1 урок мет тех 3 е. Уроки технологии,как эстетическое развитие учащихся начальных классов
Скачать 25.5 Kb.
|
Тема Урока: Уроки технологии,как эстетическое развитие учащихся начальных классов. Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека. Человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в его деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое развитие личности начинается в раннем возрасте. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, начиная с начальных классов. В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты." Г. С. Лабковская отмечает, что цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству. Задачами эстетического воспитания являются: 1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата. 2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности. 3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей. Значительную часть своего времени дети проводят в школе, и то, в каких условиях они занимаются, в частности на уроках труда, оказывает серьезное влияние на их развитие. Условия труда неразрывно связаны с организацией коллективной и индивидуальной работы детей и всегда положительно или отрицательно влияют на нее. Своими успехами в работе дети во многом обязаны правильно организованным условиям труда. Кроме того, сама по себе рабочая среда – это богатейший источник эстетических воздействий на ребенка – активный воспитатель.Основные направления эстетического воспитания на уроках трудового обучения в начальной школе: создание благоприятных условий труда; постановка цели труда; выбор объекта труда; эстетический анализ предметов. Первое и необходимое условие – просторный и светлый класс. В таком помещении дети с удовольствием трудятся. При покраске классных помещений необходимо учитывать гармоничное сочетание цветов и оттенков. Дать рациональное цветовое решение классного помещения – значит обеспечить одно из важнейших условий труда, один из существенных факторов эстетического воздействия. Эстетика рабочего места, предполагающая высокое качество инструментов, оборудования, материалов и культуру их содержания и использования – следующее эстетическое условие труда школьников. Требования, которым должны отвечать инструменты с точки зрения эстетического воспитания: Прежде всего, инструмент должен доставлять удовольствие, пробуждать положительные эмоции своим внешним видом. Инструмент должен быть удобен. Этим качеством он оказывает положительное эстетическое воздействие на детей. Если инструмент удобен, то учащийся с удовольствием работает, трудовые действия его точны, ритмичны, производительны, успеха он достигает легко, без лишнего напряжения. Неудобен инструмент – труд несет школьнику огорчение, гасит интерес к заданию, не дает желаемого результата. Не меньшую роль играет качество оборудования (баночек для клея и для воды, коробочек для обрези бумаги и т. д.). Оборудование, как и инструмент, должно быть красивым и удобным. Для этого совсем не обязательно быть ему дорогостоящим. Какое-то оборудование дети могут изготовить сами. Мало обеспечить себя инструментом, оборудованием, материалами, надо научиться культурно с ними обращаться, т. е. трудиться так, чтобы на парте был порядок, чтобы все было под руками и ничего не мешало работе. Каждого младшего школьника следует убедить в мысли, что уважающий себя и свой труд человек должен уделять внимание содержанию рабочего места, что культура рабочего места делает труд не только приятнее, но и успешнее. Правильно организованные условия труда не только оказывают непосредственное эстетическое воздействие на младших школьников, способствуют достижению детьми высоких результатов в их занятии, но и активно формируют лучшие трудовые навыки и привычки, которые столь необходимы для них в любой сфере деятельности – и в учебе, и в труде. Следующее направление – постановка цели труда. Цель труда по своему содержанию весьма многогранна: она включает и учебную, и воспитательную, и предметную, и эстетическую, и общественную стороны. Учебная и воспитательная цели труда направлены на формирование личности детей; предметная, эстетическая, общественная – связаны с объектом труда, направлены на достижение высоких результатов труда. Как правило, труд младших школьников носит учебно-воспитательный характер. Поэтому учитель обязательно продумывает, какие новые знания, умения, навыки, какие качества должны приобрести дети, выполняя очередное трудовое задание. Это определяет содержание учебной и воспитательной целей труда. Иногда учителя раскрывают их перед школьниками, иногда сознательно оставляют при себе. Кто из них делает правильно, а кто ошибается, можно судить, лишь учитывая конкретную педагогическую ситуацию, в которой поставлена цель. Однако можно утверждать, что подчеркивание учебных и воспитательных целей ставит ребенка в позицию ученика, воспитуемого, что обедняет содержание детского труда, особенно его общественной направленности. Напротив, сознательное умолчание об учебных и воспитательных целях и подчеркивание предметной, эстетической, общественной целей труда насыщает труд детей той полезной игрой "во взрослого труженика", которая делает учебный труд оптимальным с точки зрения развития учащихся. Именно поэтому правильно поступают те учителя, которые оставляют учебные и воспитательные цели при себе, но, направляя деятельность школьников на успешное достижение предметной, общественной и эстетической целей, решают учебные и воспитательные задачи. Уроки труда в основном связаны с изготовлением конкретных вещей. Привлечение внимания детей к выбранному объекту труда, демонстрация объекта с установкой на его изготовление – это постановка предметной цели труда. При постановке предметной цели труда нельзя ограничиваться названием объекта труда, а следует демонстрировать изделие-образец, которое помогает детям конкретно, точно представить цель своего труда. Педагогическая задача при постановке эстетической цели – создать у школьников эстетическое отношение к объекту труда и пробудить (а если оно возникло в момент предварительных наблюдений, то укрепить) стремление к созданию красивого предмета. Раскрытие этой цели следует начинать с демонстрации модели-образца. Как известно, эстетическое восприятие конкретно-чувственное. В сфере прекрасного нет и не может быть абстракций. То, что недоступно чувственному восприятию, что мы не можем непосредственно видеть или слышать, остается за пределами нашей эстетической оценки. Именно поэтому нельзя пренебрегать демонстрацией модели-образца. Она рассчитана на побуждение переживаний школьников, вызванных созерцанием красивого предмета, мастерски сработанного человеком. Во время постановки эстетической цели иногда полезно развернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов труда. Немалое значение имеют разъяснения детям, почему надо делать вещи красивыми, например: - Красиво делать значит окружать себя красивыми вещами, которые доставляют радость и наслаждение. Недаром говорят: красиво делать – красиво жить. Чтобы принести больше радости себе и людям – делай вещи красиво! - Говорят, человек творит по законам красоты. Это значит, что бы он ни делал, он старается сделать красиво. Если ты хочешь стать настоящим человеком, в любое дело стремись вносить красоту. - Даже в самом маленьком деле можно стать великим художником, если к делу относиться с любовью, творчески. - Лучшая характеристика труженика – это предмет, сделанный его руками. Все прекрасное в человеке, прежде всего, раскрывается в труде. Ты покажи, как ты сделал,- я скажу, кто ты. - Помни, ты тогда научишься понимать и ценить красоту предметов, тогда воспитаешь в себе высокий вкус, когда создашь по-настоящему красивый предмет. Ведь вкус лучшим образом развивается в труде, в труде по созданию красивых предметов. Делай красиво – разовьешь вкус! Таким образом, постановка цели труда может и должна быть использована как фактор эстетического воздействия на младших школьников. Всесторонне раскрытая цель выступает перед школьниками зримой и интересной. Характер постановки цели труда накладывает свою печать и на характер труда детей. Чем ярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее труд школьников. Эстетическое воспитание на уроках труда в значительной мере связано и с выбором объекта труда. Это первый этап подготовки детей к выполнению трудового задания, первый шаг эстетического воздействия на них. Разумеется, эффективность его будет зависеть от того, насколько педагогически правильно учитель его организует, насколько активно привлечет школьников к участию в выборе объекта труда, какие требования предъявит к намеченному для изготовления изделию. Очень важно активно включать самих учащихся в выбор объекта труда. Это не только усиливает интерес учащихся к намеченным для изготовления вещам, но и становится актом общения детей с красотой предметного мира, пробуждая эстетическое отношение к действительности и, в частном, к намеченному для изготовления предмету. Участие детей в выборе объекта труда может быть различным: беседы о вещах, которые хочется сделать на уроке, коллективный анализ письменных ответов учащихся на вопрос: "Что бы ты хотел сделать на уроках труда?" Мало привлечь школьников к выбору объекта труда, необходимо помочь им подобрать такой предмет для выполнения, который смог бы служить источником эстетического воздействия на всех последующих этапах трудового процесса, возбуждал бы активность и желание проверить творческие способности, воспитывал вкус. Объекты труда способствуют эстетическому воспитанию младших школьников на уроках трудового обучения в том случае, если они отвечают определенным требованиям. Во-первых, объекты детского труда располагают различными возможностями эстетического воздействия на учащихся. Искусно сделанный из картона и бумаги различных сортов макет современной комнаты с гарнитуром мебели сравните с гирляндой флажков, тоже по-своему искусно выполненной. Первый объект труда располагает большими возможностями эстетического воздействия на школьников, прежде всего потому, что это результат более значимого творческого труда. Он активно способствует формированию чувства формы (так как предполагает анализ и оценку вещей различной сложности, знакомство с их конструктивными решениями); развивает чувство цвета (сопоставление цвета каждой детали и ансамбля в целом, связь между покраской предмета и его назначением); воспитывает чувство меры в цветовом решении и в орнаментовке. Гирлянда флажков тоже оказывает воздействие на детей, но, несомненно, меньшее. Объекты труда имеют различные возможности эстетического воздействия на школьников в зависимости от своего внешнего вида. Но это не все. Эти возможности различны и в зависимости от характера трудового процесса, который они предполагают. Осуществляя выбор изделий для изготовления на уроках трудового обучения, учитель, прежде всего, должен предъявить к ним требование: объекты труда должны обладать значительными возможностями эстетических воздействий на учащихся. Во-вторых, изделие по своей технологии должно соответствовать уровню развития детей, чтобы изготовление его не было слишком легким или слишком трудным, чтобы процесс труда не представлял из себя ни бездумной игры, ни бесплодного мученичества, чтобы он был и напряженным и в то же время плодотворным и радостным. Если трудовое задание окажется слишком легким, оно не вызовет необходимого напряжения интеллектуальных и физических сил ребенка, а значит, лишит его возможности эффективного развития, радости созидания, творчества в процессе труд. Напротив, если оно окажется чрезмерно трудным, школьник потеряет веру в свои силы, в успех дела. Это погасит его интерес и творческое настроение, что недопустимо при эстетическом воспитании. В-третьих, объекты труда должны быть разнообразными – таково следующее требование. Дети младшего школьного возраста не любят делать "одно и то же". Только разнообразные и содержательные поделки способны возбуждать и поддерживать интерес к работе. В классах, где уделяется труду значительное внимание, дети, как правило, живо интересуются тем, что они будут делать, с энтузиазмом встречают новое изделие и, наоборот, пассивно и неохотно включаются в работу, если приходится повторять однажды выполненное задание. В-четвертых, все изготовленные на уроках изделия следует применять в практике – в школе или дома. В работе учителей начальных классов встречаются случаи, когда на уроках труда делаются бесполезные вещи. Это результат одностороннего внимания к выработке у учащихся лишь каких-то умений и навыков по выполнению тех или иных операций. Труд для других, для общества активно способствует формированию эстетического отношения к общественной направленности труда, побуждает стремление своей работой принести пользу людям. Наоборот, работа для себя не только лишает труд общественной направленности, но и культивирует эгоистические тенденции в развитии школьников. К сожалению, многие учителя не видят или не придают значения этому различию. Осуществляя систему эстетических воздействий на младших школьников на уроках труда, следует выделить в трудовом процессе и такой этап, как эстетический анализ изделия-образца, т. е. рассмотрение его с точки зрения того, что в нем является предметом нашего эстетического отношения. Задача эстетического анализа – дать развернутую эстетическую оценку изделию в словесной форме. Значение этого этапа не вызывает сомнений: школьник учится четкому выражению своего эстетического суждения о предмете; формулируя свое высказывание, он стремится глубже осмыслить особенности предмета, сущность своего отношения к нему; систематически выражая свое суждение, он активно упражняет свой эстетический вкус; постоянно сравнивая свою оценку с оценкой других, особенно с оценкой учителя, учащийся обогащает свои представления о красоте предметов. Все это, в конечном счете, активно способствует формированию желаемого эстетического идеала у школьника. Кроме того, значение эстетического анализа изделия-образца бесспорно и в другом плане, в плане достижения высокого качества результатов труда: вооружая детей более точным и осмысленным представлением о красоте объекта труда, он делает цель работы более ощутимой и доступной, он укрепляет возникшее стремление к высокому результату труда. При эстетическом анализе следует привлекать внимание школьников к тем особенностям предметов, благодаря которым мы считаем их прекрасными. Какие это особенности? Те, в которых наиболее ярко запечатлелись творческие способности человека-созидателя. "Под красотой, - писал в свое время Горький, - понимается такое сочетание различных материалов, а также звуков, красок, слов, которое придает созданному, сработанному человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству". Эстетический анализ предмета можно успешно провести, если он будет прост и доступен младшим школьникам. Поэтому в начале работы учитель должен привлечь внимание детей к красоте формы, материала, отделки, не вникая в составляющие их компоненты. Только позднее приступить к постепенному их вычленению. Знакомя детей с некоторыми терминами, не нужно требовать от них обязательного оперирования ими, а заботиться о том, чтобы школьники при эстетической оценке предметов не упускали из виду явлений, обозначенных этими терминами. Эстетический анализ может быть различен с точки зрения форм участия в нем школьников. Наиболее эффективным методом обучающего эстетического анализа следует считать беседу с детьми, опирающуюся на максимальную активность учащихся. Беседы можно строить по-разному: или продумывать серию наводящих вопросов и, получая ответы на них, подводить детей к правильному пониманию красоты изделия, или перед школьниками ставить один вопрос: "В чем проявляется красота изделия?" - и, корректируя, дополняя, развивая мысли учащихся, достигать необходимой глубины анализа предмета. Большого внимания заслуживают различные формы самостоятельного и коллективного анализа, которые как правило, многогранно раскрывают красоту предмета. Эстетический анализ модели на уроках труда определенное место, он вполне доступен младшим школьникам и педагогически весьма эффективен. Благодаря эстетическому анализу объекта труда дети, во-первых, приступают к изготовлению очередного изделия с ярким и развернутым представлением своей задачи. Это помогает им не только наметить пути создания красивой вещи, но и на всех этапах создания изделия предъявлять к себе повышенные требования. Во-вторых, систематически вникая в красоту урочных изделий, в красоту отдельных предметов окружающего мира, младшие школьники воспитывают в себе интерес к прекрасному, эстетические вкусы, они развивают себя эстетически. Чтобы достичь хороших результатов в эстетическом воспитании младших школьников, нужно правильно организовывать уроки трудового обучения, с учетом требований по всем рассмотренным направлениям деятельности учителя. Возможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. На трудовых занятиях нужно вырабатывать трудовые навыки и эстетическое отношение к труду. Детям следует предоставить широкую возможность творить – изготовлять изделия, требующие понимания чертежа и правильной разметки материала, качественной обработки его, продуманного монтажа, определенного вкуса при подборе отделочного материала. |