Вопросы к экзамену. Мировоззрение функции, свойства, структура. Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения
Скачать 141.96 Kb.
|
Аврелий Августин (Блаженный) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного: •ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; • Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; • в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; • Церковь — единственная сила, способная объединить мир; • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; • высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: • Бог существует; • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; • все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога. Фома Аквинский — доминиканский монах, систематизатор схоластики, автор томизма— одного из господствующих направлений католической Церкви. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога. Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: •движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; • причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог; • случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он: • разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).Их разделение — одна из ключевых идей католичества; • подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Согласно Фоме:• все состоит из материи и формы (идеи);• суть любой вещи — единство формы и материи;• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинскийприходит к следующим выводам: • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют впроцессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; • философия и теология — разные науки; • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; • все остальное (божественное откровение) может познать только теология. 16. Проблема гуманизма и специфика культуры Эпохи Возрождения. Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв. Гуманизмкак философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия. Косновным чертамгуманизмаотносились: • антицерковная и антисхоластическая направленность; • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; • жизнеутверждающий характер и оптимизм. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла. Данте Алигьери- В своем произведении Данте: • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; • восхваляет человека. Франческо Петрарка - Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;• человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Лоренцо Балла, автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":• ниспровергал церковные авторитеты;• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность. Основой культуры эпохи Возрождения, несомненно, был принцип гуманизма, утверждавший красоту и достоинства реального человека, его воли и разума и творческих сил. Гуманистическая жизнеутверждающая культура этого времени, а отличии от средневековой культуры, носила светский характер. Культурные ценности Возрождения были освобождены от церковных догм и схоластики, что в значительной степени способствовало развитию науки. Восхищение реальным миром и страстная жажда его изучения привели к отображению в разных сферах искусства всех сторон действительности. Важнейшую роль в становлении искусства эпохи Возрождения отыграло античное искусство, понятое по-новому. Воздействие античных взглядов и искусства больше всего сказалось на формировании культуры этого времени в Италии, где удалось сохранить большое количество древнеримских памятников. Превосходство светского начала в культуре было вызвано утверждением в социальных кругах набиравшей силы буржуазии. Развивавшаяся гуманистическая направленность, ее оптимизм, общественный и героический характер ее образов интересовала не только буржуазию, но и представителей всех слоев общества. Искусство эпохи Возрождения формировалось, когда еще не начали проявляться последствия капиталистического раздела труда, пагубно влиявшие на процесс развития личности; а находчивость, смелость, сила характера и ум еще не потеряли своего значения. В это время создавались уникальные культурные ценности, вызывавшие иллюзию бесконечных способностей человека. В искусстве все чаще появлялось изображение титанической личности. Удивительная яркость человеческого характера в эпоху Возрождения нашла отражение и в искусстве. Это объяснялось тем, что герои того времени еще не были рабами процесса разделения труда, создававшего однобокость и ограниченность культурных процессов. Характер прикладного искусства Возрождения, заимствовавшего мотивы и формы орнаментики из античных традиций, был больше связан не с церковными, а со светскими заказами. Новые требования, стоявшие перед искусством, качественно повлияли на обогащение его жанров и видов. В итальянской монументальной живописи широкое распространение получила фреска. Начиная с пятнадцатого века большой популярностью пользовалась и станковая картина, на развитие которой особенно повлияли нидерландские художники. Наряду с уже известными жанрами мифологической и религиозной живописи новым смыслом наполнились такие культурные ценности, как портрет, пейзажная и историческая живопись. 17. Картина мира Кузанского и Бруно. ( Неоплатонизм) Николай Кузанский был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания,согласно которой: • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же); • "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; • исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей:поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); • едины идея и материя; • реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; • Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; • Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире); • бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" —термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др. Джордано Бруно развил и углубил философские идеи Коперника: • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; • Вселенная не имеет центра и бесконечна; • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; • число миров во Вселенной бесконечно; • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое. 18. Социальная культура Нового времени. Философия – это самосознание культуры, поэтому особенности философии того или иного периода ее развития отражают особенности соответствующего периода в развитии культуры. Главная отличительная черта новоевропейской философии – рационализм – является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени. Рационализм новоевропейской культуры проявился: – в рационализации социально-экономической жизни, то есть в зарождении и развитии капитализма, индустриального общества; – в процессах десакрализации культуры, в результате которых религия к концу Нового времени утратила своё господствующее положение в общественном сознании; – в зарождении и бурном развитии науки (в её современном виде), которая к концу Нового времени заняла лидирующее положение среди других форм духовной деятельности человека. Начало научной революции было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Т. де Браго, Г. Галилея, завершилось созданием классической механики И. Ньютона. Рационализм в философии этого периода получил своё выражение в культе Разума, достигшем своего пика в эпоху Просвещения (XVIII в.). Философия Нового времени строится на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира, в преобразовании этого мира и преобразовании самого человека. Рационализм проявился во всех разделах философского знания. В онтологии рационализм получил своё выражение в господстве деистической концепции.Деизм – учение, согласно которому бог, создав мир, больше в дела мира не вмешивается. 19. Эмпиризм Бэкона. Основателем эмпирического (опытного) направления в философиисчитается Фрэнсис Бэкон — английский философ и политический деятель. Суть основной философской идеи Бэкона — эмпиризма- заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила". Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукциейфилософ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.Это "Путь паука"— получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. "Путь муравья"— такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический и "Путь пчелы",по Бэкону, — идеальный способ познания. Ф. Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками"("идолами") и определяет четыре их разновидности: Призраки родаи призраки пещеры- врожденные заблуждения людей,которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой. Призраки рынкаи призраки театра- приобретенные заблуждения. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации —свойства человеческого ума:• память;• воображение;• рассудок. Философию Бэконопределяет как науку о:• Боге;• природе;• человеке. Каждый из трех предметов философиичеловек познает по-разному:• природу — непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;• Бога — через природу;• себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли). 20. Рационализм Декарта. Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт - видный французский философ и ученый-математик. В основе бытия и познания лежит разум,Декарт доказал следующим образом: • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку .• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;• мыслить может реально существующий человек;• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежатьтолько разум. "Я мыслю, следовательно, я существую". Изучая проблему бытия,Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие,которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция— это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:•материальные (вещи);• духовные (идеи). При этом выделяет коренные свойства (атрибуты)каждого рода субстанций:• протяжение — для материальных;• мышление - для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением(в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышленияи, наоборот, неделимы. Человек, по мнению Декарта - единственное существо и состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма(двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии":спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: • допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; • сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; • последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; • строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях.Данные идеи могут быть двух видов:• понятия; • суждения. Целями познания, по Декарту,являются:• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;• изобретение новых технических средств;• усовершенствование природы человека. 21. Решение принципов познания Локка, Бэркли, Юма. Джон Локк выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: • мир материалистичен;• в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");• сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске",на которой записывается опыт — tabula rasa);• источником опыта выступает внешний мир;• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;• идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга. Философское мировоззрение Беркли развилось, отчасти, как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Согласно Беркли, формула «существовать — значит быть воспринимаемым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека. В противоположность чувственно воспринимаемым объектам, существование духа характеризуется формулой «существовать — значит воспринимать». Таким образом, по Беркли, существуют только идеи и духи, в которых эти идеи возникают. Никакой материи, которая отражалась бы в наших восприятиях, нет. |