Язык и межкультурная коммуникация - Тер-Минасова С.Г.. В. Ломоносова С. Г. ТерМинасова
Скачать 4.47 Mb.
|
Посвящается студентам, преподавателям и сотрудникам факультета иностранных языков МГУ имени М. В. Ломоносова С. Г. Тер-Минасова Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Язык и межкультурная коммуникация Слово/SLOVO Москва 2000 Предисловие 2 Принятые сокращения 3 Введение 4 §1. Определение ключевых слов-понятий 5 §2. Язык, культура и культурная антропология 8 §3. Актуальность проблем межкультурной коммуникации в современных условиях 10 §4. Межкулътурная коммуникация и изучение иностранных языков 14 §5. Роль сопоставления языков и культур для наиболее полного раскрытия их сущности 19 Часть I. Язык как зеркало культуры 21 Глава 1. Реальный мир, культура, язык. 21 Взаимоотношение и взаимодействие 21 §1. Постановка проблемы. 21 Картина мира, созданная языком и культурой 21 §2. Скрытые трудности речепроизводства и коммуникации 33 §3. Иностранное слово -перекресток культур 35 §4. Конфликт культур при заполнении простой анкеты 38 §5. Эквивалентность слов, понятий, реалий 40 § 6. Лексическая детализация понятий 43 § 7. Социокультурный аспект цветообозначений 47 § 8. Язык как хранитель культуры 50 Глава 2. Отражение в языке изменений и развития общественной культуры 54 § 1. Постановка проблемы 54 § 2. Вопросы понимания художественной литературы. Социокультурный комментарий как способ преодоления конфликтов культур 55 §3. Виды социокультурного комментария 59 § 4. Современная Россия через язык и культуру 62 § 5. Русские студенты об Америке и России: изменения в культурной и языковой картинах мира в 1992-1999 годах 69 2. Черты характера американцев: 73 3. Современная жизнь в США: 74 1. Десять наиболее частотных слов: 76 2. Черты характера русских: 77 3. Современная жизнь в России: 78 4. Природа, пейзаж: 79 5. Собственные имена: 79 2. Черты характера русских: 82 3. Современная жизнь в России: 82 Часть II. Язык как орудие культуры 85 Глава 1. Роль языка в формировании личности. 85 Язык и национальный характер 85 § 1. Постановка проблемы 85 §2. Определение национального характера. 86 Источники информации о нем 86 §3. Роль лексики и грамматики в формировании личности и национального характера 94 § 4. Загадочные души русского и англоязычного мира. 101 Эмоциональность. Отношение к здравому смыслу. Отношение к богатству 101 §5. Любовь к родине, патриотизм 110 § 6. Улыбка и конфликт культур 117 Глава 2. Язык и идеология 121 §1. Постановка вопроса и определение понятий 121 §2. Россия и Запад: сопоставление идеологий 122 I. Сходство. 122 П. Различие. 129 §3. Политическая корректность, или языковой такт 134 The Three Little Pigs 137 Три поросенка 137 Snow White 138 Белоснежка 138 Cinderella 138 Золушка 138 Jack and the Beanstalk 138 Джек и бобовое дерево 138 Глава 3. Перекрестки культур и культура перекрестков (Формирование личности посредством информативно-регуляторских текстов) 142 §1. Постановка проблемы 142 §2. Названия улиц 143 §3. Информативнорегулирующие указатели 144 1. Собственно информация 144 §4. Способы реализации функции воздействия в сфере информативно-регуляторской лексики 148 1. Вежливые формы обращения 149 2. Разъяснение причин данного требования 150 3. Стилизация 150 4. Игра слов, юмор, рифмовки, намеренное искажение правописания 152 §5. Особенности культуры англоязычного мира через призму объявлений и призывов 154 §6. Особенности культуры русскоязычного мира через призму объявлений и призывов 159 Заключение 162 Содержание 163 УДК 410 ББК81 Т 35 ISBN 5-85050-240-8 © С. Г. Тер-Минасова. Текст. 2000 © Слово/Slovo. Издание. 2000 ПредисловиеВ июле 1996 года Министерство высшего и профессионального образования Российской Федерации издало приказ №1309 «О дополнении и частичном изменении Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования», которым специальность «Иностранные языки» заменялась на специальность «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (022600). После выхода этого приказа на факультет иностранных языков Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова полетели письма, факсы, электронная почта, приходили и приезжали взволнованные коллеги из самых разных уголков нашей все еще необъятной родины с одними и теми же вопросами: Что такое межкультурная коммуникация? Где получить информацию? Имеются ли учебные материалы ? Мы открыли ежегодный курс повышения квалификации, на который приезжали десятки людей, а вопросы задавали сотни и тысячи. У нас было что сказать тем, кто обращался к нам с этими вопросами, поскольку проблемами общения культур и народов в связи с преподаванием иностранных языков мы начали глубоко и интенсивно заниматься одними из первых в нашей стране. С 1992 года успешно функционирует Центр по изучению взаимодействия культур, где работают вместе лингвисты, историки, философы, литературоведы, психологи, социологи. С 1994 года по инициативе этого центра на факультете иностранных языков ежегодно проходит конференция «Россия и Запад: диалог культур», получившая широкое признание и в России и за рубежом. По материалам этой конференции издано семь сборников научных докладов. В 1993-1994 годах на факультете открылись кафедры сопоставительного изучения языков и сравнительного изучения национальных литератур и культур. С 1996 года работает Ученый совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по культурологии. Регулярно издаются сборники студенческих работ по теме «Россия и мир». Наконец, в 1997 и в 1999 годах были изданы сборники учебных программ «Межкультурная коммуникация». Автор этих строк в течение последних лет читает курсы межкулътурной коммуникации, культурной антропологии, спецкурс «Язык и культура». Результаты этой работы отражены в предлагаемой книге, которая предназначена для всех интересующихся проблемами обще- 5 ния, особенно для преподавателей иностранных языков и для изучающих иностранные языки. Новые условия жизни радикально изменили задачи подготовки специалистов по иностранным языкам. Современному обществу требуются уже не просто преподаватели и переводчики, а гораздо шире -специалисты по международному и межкулътурному общению. Это выходит далеко за рамки собственно знания языка, которым общение между людьми отнюдь не исчерпывается. В качестве языкового материала в книге сопоставляются русский и английский языки. Для того чтобы эти материалы могли быть использованы в преподавательской работе, все основные определения ключевых понятий приводятся по-русски и по-английски. Я хотела бы выразить глубокую признательность моим коллегам в России, Великобритании, США, Австралии за их помощь в работе над книгой. Особые слова благодарности моим рецензентам, официальным и неофициальным: Виталию Григорьевичу Костомарову, Виктории Владимировне Ощепковой, Евгении Борисовне Яковлевой, Игорю Григорьевичу Милославскому, Нине Михайловне Кристесен, Анне Валентиновне Павловской, Андрею Валентиновичу Фатющенко, Марии Валентиновне Перепелкиной. Студентам, слушавшим мои курсы лекций, - поклон и благодарность. Принятые сокращения
ВведениеДело в том, что, даже владея одним и тем же языком, люди не всегда могут правильно понять друг друга, и причиной часто является именно расхождение культур. Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. «Язык и культура». Однажды на заре перестройки, оказавшись по делам в Америке, я позвонила известному американскому врачу, чтобы попросить его посмотреть историю болезни дочери моей подруги. Профессор, светило американской медицины, был очень любезен. Сразу согласившись помочь, он поинтересовался, кто я и зачем приехала в Америку. «Я филолог, — ответила я со скромной гордостью. — Приехала на конференцию». — «Филолог? — недоумевающе спросил он. — Это какая отрасль медицины?» Я растерялась. Не знает, что такое филология? Шутит? Издевается? Но голос был серьезно-заинтересованный. «Что это значит — филолог?» — спросил он после затянувшейся паузы. — «Ну, это значит, — залепетала я, — это значит, что я люблю слова». — «Ах вот оно что, — сказал он явно разочарованно, — Вы любите болтать, и за это Вас послали на конгресс». Я расстроилась. Глупо все получилось. Не смогла объяснить, чем занимаюсь. Я-то люблю слова, а они меня, видно, не любят. И английский язык знаю, и все артикли на месте, и гласные-согласные произношу правильно, а общения не получилось. Я вспомнила этот эпизод, думая о том, что сказать во введении к этой книге: чем я занимаюсь, зачем пытаюсь ее писать, когда столько уже написано и о языке, и о культуре, и об общении. Сейчас, когда мы озабочены экологическим будущим нашего мира, открывая новую книгу, невольно думаешь: ну вот, еще одну рощу на бумагу перевели. Попытаюсь оправдаться и объяснить, зачем очередная маленькая рощица пошла на бумагу. Я филолог по образованию, по призванию, по душе, по уму. Я люблю слова. Я радуюсь, что в названии моей специальности лежит не описание (grapho), не слово о (logos), не знание/ведение, а любовь — philo. Любовь к словам. А за что их любить? Как оправдаться перед челове- ком, который легко объяснит, чем он занимается: лечит, спасает от смерти, продлевает жизнь и возможность работать. А я, видите ли, слова люблю, и эта любовь как бы и есть моя специальность. Вот и подходящий случай объяснить словами, для чего они, за что их любить, как сделать из любви к словам профессию. Ответ простой и ясный: слова нужны, чтобы можно было общаться, без них общение, хоть и возможно, но и затруднительно, и бедно. В них — роскошь, свобода общения, или коммуникации, если пользоваться, как это всегда было модно и принято, заимствованием из иностранного языка. Человек — существо общественное. Он живет в обществе и, следовательно, может и должен общаться с другими членами этого общества. Обратим внимание на общий корень: общество, общение. И слово коммуникация — того же корня, только латинского: communicationиз communis— общий. Итак, слова связывают людей, объединяют их через общение. Без общения нет общества, без общества нет человека социального, нет человека культурного, человека разумного, homo sapiens. Слова, складываясь в язык, выделяют человека из животного мира. Как же их не любить?! Как же их не изучать — внимательно, пристально, со всех точек зрения и во всех проявлениях? Ни одна наука, ни одна специальность не может обойтись без слов. Они нужны хотя бы для того, чтобы сформулировать знание и опыт, сохранить его и передать следующим поколениям. И великий медик общается с помощью слов и с другими медиками, и с пациентами, и со всеми другими членами человеческого сообщества. Его Величество Общение (или Ее Величество Коммуникация) правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправданна, так как общение — это столп, стержень, основа существования человека. Цель этой книги — рассмотреть проблемы человеческого общения с особым вниманием к языку как главному — но не единственному! — средству общения. Такая попытка особенно важна сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и как никогда остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур. Именно этим вызвано всеобщее внимание к вопросам межкультурной, международной коммуникации. Какие факторы помогают коммуникации, что препятствует ей и что затрудняет общение представителей разных культур? Как соотносятся между собой язык и культура? Каким образом язык отражает мир, пропущенный через сознание человека? Каково влияние языка на формирование личности? Как отражаются в языке и одновременно формируются им индивидуальный и коллективный менталитет, идеология, культура? Что такое национальный характер и как он формируется языком? Какова роль социокультурного фактора при изучении иностранных языков? Как языком и культурой создается картина мира — первичная, от родного языка, и вторичная, усваиваемая при изучении других языков? Почему Министерство образования изменило название специальности «Иностранные языки» на «Лингвистику и межкультурную коммуникацию»? Почему весь мир озабочен проблемами межкультурного общения и межкультурных конфликтов? Что побудило Сэмюэля Хантингтона, известного американского политолога, предсказать третью мировую войну как войну культур и цивилизаций, а не политических и экономических систем? Что стоит за словами бывшего директора компании «Форд» Ли Йакокки: «В течение всей своей карьеры я отдавал лишь 20% времени всему, что связано с коммуникацией, и 80% — остальной работе. Если бы я мог начать сначала, то я сделал бы наоборот»? В этой работе я постараюсь ответить на эти вопросы. |