Главная страница
Навигация по странице:

  • Ступень индивидуализации

  • Периодизация развития личности

  • 1-й период. Стихийный эгоцентризм

  • 2-й период

  • 3-й период. Активное самообразование, формирование инфраструктуры общения, формирование отношения к информации и ребенку как феномену.

  • 4-й период . Переосмысление истоков бытия, осознания природы родства в широком смысле, гражданственности. Потребность в устойчивом овладении перспективой жизни.

  • 5-й период . «Огранка кристалла личности». Обретение себя в основных нравственных ценностях. Ощущение долга. Требование продукта жизни.

  • 6-й период . Реализация полученного «кристалла» в конкретных фактах бытия.

  • 7-й период . Кризис системы ценностей, разводящий мужчин и женщин по разные стороны активности.

  • 8-й период . Кризис соответствия реального положения дел исходному потенциалу личности.

  • . Проявление полноты жизненного опыта.

  • 11-й период . Возраст мемуаров.

  • Возрастные периодизации. В. И. Слободчиков категория возраста в психологии и педагогике развития


    Скачать 135.5 Kb.
    НазваниеВ. И. Слободчиков категория возраста в психологии и педагогике развития
    АнкорВозрастные периодизации
    Дата15.12.2022
    Размер135.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВозрастные периодизации.doc
    ТипДокументы
    #847228
    страница2 из 2
    1   2

    Ступень оживления. Начало ступени, собственно рождение ребенка, кризисно столь житейски очевидно, что, казалось бы, и не требует специальной аргументации. Но для нас в данном случае важна психологическая интерпретация множества медико-биологических описаний возможных состояний появившегося на свет человека, так как только при такой интерпретации возможно выстроить осмысленную деятельность взрослого в этой ситуации. Родовой кризис обнаруживается сразу же как острое жизненное противоречие между пренатальной формой витального единства матери и ребенка (психобиологический симбиоз) и тотальным разрывом множества биохимических, физиологических, структурно-органических и др. связей между ними; разрывом, приведшим к образованию теперь уже двух отдельных форм индивидуальной жизни. Поэтому, чтобы возникшее противоречие не разрешилось гибельным для ребенка образом, данный разрыв и противостояние двух индивидуумов должен быть преодолен практически – как совместное простраивание новой формы со=бытийности в новых условиях существования, когда отсутствуют средства «автоматического» (органического) всеобеспечения жизни ребенка (такие средства были у беременной). В родовом кризисе происходит включение целого ряда органических систем, имеющих биогенетическую природу, но еще недостаточно соотнесенных, не скоординированных необратимо друг с  другом. Соответственно, чтобы новая форма совместного бытия – как способ выхода из кризисной ситуации – начала складываться, должна существенно измениться общая установка взрослого на ребенка: не столько общедиффузная расположенность и приязнь к нему, сколько действенная стратегия отношения к нему как к целому. Взрослый так и относится, всегда реализуя вполне определенную, культурно заданную программу ухода за ребенком (включая сюда и народные традиции, и консультации патронажных сестер). Именно в рамках данной программы и происходит конструктивное преобразование пластичной органики новорожденного на следующей стадии развития – стадии принятия.

    Новорожденность. Есть серьезные основания, в противовес взглядам Выготского, данную стадию выделять в качестве самостоятельной и стабильной. Здесь происходит отлаживание и совершенствование уже включенных (но всегда культуросообразных) органических систем, их поддержка. Но главное – осуществляется интенсивная их координация также по особой программе (режим питания, сна и др.), осуществляется формирование новых реакций и схем поведения (например, реакция на влажность, холод и др.), преодоление некоторых врожденных реакций (пеленание – как способ преодоления эмбрионального поведения). Действия взрослого в этих условиях никогда не реактивны, а конструктивны, и потому в каждый отдельный момент времени избыточны относительно реальных возможностей, состояний, реакций новорожденного. Принципиально  важно, что только внутри такой программы возможно наше понимание состояний ребенка, их адекватное прочитывание. Мы понимает самой этой программой, мы понимает тем, что делаем, а не тем, что думает о <…> Программа ухода за ребенком (не в медицинском, а в психологическом самые) на данной стадии есть язык новой формы со=бытия ребенка и взрослого.

    Врожденная пластичность человеческой телесности (как одна из предпосылок к универсальному развитию) позволяет ребенку уподобляться, идентифицироваться вплоть до импринтинга с программой организации его жизнедеятельности, со способами вхождения взрослого в со=бытие, что приводит к становлению целостных, теперь уже организменных, образований, в частности к многочисленным видам сосредоточения. В народной педагогике издревле использовались особые средства формирования подобных сосредоточений (соска, люлька, яркие игрушки, колыбельные песни и др.), так как именно сосредоточение оказывается первой телесно-поведенческой формой самостоятельности ребенка и его обособленности от жизнедеятельности взрослого. Таким образом, в стадии новородженности осуществляется первичный организменный синтез в виде относительно упорядоченной группы соматических функциональных органов, становящихся впоследствии основой собственно органов чувств, передвижения, органов отношения и общения. Этот первичный синтез находит свое прямое выражение в так называемом комплексе оживления, который оказывается ярким симптомом критической стадии следующего периода.

    Кризис новорожденности. Комплекс оживления – это именно комплекс достаточно сложных и специфичных форм телесного поведения (мимического, звукового, двигательного и др.), который обеспечивает новые типы связей и отношений, никак не вытекающие ни из первичной (пренатальной) формы витального единства, ни из разрыва симбиоза в родовом кризисе. Это новая форма, экспериментально построенная совместными усилиями взрослого и ребенка и экспериментально же закрепленная как самостная (симптоматично, что после широкого ознакомления молодых родителей с ценностью «комплекса оживления» в нормальном развитии последний стал чаще и раньше наблюдаться у новорожденных). По данным многочисленных отечественных и зарубежных исследований, на границе второго и третьего месяца наблюдаются специфические социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении его психической жизни: появление улыбки (была гримаса), плача (был крик), прислушивания к звукам речи и гуление в ее паузах и др.

    Фундаментальное противоречие, которое складывается к концу периода становления и ищет пути решения в кризисе развития,  это, по Выготскому, противоречие между максимальной социальностью ребенка и его минимальными возможностями реализовать собственно социальные связи и отношения. Во многих культурах это противоречие просто не возникает (или легко снимается) тотальным соприсутствием взрослого и ребенка в общем для них жизненном пространстве (длительное кормление грудью, ношение на руках или за спиной и др.). Однако в европейской традиции существует особая форма совместности взрослого и ребенка (не всегда, впрочем, осознаваемая). Это «уход-приход», как привация и депривация первой фундаментальной потребности ребенка в постоянном пребывании, соприсутствии другого. Культура чувственно-эмоциональных разрывов и единений в событийности (типа: сон=бодрствование, голод=сытость, взятие и невзятие на руки и др.) образует то пространство, где выращиваются и реализуются новые средства утверждения и подтверждения самости ребенка. Вначале таким всеобщим средством оказывается сам близкий взрослый (его лицо, речь, ответные действия), позже – его предметные заместители. В этом смысле программа «ухода-прихода» развивает кризис ранее сложившейся со=бытийности в направлении его продуктивного разрешения как обнаружение и подтверждение самобытности формы жизнедеятельности, имеющей свой источник и своего носителя, к которому возможно личное обращение. По своим основным процессам критическая стадия в самом общем виде расслаивается так, что программа действий взрослого ориентирована на обособление (уход, невзятие на руки, нереагирование на плач, прямой запрет, замещение и др.), в то время как программа поведения ребенка ориентирована на отождествление (улыбка, плач, гуление, поза, двигательное возбуждение). Складывающиеся в этих процессах телесно-поведенческие коммуникативные средства (со стороны ребенка) и предметные воплощения (со стороны взрослого) ложатся в основу будущих дифференцированных двигательно-поведенческих систем – речи, акта хватания, предметных действий, ходьбы – как действительно социальных средств для подлинного, теперь уже глубинного психологического единства двух близких существ.

    Младенчество. На этой стадии взрослый, продолжая оставаться смысловым, эмоциональным, ценностным, прагматичным центром всех жизненных ситуаций ребенка, все более обретает статус партнера по эмоционально насыщенному сотрудничеству (М.И.Лисина). К середине первого года жизни комплекс оживления как целостная идентификационная структура, как сложная потребность практически «разрушается». Прежде всего за счет интенсивного формирования заместительной функции предмета; наблюдается своеобразная «ненасытность» ребенка в предметных манипуляциях. Предмет все более становится посредником (еще не средством) между ребенком и взрослым, становится поводом к практическому и игровому взаимодействию между ними. Эти взаимодействия еще долго не отвечают структуре и функциям самого предмета (см.: А.Валлон, 1967). Отмечается также, что прямой эмоциональный симбиоз, вне содержания какого-либо практического взаимодействия, все чаще отвергается ребенком.

    Богатый двигательный репертуар, сенсомоторная координация, личная адресованность действий ребенка, требование практического взаимодействия, телесно-поведенческая обособленность в конце первого года жизни столь значительны, что позволяют взрослому видеть все проявления ребенка как непрерывную, разворачивающуюся во времени целевую программу его поведения. Эта новая программа обнаруживается как новая, достаточно субъективированная речь ребенка, но речь «отелесненная», как «говорящее бытие», легко читаемое и взрослым, и ребенком. Говоря словами Маркса, это и есть язык реальной жизни как система скоординированных действий, состояний, схем поведения участников со=бытия; это есть также и их со=знание, которое вплетено в язык реальной жизни. Кардинальное приобретение всей ступени развития – это подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, сознательных измерениях; тот уровень телесной организации, который оказывается фундаментом двух эпохальных способностей человека: словесной речи и прямохождения. Характер субъективности ребенка обнаруживается здесь как телесно-чувственная достоверность  мира и как практическая неопровержимость мироощущения и самоощущения, в основе которых лежит именно практическое сознание, которое телесно (не организменно, а функционально) и предметно воплощено в со=бытии. Такое сознание еще внесубъектно, так как индивидуализированного субъекта пока нет оно – со=знание, не принадлежащее отдельному индивиду, но и не отторжимое от него; оно действительно вплетено в реальное со=бытие как сознание-запечатление, как «вторая природа», в которую психологи пытаются пробиться с помощью психоанализа и прожективной техники.

    Схематическое описание первой ступени имело своей целью демонстрацию возможного способа упорядочивания существующей фактологии развития психосоматической реальности в младенчестве; очевидно, что можно не только детализировать подобное описание, но и поставить ряд задач для целенаправленного поиска недостающих данных. Характеристики других ступеней будут даны в предельно краткой форме.

    Ступень одушевления. Способность самостоятельного передвижения и постижения своего «я» (в речевом общении) есть в высшей степени важный момент в духовном развитии ребенка. Множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий, которые начинают лавинообразно складываться с началом кризиса первого года жизни, приводят к своеобразному одушевлению жизнедеятельности ребенка (как психосоциальной реальности его бытия), феноменально выражаемого в непререкаемом: «Я сам!» (в кризисе трех лет). В соответствии со знаменитой формулой: «Душа – это субъект без предикатов», поведение ребенка все более освобождается от ритуализированных форм совместности со взрослым и семейно-статусных предписаний (как предикатов). Его субъектность обнаруживается (и для себя, и для других) как подлинная самость: в целостности «я» с устойчивым миропредставлением и собственным действием.

    Ступень персонализации. С кризиса 6-7 лет ребенок становится точкой средоточения различных общностей в социокультурной сфере бытия и обособления от них. Начинается процесс уточнения границ самотождественности внутри со=бытия с другими; процесс бурного осознания своих желаний, целей, способностей и личных качеств (наиболее обострен этот процесс в подростковом кризисе). Позиционно распределенная учебная деятельность в отрочестве образует способность к внутренней рефлексии, способность отличения себя от не-себя внутри самого себя (Я – не/я»). Формулой субъектности на данной ступени может быть: «Я лично!»; она наиболее характерна для юношеского возраста, когда преодолеваются социально-ролевые ожидания сверстников и старших; а ее образом может послужить герой фильма П.Арсенова «И тогда я сказал: «Нет!»».

    Ступень индивидуализации. Этот момент в духовном развитии человека связан с поиском своей укорененности в мире, с выработкой собственного мировоззрения, со становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного способа жизни (кризис юности: «В чем смысл моей жизни?»). Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «не-я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. В духовно-практической сфере бытия, которая и является коррелятором ступени индивидуализации, формулой субъектости может быть: «Я аутотентичен!», или, говоря словами М.Лютера: «На том стою, и не могу иначе!».

    Ступень универсализации. Кризис взрослости, с которого начинается данная ступень,  это кризис самости в ее родовой, культурной и исторической определенности. Здесь впервые открывается потенциальная эквивалентность человека Миру, что позволяет ему выйти за пределы сколько угодно развитой индивидуальности как таковой и войти в область общечеловеческих жизненных смыслов как «в свое другое» («Я – Ты»). Со=бытие как видимая форма единства со многими другими уходит внутрь, становится эзотеричной,  приобретая подлинно личный (уникальный, единственный в своем роде) характер: целостность, объемность, глубину и суверенность. Зрелость как всеобщая форма со=бытийности человека и его мира в целом и как предельная ответственность его за этот мир выводит человека за пределы мерного и пограничного в сферу подлинно вселенского и универсального со=бытия, о котором апостол Павел мог сказать: «И уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал. 2, 20).

    Конечно, представленный материал – это лишь призыв к размышлению о смысле и цели жизненного пути человека, но в то же время это и первый шаг в сторону построения практико-ориентированной психологии и науко-ориентированной педагогики, могущих стать основой проектирования и реализации действительно развивающих систем образования.
    2. Изучите фрагмент периодизации развития личности (по Андрэ Жандру). Если опираться на данный подход, какие образовательные проблемы вы предложили бы решать на каждом из выделенных этапов, начиная с 18 и до 70 лет?
    Периодизация развития личности
    (фрагмент по Андрэ Жандру)  
    0-21 год – детство;
    22-27 лет – годы странствий;
    28-37 лет – юность;
    38-55 лет – молодость;
    56-83 года – зрелость;
    с 84 лет и далее – старость.

    1-й период. Стихийный эгоцентризм.  
    15 – открытие самости миру;
    16 – проявление душевности;
    17 – поиск призвания;

    18 – кризис обособления и первичного переосмысления при столкновении с жизненными обстоятельствами;
    19 – обретение первичного социального статуса.  

    2-й период (первичной материализации). Гендерная дифференциация в эмоциях, представлениях и социальных ценностях, материальных атрибутах.
    20 – потребность в выборе, поиске и проявлении инициатив;
    21 – проявление дуальности во взглядах (за - против), начало становления этических и эстетических критериев, первое обращение к смыслам и вере;
    22 – атрибутивное изменение жизненных декораций;
    23 – оформление психотипического портрета личности, выбор между интеллектуальным и физическим в профессии и жизни;
    24 – волевое усилие в преодолении хаоса; выбор в направлении изменения социального статуса.  

    3-й период. Активное самообразование, формирование инфраструктуры общения, формирование отношения к информации и ребенку как феномену.
    25 – обострение чувственности;
    26 – проявление способности к различению физиологического и духовного;
    27 – кризис осознания одиночества в мире;
    28 – проявление убежденности и проявление ее в характере;
    29 – социальное декларирование нравственных убеждений, синхронизация сознания с чувством души.    

    4-й период. Переосмысление истоков бытия, осознания природы родства в широком смысле, гражданственности. Потребность в устойчивом овладении перспективой жизни.
    30 – пробуждение чувства уходящего детства;
    31 – «разбегание путей», проявление полноты индивидуальности;
    32 – упорядочивание системы чувств, понимание различия: эмоция – чувство;
    33 – обретение права и опыта изложения своих взглядов; осознанное принятие одиночества;  
    34 – приобретение основ состоятельности в социальном статусе;    

        5-й период. «Огранка кристалла личности».    Обретение себя в основных нравственных ценностях. Ощущение долга. Требование продукта жизни.
    35 – формирование собственных принципов, организация поступков;
    36 – самопосвящение;
    37 – сочетание интеллекта и духовности;
    38 – потребность в новом общении и информации, вступление во вторую гормональную эпоху;
    39 – закрепление социального статуса и личностной позиции по отношению к обществу и государству.

    6-й период. Реализация полученного «кристалла» в конкретных фактах бытия.
    40-41 – воспроизводство тенденции 24-го года;
    42 – овеществление личностного качества в материальных результатах;
    43 – окончательное обращение к определенной сфере профессиональных интересов;
    44 – суммарный итог в преобразовании социального статуса.    

    7-й период. Кризис системы ценностей, разводящий мужчин и женщин по разные стороны активности.
    45-49 – «пунктирное» заявление своих жизненных позиций; градация их приемлемости для окружающих; возникновение идеи школы и подвижников, формирование собственного направления в обучении других.    

       8-й период. Кризис соответствия реального положения дел исходному потенциалу личности.
    50-54 – итоговое ускорение предыдущих процессов.  

    9-й период. Проявление полноты жизненного опыта.
    55-59 – демонстрация зрелости как нравственной категории.    

    10-й период. Переориентация энергии на воспреемников.
      60-64 – воплощение идеи школы и подвижников.  

    11-й период. Возраст мемуаров.
    65-69 – способность к реальному видению дел. 
    1   2


    написать администратору сайта