического воспитания учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства.

В ходе экспериментальной работы была проведена диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников на базе МБОУ СОШ №174 г. Казань в 3 «В» и 3 «Г» классах. Для реализации поставленной цели исследования, был создан и реализован комплекс приёмов по формированию эстетического воспитания младших школьников. Эффективность составленного комплекса упражнений была экспериментально доказана, цель исследования достигнута.

Предложенные в данной работе выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов, а также в процессе профессиональной практической подготовки студентов соответствующей специальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / под ред. Т. Н. Мальковской. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

2. Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с.

3. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: 1999. – 320 с.

4. Дубровина, И. В. и др. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - М.: Академия, 1999. - 464 с.

5. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с.

6. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

7. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

8. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. - 415 с.

9. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 224 с.

10. Мир детства: Младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1988. - 272 с.

11. Немов, Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р. С. Немов - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 608 с.

12. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

13. Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. А. К. Дремова. - М.: Высш. школа, 1975. - 327 с.

14. Петрова, И. А. Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4): Часть 2 / И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

15. Печерский, М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах / М. С. Печерский. - М.: Просвещение, 1969. – 208 с.

16. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.2 : Процесс воспитания / И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с.

17. Система эстетического воспитания школьников /под ред. С. А. Герасимова. - М.: Педагогика, 1983 - 264 с.

18. Смирнов, В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.

19. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

20. Уроки мастерства: учебник для 3-го класса. – Самара: Учебная литература, 2004. – 120 с.

21. Устинов, В. В. Об эстетическом воспитании / В. В. Устинов. – Лениздат, 1961.- 128 с.

22. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.

23. Шадрина, И. М. Развитие художественного воображения на уроках художественного труда / И. М. Шадрина // Начальная школа. – 2000. - №4. - с. 84-87.

24. Эстетическое воспитание в школе / под ред. Б. Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1980. - 136 с.

25. Эстетическое воспитание школьников / под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.


написать администратору сайта