Вопросы к экзамену. Мировоззрение функции, свойства, структура. Система взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения
Скачать 141.96 Kb.
|
Жан-Поль Сартр — проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие". "Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми. Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности — свобода. По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Альбер Камю сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований). Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни: соприкосновение со смертью и соприкосновение с окружающим миром, природой. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире, а в самом существовании человека. Мартин Хайдеггер. Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире. В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:• "бытия с другими";• "бытия самого себя". 48. Человек. Общество. Культура: концепции Тойнби и Ясперса. Карл Ясперс - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". По Ясперсу, этопограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального: • эротику, секс; • единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); • свободу; • смерть — конечность бытия. Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия. Первый уровень членения бытия — предметное бытие (“бытие - в - мире”), или “существование”., Это внешний уровень бытия. Второй уровень членения бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души. И наконец, третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога. Ясперс различает два вида мышления: философское, которое устремлено “за явления” и может рассчитывать лишь на “удовлетворенность”, и рациональное (научное) мышление, устремленное на сами явления и вырабатывающее знания. Коммуникация, по Ясперсу, — это универсальное условие человеческого бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущность. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились):• шумерская;• вавилонская;• минойская;• эллинская (греческая);• китайская;• индусская;• исламская;• христианская; • некоторые другие цивилизации. Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:• творческого меньшинства;• инертного большинства. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:• зарождение;• рост;• надлом;• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. |