Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Особенности философского мировоззрения.

  • 4. Основные функции философии.

  • 5. Основные черты Древнегреческой философии.

  • 6. Развитие натурфилософии в Греции. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

  • 7. Диалектика Гераклита, атомизм Демокрита, учение Парменида о бытии.

  • Демокрит

  • 8. Философия Эпикура.

  • 2."Каноника" (учение о познании)

  • Вопросы к экзамену. Мировоззрение функции, свойства, структура. Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения


    Скачать 141.96 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену. Мировоззрение функции, свойства, структура. Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения
    Дата04.12.2019
    Размер141.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #98595
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ФИЛОСОФИЯ. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

    1.Мировоззрение: функции, свойства, структура.

    Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения.

    Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.

    Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.

    В структуре мировоззрения можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:

    1) познавательный, опирающийся на общие знания о мире, природе, обществе, человеке;

    2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения;

    3) эмоционально-чувственный, основывающийся на мироощущение, мировосприятии, т. е. определенном переживании своего рационального и деятельностного отношения к миру, событиям в нем;

    4) практический, задающий содержание и направленность человеческого поведения и деятельности по отношению к природе, обществу, самому человеку с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.
    Мировоззрение выполняет следующиефункции: 

    1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности;

    2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека;

    3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений;

    4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали;

    5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

    Мировоззрение, таким образом, это не только обобщенная система знаний о мире, обществе, самом человеке, его роли и месте в них, но также совокупность убеждений, ценностей, идеалов, регулятивных норм поведения и деятельности человека в его отношениях с миром и обществом.

    2. Исторические этапы мировоззрения: миф, религия, философия.

    Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

    1. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

    Мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений; • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

    Чертами мифа являются: • очеловечивание природы; • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); • однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

    Основные характеристики мифологического сознания: 1.Эмоциональное породнение человека с миром, отсутствие граней с окружающим миром 2.Анимизм – убежденность во всеобщей одушевленности сущего 3.Фетишизм – убежденность в том, что предметы телесного мира при определенных условиях могут быть осуществлены в бестелесном 4.Магия – убежденность во всеобщности по законам симпатии – 2 предмета, имевшие связь друг с другом, воздействие на 1 предмет обеспечивает возможность воздействия на другой.

    2.Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

    При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

    Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;• объяснение природных явлений;• поступки, судьба человека; • нравственно-этические проблемы.

    Основными мировыми религиями являются:• христианство;• ислам;• буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:• синтоизм;• индуизм;• иудаизм.

    Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

    3.Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле);• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);• логично (имеет внутреннее единство и систему);• опирается на четкие понятия и категории.

    Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

    3. Особенности философского мировоззрения.

    - основано на знании (а не на вере, либо вымысле) - рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя) - логично (имеет внутреннее единство и систему) - опирается на четкие понятия и категории.

    Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой. Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру - конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным - материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности - материальная или идеальная - является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого monos - один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского dualis - двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов - от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).

    Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах - объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека - бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель).

    4. Основные функции философии.

     Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

    1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности .

    3. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать .

    4. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности .

    5. Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

    6. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. .

    7. Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    8. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

    9. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

    5. Основные черты Древнегреческой философии.

    1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками («физис» - природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была «религией» природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнегреческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос «кто родил космос?», то философия - «из чего он произошёл?»

    С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и онтологизм.

    2. Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека;

    3. Онтологизм. Онтология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только значится существующим;

    4. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Демокрит - атом, Платон - идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.

    6. Развитие натурфилософии в Греции. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

    Начало европейской философии было положено в V-VIвв. до н.э. в Древней Греции. Греческая мифология имеет 2 этапа: Доолимпийский – мир – хаос, угроза, опасность, и Олимпийский – прекрасный систематизированный мир. Философия – осмысление мифов, переход от мифа к логосу, от веры к знанию.

    Ранняя мифология говорит о прекрасном, поздняя – о преступлениях человечества, из-за чего случается кризис мифологической веры из-за нарастания зла. Возникает отсутствие веры. Философия требует наличия большого количества времени, ума и безопасности. Люди, обладающие всем этим, возникли в полисах, после возникновения демократии и рабства. Главным образом, древнегреческие философы пытались найти ответ на вопрос « Из чего возникло все?»

    Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Фалес - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: • первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее); • допускал наличие множества богов; • считал центром вселенной Землю; • точно определил продолжительность года — 365 дней; • сделал ряд математических открытий .

    Анаксиман - ученик Фалеса: • первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; • вывел закон сохранения: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных .

    Анаксимен - ученик Анаксимандра: • первопричиной всего сущего считал воздух; • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); • проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

    Демокрита,_учение_Парменида_о_бытии.'>7. Диалектика Гераклита, атомизм Демокрита, учение Парменида о бытии.

    Гераклит из Эфеса - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления : • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; • признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум; • выступал за материальность человеческой и мировой души; • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; • движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

    Демокритсчитался основоположником материалистического направления в философии. В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: • весь материальный мир состоит из атомов; • атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); • между атомами существует пространство, заполненное пустотой; • атомы находятся в вечном движении; • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; • атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

    Парменид утверждал, что главная характеристика первоначала – бытие. Он говорил, что бытие есть, а небытия нет, все сущее присутствует, но ограничено пустотой. Быть и мыслить - одно и то же. Только мышление дает удостовериться в существовании окружающего мира. Он увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге.

    8. Философия Эпикура.

    Эпикур— древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела:

    1. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосеявляются следующие: • ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи); • вселенная вечна и бесконечна; • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; • атомы и пустота вечны; • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом); • "мира чистых идей" не существует; • существует множество материальных миров во Вселенной.

    2."Каноника" (учение о познании)опирается на следующие основные идеи: • окружающий мир познаваем; • основным видом познания является чувственное познание; • невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; • ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта