Главная страница
Навигация по странице:

  • Проект

  • Танюшка, конечно, доспрашивается — где это такое поме­щенье

  • В краю Павла Бажова реферат. В краю Павла Бажова. В краю Павла Бажова


    Скачать 2.58 Mb.
    НазваниеВ краю Павла Бажова
    АнкорВ краю Павла Бажова реферат
    Дата09.02.2020
    Размер2.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВ краю Павла Бажова.docx
    ТипЛитература
    #107644
    страница1 из 3
      1   2   3

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 68 (филиал № 2)

    г. Челябинска


    Проект

    по предмету «Литература»

    на тему:

    «В краю Павла Бажова»

    Выполнила ученица 7 «Г» класса

    Черенцова Екатерина

    Челябинск,

    2020

    Содержание



    Введение 3

    Цель проекта – раскрыть образ уральского края через анализ сказов П.П. Бажова. 5

    Задачи проекта: 5

    При написании работы я использовала следующие методы: поисковый, аналитический, описательный, информационный, технический. 5

    1.Из биографии Бажова Павла Петровича 6

    2.Уральский край в сказах П.П. Бажова 7

    3. П.П. Бажов – знаток минералов Урала 10

    4. Герои и места их действия по сказам Бажова 14

    Заключение 16

    Список литературы 17

    Приложение 1 18

    Приложение 2 19


    Введение


    Если посмотреть на карту Евразии, то можно увидеть полосу, разделяющую её на две части. Это Уральские горы, или Каменный пояс, как еще называют Урал. В переводе с башкирского языка Урал - это «пояс». Об Урале сложено много сказок и легенд.

    Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

    Павел Петрович Бажов собрал множество преданий и легенд, существующих на Урале, и поведал нам о них в своих сказах. В шестидесятый день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года, в Свердловске, вышла из печати книга: П. Бажов, «Малахитовая шкатулка» - собрание сказов о Хозяйке Медной горы, о Великом Полозе и его дочерях Змеевках, о земляной кошке с огненными ушами, о лесном козле Серебряное копытце, о рудокопах и старателях, мастерах-камнерезах и гранильщиках. Очень скоро все эти истории стали известны, без преувеличения, миллионам читателей.

    При чтении сказов великого уральского писателя П.П. Бажова мы часто не задумываемся над тем, что их события, описанные писателем, происходили на уральской земле. Если присмотреться внимательнее, то мы найдем их следы, прикоснемся к тому, что благодаря творчеству писателя стало сказом, искусством. Быль и небыль, добро и зло, прекрасное и низменное - все это лукаво и не без умысла перемешано автором и живет рядом, в нас и с нами, пульсирует, длится, делая нас самих обитателями огромной сказовой страны.

    В сказах, которые я прочитала, очень много героев моего возраста. Люди на выросте, подростки, отроки... Герои сказовые, они, тем не менее, живые, узнаваемые, то порывистые в своих движениях, то вдруг замершие над былинкой или сияющим кристалликом, то погрустневшие, то торжествующие, то самоуверенные, то вдруг растерянные и ранимые то, немножко поглупевшие от своей влюбленности, то мудрые-мудрые, словно век прожили. Они очень разные. Но не одного - приглядись! - почему-то не хочется отталкивать от себя, а даже наоборот, каждого, если века совпали, вполне можно было бы назвать своим приятелем или приятельницей (да и можно - века не помеха!) Малахитовая шкатулка Бажовских сказов богата не одними драгоценностями. Она хранит правдивое, хоть и расцвеченное фантазией, отражение народных представлений о самом главном. О жизни и смерти. О мире и о нас в этом мире. О нашем будущем ... А будущее всегда в детях. И в Бажовских сказах прочитывается мечта, что каждое новое поколение откроет его шкатулку, обретет наследство, обогатит его новыми ценностями и передаст своим детям.

    Вчитываясь в его замечательные сказы, вникая в события его жизни, начинаешь понимать, что за спокойствием, немногословием, неторопливостью скрывается в высшей степени деятельная, активная, кипучая натура. Духовная жизнь Павла Петровича Бажова была богатой и напряженной, это было движение, но движение внутреннее, не бросающееся в глаза, похожее на течение подземной реки.

    Меня привлекает эта тема проекта, потому что она интересна и познавательна не только об историческом прошлом народа, но и географическом крае П. Бажова – Уральских горах.

    Итак, мне предстоит путешествие по краю Бажова. Каждый сказ, представленный здесь, взят, как драгоценный камень, в своеобразную оправу: он сопровождается кратким описанием реального маршрута по тем местам большого Урала, о которых идет речь в сказе. Захочешь – можешь пройти этот путь в поисках ключей, встретиться с потомками бажовских героев, еще и еще раз прикоснуться душой к красотам и тайнам уральской земли. Я предлагаю тему сказов современными путешествиями. И очень надеюсь: это поможет нам лучше понять мудрого уральского сказителя увидеть быль и небыль его сказов в свете сегодняшнего солнца и подобрать свои ключи к малахитовой шкатулке вечных ценностей.

    Объект исследования – уральский край в творчестве писателя П.П. Бажова.

    Предмет исследования – литературное творчество Бажова как источник формирования образа Урала.

    Цель проекта – раскрыть образ уральского края через анализ сказов П.П. Бажова.

    Задачи проекта:

    1. Прочитать сказы П.П. Бажова.

    2. Изучить описание Урала как природного объекта.

    3. Составить описание мест действия бажовских сказов.

    4. Создать презентациюэ.

    При написании работы я использовала следующие методы: поисковый, аналитический, описательный, информационный, технический.

    1. Из биографии Бажова Павла Петровича



    Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 3 декабря 1950) – знаменитый русский советский писатель, уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов родился на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны.

    Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

    Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

    Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве.

    Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.

    По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.

    Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

    В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю. Приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

    В 1937 году он посвятил всё своё время сказам, и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.

    В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.
    1. Уральский край в сказах П.П. Бажова


    Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. И всю прелесть родного края передал Павел Петрович Бажов. Он в своих сказах описывает уральскую природу с нежностью, как нечто одушевленное, предназначает далеко не последнюю роль. Павел Петрович вырос среди описываемой им природы и прекрасно показывает ее значение для человека. В своих произведениях он описал этот уголок русской природы, прелесть которой заключается в неброском очаровании на первый взгляд неприметных красотах уральского края. Сказы уральского писателя очень красочны и живописны, и их цветовое богатство не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Бажов в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы. На местах, где проходили действия сказов, мы побывали сами и были поражены красотам земли уральской. Много поведал Павел Петрович о крае, переплелись в его сказах реальность и фантазия. Благодарные земляки поставили писателю памятник.

    Но даже свою родину П. П. Бажов описывает неоднозначно.

    Вот как знакомит нас с Сысертью Павел Петрович в сказе «Кошачьи Уши»: «Сысерть-то светлее всех жила. Она, вишь, на дороге пришлась в казачью сторону. Народ туда-сюда проходил и проезжал».

    А в «Уральских былях» он приветствует свою родину словами народной песни: «Здравствуй, матушка-Сысерть, с крутыми горами! Здравствуй, быстрая река, с темными борами!» и добавляет: «Гор, правда, там нет, но небольшие увалы, отроги Уральского хребта, густо покрытые сосновыми лесами, со всех сторон окружали завод…».

    Кажется, вся Сысерть пронизана атмосферой легенд и фантастических слухов. Сказы с «сысертской половины» яркие и интересные, героями в них выступают малахитчики, углежоги и бунтари...

    Следующий город, известный нам благодаря замечательным сказам Павла Петровича Бажова расположился на холмах среди могучего леса, украшая собой этот укромный уголок земли. Этот город – Полевской, бывшее село Полевское, в прошлом вотчина заводчиков Турчаниновых. Он запрятался в обжитой долине между гор, на реке Полевой и ее прудах, примерно в пятидесяти километрах к юго-востоку от Екатеринбурга. Полевской - один из старейших городов на Урале.

    В Полевском провел большую часть своего детства Бажов. Здесь будущий писатель слушал рассказы о Медной горе: о богатствах уральских недр и о том, как гибнут люди, добывая их.

    В древности на вершине Думной находилось медеплавильное производство, что являлось причиной отсутствия на горе здоровой густой растительности. Даже сейчас, по прошествии многих веков, высаженные здесь в привезенную землю деревья чахнут.

    Где-то у гребешка и находилась караулка легендарного дедушки Слышко «с невысоким помостом да звонким колоколом». Именно здесь юный Бажов услышал легенды, которые потом отразил в своих сказах. Павел Петрович так вспоминает о здешних местах: «У караулки на Думной горе хорошо.… Радует глаз круглая, будто переполненная, чаша Полевского пруда и уходящая вдаль широкая река – Северский пруд… В той стороне, где теперь высятся многочисленные корпуса криолитового завода и соцгородка, было видно лишь серое, чуть всхолмленное поле старого Гумешевского рудника… Зато там, за Гумешевским родником и заводским поселком, насколько глаз мог охватить, однообразная, но красивая лесная картина – тёмно-синие волны густого хвойного бора. Седоватая волна выше других – Азов-гора»

    Поселение, носящее сейчас название поселка Зюзельского, или Зюзелка, как его ласково называют жители, было образовано на месторождении железной руды. Оно находится в четырех километрах пути от Полевского. Конечно, сразу же привлечет внимание «провал»— огромная впадина на окраине поселка: дневная поверхность опустилась в подземные пустоты, выработки. Здесь тоже добывали руду. С юга поселок окаймляет речка Железянка, а с севера - речка Зюзелька. В километре к северу от Зюзелки красуется гора Веселая, названная так жителями за свой нрав, заражающий людей весельем. В трех километрах от поселка возвышается суровая и величавая гора Азов, археологический и природный памятник, воспетый в сказах П.П.Бажова.

    В XX веке человек далеко шагнул в лес. Вокруг Зюзельского повсюду видны следы его деятельности. А раньше кругом простирался дремучий лес, «места были глухие, тайга, кругом топи, ни дорог, ни тропинок. Отыщет старатель богатую жилку, заприметит местность, «знаки» какие надо оставит. Назавтра пришел - ни примет, ни знаков. Будто все в колодец провалилось. Так и звали эти богатые, но заколдованные места – Синюшкин колодец».

    В трех километрах от поселка возвышается суровая и величавая гора Азов (самое высокое место в окрестностях города Полевского). Когда-то Азов служил своеобразным ориентиром для путников. Приметная гора была видна издали, поэтому у подножия проходила дорога из Кунгура в Сибирь. Гора покрыта лесом; на вершине – скалы, представляющие собой груду огромных камней, сваленных друг на друга. С самой высокой точки хорошо видны холмистые окрестности. В горе есть пещера с обвалившимся входом...

    Азов-гора неоднократно упоминается в сказах П.П. Бажова. Например, сказ «Дорогое имячко» полностью посвящен ей. Эти места упоминаются также и в очерке «У старого рудника», и в сказе «Синюшкин колодец». Путешествие, а точнее подъем на гору лучше начинать с главной стоянки. Вверх от неё, в зелени густых трав, вокруг южного «Зуба» - наивысшей точки горы, (589 м.) идет дорога, она выходит на восточный склон, с которого открывается вид на южную часть Полевского. Этой дорогой в 1939 году в последний раз поднялся Бажов.

    Говорят, что, когда в десятилетнем возрасте Паша Бажов впервые увидел легендарные Гумешки, Медную гору, место действия в будущем многих сказов, он был разочарован, так как представлял её огромной, медного цвета и сверкающей как самовар.

    3. П.П. Бажов – знаток минералов Урала


    Урал – это хранилище сокровищ, он таит в себе огромное богатство минералов. Именно в бажовских сказах мы получаем самое первое представление о богатствах уральского края.

    Основные минералы, которые добывает Бажов в своих произведениях это:

    • Малахит;

    • Яшма;

    • Изумруд;

    • Золото;

    • Медь;

    • Бурый железняк;

    • Горный хрусталь.

    Нигде нет другого такого места, где бы из недр земли выходили столь удивительное многообразие камней и самоцветов, как на Урале.

    Читая сказы Бажова, можно заметить, что любимые минералы автора зеленого цвета. Почему же? Потому что зеленый цвет — символ весны и юности, свежести и жизни, радости и надежды. Или потому что, как пишет выдающийся минералог, академик Александр Евгеньевич Ферсман, «славу русских камней составляют зеленые камни. Нет другой страны в мире, где были бы столь разнообразны камни зеленых тонов. Ими по праву гордится наша Родина. Так много у нас зеленых камней, что их трудно пересчитать». Боль­шинство из этих камней встречается на Урале. О некоторых из них мы сейчас расскажем.

    Прекраснейший из зеленых камней – изумруд, «ключ земли», как назвал его Бажов. Он самый яркий, благородный и редкий среди зеленых самоцветов. Древние греки назы­вали изумруд смарагдом. Лучшие его кристаллы ценились дороже алмазов.

    Бажов пишет в сказе «Ключ земли»: «Есть, сказывают, в земле камень Одинец: другого такого нет. Не то, что по нашим землям, и у других народов никто такого камня не на­хаживал, слух про него везде идет». И действительно, изумрудные уральские копи яв­ляются единственным источником изумрудов в России. Первый изумруд был найден на Урале в 1831 году. А несколько лет назад был найден сросток из шести кристаллов весом 6 кг 650 г.

    Среди множества чудес природы есть одно самое удивительное и ни с чем не сравнимое – это темно-зеленый камень малахит.

    «Малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы», - вот, что сказал об этом камне А.Е. Ферсман.

    Кроме великолепного цвета малахит имеет еще одну декоративную замечательную особенность — чрезвычайно прихотливый и разнообразный рисунок. С какой любовью пишет о малахите Бажов: «...как вешняя трава под солнышком, когда ее ветер­ком колышет. Так волны по зелени и ходят».

    Таким представляется уральскому мастеру малахит. Именно Уралу принадлежит монополия на лучшие сорта поделочного малахита. Здесь его добывали издавна. И понимали лучше, чем где бы то ни было. «Понимали» — это нечто большее, чем просто технологическое владение материалом. Речь идёт об особом — духовном - осмыслении красоты камня. Свою покровительницу имели и уральские рудокопы. Звали её Хозяйка Медной горы. Она же была хранительницей малахита. Так и называли её иногда - Малахитница. Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелёными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой-кокошником, изукрашенной малахитом и драгоценными камнями. Её чертогиукрашали малахит, алмаз и цветы самородной меди. Это в её владения опускались шахты. Это в её царстве ветвились коридоры штолен и штреков, в тёмных лабиринтах которых при свете сальных свечей сновала армия полуголых, потных, измождённых людей. Что могла сделать Хозяйка для рудокопа? Обрушить свод на голову зарвавшегося приказчика, пугнуть треском осевшей крепи... Но могла и обрадовать, ошеломить того, кто люб ей: раздвинуть глинистую грязь рудной массы и явить глазу нестерпимо чистую, звонкую, весеннюю зелень малахита. Именно вниманием и состраданием Малахитницы объясняли рудокопы каждую встречу с малахитом. Пропал малахит — значит, рассердилась Хозяйка. А пропадал он так же неожиданно, как появлялся. Встреча с ним всегда была непредсказуема. Так и пошло по Уралу предание, что лишь за великую доброту, душевную чистоту и честность одаривает Малахитница драгоценным своим камнем…

    «Повернулась Танюшка — перед ней помещение, какого она отродясь не видывала. Не то церква, не то что. Потолки высо­ченные на столбах из чистого малахиту. Стены тоже в рост че­ловека малахитом выложены, а по верхнему карнизу малахитовый узор прошел. Прямо перед Танюшкой, как вот в зеркале, стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Воло­сы, как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом. И так это платье сшито, как вот у цариц на картинках. На чем только держится. Со стыда бы наши заводские сгорели на людях такое надеть, а эта зеленоглазая стоит себе спокойнешенько, будто так и надо. Народу в том помещенье полно. По-господски одеты, и все в золоте да заслугах. У кого спереду на­вешано, у кого сзади нашито, а у кого и со всех сторон. Видать, самое вышнее начальство.


    Танюшка, конечно, доспрашивается — где это такое поме­щенье?

    - А это, - говорит, - царский дворец. Та самая палата, коя здешним малахитом изукрашена. Твой покойный отец его добывал-то».

    Благодаря сказам Бажова стал малахит символом Урала

    В районе Полдневой, где написаны сказы «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка» была найдена редкая разновидность минерала оливина – хризолит. У французов даже есть поговорка: «У кого два хризолита, у того их слишком много». А под именем « уральского хризолита « в России и Европе стал известен изумрудно - зелёный демантоид - разновидность граната. Лучший в мире демантоид добывался в двух месторождениях Среднего Урала: Бобровском и Полдневском.

    Если алмаз считают королем самоцветных драгоценных камней, то яшму можно на­звать королевой поделочных камней. Яшма бесконечно многолика.

    Из всех этих поделочных камней герои сказов П.П. Бажова творили чудеса. В произведении «Хрупкая веточка» главный герой Митюнька учился гранильному делу у старого мастера создавать каменную ягоду.

    4. Герои и места их действия по сказам Бажова


    В этом путешествии мы проследили путь от времени сказов Павла Петровича Бажова до наших дней и еще раз, заново, но уже по-новому, на местах действия сказов прочитали удивительные сказы: «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Дорогое имячко» и другие. Главные герои его сказов – «люди мастеровые»: камнерезы, горняки, литейщики, чеканщики. Именно они принесли славу своему краю, своей стране, своему народу.

    Сказы Бажова это своеобразный гимн уральским мастерам. В одном из сказов «Живинка в деле» Бажов выразил мысль о том, что в каждый труд должна быть вложена душа. Нужно только найти эту «живинку». Например, герой сказа «Иванко-Крылатко» вырезал крылатых коньков из булатной стати, и работал он с любовью, с вдохновением. Поэтому к парню пришла слава. В сказах о мастерах писатель познакомил нас с Хозяйкой Медной горы. Она раскрывает перед людьми земные богатства, но достаются они трудолюбивому, влюбленному в свое дело человеку.

    «Изумительное и богатейшее по разнообразию минералов, о которомзнал весь мир», месторождение Гумешевское сравнивается в фольклоре с Красногорским. Тогда он принял на «веру» то, что рассказывали старики. И только значительно позже, после написания сказа, автор узнал, что на Красногорке открыли золото, и что показания горняков имели под собой реальную почву.

    Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история «Ермаковы лебеди» дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.

    Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. «Стреляли, конечно, в Дуняху не один раз, да она, видно, на это счастливая уродилась, а в народе еще сказывали, будто перед стрелком кошачьи уши огнями замелькают, и Дуняхи не видно станет».

    И в сказе «Голубая змейка» волшебница Змейка помогает ребятишкам не только добыть золото, но и понять мудрые законы справедливости, взаимной выручки и поддержки. Доброта и бескорыстие в сказах, как и в сказках, всегда вознаграждаются.


    Заключение


    Создавая проект, я и не подозревала, сколько пользы он может принести в будущем. Моя работа оказалась очень интересной и увлекательной.

    Я собрала множество информации о жизни и деятельности Павла Петровича Бажова.

    На предварительном этапе работы я шире познакомилась с творчеством П.П. Бажова, в частности, с такими его сказами, как «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Кошачьи уши», «Каменный цветок». А затем я исследовала удивительную природу Урала, в полной мере отраженную в произведениях писателя. Это и некогда безбрежные уральские леса, и реки, и горы, полные медной и железной руды, малахита, изумруда и других самоцветов, я поняла, как прекрасен уральский край, как необходимо охранять его от вредного воздействия человека. Сказы Бажова в сочетании с проектом помогли нем внимательнее взглянуть на бесценные кладовые Урала.

    Каждый человек индивидуален. И каждый человек имеет в себе скрытые дарования. Наступает миг, и все мы приглядываемся к себе, размышляем, чем нас природа наградила щедрее, а чего недодала, какие склонности и таланты вручила нам на всю жизнь, а без чего предложила обойтись.

    И понимаешь, что надо бережно относиться к природе, к тому, что передано предками, ведь у каждого есть своя «Малахитовая шкатулка». Если вовремя открыть ее и с чуткостью перебрать содержимое, то «тайная сила» оттуда – от старших преданий и верований, от представлений о добре и зле, о человеке – обязательно станет источником вдохновения, работоспособности.

    Но не только желание найти в себе эти замечательные качества заставили меня создать этот проект. Возможность лучше узнать уральский край. А в произведениях П.П. Бажова Урал описан как нельзя лучше.
      1   2   3


    написать администратору сайта