Главная страница
Навигация по странице:

  • Б.К.С. Айенгар

  • Центра Йоги Айенгара

  • Содержание Введение Йегуди Менухина

  • РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ ПРАНАЯМЫ

  • Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы


    Скачать 5.56 Mb.
    НазваниеПрояснение пранаямы
    АнкорАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
    Дата23.12.2017
    Размер5.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
    ТипДокументы
    #12632
    страница1 из 23
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    ПРОЯСНЕНИЕ ПРАНАЯМЫ

    LIGHT
    ON PRA
    -
    N
    A
    -
    YA
    -
    MA
    Pra-n a-ya-ma D
    1
    -
    pika-
    B.K.S. Iyengar
    Introduction by Yehudi Menuhin
    Aquarian/Thorsons
    An Imprint of HarperCollinsPublishers
    ПРОЯСНЕНИЕ
    ПРАНАЯМЫ
    Пранаяма Дипика
    Введение Йегуди Менухина
    Москва
    2008
    Б.К.С. Айенгар
    Перевод с английского
    Переводчики К. Аберкова, П. Алейников
    Айенгар Б.К.С. Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика / Б.К.С. Айенгар ; Перс англ. — М
    Альпина нон-фикшн, 2008. — 328 с Прояснение Пранаямы» является достойным дополнением и продолжением Прояснения йоги Шри Б.К.С. Айенгара, книги, которая на данный момент является классическим учебником по практике Хатха Йоги. Настоящая книга также является практическим, полными надежным путеводителем для всех, кто желает совершенствоваться в йогическом искусcтве дыхания.
    Дыхательная система излагается как сточки зрения современной анатомии, таки сточки зрения древних йогических текстов. Описаны 82 дыхательные техники 14 основных пранаям, от простейших до наиболее совершенных. Ступени каждой пранаямы сведены в таблицы.
    Представлены всесторонние данные по филососфии йоги и такие важные темы, как нади, бандхи, чакры, Биджа мантра. Особое внимание уделяется препятствиями опасностям, которых необходимо избегать в практике пранаямы. Для желающих серьезно изучать это искусство предлагается прогрессивный, рассчитанный на 5 уровней сложности недельный курс.
    УДК 82-94
    ББК 65.290;84
    УДК 82-94
    ББК 65.290;84
    А36
    А36
    © B.K.S.
    Iyengar,
    1981
    © Издание на русском языке, перевод.
    АНО Центр йоги Айенгара», 2008
    © Оформление. ООО «Альпина Бизнес Букс, Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме и какими бы тони было средствами без письменного разрешения владельца авторских прав.

    «Альпина нон-фикшн является подразделением ООО «Альпина Бизнес Букс
    ISBN 978-5-9614-0842-3 (рус 1-85538-242-3 (англ.)
    Технический редактор Н. Лисицына

    Корректор В. Муратханов
    Компьютерная верстка М. Поташкин
    Подписано в печать 28.03.2008. Формат 70 100 Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.
    Объем 20,5 печ. л. Тираж 5000 экз. Заказ №
    Альпина Бизнес Букс, Москва, а/я 28 Тел. (495) Центр Йоги Айенгара www.yoga.ru
    НП Содействие Йоге Айенгара в России
    Книга издана при поддержке
    Центра Йоги Айенгара
    Эта книга посвящается памяти моей возлюбленной жены Рамамани
    Бог Хануман

    ОБРАЩЕНИЕ
    К Господу Хануману
    Я приветствую Господа Ханумана, Бога Дыхания, Сына Бога Ветра Имеющего пять лиц и обитающего внутри нас
    В форме пяти ветров или энергий,
    Наполняя наше тело, ум и душу,
    Кто воссоединил Пракрити (Ситу) с Пурушей (Рамой) Да благословит Он практикующего,
    Объединяя его жизненную энергию, прану,
    С Божественным Духом внутри * К Мудрецу Патанджали

    Я преклоняюсь перед Патанджали, благороднейшим из мудрецов, Который своим трудом по Йоге принес спокойствие уму,
    Трудом по грамматике — ясность речи и
    Трудом по медицине — чистоту телу * Где Йога, Там процветание, успех, свобода и блаженство
    ДАР МОЕГО ГУРУДЖИ
    B. K. Sundrаra



    nа а а
    Yogаsґa

    strаm sаma

    lаm bhуа pra

    n a

    ya

    ma prаd
    1

    p
    1

    ka

    1
    Vividhаi pra

    n аsаm а vr tti а vibhodhаnаihi
    S
    аt chаkrаnikаre na

    d
    1

    a

    le а sґodhаkаihi 2
    Pаnchаpra

    n а prаsa

    rаisґchа nirodha

    na

    n а bhodhаkаihi
    Yukta

    dhya

    na

    nuku

    la

    chа Pra

    n a

    ya

    ma

    bhila

    s in а sаsvаrthаm а sґr
    1

    kr s
    n аyogina

    A

    driyerаnnimаm grаnthаrаtnаm bhuvi vipаsґchitаhа
    4
    T. Kr
    .
    s
    .
    n
    .
    ama

    cha

    rya
    Прояснение пранаямы», труд, написанный Шри Беллуром Кришнамачаром
    Сундарараджей Айенгаром, является свежим, современным представлением древней науки Йоги. В нем описываются тонкие процессы дыхания, различные техники вдоха, задержки и выдоха, а также описано прохождение темно-красного флюида — Жизненной Силы, беспрепятственно текущей через сеть каналов (нади) и тонкие центры (чакры. В этой книге объясняется, как проявляется космическая энергия, которая выражает себя в пяти формах, а также делается акцент на том, что следует делать и чего надо избегать. Этот труд имеет огромную ценность для тех, кто усердно практикует пранаяму.
    4. Ученые, несомненно, будут заинтересованы этой наводящей на размышления работой, которая является драгоценным камнем на небесном своде Йоги июня 1979 г Т. Кришнамачария

    Содержание
    Введение Йегуди Менухина ................................................... Предисловие ............................................................................. Введение .................................................................................... ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ ПРАНАЯМЫ
    1. Что есть Йога ...................................................................... 27 2. Ступени Йоги
    ..................................................................... 31 3. Прана и пранаяма ............................................................... 37 4. Пранаяма и дыхательная система .................................... 40 5. Нади и чакры ...................................................................... 58 6. Гуру и шишья ..................................................................... 66 7. Пища
    .................................................................................... 69 8. Препятствия и способы их преодоления
    ................................................................... 72 9. Эффекты пранаямы
    ........................................................... РАЗДЕЛ II ИСКУССТВО ПРАНАЯМЫ
    10. Краткие советы и предостережения ................................ 77 11. Искусство выполнения поз сидя в пранаяме .................................................................. 88 12. Искусство подготовки ума к пранаяме ......................... 110 13. Мудры и бандхи ............................................................... 113 14. Искусcтво вдоха (пурака) и выдоха (речака) ............... 123 15. Искусство задержки дыхания (кумбхака) ..................... 129 16. Классификация садхак ..................................................... 136 17. Биджа пранаяма ................................................................ 138 18. Вритти пранаяма .............................................................. 141
    РАЗДЕЛ III ТЕХНИКИ ПРАНАЯМЫ
    19. Удджайи пранаяма............................................................ 145 20. Вилома пранаяма .............................................................. 167 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини пранаяма ...................... 174 22. Пранаяма с использованием пальцев руки искусство их расположения наносу. Бхастрика и Капалабхати пранаяма ............................... 198 24. Шитали и Шитакари пранаяма ....................................... 203 25. Анулома пранаяма............................................................ 207 26. Пратилома пранаяма ....................................................... 215 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана пранаяма ................. 223 28. Нади Шодхана пранаяма ................................................. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    СВОБОДА И БЛАЖЕНСТВО. Дхьяна (медитация) ......................................................... 241 30. Шавасана (расслабление. Приложение Курсы пранаямы ............................................ Глоссарий ................................................................................ Предметный указатель ......................................................... СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ЙЕГУДИ МЕНУХИНА
    Б.К.С. Айенгар проделал в столь трудной для понимания области — пранаяме представляющей собой движение воздуха, определяющего жизнь на Земле такой же труд, какой он посвятил физическим принципам Хатха- йоги. Здесь он описывает более тонкий, эфирный аспект нашего собственного существования. Он дал в руки простых людей книгу, которая содержит в определенном смысле больше информации, знания и мудрости, представленных как единое целое, чем способны получить наши самые выдающиеся представители традиционной медицины, так как пранаяма — наука о здоровье, а не о болезнях, это понимание духа, тела и ума, которое исцеляет и дает силы. Человек может не только вернуть себе целостность, но и увидеть всю свою жизнь в величественной перспективе. Б.К.С. Айен- гар учит нас в соответствии с древней индийской философией, что жизнь — это не только прах от праха, но и воздух от воздуха, что в пра- наяме, как и вовремя горения, материя трансформируется в тепло, свети излучение, которые являются источником силы. Носила есть нечто большее, чем трансформация материи в другие формы материи это полный цикл трансформации воздуха и света в материю и обратно. Фактически это дополняет уравнение материи и энергии Эйнштейна и переводит его в человеческое, живое воплощение. Это больше не атомная бомба, не взрыв атома, не покорение материи — это озарение человека светом и мощью, самими источниками энергии.
    Я верю, что этот труд, который берет начало от древних, классических индийских текстов, станет освещающим путь проводником, поможет согласовать различные практики медицины, от акупунктуры до контактной и звуковой терапии, к их взаимной пользе. Это также научит нас уважать те элементы, к которым мы относились без должного уважения — воздух, воду и свет — элементы, без которых невозможна сама жизнь. Этой книгой господин Айенгар, мой гуру в Йоге, добавил новое и великое измерение в жизнь людей Запада, побуждая нас присоединиться к нашим братьям всех цветов кожи и всех вероисповеданий на этом празднике жизни с подобающей почтительностью и решительностью.

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Йога есть нечто иное, как всеобщий опыт человеческой жизни это наука о целостном человеке!
    Жак С. Масу
    Йогачарья Шри Б.К.С. Айенгар, автор книги Прояснение Йоги, вряд ли нуждается в представлении искателям света пранаямы. Наука и искусство Йоги, как они были представлены Патанджали за столетия до рождения Христа, начинаются с моральных и других наставлений, направленных на достижение физического и психического здоровья, силы и очищения. Затем следуют описания поз — асан, которые благотворно влияют на ученика через нейрофизиологическую систему и эндокринные железы. Шри Айенгар описал это в своей книге Прояснение Йоги в которой содержится более шестисот фотографий, так подробно и детально, что едва ли какой-то другой труд поэтому предмету может быть столь энциклопедичен, точен и ясен. Его книга дает полную теорию йоги и исчерпывающее описание асан, затрагивая основы пранаямы. Опубликованная издательством George Allen & Unwin, Ltd, эта книга пользуется такой большой популярностью, что выдержала множество изданий и переведена на несколько языков. Она стала практическим руководством для людей во всем мире.
    Шри Айенгар, побуждаемый своей природой и обстоятельствами, прошел трудный путь обучения йоге под руководством своего гуру Шри Криш- намачарьи. Все это время Шри Айенгар сам был учителем йоги и хорошим руководителем. Все, что он говорит и пишет о Йоге — это плод его богатого и значительного личного опыта. Лекция об асанах, проведенная им в декабре прошлого года в Бомбее по случаю его шестьдесят первой годовщины с участием его дочери Гиты и сына Прашанта, была удивительной демонстрацией контроля над каждым нервом и мускулом его гибкого тела. Сотни его учеников из разных стран были свидетелями этого представления и изумлялись, как ему удается сохранять такую пластичность и силу в таком возрасте. Для негоже это — детские игры, простая повседневность. Один из его близких учеников отметил, что он тренирует свое тело скручиваться, переплетаться, поворачиваться, наклоняться, извиваться, растягиваться, гнуться и делать многое другое!
    Было бы вполне логично ожидать от Шри Айенгара такой же исчерпывающей и поучительной книги по пранаяме, которая является следующей
    ступенью в Йоге, а именно — наукой и искусством контроля дыхания. Хотя существуют различные способы практиковать Йогу, такие как Хатха-йога, Рад- жа-йога, Джняна-йога, Кундалини-йога, Мантра-йога, Лайя-йога и другие, но, по существу, Йога в своей основе — это научное и систематичное учение о способах организации всех энергий и способностей целостного человеческого существа, стремящегося достигнуть состояния наивысшего экстатического единения с космической реальностью или Богом. Контроль дыхания играет важную роль во всех вышеупомянутых видах Йоги. Все тексты по Йоге, а также многовековой опыт свидетельствуют, что контроль дыхания — важный фактор для осуществления контроля ума. Однако контроль дыхания, пранаяма, непросто глубокое дыхание или дыхательные упражнения, которые обычно являются частью физической культуры. Пранаяма — это нечто гораздо большее. Она содержит упражнения, которые влияют не только на физический, физиологический и нервный виды энергий, но и на психологическую и мозговую деятельность, в частности на развитие памяти и творческих способностей. Шри Ауробиндо, мудрец и провидец из Пондишери, засвидетельствовал, что после практики пранаямы он мог сочинять и сохранять в памяти около двухсот поэтических строк, в то время как ранее он не мог запомнить даже дюжину.
    За последние десятилетия западная медицина на основе экспериментов пришла к пониманию и использованию оздоровительного и общеукрепляющего воздействия того, что называют контролируемым дыханием. Йога учит пранаяме, приписывая ей бесспорное воспитательное, упорядочивающее и духовное значение. Владимир Бишлер в главе 14 книги Формы и техники альтруистического и духовного роста говорит, что медицинская наука уже поняла необходимость заимствования некоторых восточных методов и изучения многочисленных эффектов правильного дыхания. Он подробно изучил многочисленные эффекты воздействия такого дыхания не только на легкие, но и на процессы метаболизма, протекающие в человеческом теле. Он пишет, что спиротерапия (так он назвал метод) открыла новые широкие горизонты в медицине, гигиене и терапии. В заключение он говорит, что исследования современной науки только подтверждают эмпирические знания восточных мудрецов и философов.
    Пранаяма как существенная часть учения Йоги может принести практикующему много пользы не только в ментальной и духовной сферах. Но основная цель Йоги — самореализация, единение человеческой сути с Высшей Сутью практика пранаямы включает контроль ума и всего человеческого сознания, которое является основой всего познания и осознания. Человеческое существо — это тело, жизнь, включающая все биологические процессы, ум, который является местом пребывания того, что мы называем эго — Я и вокруг чего концентрируется вся мозговая активность. Цель Йоги — освободить основную силу сознания от всех воспоминаний, мыш-
    П РОЯ СНЕ НИ Е ПР АН А ЯМЫ ления, чувственных побуждений и желаний и попытаться осознать чистое сознание как искру самой космической энергии, которая является природой самосо знающего Высшего Разума. Человек, который хочет идти путем Йоги, в первую очередь должен полностью прекратить отождествлять себя с системой тело-жизнь-ум и смотреть на эти три части как на инструменты для преодоления эго с целью отождествления своей внутренней сути с чистой, незамутненной энергией сознания, природой которого является всеобъемлющий мир, гармония и творческая радость.
    Таким образом, пранаяма имеет особый смысли значение в Йоге. Прана означает дыхание, воздух и саму жизнь. Нов Йоге прана (во всех ее пяти аспектах в человеке прана, апана, вьяна, удана и самана) — это сама суть жизненного принципа живой и неживой природы. Он наполняет всю Вселенную. Пранаяма означает полный контроль над этим жизненным принципом в человеке посредством определенной дисциплины. Эта дисциплина необходима не только для достижения хорошего здоровья, равновесия физической и жизненной энергий. Она также служит для очищения всей нервной системы, приспосабливая ее к намерениям йога контролировать свои чувственные стремления, сделать свои ментальные способности более тонкими и чувствительными к зову эволюционного развития, этой божественной высшей природы в человеке.
    Пранаяму редко рассматривают как независимый предмет. В большинстве древних текстов по Йоге, начиная от Патанджали, ее рассматривают как основополагающую часть учения. Однако в последнее время появились самостоятельные публикации поэтому предмету, хотя их совсем немного по сравнению с большим количеством книг по асанам. Но труд, где было бы целиком отражено научное понимание предмета, основанное на долгом жизненном опыте обучения всем аспектам Йоги, все еще оставался долгожданным. Все последователи Йоги с радостью восприняли появление книги Шри Айенгара.
    Когда я взялся за рукопись Шри Айенгара, чтобы написать предисловие, то понял, какая это трудная и смелая задача — преподнести предмет праная- мы людям Запада на английском языке. В отличие от многих других авторов, писавших на эту тему, Шри Айенгар — домохозяин и последователь традиции поклонения своему избранному божеству (Ишта Девата), описанному в Гите и подобных текстах. Здесь я бы сказал, что Йога — это не часть какой-либо религии со своей теологией и обрядностью. Она не имеет иерархии. Это культурное и духовное учение, открытое для всех людей без каких-либо различий по кастам, вероучениям, цвету кожи, расам, полу и возрасту. Вероятно, необходимо только основное особое качество — вера в возможности своего сознания и стремление достичь вершины путем следования законам самого сознания. Другая нетрадиционная и отличительная особенность Шри Айенга- ра заключается в том, что для него семья не является бременем, а жена — пре-
    П РЕДИС ЛОВИ Е 9
    пятствием для йогической жизни. Он дал своему Институту Йоги в Пуне имя своей покойной жены Шримати Рамамани и посвятил ей эту книгу. Этим Шри
    Айенгар убедительно доказал, что Йога, как часто повторял Шри Ауробиндо, существует ради жизни, а не как уход от нее.
    Еще одна трудность касается терминологии и использования слов на санскрите. Шри Айенгар подобрал по возможности наиболее точные и близкие английские эквиваленты и постарался сохранить смысл санскритских понятий. Он подробно описывает детали для того, чтобы читатель понял все, что он хотел сказать. Возьмем, например, само слово «пранаяма». В нем много оттенков и дополнительных значений, так что словосочетания контроль дыхания, сознательное дыхание или наука о дыхании лишь частично передают его значение. Например, ни одно из этих выражений не включает идею о кумбхаке (задержке дыхания) или о дыхании через разные ноздри с чередованием в разных пропорциях. Еще менее они могут передать различные виды дыхания, такие как Удджайи, Шитали и другие, и их комбинации с мудрами и бандхами. Шри Айенгар позаботился даже о том, чтобы показать и точно, подробно описать правильное расположение пальцев рук при контроле ноздрей. Тщательный подбор слова также необходимые предостережения и иллюстрации делают книгу путеводителем для тех, кто стремится овладеть искусством пранаямы настолько близко к совершенству, насколько вообще это возможно посредством книги.
    Шри Айенгар хорошо знает, что наука и искусство Йоги не являются полными без дхараны, дхьяны и самадхи. Это триединство есть венец Йоги и называется «самьяма». Оно ведет йогина шаг за шагом к избавлению от власти чувств и эго для того, чтобы постепенно преобразовать свое существование в новую жизнь, где он пребывает в единстве с Высшим Духом в чистой радости и гармонии. Поэтому в этой книге автор дал краткое описание медитации (дхьяна). В конце книги он дает несколько кратких советов по Шавасане — позе, которая позволяет достичь полного расслабления, связанного сочень низкой активностью ума. Шри Айенгар завершает этот огромный труд по пранаяме, открывая читателю секрет подлинного расслабления, и таким образом подготавливает его к следующему и окончательному восхождению к вершине медитативного самадхи. Прекрасным примером удачной реализации этого курса из трех книг Прояснение Йоги, Прояснение пранаямы», Прояснение дхьяны» является жизнь Шри Айенгара, ибо тройным светом осветил он другим людям путь к Эвересту духовности.
    Бангалор
    Р. Р. Дивакар
    14 июня 1979 г.
    П РОЯ СНЕ НИ Е ПР АН А ЯМЫ
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта