Вопросы к экзамену. Мировоззрение функции, свойства, структура. Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения
Скачать 141.96 Kb.
|
Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. ДВА ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ: Смысл жизни в земных поисках и Смысл жизни в потустороннем мире Эвдемонизм - этическое направление, представляющее счастье, блаженство как мотив и цель наших стремлений. Счастье эвдемонисты понимали, прежде всего как добродетельную жизнь, развитие способностей (Эпикур, Спиноза, Фейербах) Гедонизм - этическое направление, представляющее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как цель существования (Аристипп, Феодор). Концепция прагматизма (Дьюи, Пирс): смысл жизни в достижении индивидуального благополучия, потребительстве, личном успехе. Корпоративизм: смысл жизни связывает с принадлежностью к ограниченной общности, преследующей частные интересы, в лояльности этой общности. Перфекционизм: смысл жизни - личное самосовершенствовании; Альтруизм – бескорыстное служение другим людям. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ Задача состоит в том, чтобы объяснить, каким образом человек, будучи существом бренным, может преодолеть свою конечность и устремиться к бесконечности (классические русские и западные концепции, неотомизм, христианский персонализм). Человек должен подчинить свою жизнь поставленной ему запредельной целью, которую он и сам не понимает, но должен принять ее априорно. Экзистенциалисты (А.Камю, Ж.-П.Сартр) настаивали на том, что человек в повседневной жизни утратил смысл своего существования. Он обретает его лишь в экстремальных (пограничных) ситуациях выбора между жизнью и смертью. Но поскольку такие ситуации достаточно редки, то жизнь превращается в сплошную бессмыслицу. Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в «снятом» виде, реализуемая в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях. Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого организма ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЖИЗНИ Биологический подход - жизнь и смерть есть обозначение биологических процессов рождения и умирания. Общенаучный подход - жизнь - высокая ступень эволюции, возможность живой материи воспроизводить саму себя, предпосылка для появления мыслящей, одухотворенной материи. Философский подход – жизнь есть бытие, а сущность человеческого бытия определяется через духовный поиск. ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Жизнь временна, имеет относительную ценность, а смерть абсолютную. Смерть – наказание за грехи. Человек должен бояться смерти как наказания. Смерть придает ценность жизни и в самой жизни дифференцирует истинные и ложные ценности. Постижение нравственного смысла смерти способно, таким образом, сообщить развитому моральному сознанию определенные критерии для оценки человеческих поступков. Бессмертие – продолжение существования после смерти нашей духовной индивидуальности, одаренной сознанием и волей. СИМВОЛИЧЕСКОЕ БЕССМЕРТИЕ Биологическое бессмертие, которое человек обретает в потомстве. Творческое бессмертие. Создание произведений искусства, литературы, полезных предметов и дел для других людей. Разрушение как способ достижения символического бессмертия (Герострат). Теологическое (религиозное) бессмертие. Натуралистическая версия бессмертия. Она исходит из возвеличивания природы, ее вечной силы и желания сохранить ее. 36. Интерпретация проблемы бытия в истории философии. Проблема бытия – это проблема способа, целей и смысла существования мира в целом, который только и может наполнить смыслом индивидуальное человеческое существование. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Проблема бытия у Парменида «Бытие есть, небытия нет». Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. Платон разрабатывает проблему “бытия по мнению” — видимой, внешней реальности — и “истинности бытия”, доступного лишь философскому разуму. Таким образом, Платон не только сохранил парменидовские характеристики бытия (вечность, абсолютность, неизменность), но и сумел связать мир идеального бытия с привычным нам миром вещей. По Аристотелю, бытие — это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание; во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом; в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение; в-четвертых, каждая Вещь имеет свое определенное назначение. Демокрит - Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть – это пустота, в которой движутся атомы. Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этическом. В христианской картине мироздания всецелой полнотой бытия обладает только Бог. Бог и есть собственное, настоящее бытие. Все остальное «тварно», т.е. сотворено Богом, и поэтому лишено самостоятельности. В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация (обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим характерна “объективизация” понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: “Я мыслю, следовательно, существую”. Это означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и утверждавшего: “быть — значит быть в восприятии”. По И. Канту, “бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. И. Фихте: подлинное бытие — деятельность Я, а материальное бытие — ее продукт…. 37. Сознание и его сущность. Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю. Сознание существует, оно имеет особую, идеальную природу (сущность). В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.). объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания"; умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии. происхождение сознания: сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание — свойство исключительно человеческое Основные функции сознания 1)отражательная – оно открывается субъекту как картина мира. 2) порождающая (творческая) – Оно само может порождать новые образы и, в конечном счете, творить, преобразовывать этот мир; 3)регулятивно-оценочная. оно регулирует поведение и деятельность человека, обеспечивает способность человека к саморегуляции. 4) рефлексивная (от лат. reflexio – обращение назад). Рефлексия – осознание субъектом внутренних психических актов и состояний. Объектом рефлексии выступают и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком собственного поведения, действий, поступков, сами процессы рефлексии и, наконец, само сознание. Структура сознания, по З. Фрейду подсознание и сознание и сверхсознание. Ведущую роль в структуре сознания играет подсознание. Структура сознания немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха (1804-1872) «сознание для сознания» и «сознание для бытия» Структура сознания, по Л.С. Выготскому житейские понятия и научные понятия Структура сознания, по А.Н. Леонтьеву 1. чувственная ткань образа 2.значение 3. смысл 38. Общественный прогресс. Его критерии и границы. Прогресс – направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Прогрессу противоположен регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Критерии общественного прогресса. Согласия среди ученых в этом вопросе нет. Французские просветители: критерий прогресса – развитие разума, Сен-Симон – состояние общественной нравственности. Гегель – степень сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие производительных сил. Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Цель, а не средство любого общественного прогресса – создание условий для всестороннего развития человека. Отсюда критерий прогресса – мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Критерии Алексеева и Панина: 1) темпы роста производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра. Для более прогрессивной общественной системы характерна ориентация на обеспечение человеческого счастья в обществе. Такая ориентация может дать гармонично развивающуюся систему. Поскольку в общем комплексе критериев общественного прогресса ведущее место занимает гуманитарный критерий, постольку этот комплекс в целом может быть назван гуманитарным критерием. Границы прогресса. Научная философия не ставит пределов прогрессу духа, за исключением одного: дух всегда будет находиться во взаимозависимости с природой; материя неисчерпаема, бесконечно и ее познание, которое в своем поступательном развитии может приближаться к абсолютному раскрытию ее разнообразия, а при постоянном росте объема истинной информации всегда останется область непостижимого. 39. Глобальные проблемы современности. Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных проблемах современности. Глобальные проблемы: - проблема экологии, сохранения мира, освоения космоса и Мирового океана, продовольственная проблема, проблема народонаселения, проблема преодоления отсталости, проблема сырья Особенности глобальных проблем.1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.2)Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов. Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли. В наше время глобальные проблемы: - с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств; - а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства. Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее. 40. Гуманизм, как перспектива развития цивилизации. Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Гуманизм признает многообразие и единство человечества как равноценные данности. Признавая многообразие человечества, гуманизм выступает против попыток уменьшить это многообразие путем насилия или принуждения. Признавая же единство человечества, гуманизм выступает против попыток разорвать это единство, изолировать какую-то часть людей от остального человечества. В споре индивидуализма с коллективизмом гуманизм занимает позицию третейского судьи. Он выступает как против крайнего коллективизма, ущемляющего индивидуальную свободу человека, так и против крайнего индивидуализма, игнорирующего или ущемляющего свободу других (всеобщую свободу). Гуманизм ориентируется на конкретного человека, на индивидуума, на человека как уникальное явление. С точки зрения гуманизма человек как явление земной жизни самодостаточен. Если он и зависит от чего-либо, то не от каких-то потусторонних, сверхъестественных, надчеловеческих сил, а от среды обитания. Естественным продолжением гуманизма применительно к природе является экогуманизм. В основе экогуманизма лежит бережно-любовное отношение к среде обитания. Это и любовно-уважительное отношение к нашим меньшим братьям, животным, и охрана окружающей среды, и посильное воссоздание утраченных элементов природы и т. д. Гуманизм имеет свои границы; он указывает, что человек для человека — высшая ценность. Утверждая достоинство человека, гуманизм в то же время выступает против возвеличивания, обожествления человека. Гуманизм и высокомерие несовместимы. В споре науки и религии, мистики, паранауки гуманизм берет сторону науки. Наука дает знания, без которых человек слеп и беспомощен. Гуманизм не приемлет крайностей рационализма и иррационализма. Человеколюбие — это любовь к человеку как таковому, как живому существу. Оно предполагает и любовь к себе, и любовь к ближним и дальним, т. е. к подобным себе, ко всему человечеству. Главное в гуманизме — уважение к человеку. Для гуманиста ориентиром морального и, соответственно, правового поведения является золотое правило . Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения. 41. Особенности западной культуры. Запад – это особый тип развития культуры и цивилизации, который сформировался в Европе в XV–XVII вв. Западная культура начала формироваться еще в эпоху Античности и в Средние века. Ее основными факторами стали: демократия античного полиса, возникшее в эпоху Античности теоретическое познание, христианство с его представлением о человеке как о свободной личности и моральными предписаниями. Немецкий социолог М. Вебер относил к основным ценностям западной культуры: динамизм и ориентацию на новизну; утверждение достоинства и уважения личности; индивидуализм; рациональность; идеалы свободы, равенства, терпимости; уважение к частной собственности. Современную западную цивилизацию можно назвать техногенной. Быстрое развитие прикладного научного знания, техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг – одна из важнейших характерных черт этой цивилизации. Искусственная среда все больше замыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу. Решающими факторами в развитии западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическая демократия, правовое государство. Эти факторы обеспечивают быстрый рост благосостояния на Западе и представляют собой целостную систему, которая не может работать, если отсутствует какой-либо из этих трех основных элементов и сформировавшаяся культура гражданского общества. 42 Особенности восточной культуры. Исторически восточная культурасвязана с древними цивилизациями Китая, Индии, Междуречья и Египта. Впоследствии на их месте возникли общества мусульманской, индуистской, буддистской и конфуцианской религиозно-культурных традиций. Несмотря на самобытность этих культур и возникших на их основе современных восточных культур, им присущи многие общие черты. Образцы поведения и нормы морали передаются от поколения поколению. Опыт предков рассматривается как высшая ценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятся в мельчайших деталях, иногда подменяя собой содержание. Научной рациональности на Востоке противопоставляется нравственно-волевое начало. Большое внимание уделяется саморазвитию личности. Отсюда установка на созерцательность, безмятежность, мистицизм народов Востока. Для Востока не характерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить в единстве с природой, стремиться к этому единству. Индивидуализм, стремление противопоставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществ характерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу – семье, роду, общине, касте. С этим связаны особенности политического и социально-экономического развития Востока. Для восточных обществ не характерна демократия и стремление к экономическому прогрессу прежде всего. Разумеется, характеризуя восточные общества в целом как «идеальный тип», мы не должны забывать о различиях между ними, о своеобразии и неповторимости таких культур, как культуры Китая, Индии, мусульманских стран и др. 43. Россия в диалоге культур. Диалог культур в современном мире предполагает взаимодействие Запада и Востока как социокультурных образований. Прежде всего следует обратить внимание на то, что понятие «Запад» и «Восток» неоднозначны. Культура Запада и Востока - это многообразие локальных культурных образований. Специфика восточных культур заключается, как правило, в том, что они ориентированы на устоявшийся образ жизни, коллективизм, сложившуюся социальную структуру, традиционные ценности и нормы поведения. Для большинства из них характерна нравственно-волевая установка на созерцательность. В свою очередь западные культуры более динамичны и ориентированы на новизну. Им свойствен индивидуализм, утверждение достоинства человеческой личности. Они более рационалистичны и характеризуются формально-правовой ориентацией. В этой связи возникает вопрос о месте России в диалоге культур. В русской историософии сформировались разные подходы к этой проблеме. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) отстаивали идею самобытности, целостности русской культуры. Они считали, что русская культура противостоит западной культуре как раздвоенной: рассудочной и формально-правовой. Культурный фундамент России - православное христианство и община, они составляют основу духовной культуры. Православие повлияло на эмоциональную и интеллектуальную жизнь общества. Русскую культуру отличает духовная целостность, разумность, соборность, отсутствие классовых антагонизмов, общинное землевладение. Западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, А.И. Герцен) считали, что русская культура - это культура, отставшая от западной культуры. Задача России заключается в том, что она должна следовать за культурой Запада и пройти тот путь, который Запад уже прошёл. Западники полагали, что русская история есть история преодоления отсталости России от Запада. Евразийцы (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский) рассматривали Россию как Евразию, которой присущ восточный дух и западная свобода. Они считали, что культура народа определяется средой его обитания, географическими условиями - «месторазвитием народа». В этом они усматривали истоки самобытности различных народов, в том числе своеобразие русского национального сознания. Особое влияние на российское самосознание оказал восточный (тюркско-татарский) фактор, без которого нельзя понять ход русской истории. Между тем, включая истоки Запада и Востока, русская культура является абсолютно самостоятельной. Защищая идею геополитической и культурной общности евразийского континента, они полагали, что Россия способна без утраты своей самобытности и традиционной культуры принять вызовы информационно-технической цивилизации. Достаточно продуктивным является подход, согласно которому русская культура принадлежит европейской культуре как часть единой европейской культуры, но при этом обладает качественным своеобразием. В частности, Д.С. Лихачёв полагал, что русская и европейская культуры составляют единую европейскую культуру, истоки которой составляет христианство. Её особенностью является то, что она направлена на личность, даёт свободу для творческого самовыражения, способна воспринимать другие культуры. Своеобразие русской культуры заключается в том, что она более художественно-эмоциональна, направлена на исследование нравственных проблем. 44. Философский иррационализм и его место в истории философии. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. представитель иррационализма - Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон достаточного основания: • закон бытия — для пространства и времени; • закон причинности — для материального мира; • закон логического основания — для познания; • закон мотивации для действий человека. Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: • непосредственного познания; • отвлеченного (рефлективного) познания; • интуиции. Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля: • лежит в основе сознания; • является всеобщей сущностью вещей. Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма: • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; • сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля; • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли; • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные В основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. 45. Философия жизни и ее разновидности. Философия Ницше. Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни". Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:• "воля к жизни";• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;• "воля к власти". Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я". Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоластические" дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучении жизни как особого феномена во всех ее проявлениях. 46. Философия психоанализа. Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире. Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд - врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени. Зигмунд Фрейд. Его первая фундаментальная работа по психоанализу "Толкование сновидений" (1899). Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного, когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения. Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви - себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности. На втором этапе творчества Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы - Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода - динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, - кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из "этажей" психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний. 47. Экзистенциализм. Его представители. Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире (начал зарождаться еще в середине XX в, в Западной Европе). Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы: • уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; • разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; • проблема отчуждения человека, проблема одиночества, заброшенности человека, проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни. Основателем экзистенциализма считается датский философ Кьеркегор. Он считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я". Философом были выделены понятия: неподлинное существование и подлинное существование Подлинное существование и есть экзистенция (три стадии:• эстетическую;• этическую;• религиозную). Представители экзистенциализма XX в: |