Текст ВКР Диана. В настоящее время чаще материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости
Скачать 124.56 Kb.
|
Глава 2 Экспериментальное исследование значимости праздников в нравственном воспитании младших дошкольников 2.1 Комплексная диагностика нравственного развития детей младшего дошкольного возраста Теоретическое исследование, проведенное в первой главе, позволило сформулировать цель экспериментального исследования, которая заключается в определении значимости праздников в нравственном воспитании младших дошкольников. Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа: 1. Констатирующий этап; 2. Формирующий этап; 3. Контрольный этап. Исследование проводилось с детьми младшего дошкольного возраста на базе МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60" г. Нижнекамска РТ. Всего исследованием было охвачено 20 детей младшего дошкольного возраста – это 2 подгруппы по 10 человек в каждой соответственно (экспериментальная и контрольная), и 12 родителей. По всем показателям были определены три уровня выполнения заданий, которые устанавливались в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания: - низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого; - средний уровень - ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого; - высокий уровень - выполняет задание самостоятельно. Диагностика уровня сформированности нравственной воспитанности осуществлялась на основе программы «Межличностные отношения дошкольников» под редакцией Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой по трем методикам. «Метод наблюдения» (Приложение 1) Наблюдение осуществлялось в течение 3 недель по 20-30 минут. В процессе фиксировалось, что делает, говорит ребенок, какие предпочтения, интересы он обнаруживает, насколько он включен в деятельность. Предметом наблюдения являлись разные виды деятельности детей. Данный метод осуществлялся в «свободном» режиме, в повседневных ситуациях - рассматривали ребенка с разных позиций: - его отношение к взрослому – интерес к его действиям; - относится ли он к нему как к регулировщику норм поведения или как к тому взрослому, у которого можно узнать много интересной информации; - отношение к сверстнику – здесь мы рассматриваем, как ребенок видит сверстника (партнер, друг, временный участник игры), интерес к тому, что делает сверстник, желание и готовность откликаться на предложения сверстника. В виде таблицы наблюдения в каждой из позиций отмечались количеством «проявлений». «Метод беседа» (Приложение 2) Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним проводится индивидуальная беседа. Перед ее началом взрослый знакомится с ребенком и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу общения с ребенком. Ребенку задаются десять вопросов. «Метод проблемных ситуаций» (Приложение 3) Этот метод создает перед ребенком естественную ситуацию, в которой возникает такая проблема, как: поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт. Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь. Были использованы три проблемные ситуации: «Строитель», «Одень куклу», «Мозаика». Дети проходили задания по парам, чередуясь между их выполнением. Все дети с большим удовольствием приняли участие в решении предложенных «проблемных» ситуациях, но по отношению к действиям сверстника вели себя по-разному. Все исследования проводились мелкими группами, парами и индивидуально в первой половине дня. Ничто не отвлекало их от решения предложенной задачи, так как присутствие и вмешательство посторонних может существенно повлиять на поведение и на ответы детей, исказив реальную картину их отношений. Еще одним из условий проведения диагностических процедур являлись доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым. Диагностическое обследование проводилось в естественной для дошкольников форме игры или беседы. Полученные результаты представлены в двух таблицах. Таблица 1. Уровни сформированности нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе (контрольная группа)
Итоговые результаты по уровням: Низкий- 2 реб.-20% Средний- 6 дет.– 60% Высокий- 2 реб.- 20% Таблица 2. Уровни сформированности нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе (экспериментальная группа)
Итоговые результаты по уровням: Низкий- 5 дет.-50% Средний- 4 реб.– 40% Высокий- 1 реб.– 10%. Соотнеся результаты беседы, наблюдения и проблемной ситуации, были сделаны конкретные выводы. Выявилось, что те дети, которые не смогли четко и правильно ответить на задания первого и второго этапов, на третьем этапе деятельности вели себя соответственно, у них наблюдался низкий уровень нравственности (драки, ссоры, отчужденность, жадность, не желание помогать окружающим, неуважительное отношение к сверстникам и взрослым, зажатость, скованность действий и пр.). Результаты исследования зафиксировали в таблице 3. Таблица 3. Диагностика сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе (в %)
Для наглядности представили полученные результаты на диаграмме. Диаграмма 1. Диагностика сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе Из диаграммы видим, что высокий уровень сформированности нравственных качеств присущ 10% детей экспериментальной группы, в контрольной же группе этот показатель равен 20 %. Большая часть испытуемых показала низкое осознание нравственных норм - 50% детей экспериментальной группы и 20 % - контрольной, соответственно. Средние же значения осознания нравственных норм – в экспериментальной группе равны 40%, в то время, как в контрольной группе эти значения равны - 60%. Таким образом, можем сказать, что в проверенных группах у детей уровень осознания нравственных норм недостаточен. Следует отметить, что в группах есть дети, которые показали низкий уровень освоения программных требований в силу своих индивидуальных и возрастных особенностей. В течении года с ними будет проводиться индивидуальная работа. Выражая эмоциональное отношение к таким качествам как доброта -злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость, дети редко старались давать полный ответ. В основном в ответах дети копировали друг друга. Анализируя результаты первого этапа исследования, видим, что уровень сформированности нравственных качеств дошкольников в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Делаем вывод о том, что в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы полученные данные подтвердили актуальность, поставленной проблемы и были учтены при разработке формирующего этапа. 2.2 Организация работы по воспитанию нравственных качеств у младших дошкольников посредством праздников С учетом полученных данных, перешли к следующему этапу нашего эксперимента - формирующему. Цель формирующего этапа: повысить уровень развития нравственных качеств у детей экспериментальной группы посредством знакомства с праздниками и участия в них, тем самым подтвердить или опровергнуть гипотезу нашего исследования, Сначала было изучено оснащение методического кабинета и анализ годового плана, после чего был сделан вывод о том, что в младших группах формированию нравственных качеств дошкольников уделяется недостаточно внимания. Затем был проанализирован календарный план воспитателей. Выявлено, что воспитатели, опираясь на годовой план ДОУ, отражают в календарных планах задачи нравственного воспитания детей через праздники, но в недостаточной мере используют в своей работе. С целью совершенствования теоретического уровня и мотивирования на формирование нравственных качеств дошкольников подготовили и провели выступление на педагогическом совете «Значимость проблемы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста» (Приложение 4). Для определения отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников, было проведено анкетирование родителей (Приложение 5). По результатам анкетирования сделали вывод, что на формирование нравственных качеств всегда обращают внимание - 2 человека, 5 человек - редко, в зависимости от случая к случаю; 5 человек - вообще не обращают внимание на нравственное воспитание ребенка. К сожалению, родители не объясняют ребенку, что значит быть честным и справедливым. Один родитель отвечал, что надо начать формировать нравственные качества с рождения и 11 человек считают, что это необходимо делать с более старшего возраста. Наиболее приемлемыми методами в нравственном воспитании детей в семье являются: чтение сказок, напевание колыбельных песен, просмотр мультфильмов, беседа, разговор, объяснения, обсуждение значений народных праздников, экскурсии, личный пример (выражается в ежедневном поведении взрослых), семейные традиции. Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что ими мало обращается внимание на формирование нравственных качеств у ребенка. С этой целью решили провести анкетирование педагогов, на выявление теоретического и практического уровня в создании условий для нравственного воспитания детей (Приложение 6). По данному опросу сделали вывод, что воспитателями работа осуществляется бессистемно и при этом используются однообразные методы и формы работы. В ходе нашего работы с детьми экспериментальной группы направили усилия на более углубленное воспитание у детей любви к семье, детскому саду, природе родного края, к родному городу, уважение к людям труда, через организацию и проведение праздников. Нами был подобран материал по формированию знаний о нравственном воспитании и разработан годовой план по его использованию (Приложение 7), куда вошли наиболее значимые народные праздники: Науруз (Приложение 8) и Масленица (Приложение 9). Кроме того, учитывая смысл каждого праздника, были задуманы сюжеты и разработаны сценарии, например, праздник 8 марта (Приложение 10), Новый год (Приложение 11), Праздник Осени (Приложение 12). План учитывает привлечение к данному процессу помимо воспитателей группы, узких специалистов ДОУ: музыкального руководителя и педагога по физической культуре, а также родителей. Для того, чтобы подготовить детей к праздникам, не нарушая режимных моментов, не перегружая их, были внесены изменения в календарные планы. К тому же свободные дни между нашими встречами давали им возможность осмыслить, эмоционально прочувствовать полученную информацию, и поделиться ее со своими сверстниками. Задача родителей была в моральной поддержке своих детей, в помощи при подготовке атрибутов для праздника и для украшения места его проведения, а также приготовлении угощений (национальных) – поощрения детям после проведения праздника и как еще одна форма знакомства с нравственностью. В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. В частности, были проведены родительское собрание «Нравственное воспитание в семье» (Приложение 13), консультация для родителей «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» (Приложение 14), Памятка для родителей «Законы нравственного воспитания детей» (Приложение 15), Методические рекомендации по формированию нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (Приложение 16), совместное развлечение детей и родителей «Я талантлив» (Приложение 17), театральное развлечение (Приложение 18). В группах организовали и обновили центры: - нравственного воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания; - драматизации и театрализации, в которых широко представлены различные виды праздников, костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности; - уголок театрально-музыкальный, ряжения. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали тематические праздники, например, «Мама – солнышко мое» (Приложение 19), нравственной направленности для малышей, которые позволили решить ряд задач: - воспитание патриотизма, гордости и уважения; - формирование понимания важности материнства, воспитание чувства любви, уважения и благодарности к маме; - закрепление знаний детей о России, ее жителях, быте, культуре, о празднике 8 марта; - воспитание интереса к настоящему и прошлому нашей Родины и народа; - обобщение знаний детей об их гражданских обязанностях; - формирование нравственных качеств, осознанного понимания своих обязанностей, - воспитание нравственной культуры и активной жизненной позиции. Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников помогало вызвать интерес к его содержанию, подойти к нравственным выводам и определиться в отношении к нему, то есть заложить основы нравственных представлений и чувств. Большое значение для достижения успехов в проведении праздников имеет проявление интереса к ним: были организованы посещения театров и просмотр спектаклей, обсуждение детьми просмотренного с анализом игры актеров, их одежды, оформления сцены. На музыкальных занятиях до проведения праздника учили детей перевоплощению в настроение, душевное состояние, характер действующих лиц. Знакомили с характерными атрибутами. Успех праздника зависит в значительной мере от того содержания описания праздника, который заложен в основу сценария, потому для народных праздников было выбрано календарно-обрядовое единство праздника с минимальным религиозным звучанием. Главное место в работе воспитателя и музыкального работника отводилось подготовке костюмов и атрибутов к каждому празднику. Любой элемент костюма имел глубокую нравственную познавательную нагрузку, потому их подбор, с учетом тематической направленности сценария, региональных особенностей и традиций имел особое значение для организации и проведения праздника. Дети охотно принимали участие в изготовлении костюмов и их атрибутов, так – же принимали активное участие в оформлении зала и групповой комнаты к празднику. Встречи проходили 3 раза в неделю (понедельник, вторник, пятница) в первой половине дня, в течение 15-20 минут в музыкальном зале. На время проведения зал оборудовался необходимыми атрибутами, материалами для творчества, оборудованием для просмотра видео и прослушивания музыкального материала. Подготовка к празднику начиналась за три недели до его празднования. Для начала мы знакомились с культурой и бытом народа (в случае празднования народного праздника), просмотр фильма, в котором были представлены национальное убранство изб, предметы быта, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, промыслы, узоры и т.д. Знакомство с национальным костюмом мы проводили на примере кукол из коллекции «Кукла в национальном костюме». Прослушивая мелодии, дети пытались охарактеризовать их, передать возникающие мысли и эмоции, услышать и распознать звуки инструментов. Также как и прослушивание произведений устного творчества, способствовало развитию уважительного отношения к взрослым, к своим товарищам: не перебивать, уважать мнение говорящего, при необходимости корректно поправить. Разучивание танцевальных элементов, воспитывало в детях чувство ритма, двигательную активность, старательность, а уже общая пляска способствовала объединению, выплеску эмоций, возможность проявить свои творческие способности. Так, например, предложив разучить движения национального татарского танца, «девочка – татарочка» очень робко призналась, что знает их, так как его исполнение является традиционным среди собирающихся на празднике родственников. Взрослый предложил показать их, научить других ребят. Сначала девочка стеснялась, движения были робкими, неуклюжими, но поддержка, подбадривание остальных ребят придала ей уверенности, раскрепостило ее, прибавило авторитета среди сверстников, повысилась самооценка. Участие в музыкальных оркестрах вызвало большой интерес, создало хорошее настроение, прибавило положительных эмоций, дети стали лучше чувствовать музыку, ее особенности, передавать настроение через игру на музыкальных инструментах, тем более что некоторые из них создавались при помощи педагогов и родителей. Участие в подвижных играх развивали не только активность, внимание, ловкость, силовые качества, но и умение действовать сообща, радоваться за успех товарища, уступать. На заключительном этапе игры, оставшись вдвоем с двое детей (мальчик и девочка), мальчик намеренно уступил девочке, тем самым проявив уважение к ней, а у нее, будучи немного застенчивой, заметно повысила самооценка. Отгадывание народных загадок о природе и разучивание примет способствовало лучшему пониманию природных особенностей, вызывало интерес к самостоятельному изучению, подтверждению высказываний. На наших встречах дети не раз делились своими наблюдениями. Например, однажды мальчик рассказал, что накануне вечером, возвращаясь из детского сада, видел на небе месяц как будто в тумане, на что другой мальчик вспомнил, что это предвещает снегопад, а может даже и метель. Дети дружно подтвердили, что так оно и случилось сегодня, поэтому они не смогли выйти на прогулку. Исполнение песен, колядок, частушек заряжало детей положительными эмоциями, раскрепощало, учило доброжелательному отношению к взрослым и сверстникам. Девочка отметила, что в процессе напевания песни или частушки, слова и музыка остаются в голове, ты постоянно ее вспоминаешь, напеваешь иногда, от этого настроение всегда поднимается, даже делать что-то становится веселее. Исполнение благопожеланий, хвалебных стихов так же учило доброжелательности, отзывчивости, чуткости по отношению к окружающим. Но нужно обратить внимание, что данные стихи, высказывания и т.д. должны быть осознаны детьми. Простое заучивание текста не приносит положительных результатов. Поэтому текст каждой песни, потешки, стиха мы разбирали с детьми детально, чтобы они понимали, о чем поют, чего желают и для чего это нужно. Участие в инсценировках помогало им прочувствовать характеры героев, упорство и старательность помогли вживаться в роль. Устраивая инсценировку, мы столкнулись с проблемой выбора актеров. Каждому из ребят хотелось играть роль, случился даже спорный момент между двумя мальчиками чуть не приведший к драке. Чтобы исправить проблему, решено было, что все дети учат роли того или иного героя и по результатам открытого голосования будут выбраны те, кто выступит на празднике. Некий соревновательный момент способствовал активизации творческих способностей у детей. Каждый старался лучше заучить текст, проявить свои актерские навыки. А вот именно открытое голосование было направлено на развитие способностей объективно оценивать свои возможности, уступать, справедливости по отношению к окружающим, доброжелательности, умения сдерживать эмоциональные порывы. Участие в творческой мастерской так же заинтересовало детей, принесло чувство радости, гордости за созданные своими руками поделки, это способствовало так же развитию эстетического вкуса. Поначалу мы столкнулись с трудностями: равнодушное отношение к творчеству некоторых детей, не понимания сути задания или техники исполнения просто замыкались, переставали делать, бывали даже слезы, некоторые делали «на скорую руку» и чаще всего либо не аккуратно, либо вовсе не правильно. Но когда детям сказали, что это будут подарки или этим мы украсим зал, дало им положительную мотивацию для старательного исполнения работы, особенно, когда они впервые увидели результаты своих трудов (счастливые лица и благодарности детей, которым они подарили свои работы на память, восхищенные взгляды взрослых их похвала от увиденного зала, подготовленного для празднования). Еще хорошим стимулом стал случай, произошедший на первом организованным нами празднике, когда дети вручали зрителям подарки (платочки из бумаги с национальным татарским узором), одна девочка очень громко с обидой сказала: «А почему мне достался такой некрасивый платок! У всех вон, какой аккуратный, а у моего уголки загнулись и клеем запачканы!». Как потом призналась девочка, чья работа это была, ей было стыдно, обидно, а на вопрос взрослого: «Почему так произошло?», она призналась, что не особо старалась, но впредь будет аккуратнее, чтобы такого больше не повторилось. Этот случай заставил задуматься и других ребят, к тому же в процессе дальнейшей совместной работы, дети научились оказывать посильную помощь и внимательно слушать разъяснения взрослого, советы друг друга. В процесс подготовки также входит сбор атрибутов и украшение зала, площадки. Такая совместная деятельность способствует сплочению коллектива, осознанию детьми норм взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а так - же вызывает интерес к совместной деятельности. Например, пока девочки раскладывали необходимые атрибуты, костюмы, мальчики расставляли стулья для зрителей, т.е. оказывали посильную помощь взрослым в оформлении зала к празднику. К тому же дети старались воссоздать ту обстановку, которая соответствовала теме праздника. Если изначально они интересовались тем, что куда повесить, то в дальнейшем предлагали свои варианты. Тем самым у детей развивалось воображение, самостоятельность, желание творчески обогащаться, радовать других. Проведя необходимую подготовку по сценарию, по атрибутам, места проведения, дети с нетерпением ожидали предстоящего праздника. Чувство радости, от сопричастности к подготовке, ответственности за выполняемые роли в празднике, способствовали поднятию положительной самооценки и утверждению в кругу сверстников. Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников помогало вызвать и поддерживать интерес к его содержанию, глубже осмыслить сообщаемый материал, определиться в отношении к нему, то есть заложить основы нравственных представлений и чувств. Так как каждый праздник имеет свой замысел, то и проведение его различается. Какие-то праздники мы проводили в музыкальном зале, а другие проходили на участках детского сада. В ходе праздника дети являлись активными участниками: пели песни, частушки, читали стихи, разгадывали загадки, гадали, участвовали в инсценировках, играли сами и привлекали к действию зрителей. Мы по необходимости подсказывали текст, осуществляли музыкальное сопровождение, помогали в подготовке к конкурсу. Тем самым дети учились самостоятельности, воспитывалось чувство ответственности за свои роли, действия, укреплялись дружеские связи, взаимопомощь, поддержка сверстников. Некоторые праздники предполагали вручение зрителям, подготовленные поделки (подарки). Ощущение счастья, радости, гордости за проделанную работу прослеживалось на лицах детей в их искренних улыбках, когда после окончания они видели такие же радостные, восхищенные взгляды зрителей, когда им аплодировали, благодарили. Это разжигало их интерес, мотивировало на подготовку следующего праздника. А чтобы подсластить это радостное ощущение, и к тому же продолжить знакомство с культурой народа, кто-то из родителей (по договоренности) готовил национальное угощение. Участвуя в проведении праздников, дети учились быть активными членами общества, осознавать окружающую действительность, свою значимость, с уважением и понимание относиться к культуре других народов. Чтобы выяснить уровень понимания праздника, как правило, на следующей неделе после его проведения, мы снова встречались с детьми. Вспоминали, рассматривали фото, обсуждали, что им запомнилось, что получилось лучше всего, а что по каким-то причинам не удалось. Изначально дети отзывались только положительно о прошедшей подготовке, празднике, говорили, что все получилось, а когда взрослый напоминал конкретную ситуацию неудачи, недоработки, то дети начинали находить все возможные причины, обвиняли друг друга. На протяжении эксперимента ситуация менялась. Теперь они открыто говорили о своих неудачах, поясняли, что упустили, по какой причине это могло произойти, теперь не было нападок со стороны других ребят, они, напротив, старались поддержать, подбодрить. С нетерпением ожидали следующего праздника. Следует отметить, что народ в своих традициях всегда отводил детям особое место, и поэтому взрослые, особенно во время праздников, например, Науруз и Масленица, проявляли свою любовь и заботу к ним, эти традиции поддерживались. Итоги проведения праздника обсуждались на педагогическом совещании, где определилась работа по углублению впечатлений детей в после праздничные дни: проводилась беседа о прошедшем празднике, уточнялось представление и впечатление о нем (ответы записывались и помещались на стенд для родителей). Праздничное оформление группы и зала было сохранено в течение нескольких дней после праздника, а потом должно быть аккуратно убрано с помощью детей, так как проведение праздника – это естественный итог совместной деятельности детей и взрослых. В дошкольном учреждении кроме праздников, проводились различные упражнения, например, «Кто такой?». Ребенку дается понятие, например, человек, который все приводит в порядок: - аккуратный или, человек, который делает добрые дела - добрый и т.д.): - «Добрые слова»; - «Как помочь девочке замарашке»; - «Я умею» и т.д. (Приложение 20). Игры-ситуации: - «Помоги подружкам»; - «Две конфеты»; - «Кошка на дереве». Дидактические игры с куклой: - «Купание куклы»; «Куклы поссорились»; «Куклы в гостях у зверят» и т.д. (Приложение 21). Таким образом, вся работа на формирующем этапе эксперимента была направлена на реализацию психолого-педагогических условий по формированию нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через проведение праздников. 2.3 Динамика нравственного развития младших дошкольников По окончании разработанной и реализованной системы работы по нравственному воспитанию младших дошкольников посредством организации праздников, была проведена повторная диагностика детей по всем методикам, примененным ранее на констатирующем этапе. Были соблюдены все те же условия организации и проведения диагностики детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные фиксировались, анализировались и математически обрабатывались для определения динамики. Результаты повторной диагностики представлены ниже в таблицах. Таблица 4. Уровни сформированности нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе (контрольная группа)
Итоговые результаты по уровням: Низкий- 0 дет.- 0% Средний- 8 реб.– 80% Высокий- 2 реб.– 20%. Таблица 5. Уровни сформированности нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе (экспериментальная группа)
Итоговые результаты по уровням: Низкий- 0 дет.- 0% Средний- 7 реб.– 70% Высокий- 3 реб.– 30%. Из таблиц видим, что уровень сформированности нравственных качеств у детей экспериментальной группы существенно вырос, в 3 раза. Не осталось детей с низким уровнем, они смогли повысить его до среднего, что составило 70%, а 30% детей со средних показателей поднялись на высокий. В то время как в контрольной группе тоже имеется динамика роста, но не столь существенная. Детей с низким уровнем, как и в случае с экспериментальной группой не диагностировалось. С низкого на средний поднялись 70 % детей, в свою очередь со среднего на высокий 20% детей. Динамику сформированности нравственных качеств мы представили в таблице. Таблица 6. Динамика сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп (в %)
Для наглядности мы представили полученные результаты на диаграмме. Диаграмма 2. Динамика сформированности нравственных качеств дошкольников экспериментальной и контрольной групп |