Главная страница
Навигация по странице:

  • «Кольский научный центр Российской академии наук»

  • Выполнил(а): аспирант Кругляк Е.А. Проверил

  • Апатиты 2022

  • В.И. Вернадский. Научное мировоззрение и картины мира. Кругляк Е. А. Реферат по философии (3). В. И. Вернадский. Научное мировоззрение и картины мира


    Скачать 51.21 Kb.
    НазваниеВ. И. Вернадский. Научное мировоззрение и картины мира
    АнкорВ.И. Вернадский. Научное мировоззрение и картины мира
    Дата20.04.2023
    Размер51.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКругляк Е. А. Реферат по философии (3).docx
    ТипКонтрольная работа
    #1077051


    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ и высшего ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ Учреждение науки

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

    «Кольский научный центр Российской академии наук»

    (ФИЦ КНЦ РАН)


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    По дисциплине: «История и философия науки»
    Тема: «В.И. Вернадский. Научное мировоззрение и картины мира»



    Выполнил(а):

    аспирант Кругляк Е.А.


    Проверил:

    профессор, д.ф.н. Мачкарина О.Д.


    Апатиты

    2022

    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………… 3

    Глава 1. Краткая биография В. И. Вернадского и его вклад в науку……….. 6

    Глава 2. Научное мировоззрение и картины мира В. И. Вернадского…….... 10

    Глава 3. Естественнонаучная картина В. И. Вернадского…………………… 17

    Заключение……………………………………………………………………… 21

    Список использованной литературы………………………………………….. 22


    Введение

    "…Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его- открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной и отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни"1 (А. Е. Ферсман)

    В марте 2023 года исполнится 160 лет со дня рождения В.И. Вернадского - выдающегося ученого-естествоиспытателя, организатора и историка науки;

    - основателя целой науки биогеохимии. На её основе им была открыта первая в мире биогеохимическая лаборатория (в настоящее время Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН);

    - основоположника геохимии;

    - автора термина и новой науки – ядерной геологии (радиогеологии), открытой им в 1935 году.

    - создателя целого философского направления космизма – теории о рождении и эволюции Вселенной;

    - крупнейшего ученого, как минимум, еще в 12 отраслях науки (кристаллографии, геологии, радиогеологии, метеоритики, палеонтологии, почвоведении, биогеохимии, минералогии, геохимии, биологии, а также философии и истории);

    -основателя учения о био- и ноосфере

    Вернадский всегда проявлял не меньший интерес и к литературе, изобразительному искусству, музыке. Искусство, по его мнению, это способ, с помощью которого предоставляется возможность глубже познать природу, человека и космос. Интерес к познанию окружающего мира ученый сохранил до глубокой старости.

    Невозможно переоценить его вклад в науку, философию, литературу. А тот интерес, который вызывают его работы, не угасает до сих пор. Поэтому, этого великого ученого можно смело причислить к гениям. И недаром его научные достижения сравнивают с наработками Исаака Ньютона, Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна, так как слишком грандиозны были открытия Владимира Вернадского (1863-1945) для всего человечества.

    К его имени можно приложить эти строки: „Талант похож на стрелка, попадающего в цель, недостижимую для других, а гений- на стрелка, попадающего в цель, попросту невидимую для других.“2(Артур Шопенгауэр, немецкий философ). Ведь талант попадёт в цели, в которые никто попасть не может, а гений – в цели, которые никто не видит.

    И действительно, Вернадский предвидел многие события, например, он в начале ХХ века утверждал, что начинается необычайный подъем науки, настоящая революция, имеющая очень важные последствия для всего человечества. И был прав. Ещё пример: задолго до второй мировой войны он предупреждал о возможности использования атомной энергии для военных целей и писал о великой ответственности ученых перед обществом. Он предостерегал человечество от опасности самоистребления. В те годы даже физики не верили всерьез в создание атомного оружия. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв в своей речи в Кремле, произнесенной в 16 февраля 1987г. на встрече с участниками Международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества», сказал: «Великий наш учёный Владимир Иванович Вернадский ещё в 1922 году предупреждал: «недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет… Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? Учёные не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества». Вдумайтесь в эти слова. Раньше человеческая мысль безоглядно стремилась к тому, чтобы подчинить силы природы. Теперь вторжение в природу без предварительного учёта всех последствий может превратить её в смертельного врага человечества»3. И это далеко не всё, что предвидел учёный…

    В. В. Щербина подсчитал: из четырехсот шестнадцати опубликованных (при жизни) трудов Вернадского посвящено сто минералогии, семьдесят биогеохимии, пятьдесят геохимии, сорок три истории науки, тридцать семь организационным вопросам, двадцать девять кристаллографии, двадцать один радиогеологии, четырнадцать почвоведению, остальные - разным проблемам науки, истории и т. д. Но список не полон. Отдельно можно выделить труды по биологии, проблемам времени и симметрии (выходящим далеко за пределы наук о Земле), общей геологии, учению о полезных ископаемых... И даже это не все. В некоторых работах он затрагивал философские проблемы познания, реальности бытия, вечности жизни. Наконец, он исследовал историю человечества, причем с особых позиций, с точки зрения геолога, геохимика. Он автор более 700 научных трудов.

    Деятельность Вернадского была так же представлена и в ряде очерков, монографий, и других источников, которые были опубликованы уже после его смерти, часто с большими искажениями. Исходя из этого, можно подчеркнуть, что на данном этапе ещё не известны все аспекты его деятельности и их влияние на современный мир. В связи с этим изучение биографии и деятельности Вернадского является актуальным для изучения становления современной науки.
    Глава 1. Краткая биография В. И. Вернадского и его вклад в науку

    При изучении большого количества источников, мне стало ясно, что охватить всю богатую биографию великого учёного, его творчество и вклад в науку на нескольких страницах, в полной мере, невозможно. Поэтому, здесь будут представлены наиболее яркие, на мой взгляд, события из жизни В. И. Вернадского.

    «Моя цель- познание всего, что возможно человеку в настоящее время сообразно его силам (и специально моим) и времени. Я хочу, однако, увеличить хоть отчасти запас сведений, улучшить хоть немного состояние человека…Задача человека заключается в доставлении наивозможно большей пользы окружающим»4. Так, в своём дневнике, который он вёл всю свою жизнь, писал Владимир Вернадский. Как мне кажется, ему удалось добиться своей цели.

    В. И. Вернадский родился 28 февраля (12 марта) 1863 года в городе Санкт-Петербурге. Детские годы его прошли на Украине, где он поступил в гимназию и обучался до 1876 года. Владимир многие часы проводил за книгами, читая их без особого разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. Большое впечатление произвели на него географические книги, описания путешествий и великих явлений природы.

    На формирование личности Вернадского сильно повлиял его двоюродный дядя – Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е.М. Короленко сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество. «Способность выделять необычное в обычном, удивляться и сознавать ограниченность своих знаний – подобные качества приобрел В.И. Вернадский в детстве в немалой степени благодаря Е.М. Короленко. Который побуждал в нем чувство благоговения перед окружающим миром, будил его фантазию, а также дал еще одно качество, необходимое настоящему ученому- умение сомневаться, и не поддаваться слепо влиянию авторитетов и общепринятых истин» … Через шесть лет после смерти Е. М. Короленко Вернадский вспомнит о нем в своем письме к жене: "Мне иногда кажется, что не только за себя, но и за него я должен работать, что не только моя, но и его жизнь останется даром прожитой, если я ничего не сделаю"5.

    Петербургская классическая гимназия, где с 3 класса учился Володя, была одной из лучших в России. В ней хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский сам изучил несколько европейских языков. Позже он поступил в Петербургский Университет на физико-математический факультет, где среди профессоров работали светила русской науки: Менделеев, Сеченов, Бекетов, Бутлеров. По-видимому, благодаря лекциям Д. И. Менделеева, у Вернадского зародились первые мысли об особенностях химии планеты и её отличии от лабораторной химии, и космической химии. Мысли эти были новыми для того времени и достигли расцвета лишь в нашем веке (геохимия и космохимия).

    Обучаясь в университете, юноша увлекся наукой о минералах. Во время учебы он путешествовал и изучал природу вместе со своим наставником В. В. Докучаевым. Профессор привил ему тягу к знаниям в области кристаллографии и минералогии. И уже через несколько лет Владимир опубликовал свои первые научные работы. Это был период в биографии Вернадского, когда он начал применять неординарный научный подход. Ученый рассматривал природные явления не только с практической, но и с философской точки зрения. А беседы с Докучаевым помогли ему прийти позднее к понятию «живое вещество» и к убеждению, что человек никакой не «царь Природы», а всего лишь часть огромной Вселенной, к тому же безумно и бездумно расшатывающий биосферу доверенной его разуму планетой Земля.

    Владимир Иванович успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1885 году и В. В. Докучаев предложил молодому человеку принять участие в организации музея при университете. Затем он занял должность доцента Московского университета. Работая на этом месте, ученый много ездит, работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию, становится профессором Московского университета. В 1906 году его избирают членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным академиком.

    Будучи гуманистом, Вернадский сознательно посвятил часть своей жизни помощи людям, он искренне желал создать лучшие условия жизни для населения. Вернадский открыл в тяжёлые для родины годы бесплатные столовые для бедноты и ходатайствовал о доступности образования. Благодаря Владимиру Ивановичу были открыты школы и больницы в небольших населенных пунктах, организованы библиотеки. Вплоть до 1919 года ученый состоял в партии кадетов, выступал за ограничение монархической власти, отмену смертной казни и автономию университетов. C 1917 по 1921 год работает в Украине, основывает Украинскую Академию наук. В 1921 году он основал Радиевый завод в Москве. C 1922 по 1926 год работает в Праге и Париже. Во Франции в лабораториях Кюри Вернадский занимается исследованием паризия. В 1926 году выходит его знаменитая работа «Биосфера, над которой он работал больше десяти лет. В 1927 году Вернадский организовывает Отдел живого вещества в Академии наук СССР. С этого года и до конца жизни он руководил Биогеохимической лабораторией при академии наук СССР. В 1943 году академик награждается Сталинской премией 1-й степени за "многолетние выдающиеся работы в области науки и техники". Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его век выпали не менее революционные открытия в науке. В его научном творчестве отражались черты его характера, его могучей личности. Постоянная напряженная работа мысли была для него необходимостью. Слова и поступки, мысль и дело, труд и отдых, работа в экспедициях и библиотеках, наука и искусство, личная жизнь и общественная - все было для него спаяно воедино, взаимосвязано. Он был не просто великим ученым - великим человеком, необычайной личностью. Ферсман, как мы знаем, видел в нем не только "крупнейшего естествоиспытателя последнего столетия", но и "человека редкой внутренней чистоты и красоты".

    В.И. Вернадский прожил долгую, славную и сложную жизнь, большая часть которой прошла на фоне бурных событий, потрясших и изменивших основы российского общества. Ему приходилось творить в условиях, когда "администрация привыкла смотреть на знание и на науку как на неизбежное зло, как на опасное, хотя и необходимое орудие" 6.

    Глава 2. Научное мировоззрение и картины мира В. И. Вернадского

    В самом общем приближении мы устанавливаем в понятии «научная картина мира», во-первых, мировоззренческий философский смысл, во-вторых, научно-теоретическое представление о мире (или об отдельном фрагменте мироздания) 7.

    В современном понимании, картина мира — это обобщенный образ, некая составляющая мировоззрения, которая включает в себя описание структурных особенностей организации окружающего мира, его регулятивных особенностей и генезиса.

    В. И. Вернадский стал основоположником принципиально нового подхода в целом комплексе наук, изучающих различные аспекты процессов планетарного характера. Именно его работы заложили основы современного подхода к изучению планетарных процессов, и особенно широко использованное им понятие «ноосферы» Земли все в большей мере становится ведущим принципом изучения этих процессов 8.

    Много внимания Вернадский уделял исследованию такого явления цивилизации как научное мировоззрение. Приступая к своим «Очеркам по истории современного научного мировоззрения», он считал необходимым определиться с тем, что же представляет собой научное мировоззрение*, как оно соотносится с другими формами сознания. «Очерки по истории современного научного мировоззрения»- курс лекций, цель которых В. И. Вернадский определял следующим образом: «... дать картину исторического развития... общих вопросов, если можно так выразиться, основных проблем современного точного описания природы»9. Изначально В. И. Вернадский указывает, что исследователь науки сталкивается с бесконечным числом фактов, явлений, которые наука уже освоила, переработала, положила в свое основание и из которых «...сложились идея и сознание единства природы, чувство неуловимой, но прочной и глубокой связи, охватывающей все ее явления — идея Вселенной, Космоса». Но процесс не окончен, в будущем человечество продолжит развивать эту идею. НМ- не есть что-нибудь законченное, ясное и готовое, оно строится человечеством постепенно, в различные эпохи оно претерпевает изменения. Все развитие НМ определялось поиском научной истины, истины абсолютной и вечной. В. И. Вернадский отмечает: «...часто приходится слышать, что то, что научно, то верно, правильно, то служит выражением чистой и неизменной истины. В действительности, однако, это не так. Неизменная научная истина составляет тот далекий идеал, к которому стремится наука, и над которым постоянно работают ее рабочие»10.

    Сейчас, лишь незначительные части НМ неоспоримо доказаны и могут считаться научными истинами в полном смысле слова. По мнению Вернадского, научная истина- та истина, которая соответствует действительности. НМ тесно связано с разными формами сознания: «Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение» искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание». И сейчас можно слышать, что понятия наука и истина тождественны, в отличие, например, от религии. Но нужно понимать, что «...«научное мировоззрение» не является синонимом истины точно так, как не являются ею религиозные или философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа»11. Как и искусство, философия, религия, НМ изменяется у разных народов в различные эпохи, имеет свои законы изменения и определенные формы проявления. Вернадский неоднократно подчеркивает, что в состав НМ вошли идеи из области философии, религии, которые были проверены научным методом и одобрены. Он высказывается следующим образом: «В концепциях ученых нашего века число и числовое соотношение играют такую же мистическую роль, какую они играли в древних общинах, связанных религиозным культом, в созерцании служителей храмов, откуда они проникли и охватили научное мировоззрение. Здесь еще и теперь видны, и живы ясные следы древней связи науки с религией. От религии же, как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука». От теологической идеи гармонии космоса, в котором все светила поют песнь Творцу, а тоны этой мировой гармонии выражаются для человека в закономерности и правильности окружающего мира, идет в науке идея всеобъемлющей математической формулы Лапласа, научные построения Гумбольдта. Наука не должна стремиться к подавлению религиозного сознания (например, побороть христианство), она должна черпать из него идеи, интересные для нее концепции, расширять через религиозные воззрения собственные горизонты. НМ тесно связано с эволюцией философского знания. Науки без философии быть не может. Наука не должна быть заменена философией, так же, как и вытеснить полностью философию наука не может. Философские системы содержат в себе бесконечные возможности толкования, например — концепции Платона и Аристотеля уже более двух тысячелетий вызывают все новые и новые теории. Философские системы «... глубоко индивидуальны и вследствие этого непроницаемы до конца; они дают постоянно новое отражение на вновь зародившиеся — хотя бы под их влиянием — запросы»12. И этот опыт философии крайне продуктивен для науки. Философия и наука постоянно переплетаются в своей истории: новое НМ порождает новую философию, новые философские концепции ведут к расширению научного миросозерцания. Этот процесс особенно актуализировался в современности. Связь науки и философии проявляется и в следующем: «...аппарат научного мышления груб и несовершенен; он улучшается, главным образом, путем философской работы человеческого сознания. Здесь философия могущественным образом в свою очередь содействует раскрытию, развитию и росту науки»13. Философия, религия и наука должны теснейшим образом взаимодействовать. В. И. Вернадский пишет: «...говоря уже о неизбежном и постоянном наблюдаемом питании науки идеями и понятиями, возникшими как в области религии, так и в области философии, — питании, требующем одновременной работы в этих различных областях сознания, необходимо обратить внимание еще на обратный процесс, проходящий через всю духовную историю человечества. Рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и религиозного сознания человеческого духа; религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, все дальше и дальше расширяют глубокие тайны человеческого сознания»14. Научные выводы должны быть освоены религией и философией, осмыслены и переработаны ими уже в своих границах. Подобный процесс продуктивен как для науки, так и для развития философии, религии, общества. Развитие научных теорий, концепций обозначает эволюцию одного и того же общего научного мировоззрения, как подчеркивает В. И. Вернадский: «...было бы крупной ошибкой считать борьбу копернико-ньютоновой системы с птолемеевой борьбой двух мировоззрений, научного и чуждого науке; это внутренняя борьба между представителями одного научного мировоззрения»15. НМ имеет непосредственную связь с социальной действительностью. Например, «...организация церкви и университетов могущественно отразилась на тех вопросах, которые возникали в науке в средние века. Борьба рабочего сословия, рост капиталистических предприятий выдвинули перед экономической наукой новые вопросы и придали некоторым чертам современного научного мировоззрения особенно жизненный отпечаток интересов дня»16. В. И. Вернадский подчеркивает, что НМ приспособляется к формам жизни, господствующим в данном обществе. И в то же время — НМ часто оказывает сильное влияние на общественные реалии. Исследуя НМ, Вернадский много пишет о роли личности в науке. Он подчеркивает, что воля отдельного человека способна определить движение научного поиска. В целом, НМ «...есть создание человеческого духа, проявление человеческой личности и, очевидно, должно развиваться, если условия, ему благоприятствующие, находятся в соответствии с теми общими условиями среды, в которых развивается человеческая личность»17. В. И. Вернадский добавляет: «Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа»18. Пытаясь определить, что же есть научное мировоззрение, В. И. Вернадский делает вывод: «Именем научного мировоззрения мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой; под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания. Отдельные частные явления соединяются вместе как части одного целого, и в конце концов получается одна картина Вселенной, Космоса, в которую входят и движение небесных светил, и строение мельчайших организмов, превращения человеческих обществ, исторические явления, логические законы мышления или бесконечные законы формы и числа, даваемые математикой»19. И добавляет, что в научное мировоззрение «...входят также теории и явления, вызванные борьбой или воздействием других мировоззрений, одновременно живых в человечестве. Наконец, безусловно, всегда оно проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее»20. Характеристики НМ будут неизменными относительно любых наук — исторических, социальных, технических, естественных, гуманитарных и т. д. Все науки развивают одно НМ, дополняя, проясняя его. НМ ставит перед собой главную задачу — овладеть силами природы для пользы человечества. Ученый всегда должен чувствовать свою ответственность перед судьбой человечества и ту пользу, которую он должен принести. «Посмотрите, как такие основные требования научного мировоззрения бьют в один темп с ходом жизни человечества. Неуклонно развивается свободная личность, идет широчайшая демократизация общества, культурный мир охватывает весь земной шар, задачей государства становится помощь обездоленным. В унисон с этими элементами будущего человечества идет научная деятельность, и в связи с ними развивается научное мировоззрение»21. Этими задачами, стоящими перед наукой, определяется интерес к НМ, характерный для современности. В этом залог его будущего развития. В основе НМ лежит метод научной работы — «...определенное отношение человека к подлежащему научному изучению явлению». Научный метод- это орудие, которым проверяется научное мировоззрение. Большинство ученых делится на два лагеря: поклонники дедуктивного или индуктивного метода. Но спор о большем или меньшем значении дедукции или индукции есть спор философский. В науке оба метода значимы, взаимодополняемы. Для научного мировоззрения характерен боевой характер, выражающийся в борьбе с идеями (внешними, по отношению к науке, и внутренними), противоречащими научной истине. В истории мы видим множество подтверждений тому. В. И. Вернадский пишет о позитивном значении этой черты для прогрессивного развития НМ. Важным фактом культуры должна быть свобода критики научных концепций. В этом процессе проявляется «научная индивидуальность», которая может противостоять всему научному сообществу и доказывать истинность своего научного миросозерцания и тем самым развивать научное мировоззрение эпохи. «Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли», — пишет В. И. Вернадский22. И добавляет: «...научная мысль развивается сложным путем, и что для того, чтобы доказательство истины было понятно современникам, нужна долгая работа и совпадение нередко совершенно исключительных благоприятных условий». Ученый же, который, несмотря на все трудности, отстаивает те идеи, которые считает истинными, достоин самого глубокого уважения. Он является живым примером НМ. В этом залог его будущего развития.

    Глава 3. Естественнонаучная картина В. И. Вернадского

    Кроме очень важных прикладных исследований В. И. Вернадский внес большой вклад в развитие современного научного мировоззрения. Он создал уникальную биологическую картину мира, в основе которой лежит ее концепция о ноосфере. Этим самым Вернадский дальше развивает идеи русского космизма Николая Федорова. Изучая биосферу, он указывает, что в её содержание входит как живое, так и неживое вещество (результаты переработки живого; абиотическое; биокосное, под которым он понимал то, что находится на границе живого и неживого, например, почва; вещество, находящееся на стадии радиоактивного распада; неорганизованные (рассеянные) атомы; объекты, имеющие космическое происхождение, например, метеориты). Он развивает свою концепцию, согласно которой между неживой («косной», по его выражению) материей и живым веществом не может быть «генетической» связи. Это, по его мнению, объясняется тем, что они организованы в различных пространствах и по этой причине находятся как бы в «параллельных мирах», не имеют ничего общего. Но это не означает, что эти «параллельные миры» не влияют друг на друга. В своих исследованиях он показывает, что атмосфера, ландшафт, осадочные породы, облик Земли являются результатом жизнедеятельности живых организмов, среди которых заметную роль играет производственная деятельность человека. По его мнению, важнейшей частью биосферы является ноосфера— высшая стадия развития биосферы, в которой главную роль играет рациональная деятельность человека. Эта сфера, называемая нередко антропосферой, расширяет свое влияние на околоземное космическое пространство23. Он полагает, что это космическая сила, основанная на разуме и воле человека. Дальнейшая судьба Земли, как и Вселенной в целом, по его мнению, во многом зависит от влияния человека. Он выдвигает несколько условий существования и развития ноосферы: «победа человека как вида над другими биологическими видами; расселение его на всей Земле; создание единой информационной связи на Земле, охватывающей все народы; открытие новых источников энергии (Вернадский обращает главное внимание на атомную энергию); широкое участие народных масс во властных структурах, развитие науки, которая является главным фактором общественного прогресса»24. Разработка Вернадским новой биологической картины мира является еще одним научным доказательством единства мира, которое обосновывается им при помощи единства науки25,26. В его картине мира биологическое («живое вещество», как он его называл вначале своей научной деятельности) занимает промежуточное положение между миром минералов и человеком, соединяет в единое «косную материю» и мир человека. Творящей силой у Вернадского является направленный поток энергии, образующий разные пространства, в которых появляются и существуют новые виды материи. Правда сам механизм творения автором объясняется с точки зрения методологии редукционизма, который не способен объяснить скачок из низшего в высшее. В этом отношении его теория творчества стоит ниже платонизма27,28,29.

    Когда знакомишься с работами В. И. Вернадского, написанными до 1930-х годов, создаешься впечатление, что он находился под влиянием методологии классического позитивизма. Между тем, в самих работах он не ссылается на О. Конта, Г. Спенсера и Д. Ст. Милля. Но его приверженность к эмпирическим методам исследования, прежде всего, эксперименту и наблюдению, позволяют сделать вывод, что он явно или неявно симпатизировал идеям классического рационализма30,31. И только в последние 10–15 лет своей жизни он поднимает острые мировоззренческие проблемы, связанные с существованием человека, единством человека и среды его существования. В своем учении о ноосфере он однозначно указывает на человека как совершенно уникальное существо в биосфере, особенность которого заключается в наличии у него разума32. Мыслитель утверждал, что любые, даже самые, казалось бы, незначительные движения человеческой мысли не исчезают бесследно, но оставляют навсегда собственный след на просторах ноосферы. "В сущности человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз"33. Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы.

    Ф. Т. Яншина дает следующее определение ноосфере- «это такая стадия эволюции биосферы Земли, на которой в результате победы коллективного человеческого разума начнет согласованно развиваться и человек как личность, и объединенное человеческое общество, и целесообразно построенная людьми окружающая природная среда»34. Так же, Ф.Т. Яншина выделяет 12 основных характеристик ноосферы, о которых в разных работах говорит Вернадский: заселение человеком всей планеты; резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами; усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли; преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; расширение границ биосферы и выход в Космос; открытие новых источников энергии; равенство людей всех рас и религий; увеличение роли народных масс в решении вопросов и внутренней политики; свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли; подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней; разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения; исключение войн из жизни человечества35.

    Сейчас цивилизация подошла к концу определённого этапа развития, когда ею был получен колоссальный опыт в науках. По большей части, большинство самых грандиозных открытий было сделано в XX веке. Именно в этом веке стало популярным выражение в средствах массовой информации: "Это открытие способно перевернуть весь мир...". В результате, человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства. Проблемная напряженность наблюдается во всех отраслях деятельности человека. Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее. У нас есть только два пути: самоуничтожение или осмысление всего своего опыта и переход на новую ступень сознания.


    Заключение

    В заключение, хочется добавить, что работы В. И. Вернадского до сих пор остаются актуальными. В частности, учение о ноосфере по сей день вызывает живые дискуссии в общественных и научных кругах. Есть те, кто поддерживают эту концепцию, есть и те, кто считают её мифом. Например, так высказывается доктор философских наук, профессор А. Я. Флиер: «Я полагаю, что ноосфера - это научная сказка (мифологема), порожденная прогрессистским романтизмом науки первой половины ХХ века, опосредованно отражающая общую направленность изменения отношения человека к природе, но непосредственно разбивающаяся о социокультурные реалии человеческой истории и исторически сложившиеся культурные нормативы в этой области. Конечно, иногда и сказки сбываются. Подождем»36.

    Так или иначе, сегодня его имя вышло далеко за пределы научных статей и монографий по проблемам биогеохимии, оно звучит в публицистике, выступлениях писателей и журналистов, общественных и государственных деятелей, которых тревожат самые острые из всех насущных вопросов: как уберечь от гибели не только земную цивилизацию, но и саму жизнь на нашей планете, как предотвратить грозную опасность её уничтожения в пламени тотальной войны, гигантских техногенных катастроф или в Безумном пожирании огромных, отнюдь на безграничных ресурсов Земли.

    Голос Вернадского- при жизни негромкий, немного глуховатый и спокойный - сегодня звучит набатной медью в грозный час выбора между разумом и самоубийственным безумием.
    Список литературы

    1. Артур Шопенгауэр. Искусство побеждать. Афоризмы © Оформление, ООО «Издательство АСТ», 2021.

    2. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979.

    3. Бучило, Н.Ф. История и философия науки. [Электрон. ресурс]: Учебные пособия / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев.- Электрон. дан.- М.: Проспект, 2014. (1).

    4. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2012.

    5. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

    6. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.

    7. Вернадский В.И. Публицистические статьи и речи / Ред. В.П. Волков. М.: Наука, 1995.

    8. Горбачёв М. С. За безъядерный мир, за гуманизм международных отношений. М., 1987.

    9. Рахматуллин, Р. Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14.

    10. Рахматуллин, Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38).

    11. Рахматуллин, Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74).

    12. Рахматуллин, Р. Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7–1 (57).

    13. Столетов, А. И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12.

    14. Столетов, А. И. Сущность креативности и её типы // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 4 (17).

    15. Цит. по Аксёнов Г. П. «И всё великое-не сон…» // Прометей. Т. 15

    16. Флиер А. Я. Не стоит сказку делать былью /А. Я. Флиер// Вестник культуры и искусств. 2017г. №3 (51).

    17. Яншина, Ф. Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность. 1993. № 1.

    18. Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.

    19. Rakhmatullin, R. Classical positivism: general characteristics // Nauka i studia. 2015. Т. 9.

    1 Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979 г.

    2 Артур Шопенгауэр. Искусство побеждать. Афоризмы © Оформление, ООО «Издательство АСТ», 2021





    3 М. С. Горбачёв. За безъядерный мир, за гуманизм международных отношений. М., 1987, стр. 27

    4 Цит. по Аксёнов Г. П. «И всё великое-не сон…» // Прометей. Т. 15, с. 139

    5 Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979 г., стр. 27

    6 Вернадский В.И. Публицистические статьи и речи / Ред. В.П. Волков. М.: Наука, 1995, с. 38


    7 Бучило, Н.Ф. История и философия науки. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2014. — 432 с. (1). Стр. 193

    8 Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

    • Далее НМ

    9 Вернадский В. И. Очерки по истории современного научного мировоззрения //Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981г. С. 33.

    10 Там же, с. 38

    11 Там же, с. 39

    12 Там же, С. 43

    13 Там же, С. 45

    14 Там же, С. 56

    15 Там же, С. 67

    16 Там же, С. 55

    17 Там же, С. 41

    18 Там же, С. 68

    19, 20 Там же, С. 82

    20


    21 Там же, С. 43

    22 Там же, С. 43

    23 Яншина, Ф. Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 163–173.

    24 Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2012. С. 576


    25 Рахматуллин, Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38). С. 166–168.


    26 Рахматуллин, Р. Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7–1 (57). С. 145–147


    27 Там же, С. 145-147


    28Столетов, А. И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462–472.


    29 Столетов, А. И. Сущность креативности и её типы // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 4 (17). С. 43–52.


    30 Rakhmatullin, R. Classical positivism: general characteristics // Nauka i studia. 2015. Т. 9. С. 233–235.


    31 Рахматуллин, Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159


    32 Рахматуллин, Р. Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14. С. 64–66.


    33 Баландин Р. К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.:, «Знание», 1979г.


    34 Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.

    35 Яншина Ф.Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 167-172.


    36 Флиер А. Я. Не стоит сказку делать былью /А. Я. Флиер. // Вестник культуры и искусств. 2017г.№3 (51). С. 90.


    написать администратору сайта