Вопросы к экзамену. Мировоззрение функции, свойства, структура. Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения
Скачать 141.96 Kb.
|
Дэвид Юм - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:• проблема отношения бытия и духа неразрешима;• человеческое сознание склонно к идеям;• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;• человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории. 22. Проблема социальной философии в период Просвещения: Дидро, Руссо, Вольтер. Дени Дидро - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел".Философские взгляды Дидроблизки к взглядам других французских просветителей-материалистов: • признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; • движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению); • отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; • в основе общества и государства видел "общественный договор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов; • идеалом государства считал "просвещенную монархию", а экономики — разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность. Жан Жак Руссоосновное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо.Он: • видел в Боге мировую волю и мировой разум; • считал, что материя несотворима и объективно существует всегда; • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир; • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.; • был сторонником эмпирического (опытного) познания; • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; • обосновал право народа на восстание; • в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); • власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы, • в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки. Вольтер(наст. фамилия — Аруэ) Франсуа — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который: • страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!"); • считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория ипрактика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие; • видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; • в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому; • выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"),а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов и давал практические рекомендации по обустройству государства. 23. Философия Канта. Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант. В течение докритического периодафилософский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периодабыли проблемы бытия, природы, естествознания. Философские выводы Кантабыли революционными для его эпохи: • Солнечная система возникла из большого облака разреженных в космосе частиц, • природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; • природа находится в постоянном изменении и развитии; • движение и покой относительны; • все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции. В основе философских исследований Канта критического периодалежит проблема познания. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены(то есть разум не может всего). Он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями. С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: •апостериорное знание; • априорное знание; • "вещь в себе". Кант выделяет схему познавательного процесса,согласно которой: • внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека; • органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений; • человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; • целостная картина окружающего мира, возникающая вразуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; • реальный мир,образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе"— субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом; •человеческий разум может лишь познать образыогромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность. Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии; • внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе. Само человеческое сознание (чистый разум), по Канту, имеет свою структуру,которая включает в себя: • формы чувственности; • формы рассудка; • формы разума. И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон,который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; • Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: •целесообразности в эстетике. • целесообразности в природе. • целесообразности духа (наличие Бога). Социально-политические взглядыИ. Канта: • философ считал, что человек наделен изначально злой природой; • видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву); • был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами; • осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; • считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными. 24.Системный метод Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель— представитель немецкого классического идеализма. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея- это:•единственно существующая подлинная реальность;• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи.Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Через человека Мировой дух:• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;• целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;• познает себя через познавательную деятельность человека;• творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. Гегелем впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.Смысл диалектикив том, что: •все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала . • данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; • единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире. По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:•государство — форма существования Бога в мире • право - наличное бытие (воплощение) свободы;• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;•противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Все разумное действительно, а все действительное разумно. 25. Антропологический материализм Фейербаха Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;• большой интерес к социально-политическим вопросам; • убеждение в познаваемости окружающего мира. Фейербах:• отвергает идею тождества бытия и мышления; • не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира; • логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;• не признает единства философии и религии;• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Сутьэтой теории в том, что:• единственно существующими реальностями являются природа и человек;• человек является частью природы;• человек есть единство материального и духовного;• человек должен стать главным интересом философии;• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах:• выступает с атеистических позиций;• тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания(гносеология). Социально-политические взглядыФейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;• полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;• основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;• данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;• необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью. 26. Русская философия. Характерными чертами русской философии являются • сильная приверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; • специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; • большая роль проблем морали и нравственности; • конкретность; • широкое распространение в массах, понятность простому народу. 27. Славянофилы и западники о путях развитии в России. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. (центр – Москва). Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Чернышевский (1828 – 1889 гг.) по своим позициям был сторонником философии Фейербаха, его идеи лишены оригинальности и воспроизводят идеи Фейербаха: – этика любви, – через чувственные отношения человека может создать лучшее общество; – идея разумного эгоизма, – относись к человеку так, как желаешь, чтобы относились к тебе; – идея социалистического общественного устройства, – заимствование западной идеи, – идеи Фурье. Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.) сначала увлекался философией Гегеля, затем Фейербаха, а затем в итоге перешёл на позиции материализма. Учение о природе у философа получилось эволюционным. Как писал Ленин, Герцен самостоятельно дошёл до диалектического материализма и остановился перед историческим материализмом. Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы. ( центр – аристократический, европейски ориентированный Санкт-Петербург). Идеолог славянофильства стал И.В. Киреевский. Он заявил: Россия не хуже Европы, но и не лучше, Россия просто другая по исконным основаниям общественной жизни и ее отличают: 1) общность – всё делать сообща, всем миром (определяющими явились суровый климат и громадные территории – “одному не выжить”); 2) православие – чисто русское смещение акцента с Иисуса Христа на Богоматерь. Главная идея А.С. Хомякова – идея соборности, включающая несколько значений: 1) общинное начало, заложенное в душу русского народа; 2) политические компоненты: земский собор – волеизъявление представителей земли русской (царь не хозяин, а слуга народа, изъявитель воли представителей земли русской); 3) идеологический аспект: господство православной церкви, а которой (в отличии от католической) значительно большую роль играет церковная община, а не церковные иерархи. По мнению А. С. Хомякова, именно православие сформировало то исконно русские начала, тот “русский дух”, который создал русскую землю в ее бесконечном объеме. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. 28. Проблема человека в философии Достоевского и Толстого. |