Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема «В.И. Ленин «Государство и революция»» Выполнила студентка

  • Научный руководитель Москва 2022

  • Эссе по работе В.И. Ленина. Савельева Ульяна П21_5 эссе по Ленину. В. И. Ленин Государство и революция


    Скачать 37.06 Kb.
    НазваниеВ. И. Ленин Государство и революция
    АнкорЭссе по работе В.И. Ленина
    Дата18.06.2022
    Размер37.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСавельева Ульяна П21_5 эссе по Ленину.docx
    ТипДокументы
    #602165

    Федеральное государственное образовательное бюджетное

    учреждение высшего образования

    «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Департамент

    Эссе

    Предмет «»
    Тема «В.И. Ленин «Государство и революция»»

    Выполнила студентка:

    Направление подготовки –,

    профиль «

    форма обучения

    Факультет налогов

    Группа
    Научный руководитель

    Москва 2022

    В. И. Ленин – великий стратег, вождь мирового пролетариата, родоначальник марксизма – ленинизма. Его теоретические положения легли в основу построения нового Советского государства, позволили ему преодолеть многие ошибки российской империи. План ГОЭРЛО, введение всеобщего образования и оформление прав рабочих являются одними из наиболее выдающихся достижений периода его руководства. Однако немногие декларативные положения относительно революции показали свою несостоятельность на практике.

    По предположениям, изложенным В. И. Лениным в «Государстве и революции» можно сделать вывод о единственно возможном пути свержения и удержания власти большевиками – насилия. Однако необходимым условием устойчивости результата является классовая трансформация государственного аппарата. Государство на настоящий момент – это классовый орган. В условиях, когда оно выполняет социально значимые функции и не отмирает, оно должно выражать интересы пролетариата. Так обосновывалась необходимость диктатуры пролетариата.

    Борьба ранее угнетаемых классов должна была привести к установлению диктатуры пролетариата. Она должна была сплотить ранее разобщенные угнетаемые классы в стремлении к освобождению и удержанию власти.

    Современные государства представлялись автору машинами для удовлетворения интересов правящего класса и дальнейшего угнетения рабочих и крестьян. Материалистическая теория возникновения государства, а также философия диалектического материализма предполагали постепенное вымирание государства. В дальнейшем, при построении социалистического общества с абсолютным равенством, социальные институты будут выполнять его функции. Государство как политическая единица исчезнет.

    Диктатура пролетариата противопоставлялась буржуазному государству. Идеалом В. И. Ленин считал Парижскою комуну. Так, в ней в полной мере был реализован принцип выборность органов власти и при этом реализовывалось право граждан на ношение оружия. Парламентаризм при этом подвергался суровой критике. Принцип разделения властей по В. И. Ленину является буржуазным.

    В данной работе автор выделил формулу возникновения государства: «государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены». Так, автор развивает и обосновывает марксистский тезис возникновения государства.

    В.И Ленин также дает свое определение и трактовку совбодыОн поддерживает гегелевскую критику Просвещенияно видитчто гегелевский анализ современного мира в конечном счете пытается примирить нас с его бесчеловечностьюВ буржуазном обществеоснованном на наличии частной собственности на средства производства и эксплуатации товара — рабочей силыстолкновение между людьми и между классами порабощает их всех общественными отношенияминад которыми они не властныПод властью неестественных сил — таких как деньгикапитал и государство — люди обречены на бесчеловечную жизньНо та же общественная формация создает материальные условияпозволяющие человечеству освободиться от этих силКогда пролетариат борется против гнета и эксплуатации капиталаон требует признания своей человечности и тем самым открывает всему обществу путь к освобождению от всех форм чуждой социальной властиЛюдиколлективно и индивидуальнобудут сознательно создавать свои социальные формыи в этом был смысл всей истории классовой борьбыКоммунистическая революция приведет к «всеобщему освобождению человечества».

    Коммунизмсвободная ассоциация производителей», выйдет за пределы частной собственности и государстваСвободное развитие каждого человека будет условием свободного развития всех (Коммунистический манифест), тетех общественных производительных силпосредством которых люди создали себяПри всех условияхизменяя природучеловек изменяет свою собственную природу», но теперь это становится сознательным актомсвободным развитием индивидуальностей».Социальные личностикаждый из которых сознательно воплощает в себе всю совокупность достижений историибудут жить в обществедостойном и соответствующем нашей человеческой природе». Противоречие между волей и разумом будет преодолено не в философской системеа в революции.

    В целом партиивходившие в Интернационалбыли равнодушны к философииа марксизм мыслился главным образом как «экономическое учение». Точто там обсуждалось о философииприняло форму расплывчатого утверждениячто «материя предшествует сознанию», грубого атеизма и некоего «экономического детерминизма». Даже Карл Каутскийтеоретический лидер Интернационаламог предложить по философским вопросам лишь «материалистическую концепцию истории». Русские были исключениеми Плеханов был одним из немногихкто внес свой вклад в философские вопросыВ 1891 году в его статье «К 60-летию со дня смерти Гегеля» впервые был введен термин «диалектический материализм», и в Интернационале стало модным повторять егокак будто он представлял идеи Маркса.

    Субъективность была выдавлена из марксового описания общества, представленного как «объективное объяснение истории», а деятельность революционеров казалась лишенной объективной основы. Опираясь на это противопоставление воли и сознания, теоретики II Интернационала, в том числе Ленин, исключали возможность центральной идеи Маркса: «всеобщее освобождение человека». Тем самым они отгораживались от марксовой концепции социальной практики, деятельности одновременно субъективной и объективной, сочетающей волю, интеллект и воображение, важнейшим примером которой является революция.

    После поражения революции 1905 года в России большевистская фракция раздиралась острыми философскими баталиями. Богданов, лидер ленинской «большевистской» фракции с самого начала, много писал по философским вопросам, опираясь на идеи философов науки Маха и Авенариуса. Ленин соглашался, что подобные вопросы не входят в сферу компетенции фракции. Затем Плеханов в своей книге «Materialismus militans» выступил с нападками на махизм и его оппозицию «диалектическому материализму», обвинив ленинскую фракцию в «субъективизме». В 1908 году Ленин ответил материализмом и эмпириокритицизмом, своей собственной параллельной атакой на Богданова и его единомышленников, защищая то, что он понимал под материализмом.

    Противопоставление Энгельсом гегелевского «метода» и его «системы» приводит Ленина к мысли, что Маркс «применил» гегелевский «диалектический метод», и это впоследствии многих ввело в заблуждение. Метод Гегеля не существует вне всего его социально-исторического мировоззрения, готового к «приложению» к какой-либо другой проблеме. Вместо этого Маркс превращает его в свою прямую противоположность, как он утверждает в «Послесловии» ко второму изданию «Капитала». Даже когда Маркс пользуется теми же категориями, что и Гегель, — количеством, качеством, действительностью и т. д., — они имеют совершенно иное значение. У Гегеля это этапы развития духа, а у Маркса — моменты его коммунистической критики буржуазной философии в целом. Только в свете марксовой критики Гегеля, неотделимой от его идеи коммунизма, можно увидеть действительное значение работы Гегеля для понимания Маркса.

    Нет сомнений в том, что все крупные работы Ленина в 1915–1917 годах несут на себе следы его исследований Гегеля. «Империализм», «Апрельские тезисы» и «Государство и революция» — все они знаменуют коренные отступления от идей Каутского и Второго Интернационала. Тем не менее в подходе Ленина к Гегелю он так и не смог уловить центральное понятие свободы. Начиная с середины 1918 г., отчаянная борьба за выживание изолированной революции отбрасывала назад мышление всех, кто в ней участвовал. В заявлениях вновь образованного Коммунистического Интернационала можно найти лишь самые грубые философские идеи.

    Рассуждая над проблемами свободы и деспотического царизма, первые годы Советского союза показали их сходство. Полевые суды и расстрел несогласных с режимом, цензура и борьба с интеллигенцией – оба режима были достаточно жестоки. Некоторые проблемы царской России усугубились. Например, экономическое развитие. В условиях военного коммунизма государство стало посредником между продавцом и покупателем, что не могло не тормозить развитие экономики. По одной из версий. Перед смертью В.И. Ленин признал его несостоятельность и настаивал на продлении НЭПа.

    Неоднозначны теоретические воззрения В. И. Ленина на отношения с интеллигенцией. «Изгнание активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции есть первое предупреждение Советской власти для этих слоев», — сообщалось в главной советской газете «Правда» в конце августа 1922 года. Через пару месяцев позже от берегов СССР отошли два немецких корабля «Обербургомистр Хакен» и «Прейссен» с влиятельными русскими мыслителями на борту.В целом более 160 человек, включая членов семей, были вынуждены покинуть страну. Среди них были профессора, врачи, учителя, экономисты, писатели, политические и религиозные деятели. Всех их объединяло одно: они выступали против советской власти. Им не разрешалось брать с собой много: две пары нижнего белья, носки, туфли, куртку, брюки, пальто и шапку. Вот оно. Деньги и драгоценности не допускались — все ценности, включая облигации, были конфискованы. Среди высланных были видные русские общественные мыслители и ученые. Самым известным из них был Питирим Сорокин, один из основоположников современной социологии. Во время русской революции он поддерживал соперников большевиков, но позже дистанцировался от политической жизни.

    Причины, по которым советская власть выслала такое количество интеллигенции, были связаны с государственным образовательным мировоззрением. В 1921 г. большевики обуздали автономию университетов, понимая значение образования для построения нового, социалистического общества и желая ужесточить контроль над учебными центрами. В целом новая власть уделяла много внимания образованию, активно боролась с неграмотностью и расходовала высшее образование. Однако университетская реформа вызвала недовольство, спровоцировавшее волну так называемых «профессорских забастовок».Однако были и другие соображения. Многие интеллектуалы были религиозными мыслителями, и, по мнению ее лидеров, им не было места в социалистической России. Это становится очевидным, если взглянуть на статью Ленина от марта 1922 года, подготовившую акцию «Философского парохода». Он называется «О значении воинствующего материализма».

    В своей статье Ленин связывает религию и современные философские немарксистские течения с классовой позицией буржуазии, заклятого врага нового русского пролетарского государства. Для Ленина религиозные мыслители и сторонники современных философских подходов были «идеологическими рабами буржуазии», так или иначе стремившимися к реставрации в России старого, капиталистического строя. Многие считали, что буржуазия манипулирует массами, используя реакционные, в основном религиозные идеи, поэтому Советы были вынуждены расправиться с теми, кто несет ответственность за такую ​​идеологию.

    Однако есть и другое измерение проблемы. Как отмечал в своей книге «Распад СССР» общественный мыслитель Сергей Кара-Мурза, большевики построили патерналистское идеократическое государство, основанное на общей идее справедливости. Идеология играла центральную роль в этой системе. Таким образом, большевики не могли терпеть конкурентов в понимании идей.

    Интеллектуальное наследие Ленина как теоретика-марксиста включало в себя убеждение, что экспансия коммунизма в остальной мир будет достигнута посредством национально-освободительной борьбы, начинающейся не с рабочего класса элиты наций Европы, а посредством реформированного взгляда на угнетенный класс, который может включают интеллигенцию, рабочих и крестьян. В случае с Россией в нее также входили солдаты, утомленные ошеломляющими потерями, вызванными участием России в Первой мировой войне. Ленин также выдвигал необходимость «революционного авангарда», утверждая, что рабочий класс никогда не сможет достичь пролетарского сознания сам по себе. Ленин также разработал теорию империализма, которая предлагала распространять коммунизм в развивающемся мире, чтобы окружить Запад. Он учил, что можно создать коммунистическое государство в аграрной экономике, минуя стадию капитализма при господстве буржуазии. О том, в какой степени Ленин был и философом, и структурным архитектором советской системы, свидетельствует тот факт, что государственную идеологию часто называют марксизмом-ленинизмом.

    Ленин защищал экономические теории Маркса, в частности марксову теорию прибавочной стоимости. Теория прибавочной стоимости Маркса утверждала, что вся прибыль возникает за счет обеспечения выживания рабочих или необходимой заработной платы, а не реальной заработной платы, в то время как машины не могут приносить прибыль; следовательно, по мере того, как роль машин становилась все более важной для современного индустриального государства, вступали в силу три экономических закона: во-первых, централизация капитала, поскольку все меньше отраслей могли позволить себе все более совершенные машины, повышающие производительность и снижающие стоимость товаров, многие из которых станет банкротом; во-вторых, Маркс предвидел, что увеличение количества машин и уменьшение потребности в рабочих приведет, исходя из его аксиомы, к уменьшению прибыли; в-третьих, закрытие заводов и увольнение рабочих приведет к росту бедности. Маркс утверждал, что сочетание этих изменчивых элементов приведет к недовольству, возмущению и революции. Однако преемники Маркса и Энгельса, такие как Эдуард Бернштейн, в своей книге «Эволюционный социализм» (1895 г.) пришли к выводу, что, хотя намерения Маркса были благородными, его экономические теории и прогнозы были ошибочными. Бернштейн также пришел к выводу, что анализ Марксом истории как истории революции и его интерпретация диалектики были ошибочными. Бернштейн утверждал, что вместо того, чтобы работать на революцию, социалисты должны стремиться к переменам посредством демократического процесса и избирательных урн. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) противопоставила Бернштейну. Ленин утверждал, что Маркс не ошибается, а скорее капиталисты нашли новый способ выжить и процветать: экспортируя и финансируя свою продукцию в своих политических и экономических колониях в менее развитых странах. Взимая непомерные цены и высокие процентные ставки, капиталист проник в богатые природные ресурсы Африки, Латинской Америки и Азии. С этим новым богатством стало возможным подкупать рабочих развитых стран более высокой заработной платой, и, таким образом, у рабочих не было аппетита к революции. Ленин утверждает, что есть только один способ остановить империализм, новую разновидность капитализма, — это перекрыть им рынки сбыта в их колониях.

    Также он также утверждал, что можно было бы немедленно перейти от феодализма к социализму и обойти капиталистическую стадию социального и политического развития. Это было коренным противоречием с пониманием Марксом класса пролетариев. Бернар-Анри Леви указывает на это в своей критике гегелевской философии права. Введение Маркс разъяснил, что рабочий класс не является синонимом пролетариата. Пролетарское сознание и пролетарская идентичность были выкованы посредством капиталистического гнета и сопутствующего ему пробуждения рабочего класса, которое привело к тому, что рабочий класс стал пролетариатом. Однако Ленин утверждал, что элитный революционный авангард, частью которого он был, сможет привить рабочему классу пролетарские ценности и идентичность через свое руководство и с помощью таких средств, как создание газеты, которая будет обращаться к рабочему классу.

    В книге «Государство и революция» Ленин бросил вызов своим марксистским соратникам, которые утверждали, что после коммунистической революции социалистическое государство должно управляться демократическим путем. Ленин утверждал и демонстрировал в трудах Маркса и Энгельса, что вместо этого им должна была бы руководить «диктатура пролетариата». В противном случае она рисковала вернуться к капитализму. Главный аргумент неправоты данного тезиса – длительное существование НЭПа.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Государство и революция / Владимир Ильич Ленин. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 512 с. —(Эксклюзив: Русская классика)

    2. Ленин, В. И. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55 томах (комплект) / В.И. Ленин. - М.: Издательство политической литературы, 1980. - 570 c.

    3. Волобуев П. В. Политические деятели России / П.В. Волобуев. - М.: Политиздат, 1993.

    4. Пономарев Б.Н., Волков И.М. История Коммунистической партии Советского союза / Б.Н. Пономарев, И.М. Волков. - М.: Политиздат, 1974. - 58 с.

    5. Троцкий Л. К истории русской революции / Л. Троицкий. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 85 с.

    6. Щукин А.Н. Знаменитые Россияне / А.Н. Щукин. - М.: Просвещение, 1996. - 67 с.


    написать администратору сайта