Главная страница

Текст ВКР Диана. В настоящее время чаще материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости


Скачать 124.56 Kb.
НазваниеВ настоящее время чаще материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости
Дата22.06.2022
Размер124.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТекст ВКР Диана.docx
ТипДокументы
#609973
страница1 из 3
  1   2   3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время Россия, по мнению многих политологов, переживает один из непростых исторических периодов, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от нравственных убеждений, норм, традиций, моралей и ценностей. Нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности [6, с.14].

В настоящее время чаще материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости. Разрушение ценностных нравственных ориентиров не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы нравственности. Поэтому сегодня очень остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения [24, с.58].

Нравственные ценности, приобретенные за свое существование народом, содержательны, оберегают людей от дурных намерений, действий и манер. В наше время они заменились, либо сменились ценностями других национальностей, либо совсем исчезли, взращивая аморальность. Их возникновение можно наблюдать в кино, в СМИ и в художественной литературе. В большинстве случаев «просачиваются» традиции запада. Традиции запада пагубно сказываются на развитии детей, разрушая накопленные за долгие годы традиции русского народа.

Испокон веков наш народ славился гостеприимностью, радушными приёмами, доброжелательностью, добротой, духовностью и нравственностью. Непростительно будет заменить все это богатство чужой культурой. Важно сберечь нажитое нашими предками непосильным трудом, а главное укрепить. Необходимо всеми силами оберегать и укреплять нашу нравственность. Начинать нужно с подрастающего поколения. Не зря наш выбор остановлен на дошкольниках.

Активное накопление нравственного опыта начинается в дошкольном детстве – это период освоения норм морали, формирования ценностных привычек и навыков. Систематическое нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, – писал Л.С. Выготский, – отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь» [13, с.75].

Именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и прочее [36, с.94].

Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами. Одним из таких способов является применение богатейшего багажа знаний, накопленных в народной педагогике, с использованием сказок, игр, традиций, праздников и развлечений.

Народные праздники – яркие и радостные события в жизни детей. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей, показывают жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия самих участников (педагогов, детей, родителей) поведение которых значимо для ребенка.

У детей формируются основы коллективизма, они объединяются общими переживаниями, участие в народных праздниках формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения, расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному и нравственному развитию. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей – все это также важные факторы нравственного воспитания.

Сегодня вопросы нравственности вновь возвращаются в образование, что нашло отражение в одном из главных нормативных документов – в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». В нем закреплено, что наряду с интеллектуальным, творческим и физическим развитием необходимо уделять внимание и нравственному [41]. В мае 2015 года была принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня нравственного развития [42].

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных ученых зарубежной и отечественной педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в воспитательно-образовательной работе детских садов, в народной педагогике.

В то же время имеющийся методологический и практический материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

Все вышесказанное обусловило выбор темы нашего исследования: «Воспитание нравственности дошкольников на традициях народной педагогики».

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать значимость традиций народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания дошкольников.

Предмет исследования: традиций народной педагогики как средство нравственного воспитания дошкольников.

Гипотеза: мы предполагаем, что нравственное воспитание дошкольников будет протекать более эффективно при использовании традиций народной педагогики как педагогического средства, если:

- организация и проведение традиций народной педагогики будут продуманными и методически правильными;

- будут учтены индивидуальные и возрастные особенности детей.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- раскрыть сущность нравственного воспитания у дошкольников;

- экспериментальным путем выявить роль традиций народной педагогики в формировании нравственных качеств у дошкольников.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- философские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева и др.;

- концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.;

- идеи народности в воспитании Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.;

- современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, А.В. Мудрика, В.А. Петровского, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.;

- теории воспитания и развития дошкольников М.И. Богомоловой, Р.С. Буре, Л.А. Венгера, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.А. Коротковой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной и др.

Методы и средства исследования: анализ литературы по проблеме исследования, диагностическое исследование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, статистическая обработка данных.

Практическая значимость исследования состоит в разработке средств и методов приобщения дошкольников к традициям народной педагогики, которая может быть использована в работе в ДОУ, приютах и социальных учреждениях, педагогами, психологами, социальными работниками и родителями воспитанников.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая глава, экспериментальное исследование, заключение, список использованных источников, приложения.

База исследования: Государственное казенное учреждение "Социальный приют для детей и подростков "Балкыш" в Нижнекамском муниципальном районе".

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1 Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России, соответственно и Татарстана. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [43].

Петрова В.Н. рассматривает нравственное воспитание как «целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения» [33, с.9].

По мнению Нечаевой В.Г., «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» [30, с.7].

Козлова С.А. результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [24, с.15].

Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.

Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями или педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.

По словам Божович Л.И., нравственное воспитание - это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности [5, с.11]. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношении со сверстниками.

Бобнева М.И. подчеркивает, что нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда [3, с.39].

Нравственное воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали.

Мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира [45].

Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует нравственное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно [10, с.48].

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Есть несколько подходов, которые используются для формирования нравственных качеств. Они реализуются через праздники, развлечения, игры, труд, творчество, литературные произведения, фольклор и личный пример. При этом любой подход нравственного воспитания оказывает влияние на целых комплекс его форм. Перечислим их:

- патриотические чувства;

- отношение к власти;

- личностные качества;

- отношения в коллективе;

- негласные правила этикета.

Если воспитатели хотя бы немного работают в каждом из этих направлений, то они уже создают прекрасную базу. Если бы вся система воспитания и образования действовала по одной схеме, навыки и знания, наслаиваясь друг на друга, формировали бы цельный комплекс качеств [47].

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и приемов.

- Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: праздник, музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится воспринимать мир образно и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить свои собственные чувства и эмоции при помощи слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя как ему угодно.

- Во-вторых, это общение с природой, которое является необходимым фактором формирования здоровой психики. Для начала заметим, что времяпрепровождение на природе всегда наполняет не только ребенка, но и любого человека силами. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится анализировать и понимать законы природы. Таким образом ребенок понимает, что многие процессы естественны и не стоит их стесняться.

- В-третьих, деятельность, которая проявляется в играх, труде или творчестве. При этом ребенок учится выражать себя, вести и преподносить себя определенным образом, понимать других детей и применять на практике базовые принципы общения. Кроме того, благодаря этому ребенок учится общаться.

Выделяют две группы методов нравственного воспитания дошкольников: 1. организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

2. формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

- методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

- преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;

- методы применяются не изолировано, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Итак, мы можем сделать вывод, что нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.


    1. Становление нравственности в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст — это период онтогенеза, когда у детей пробуждается забота о других, в их поведении появляются просоциальные формы поведения, связанные с их желанием помочь, принять участие в чужой беде. При обращении к проблеме нравственного развития возникают вопросы: когда в онтогенезе мы впервые можем говорить о ребенке как о субъекте нравственной деятельности?

Сострадание и сопереживание появляются в поведении ребенка задолго до формирования когнитивной своей сути способности оценить нравственную дихотомию, задолго до появления способности ставить себя на место другого, и появляются у детей прежде, чем они начинают осознавать независимое от них существование других людей [4, с.65].

Ребенок, ставший свидетелем ситуации, когда мама в спешке налетела на стул, жалеет ее и гладит ушибленное место, утешает, готовый вот-вот сам расплакаться. Что стоит за этими проявлениями? Подражание, зеркальное отражение ситуаций, когда пожалели самого ребенка, когда с ним поделился кто-то из взрослых, или же это первые шаги в формировании нравственных инстанций? Ведь налицо предпосылки становления основных нравственных норм. Ведь уже в младшем возрасте дети начинают осознавать свою индивидуальность, «отдельность».

Сторонники социобиологического подхода утверждают, что забота о других является врожденным качеством человека и возникает из простейшего чувства сострадания испытываемого при виде боли, переживаний близких людей. Социобиологи считают, что дети генетически запрограммированы помогать другим, тем самым обеспечивая самовыживание и выживание человеческого рода [4, с.84]. Предпосылками нравственного развития в младенчестве выступают потребность ребенка в общении со взрослым, стремление привлечь его внимание.

На основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения: «Скажи тете спасибо» — и ребенок благодарно качает головой. В дошкольном возрасте по-прежнему еще нет регулирования своего поведения по отношению к другим людям, соотнесения своих желаний с желаниями других. Исполнение требований взрослых (указаний, имеющих нравственное значение) отражает собственные непроизвольные желания ребенка. Ребенок не понимает нравственного смысла требований взрослого, а стремится сохранить с ним хорошие отношения [40, с.77].

Важным моментом нравственного развития ребенка является появление нового регулятора - «надо». Здесь начинается формирование волевых компонентов личности, умения сдерживать свои желания, противостоять нежеланию. От ребенка требуется бережное обращение с предметами, умение общаться со сверстниками (делиться, не драться), соблюдение норм вежливости (здороваться, выслушивать взрослого). Понимание правил и норм в дошкольном возрасте основано на собственном опыте ребенка, на непосредственном ощущении негативных и позитивных последствий их соблюдения (дал другому игрушку - он поделился с тобой; шумел - разбудил бабушку).

Общее развитие ребенка в дошкольном возрасте основано на высокой подражательности, в том числе и в сфере нравственного развития, поэтому особенно важным является пример окружающих. В целом для ребенка дошкольного возраста характерна «стихийная» нравственность. Взрослый побуждает ребенка к совершению хороших поступков, задает отношение к различным действиям (ударил мальчика — плохо, посмотри – он плачет, ему больно, пожалей его, извинись). Без контроля со стороны взрослого ребенок нарушает запреты [28, с.79].

Нравственные побуждения слиты с положительным отношением к объекту, на который направлено нравственное действие. Если взрослый задает нравственные образцы поведения, правильно оценивает действия ребенка, стимулирует положительные поступки‚ мотивирует свои требования, то у ребенка могут формироваться такие нравственные качества, как стремление помочь, умение считаться с желаниями других, зачатки отзывчивости, доброты.

Исследования деятельности и поведения детей дошкольного возраста показывают, что период начала обучения нравственному поведению одновременно является и периодом развития нравственной позиции личности. Когда мы обследуем ребенка, особенно в отношении таких столь сложных личностных образований, как нравственная позиция, мы неизбежно сталкиваемся с трудностями в интерпретации и выводах [43].

Некоторые исследователи предполагают, что нравственное чувство возникает уже на втором году жизни, дети демонстрируют естественный интерес к нравственным нормам. Ребенок, например, может демонстрировать значительный интерес к проявлениям расстройства у взрослого по поводу сломанной игрушки или порванной одежды.

Акцент в поведении ставится на интерес к переживаниям и реакциям другого по поводу материального или нематериального ущерба. В зависимости от уровня материнской заботы, дети могут пытаться утешить близкого, проявляющего страдание, демонстрируют жалость и сопереживание в отношении родителей или близкого человека.

Контроль осуществляется по отношению к сверстнику, затем формируется нравственная самооценка. Жалуясь взрослому на другого ребенка, дошкольник хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму, он проверяет верность своего поведения. Иными словами, дошкольник становится способным действовать не только под непосредственным контролем взрослого, но и без его прямого участия [33, с.49].

Влияние взрослого на ребенка дошкольного возраста осуществляется главным образом в процессе деятельности, в которой значения приобретают личностный смысл. Важная особенность действий по предоставленному образцу состоит в том, что роль подкрепления выполняет не тот или иной раздражитель, а само совпадение действия с представлением заданного образца. Благодаря этому, подражание приобретает новую функцию: способность формировать совершенно новые типы действий.

В процессе нравственного развития нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения. Когда ребенок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, появляется мотивация поведения. Нравственность «интериоризируется» [30, с.96].

Парадокс нравственного развития заключается в том, что, по мере того, как ребенка начинает интересовать не только внешний, но и собственный внутренний мир, нравственные императивы из внешнего плана, поддерживаемого авторитетом взрослых, переходят в план внутренний.

Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинения мотивов. Однако само по себе появление произвольного поведения еще не означает возникновения нравственного поведения.

Способность действовать по сознательно принятому намерению, является основополагающей для нравственного поступка. Вместе с тем произвольность поведения позволяет детям совершать непривлекательные действия ради привлекательной цели. Позже появляется способность выполнять непривлекательные действия ради цели, не имеющей непосредственного, личного значения [17, с.47].

Формирование мотива «так надо» (впервые появляющегося еще в раннем детстве) говорит о том, что в сознании индивида проявляется общезначимый характер нравственных требований.

Появление собственно нравственной мотивации в старшем дошкольном возрасте подтверждается тем, что наблюдаются самостоятельные проявления чувства стыда, тогда как у младших дошкольников чувство стыда за свои поступки появляется лишь тогда, когда их непосредственно пристыдят.

В этот период ребенок впервые открывает для себя привлекательность бесконтрольного совершения запретного действия в ситуациях, скрытых от взрослого. Эта особенность нравственного развития в дошкольном возрасте задает необходимость анализировать нравственную деятельность с точки зрения максимально развернутой ориентировки, поскольку характер и содержание ориентировки определяют нравственное сознание и нравственный выбор [36, с.57].

Подводя итог, мы можем отметить, что особенностями нравственного становления детей дошкольного возраста является то, что с течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе.
1.3 Педагогический потенциал традиций народной педагогики в формировании нравственности дошкольников

Современная народная педагогика в детском саду – это своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной и образовательной работой в данной социальной общности [27, с.121].

В дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит решение вопроса о прогнозировании и реализации потенциала национальных традиций, обычаев; помощь в воспитании у дошкольников интереса к родной культуре.

Процесс, который позволяет внедрить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в дошкольного образовательного учреждения, является народная традиция. «Народные традиции являются эффективным средством нравственного развития дошкольников» [7, с. 62].

«Народная традиция - это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев» [2, с. 22]. Народная традиция принадлежит определенному народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные ему.

«Воспитание на народных традициях способствует развитию культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости, межнациональной толерантности» [13, с. 23].

Народная педагогика, например, народные праздники – эффективное средство формирования ценностных качеств и норм в дошкольном возрасте, которое содержит в себе нравственный смысл, отношение к этому другому, а сценарий в наибольшей степени отражает взаимоотношения людей и нравственные аспекты этих взаимоотношений.

Традиции несут в себе нравственные нормы и регуляторы поведения, являются первыми, собственно, детскими законами общения, универсальными и гибкими, доступными всем детям и с удовольствием ими принимаемые, где ребенку задается общественно выработанный язык чувств, эмоций. Народная педагогика, главным образом, праздник регулирует споры и ссоры, позволяет устанавливать очередность и распределять роли. В нем предусмотрены ритуалы примирения и поощрения, законы сотрудничества и нравственные императивы.

Народная педагогика становится своеобразным кодексом товарищества, реальной школой нравственной регуляция поведения и выступает одновременно как образец нравственного поведения, выполняющий ориентировочную функцию, и как эталон поведения, выполняющий функцию контроля. Отношения между детьми в рамках принятых ролей моделируют нравственное поведение, а отношения по поводу праздника способствуют интериоризации нравственных отношений [45].

Народная педагогика для детей – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Она входит в жизнь ребенка ярким событием и остается в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления детства самые сильные, незабываемые. Пожалуй, каждый, перелистывая страницы своей жизни в зрелом возрасте, не может не вспомнить радостного волнения, ожидание чего-то необычного, значительного и сказочного в преддверии детского праздника, развлечения. Живет в памяти праздничный день в детском саду: смех, веселье, игры, песни, яркие костюмы, подарки и первое сольное выступление. Многие унесли из детства любимую песню, игру, память о совместных переживаниях с друзьями, воспитателями, родными.

Народная педагогика – это сочетание словесного и эмоционального воздействия, которое объединяет детей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем особым, праздничным. Формы же празднования могут быть самыми разнообразными: стихи, пляски, игры, хороводы, песни, потешки, танцы, пословицы, загадки, ряженья, спектакли и т. д.

Многочисленные народные и семейные праздники можно отнести к комплексным формам воздействия на нравственное воспитание дошкольников, которые были и остаются настоящим кодексом неписанных нравственных норм и обязанностей. Народная педагогика, отражает нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, родителям и т.д., развивающие нравственные чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в народных тематиках.

В народной педагогике праздники считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение праздников заключается в том, что они дают возможность уже в дошкольном возрасте проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоции и переживания, создают радостное настроение. Главной целью нравственного воспитания на традициях народной педагогики является приобретение ребенком нравственного опыта, наследование духовного достояния [34, с.18].

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными традициями – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения [14, с.57].

Многообразные воспитательные функции народной педагогики обуславливают целесообразность широкого использования нравственного воздействия в системе воспитания детей дошкольного возраста.

В основе народной педагогики, в частности народного праздника лежит определенная нравственная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея будет донесена до каждого ребенка, будь то праздник или развлечение, если она раскрывается на доступном, детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.

Наконец, говоря о педагогическом потенциале народного праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и так далее. Поэтому длительность праздника (развлечения) для них не должна превышать 20—30 минут, тогда как у старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 минут и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников помогает вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, подойти к морально-эстетичным выводам и определиться в отношении к нему, то есть заложить основы нравственных, моральных представлений и чувств.

Учитывая нравственную направленность, желательно, чтобы в программе праздника (развлечения) гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального, нравственного воздействия на детей, в то же время, каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности, важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).

Важнейшим элементом воспитательной системы народной педагогики для дошкольников являются средства театрализации, инсценировки, позволяющие обеспечить духовное единство, нравственное обогащение личности дошкольника. Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения личности ребенка к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается дошкольнику и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы поведения [14, с.5].

Наиболее полно нравственное начало воплощено в информационно-просветительной функции народной педагогики. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная деятельность, направленная на нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и родителей. Они создают возможность развития ребенка, позволяют решать многие задачи нравственного воспитания. Именно через народные праздники взрослый приобщает ребенка к народным традициям и создает условия для его полноценного духовно-нравственного развития [37, с.59].

Таким образом, мы видим, что народная педагогика, как совместная деятельность дошкольников со сверстниками и взрослыми, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения, формирование у них ценностных понятий, качеств и навыков.
1.4 Организация и проведение праздников для детей младшего дошкольного возраста

Все праздники, проводимые в дошкольной образовательной организации, можно разделить на несколько основных групп:

- календарные: Новый год, Восьмое марта, День защитника Отечества, День Победы и т.д.;

- тематические: «Праздник осени», день рожденья, выпуск в школу и т.д.;

- народные и фольклорные: Масленица, Науруз и т.д.

- спортивные праздники;

- праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей” и др.

В детских садах для детей младшего возраста проводятся следующие основные праздники:

• Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

• Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год – самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.

• Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам.

Сценарий праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями. Его обсуждение обязательно проводится с коллективом, причем воспитатели не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д. Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители.

Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный «Программой», так и дополнительный. Важно, чтобы соответствовал программным требованиям дошкольного возраста.

При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры, учитывать условия и особенности города.

Обилие стихов, многословие ведущих делает праздник неинтересным, не динамичным, утомляет детей. Пусть словесного материала будет меньше, но он будет живым, интересным, ярким, понятным. Нужно продумать не только выбор стихов, но и качество их исполнения детьми на утреннике. Задача воспитателей – научить ребят читать стихи выразительно, эмоционально. При этом нужно учитывать, что малышам доступны для заучивания небольшие по объему произведения.

Дети любят исполнять стихи на праздничном утреннике. Но удовлетворить всех желающих в один день невозможно. Поэтому нужно назначать выступление ребят, незанятых в других номерах праздничной программы. Программу утренника следует строить так, чтобы все дети имели возможность видеть весь праздник, участвовать в общем веселье.

В течение года ответственные, ведущие роли необходимо поручать разным детям, согласовывая это с их возможностями и характерами.

Многократное выступление одних приводит к чрезмерным волнениям, утомляет их нервную систему. У детей, не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику: они переживают, теряют веру в свои силы и еще больше замыкаются в себе, особенно стеснительные и малоинициативные дети. Для каждого ребенка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но своя роль в сценарии [26, с.58].

Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике.

Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения.

Особое внимание обратить на оформление уголка для родителей. Здесь помещаются поздравления, теплые пожелания, советы, как провести праздничный день с ребенком, какие книги ему читать на данную тематику, какие стихи выучить, какие подарки-самоделки приготовить вместе с детьми для родных и близких и т.д.

Рядом можно разместить выставку детских работ: рисунки, поделки из природного материала, изделия из глины и т.д. Накануне праздника дети принимают активное участие в подготовке.

Оформление зала должно отличаться от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

Подготовка и проведение праздников требует четкой организации действий всех его участников. В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены педагогического коллектива, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы. В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей [18, с.73].

Обсуждается и утверждается программа на методическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который изучает программу праздника, посещает занятия, учит песни и танцы. Педагоги должны руководствоваться разумным подходам к организации праздника, продумывая заранее и планируя все этапы подготовки.

К сожалению, иногда подготовка сводится к бесконечным репетициям, что отрицательно сказывается на ходе самого праздника: у детей пропадает интерес, появляются безразличие и скука. Репетиции, как правило, не нужны, если ведется планомерная последовательная педагогическая работа. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Праздничный музыкальный материал включается в музыкальные занятия за 1,5-2 месяца до праздника.

Построение и методика проведения праздников в дошкольных учреждениях определяются особенностями каждого из них и возрастом детей. Построение праздников для малышей отличается своеобразными чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая и в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Для самых маленьких, простейшим выражением их являются показ и обыгрывание красочных атрибутов, игрушки.

В младших группах ведущую роль играет взрослый. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. При хорошо организованной работе дети осваивают программное содержание.

Разнообразна деятельность воспитателя на праздниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения [22, с.58].

Праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – все это утомляет ребят. Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что лишь продуманная организация и методически правильное проведение праздника сделают его эффективным средством нравственного воспитания младших дошкольников.
  1   2   3


написать администратору сайта