Главная страница
Навигация по странице:

  • Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой, с

  • 29. Соловьев. Философия всеединства

  • 30. Основные положения философии Марксизма.

  • Марксом и Энгельсом

  • 31. Сущность и структура познания. Вера и знание.

  • Познающим субъектом

  • Объектом познания

  • 32. Проблемы истины в философии.

  • Объективность

  • Конкретность

  • Конвенция

  • 33. Понятие личности в философии.

  • 34. Природа, общество, человек.

  • 35. Проблемы смысла жизни. Жизнь. Смерть. Бессмертие.

  • Вопросы к экзамену. Мировоззрение функции, свойства, структура. Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения


    Скачать 141.96 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену. Мировоззрение функции, свойства, структура. Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения
    Дата04.12.2019
    Размер141.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #98595
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции.

    Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.

    Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:• путь человекобожества; • путь богочеловека.

    Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

    Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

    Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой, создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем:• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;• религия должна стать простой и доступной для народа;• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;• смысл жизни — самосовершенствование;• главное зло на Земле - смерть и насилие;• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;• в основе поведения человека должно быть непротивление злу;• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование;• всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

    29. Соловьев. Философия всеединства

    Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 - 1900).

    Основными идеалами его философии были:• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;• идея Бога как выражения добра;• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

    30. Основные положения философии Марксизма.

    Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Марксом и Энгельсомво второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма,который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

     Марксистская философия материалистичнапо своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализмаи исторического материализма(нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

    Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).Суть исторического материализмав следующем:

    • на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения. • производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему,которая является базисомдля институтов государства и общества, общественных отношений;• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации— первобытнообщинный строй(низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество(экономика основана на рабстве); феодализм(экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм(промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество— общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

    Также Марксом и Энгельсомвыделяются и разрабатываются следующие понятия:• средства производства;• отчуждение;• прибавочная стоимость;• эксплуатация человека человеком.

    Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений,при которых:• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

    Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:• основной вопрос философиирешается в пользу бытия (бытие определяет сознание);• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;• материя находится в постоянном движении и развитии;• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;• важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

    31. Сущность и структура познания. Вера и знание.

    Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.

    В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

    В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:•гностицизм;• агностицизм.

    Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

    Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

    Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

    Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

    Формы познания:

    1.Обыденное познание сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

    2.Научное познание имеет специфические познавательные процедуры и операции, способы образования абстракций, понятий, особый стиль научного мышления. Все это позволяет связывать теоретический и эмпирический уровни познания.

    3.Художественное познание — впервые было заявлено как форма познания в немецкой классической философии, и в первую очередь в философии искусства Шеллинга. Искусству доступно то, что не доступно науке — человек, его внутренний мир, чувства, переживания, эмоции. Художник (в широком смысле слова) отличается от обычного человека тем, что он способен в произведении искусства выразить сущность этих переживаний, идею самого чувства. Поэтому произведение искусства становится понятным и близким большому числу людей, которые приобщаются через него к истине, и в то же время обогащают эту истину своим личным опытом интерпретации, переживания.

    4.Религиозное познание — основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых просто неясно зачем жить)» (Н. А. Бердяев). Через веру человек приобщается к миру трансцендентного, высокого, идеального, абсолютного. Отличается тем, что основным способом познания является вера, которая, впрочем, не отрицает возможности разумного осмысления многих явлений.

    Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума, и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

    С философской точки зрения существует несколько видов веры: 1. признание истинности знания, не получившего достоверного доказательства. Фактически – субъективное утверждение.2. мнение. Здесь допускается субъективное опознавание.3. убеждение. Признание истинности знаний, основанное на вере и убеждение.

    Что касается религиозной веры, то она должна подкрепляться духовной практикой (молитвы и т.д.).

    Знание – проверенный практикой результат познания действительности. 

    В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой - схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления.

    32. Проблемы истины в философии.

    Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость. смысл жизни. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

    Онтологическая. «Истина — это то, что есть».

    Гносеологическая. «Истина — это соответствие знаний действительности».

    Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость».

    Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность».

    Конвенциональная (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение».

    Характеристики истины: Объективность знания, т.е. независимость от нашего к нему отношения. Абсолютность знания, которое полностью исчерпывает представление о предмете. Относительность знания – неполное знание о предмете. Конкретность предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания.

    Критерии истины: Предыдущее знание (например, аксиомы)‏. Самоочевидность знания. Верификация – процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Конвенция (договор, соглашение)‏. Консенсус – единство мнений, взаимное согласие людей. Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь — намеренное искажение верного.

    33. Понятие личности в философии.

    В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

    Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. 

    Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека таком случае есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно развитый человек.

    Любой человек является той или иной личностью.

    Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой — в грядущее.

    Личность — это общественно развитый человек. Не только исторически, но и генетически человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. 

    Таким образом, личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека. 

    Личность — это замкнутая в себе целостность, ее телесные и социальные проявления суть атрибуты личности, но не ее ингредиенты. С другой стороны, и биологическое, и социальное играют главенствующую роль в генезисе личности.

    Личность формируется в процессе деятельности, общения. 

    Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и психосоциального ядра — Я. А что такое Я? Это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр.

    Я — это высший, регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой центр личности.

    34. Природа, общество, человек.

    Понятие "природа"имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

    Общество- совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

    Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

    Человек рассматривается как субъект, деятель, в единстве двух значений: разделительном и собирательном.

    В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.

    Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Эти два субъекта неразделимы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество — субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и нечто зависимое, являющееся частью человека. Человек-общество — это человек, живущий в обществе; общество-человек — это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.

    Человек рожден Природой и Обществом, но как Особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое существо.

    По данным современной науки человек принадлежит к роду homo sapiens, занимает высшую ступень в эволюционной лестнице живой природы. Биологи рассматривают человека как живое существо, наиболее высокоорганизованное и развитое среди живых существ на Земле.

    В самом деле, человек — живое существо, а, следовательно, как минимум наполовину животное. За миллионы лет своего становления он нарастил в себе гигантский культурный слой. В этом смысле его можно охарактеризовать как культурное животное. Культура — это, с одной стороны, то, чем отличается человек от животных, а, с другой, то, что является продолжением-усовершенствованием живого-животного в человеке. Сущность человека — сложное переплетение природного-биологического и социального-культурного.

    Эта пирамида показывает, что человек, вырастает из природы и практически слит с ней. В человеке природного неизмеримо больше культурного-социального.

    Другой аспект сущности человека: то, что человек един в разделительном и собирательном смыслах. Он — индивид, индивидуальность, личность и в то же время — представитель рода homo sapiens, член общества. Человек, с одной стороны, хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе.

    35. Проблемы смысла жизни. Жизнь. Смерть. Бессмертие.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта