«В какие времена обостряются конфликты «отцов и детей». В какие времена обостряются конфликты отцов и детей
Скачать 161 Kb.
|
«В какие времена обостряются конфликты «отцов и детей»?» Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что означает понятие «конфликт». Конфликт-это столкновение противоположных интересов, мнений, мировоззрений. Конфликт может быть экономическим, политическим, социальным, семейно-бытовым и т.д. Но во все времена был актуален конфликт поколений, «отцов и детей», который может включать в себя все виды раннее перечисленных конфликтов. С течением времени взгляды старшего и младшего поколений всё более расходятся ,и, несмотря на то, что «дети» воспитываются и взращиваются «отцами»,они иной раз становятся приверженцами полярных мнений, совершенно другой социально-экономической политики и мировоззрения. В романе Тургенева «Отцы и дети» такой конфликт произошёл между представителями старого дворянства и революционно-демократической интеллигенции в переломный для общества момент 60-х годов 19-ого века, во время кризиса закона об отмене крепостного права и создания кружков сторонников общинного социализма . Веяние перемен подталкивает «детей» к изменению приоритетов, к тому, чтобы податься в новое направление и отказаться от старого, ещё окончательно не сформировав своё мировоззрение. Евгений Базаров,нигилист, отрицающий все подряд, не задумываясь, лишь бы уничтожить то, что складывалось веками, вступил в спор о народе с Кирсановым, ярким представителем старого дворянства. Но Базаров ещё не до конца определил свою позицию. То он соглашается с высказываниями Кирсанова, то снова в спор вступает. Теряясь в своих рассуждениях, в попытках опровержения он не следит за гранью разумного. На мой взгляд, это несоответствие вызвано попыткой «слепо» следовать чему-то новому, не уважая «отцов» и не пытаясь почерпнуть что-то полезное из их эпохи, эпохи стабильности, ортодоксальности, старых традиций. Ещё раз обратимся к роману Тургенева «Отцы и дети». На мой взгляд, с рвением к чему-то новому и доныне не исследованному, «дети» теряют возможность перенять способность быть ценителем прекрасного, всего ,созданного в старые времена, память о которых они хотят ликвидировать и начать всё с чистого листа. Тяга к прекрасному – то, чем жили все дворяне XIX века. Но для Базарова это связано только с «искусством зарабатывать деньги». Для него «Рафаэль гроша ломаного не стоит». И на эту тему у них не могло не возникнуть конфликта, потому что Кирсанов, будучи истинным аристократом, преклонялся перед всем, что связано с прекрасным. Причину столь небрежного отношения к искусству я вижу в том, что Базаров настолько увлёкся нигилизмом, что манера отрицать и забывать ценность старины стала от него неотделима, способность ценить искусство просто утеряна. Конфликт поколений дает о себе знать и в отношении героев романа Грибоедова «Горе от ума» к крепостному праву. Иной раз взгляды и идеи «детей», противостоящие закоренелым взглядам «отцов», бывают направлены на изменение устоявшегося уклада жизни в лучшую сторону и тем самым на принесение пользы обществу и улучшение качества жизни людей . Представители фамусовского общества привыкли распоряжаться чужими жизнями. Например, барыня Хлестова привозит свою рабыню и собачку на званый вечер для собственного развлечения, а потом просит Софью отослать им «подачку» с барского стола-для неё человек и собака имеют одинаковую ценность. Чацкий выражает своё отношение к этому в монологе «А судьи кто?». Он рассказывает об одном помещике, который променял на собак своих верных слуг, хотя они были преданными и много раз его спасали. У него такие поступки вызывают возмущение. Он является противником крепостного права. На мой взгляд, причиной противоположных мнений по этому поводу является то, что новые идейные веяния, в данном случае идеи декабристов, учат её последователей, «детей», быть истинными гражданами своей страны, выступающими, как и Чацкий, против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Таким образом, рассуждая над вопросом : «В какие времена обостряются конфликты «отцов и детей»?», я пришла к такому выводу: конфликты «отцов и детей», представителей разных эпох, обостряются во времена изменений в жизни общества, т.е. революций, войн, смены власти и государственных переворотов, активного реформирования устоявшегося общественного строя. Конфликт поколений-это в своём роде вечное явление, такой конфликт будет существовать всегда, но накаляться он будет в случае наличия вышеперечисленных «раздражителей». В заключение мне хочется сказать, что такой конфликт не всегда носит «негативный оттенок» и нередко является двигателем развития, ведь «дети»-это наше будущее. Как ни сказал Сократ: «В споре рождается истина»… |