Главная страница
Навигация по странице:

  • Дхамани и Сира

  • Мудрец Патанджали

  • ИСКУССТВО ПРАНАЯМЫ

  • Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы


    Скачать 5.56 Mb.
    НазваниеПрояснение пранаямы
    АнкорАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
    Дата23.12.2017
    Размер5.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
    ТипДокументы
    #12632
    страница5 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    воздухом и кровью. Воздух в альвеолах содержит больше кислорода и меньше углекислого газа, чем кровь, проходящая через капилляры в легких. В процессе обмена кислородом и углекислым газом молекулы кислорода поступают в кровь, а молекулы углекислого газа выводятся из крови.
    Позвоночник
    30. Позвоночник должен быть прочным, подобно стволу дерева. Спинной мозг защищен тридцатью тремя позвонками. Семь позвонков шеи называются шейным отделом позвоночника. Ниже располагаются двенадцать дорсальных, или грудных позвонков, которые связаны с ребрами. Они формируют грудную клетку, защищающую легкие и сердце. Десять верхних ребер с каждой стороны соединяются впереди на внутренней стороне грудины, исключение составляют две пары нижних плавающих ребер. Плавающие ПР АН А ЯМА И ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ ребра называются так потому, что они не прикреплены к грудине. Ниже дорсальных находятся поясничные позвонки, еще ниже — крестец и копчик, оба образованные из сросшихся между собой позвонков. Нижний копчиковый позвонок завернут вперед.
    Грудина
    31. Грудина состоит из трех частей. В процессе дыхания вершина и основание грудины должны находиться перпендикулярно земле. Используйте их как поддержку при поднятии ребер, движущихся подобно ручкам ведра, таким образом создавая большее пространство посредством расширения легких в стороны и вверх. Легкие раскрываются в стороны, и пространство для расширения создается с помощью межреберных мышц. Прочно удерживайте внутренние межреберные мышцы на спине. Если движение кожи спины не скоординировано сдвижением межреберных мышц, дыхание становится поверхностным, уменьшается поступление кислорода, вызывая физические недомогания и недостаток сопротивляемости организма.
    Кожа
    33. Подобно тому, как барабанщик натягивает кожу своего барабана, чтобы получить резонанса скрипач натягивает струны своей скрипки, чтобы добиться чистоты звука, йог, помогая дыхательному процессу вовремя практики пранаямы, регулирует движения своей кожи для того, чтобы максимально согласовать их сдвижением межреберных мышц. Движение плавающих ребер, незакрепленных спереди на грудине, можно сравнить сдвижением ножек кронциркуля. Такое движение позволяет создать большее пространство в грудной клетке. С боков толстые средние ребра могут также двигаться в стороны, расширяя и поднимая таким образом грудную клетку. В этом процессе не участвуют верхние ребра. Чтобы максимально наполнить легкие, необходима подготовка и внимание. Научитесь использовать верхние внутренние межреберные мышцы и верхнюю часть грудины. Расширяйте грудную клетку изнутри наружу, чтобы межреберные мышцы растягивались. Диафрагма. Диафрагма — это большое куполообразное мышечное образование, которое отделяет грудную полость от брюшной. Прикрепленная со всех сторон по окружности нижней части грудной клетки, сзади она крепится к поясничному отделу позвоночника, с боков — к шести нижним ребрам, а спереди — к мечевидному отростку грудины. Над ней расположены сердце и легкие под ней — с правой стороны располагается печень, ас левой стороны желудок и селезенка
    Дополнительные мышцы. Дыхательные мышцы горла, торса, позвоночника и брюшной полости это дополнения, используемые вдыхании, которые обычно управляются диафрагмой. Помимо мышц, которые были уже описаны, есть еще мышцы шеи, такие как грудинно-сосцевидная и лестничная, выполняющие свою роль. При спокойном дыхании их вклад минимален, но они активизируются, когда дыхание становится более глубокими становятся неподвижными, когда дыхание приостанавливается. Использование дополнительных дыхательных мышцу разных людей различно. Также различно оно у одного итого же человека в зависимости оттого, насколько мощные усилия он прилагает вовремя дыхания и насколько эффективно и напряженно он это делает. Мы все дышим, но многие ли из нас делают это правильно и внимательно Неправильная поза, неправильное положение, опущенная грудная клетка, тучность, эмоциональные проблемы, различные легочные заболевания, курение, неравномерное использование дыхательных мышц приводят к неправильному дыханию, которое часто находится ниже уровня наших возможностей. Мы чувствуем дискомфорт, затем появляется упадок сил. В нашем организме происходят различные функциональные нарушения, которые появляются вследствие обедненного дыхания и неправильного положения тела. Это приводит к одышке, нарушению легочных функций и провоцирует сердечные заболевания. Пранаяма помогает предотвратить эти нарушения, а также выявлять, лечить их и жить полноценно и счастливо. Как свет исходит от солнечного диска, таки воздух исходит из легких. Раскройте грудную клетку вверх и наружу. Если кожа над центром грудной клетки движется вертикально вверх и вниз и расширяться вовсе стороны, это говорит о том, что легкие наполнены максимально возможно.
    П РАНА ЯМА И ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ГЛАВА Нади и чакры. Слово «нади» происходит от корня над, означающего полую трубку, звук, вибрацию и резонанс. Нади представляют собой трубки, протоки или каналы, по которым через все тело проходят воздух, вода, кровь, питательные вещества и другие субстанции. Это наши артерии, вены, капилляры, бронхиолы и т. п. В тонком и духовном телах, которые нельзя взвесить или измерить, существуют каналы, по которым течет космическая, жизненная, семенная и другие виды энергии, также по ним передается аура восприятия, сознания и духовная аура. Они имеют разные названия в зависимости от тех функций, которые они выполняют. Надики — это маленькие нади; на- дичакры — это узлы или сплетения во всех трех телах — плотном, тонком и каузальном. Тонкое и причинное тела еще не признаны учеными или ме- диками-профессионалами.
    2. В «Вараха Упанишаде» (V, 54–55) говорится, что нади пронизывают все тело от ступней до макушки. По ним движется прана, дыхание жизни, ив этой жизни пребывает Атма, которая есть обитель Шакти, творящей одушевленные и неодушевленные миры. Все нади берут начало водном из двух центров кандастхане (расположенном немного ниже пупка) ив сердце. Хотя тексты Йоги единодушны в том, где нади начинаются, но места их окончания иногда указываются различно.
    Нади, которые начинаются под пупком. Канда — это яйцеобразный сосуд, который расположен прямо под пупком, на двенадцать пальцев выше ануса и половых органов. В текстах говорится, что от него берут начало 72 000 нади и распространяются далее по всему телу, каждая, в свою очередь, разветвляется на 72 000 других. Они проходят во всех направлениях и имеют многочисленные функции и различные зоны выхода. Шива Самхита»
    упоминает о 350 000 нади, из которых четырнадцать считаются наиболее важными. Описание этих четырнадцати нади и еще некоторых других каналов приведены в таблице. Три важнейших канала — это сушумна, ида и пингала.
    6. Сушумна, которая проходит через центр позвоночника, разделяясь в основании, завершается на макушке головы тысячелепестковым лотосом
    НАД И И ЧАКРЫ 9
    (сахасрара). Сахасрара — это месторасположение элемента огня (агни). «Ва-
    раха Упанишада» (V, 29–30) описывает ее как ярко горящую и сверкающую
    (джваланти) и как воплощенный звук (надарупини). Она также называется Поддерживающая Вселенную («Вишвадхарини»: «вишва» — Вселенная,
    «дхарини» — поддерживающий, брахманади и отверстие Брахмы (Брах- марандхра). Это просветление (саттва). Она дает наслаждение садхаке, когда прана входит в нее и поглощает время.
    Нади, начинающиеся от сердца. Согласно «Катха Упанишаде» (VI, 16–17) и «Прашна Упанишаде» (III, 6),
    Атма, о которой говорится, что она величиной с большой палец руки, пребывает в сердце, от которого исходят сто одна нади. В «Чхандогья Упанишаде»
    (III, 12, 4) говорится, что подобно тому, как внешней оболочкой человека является его физическое тело, его внутренней сутью (хридаям) является сердце, в котором пребывает Атма. Она также называется антаратмой душа, сердце или ум, антакараной (источник мысли, чувств и сознания) и чидатмой (способность размышлять и осознавать. Здесь говорится как о физическом, таки о духовном сердце. Все жизненные дыхания или ветры (вайю) возникают здесь и не выходят за пределы сердца. Именно здесь прана стимулирует действия и активизирует рассудок (праджня). Рассудок становится источником мышления, воображения и воли. Когда ум находится под контролем, а рассудок и сердце объединены, — тогда проявляется суть («Шветашватара Упани-
    шада», IV, 17).
    9. Каждая из 101 нади дает начало 100 более тонким нади, каждая из которых разветвляется еще на 72 000. Если существует гармония между пятью ветрами (вайю, а именно прана, апана, удана, вьяна и самана) и этими нади, тогда тело становится небесами на земле но если между ними существует дисгармония, то оно становится полем битвы болезней. Из 101 нади только читра разделяется на две части у основания су- шумны. Одна часть читры проходит внутри сушумны, достигая отверстия
    (рандхра) Брахмы на макушке головы над сахасрара-чакрой. Это — врата к Высшему Духу (Парабрахман). Другая часть читры идет вниз по направлению к половым органам для высвобождения семени. Считается, что в момент смерти йоги и святые сознательно покидают тело через Брахмарандхру. Но, так как это отверстие находится в духовном, или причинном теле (ка- рана шарира), его нельзя увидеть или измерить. Прана поднимается вверх по читре через чакры, наполненная сиянием (оджас), творческой энергией, скрытой в семени. Читра превращается в Брахма нади или пара (высший) нади. Тогда садхака становится тем, кто сублимировал свое сексуальное влечение (урдхва-рета) и свободен от всех желаний
    ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ Таблица нади, начинающихся из канды, ниже пупка
    1.
    Сушумна Центр позвоночника Макушка
    Агни.
    головы Огонь (саттва), просветление 2.
    Ида Слева от 1 Левая ноздря
    Чандра, охлаждение (тамас), инерция
    3.
    Пингала Справа от 1 Правая ноздря Сурья, горение
    (раджас), действие 4.
    Гандхари Сзади от 2 Левый глаз Зрение
    5.
    Хастиджихва Спереди от 2 Правый глаз Зрение Пуша Сзади от 3 Правое ухо Слух
    7.
    Яшасвини Перед 3 — Левое ухо между 4 и 10 и большой палец левой ноги
    8.
    Аламбуша Разветвляется корту и анусу
    9.
    Куху Спереди от
    1
    Очищение
    10.
    Сарасвати Сзади от 1 Язык Контролирует речь и поддерживает здоровье абдоминальных органов 11.
    Варуни Между 7 и 9 Протекает по Выводит мочу всему телу
    12.
    Вишводхари Между 5 и 9 Усваивает пищу
    13.
    Паясвини Между 6 и 10 Большой палец правой ноги
    14.
    Шанкхини Между 4 и 10 Половые органы Переносит питательные вещества
    15.
    Шубха
    16.
    Каушики Большие пальцы ног Шура Между бровями Рака
    Порождает голод и жажду собирает слизь в синусах 19.
    Курма Приводит в равновесие тело и ум
    20.
    Виджняна нади Сосуды сознания Название нади
    Расположение в теле
    Место окончания
    Функция
    НАД И И ЧАКРЫ 1
    Дхамани и Сира
    11. Нади, дхамани и сиры представляют собой трубчатые органы или каналы внутри физического и тонкого тел, проводящие энергию в разных формах. Слово «дхамани» происходит от слова «дхамана», означающего пару кузнечных мехов. Наиболее близкой аналогией является апельсин. Его кожура соответствует плотному телу (стхула), перегородки — тонкому телу (сук- шма), а дольки, содержащие сочную мякоть — причинному телу (карана). По нади проходит воздух, по дхамани — кровь, а по сирам распределяется жизненная энергия семени в тонком теле. Аюрведа — это наука о жизни и долголетии. Согласно ее текстам, в которых изложена древняя индийская медицина, сиры начинаются от сердца. Они несут кровь (ракта) и жизненную энергию семени (оджас) от сердца и к нему. Возле сердца сиры толще, разветвляясь, они утончаются, подобно жилкам листа. Семьсот сир считаются наиболее важными. Они разделены поровну на четыре категории, каждая из которых обеспечивает функционирование одного из качеств тела ветер (вата) обеспечивает правильное функционирование тела, желчь (питта) поддерживает гармонию между органами, слизь (капха) создает свободу движений в суставах, и кровь (ракта) распространяет кислород и свою собственную форму жизненной энергии.
    Нади и циркуляция. В Шива Самхите»
    (V, 52–55) говорится, что, когда пища переваривается, лучшая ее часть проходит по нади для питания тонкого тела (сукшма шари- ра), средняя часть питает плотное тело (стхула шарира), а отбросы выводятся в форме фекалий, мочи и пота. Усвоенная пища превращается в лимфу, которая проходит по определенным каналам, известным в аюрведических текстах как сроты — синоним нади. У них много функций, они также проводят жизненную энергию или дыхание, известное как прана, воду, кровь и другие субстанции к различным тканям, костному мозгу и связкам, выводят из организма семя, мочу, фекалии и пот. В процессе дыхания нади, дхамани и сиры выполняют двойную функцию поглощение жизненной энергии из поступающего воздуха ивы- ведение образующихся токсинов. Вдыхаемый воздух движется через дыхательную трубку к легким, сначала попадает в бронхиолы (дхамани), аза- тем в альвеолы (сиры). Кровь берет энергию из кислорода и обеспечивает ее проникновение в дхамани с помощью праны, находящейся в нади. Это проникновение энергии преобразует семенную жидкость в жизненную семенную энергию (оджас) и направляет ее в сиры, где она, распределяемая по телу и мозгу, обновляет их. Затем сиры выводят использованную энергию
    ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ и собирают токсины, в частности углекислый газ, в дхамани и через них вдыхательную трубку, удаляя их с выдохом «Вараха Упанишада» (V, 30) называет тело драгоценным камнем, наполненным основополагающими составляющими (ратна пурита-дхату). В пранаяме наиболее драгоценная составляющая (дхату), называемая кровью, обогащается и очищается подобно драгоценному камню по мере поглощения различных энергий. Нади, дхамани и сиры также переносят запахи, ароматы (вкус пищи, формы, звуки и информацию (джняна). Йога способствует их правильному функционированию, поддерживая чистоту каналов, укрепляя иммунитет тела и обостряя интеллект, так что садхака имеет возможность познать свое тело, ум и душу («Вараха Упанишада», V, 46–49).
    17. Некоторые нади, дхамани и сиры могут совпадать с артериями, венами и капиллярами дыхательной и кровеносной систем. Они также могут совпадать с нервами, каналами и протоками нервной, лимфатической, эндокринной, пищеварительной и мочеполовой систем физического и физиологического тела. Другие несут жизненную энергию (прана) к ментальному телу, интеллектуальную энергию (виджняна) — к интеллектуальному телу и духовную энергию — к каузальному или духовному телу (душе. Конечная точка каждого нади находится в фолликуле, клетке или волосе. Они служат для входа и выхода различных энергий. Всего в грубом, тонком и причинном телах их количество составляет 5,9 миллиардов. Поэтому неудивительно, когда говорят, что тело наполнено нади.
    Кундалини
    18. Кундалини — это божественная космическая энергия. Это слово происходит от слова «кундала», означающего кольцо или виток спирали. Скрытая энергия символизируется спящей змеей, которая свернулась спиралью в три с половиной витка она держит свой хвост во рту, который обращен вниз. Она лежит в углублении в основании сушумны, на два пальца ниже области гениталий и на два пальца выше ануса. Три витка спирали символизируют три состояния ума (авастха): бодрствующее (джагрит), дремлющее (свапна) и состояние глубокого сна
    (сушупти). Существует и четвертое состояние — турия, совмещающее и превосходящее все остальные. Оно представлено последней половиной витка спирали. Это состояние достигается в самадхи.
    20. «Хатха Йога Прадипика» (III, 1) говорит, что подобно Ади Шеше, Богу змей, поддерживающему Вселенную, кундалини является основой для всех ступеней Йоги. Энергия, проходящая через иду, пингалу и сушумну, называется бинду, буквально — точка, не имеющая составляющих или не имеющая величины. Эти три нади представляют соответственно нади луны, солнца и
    НАД И И ЧАКРЫ огня. Прежде чем слово «кундалини» вошло в употребление для обозначения божественной силы, которая очищает и поднимается вверх подобно огню, использовался термин агни (огонь. Благодаря практике Йоги рот свернутой кольцом змеи поворачивается вверх. Подобно пару поднимается она через сушумну по читре (исходящей из сердца, пока не достигнет сахасрара чакры. Когда творческая энергия (шакти) кундалини пробуждается, ида и пингала сливаются в сушумне (Шива Самхита», V, 13).
    22. Металл очищается выжиганием шлаков. Огнем йогической дисциплины садхака сжигает в себе нечистоты желаний, гнева, жадности, страсти, гордости и зависти. Затем его интеллект становится очищенным. Латентная космическая энергия пробуждается с благословения Бога и Гуру («Хатха Йога Прадипика», III, 2). По мере того как энергия поднимается, жизнь сад- хаки приходит все в большую гармонию с Божественным. Он становится свободным от привязанности к плодам своих действий (карма мукта) и не привязанным к жизни (дживана мукта).
    23. Согласно тантрическим текстам, целью пранаямы является пробуждение спящей энергии (шакти) — кундалини, божественной космической энергии, лежащей в основании позвоночного столба в муладхара чакре, нервном сплетении, расположенном в области таза над анусом у основания позвоночника. Эту энергию нужно пробудить и заставить подняться по сушумне от муладхара чакры к тысячелепестковому лотосу (сахасраре) в голове, нервному сплетению в мозге. После прохождения промежуточных чакр кундалини объединяется с Высшей Душой. Это аллегорический способ описания огромной плодотворной жизненности, которая достигается практикой Уддияна и Мула бандх (гл. 13) и самоограничения. Это символический способ описания сублимации сексуальной энергии. Когда кундалини достигает сахасрара чакры, садхака не ощущает своей индивидуальности и для него ничего вокруг не существует. Он пересекает барьер времени и пространства и становится единым с Вселенной.
    Чакры
    25. Чакра означает колесо, кольцо. Чакры подобны маховикам, излучающим энергию. Они расположены в жизненных центрах вдоль позвоночника, соединяющего нади с различными оболочками (коши. Подобно тому как антенна ловит радиоволны и преобразует их через принимающее устройство в звук, чакры улавливают космические вибрации и распределяют их по всему телу через нади, дхамани и сиры. Тело — это копия Вселенной, микрокосм внутри макрокосма на грубом, тонком иду- ховном уровнях. В соответствии с йогическими текстами, существует два других важных вида энергии, наполняющих тело солнечная энергия, излучаемая через
    ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ 4
    пингала нади, и лунная — через ида нади. Обе они протекают, пересекаясь в чакрах, жизненных центрах вдоль сушумны, нади огня, в позвоночнике. Чтобы сохранить энергии, производимые внутри тела, и избежать их потери, необходимо выполнять асаны и мудры (печати, пранаямы и бандхи замки. Порождаемый таким образом жар заставляет кундалини разворачиваться. Змея поднимает голову, входит в сушумну и с силой проталкивается от чакры к чакре до сахасрары.
    29. Образование и распределение праны в человеческом организме можно сравнить с выработкой электрической энергии. Энергия падающей воды или поднимающегося пара заставляет вращаться турбины внутри магнитного поля и генерировать таким образом электричество. Электричество затем накапливается в аккумуляторах, и напряжение энергии повышается или понижается в трансформаторах, которые регулируют напряжение или силу тока. Затем электричество передается по проводам, освещая города и обеспечивая работу механизмов. Прана подобна падающей воде или поднимающемуся пару. Грудная область — это магнитное поле. Дыхательные процессы вдоха, выдоха и задержки дыхания действуют подобно турбинам, в то время как чакры представляют собой аккумуляторы и трансформаторы. Энергия (оджас), порождаемая праной, подобна электричеству. Она поднимается и опускается при помощи чакр и распределяется по всему телу через нади, дхамани и сиры, которые похожи на линии высоковольтных передач. Если генерируемая энергия не регулируется соответствующим образом, она разрушает механизм и оборудование. Тоже самое можно сказать о пране и оджасе, так как они могут разрушить тело и ум садхаки.
    30. Основные чакры следующие 1) муладхара (мула — источник, ад- хара» — поддержка, жизненная часть, расположенная в области таза над анусом) свадхиштхана (местопребывание жизненной силы, расположенная над половыми органами 3) манипурака, расположенная в пупке 4) сурья, Солнце 5) манас (ум) — между пупком и сердцем 6) анахата (сердце) — в области сердца 7) вишуддхи (чистый) — в области горла 8) аджна управление между бровями 9) сома, Луна — в центре мозга 10) лалата — на вершине лба 11) сахасрара, называемая тысячелепестковым лотосом, — в мозге. Наиболее важными из них являются муладхара, свадхиштхана, ма- нипурака, анахата, вишуддхи, аджна и сахасрара.
    31. Муладхара чакра — это местопребывание элемента земли (притхви таттва) и обоняния. Это — основа аннамайя коши, тела питания, связанного с поглощением пищи и выводом фекалий. Когда эта чакра активизируется, садхака обретает большую жизненную силу, ион готов сублимировать свою сексуальную энергию (урдхва-ретас).
    32. Свадхиштхана чакра — местонахождение элемента воды (ап) и вкуса. Когда она активизируется, садхака освобождается от болезней и приобретает
    НАД И И ЧАКРЫ прекрасное здоровье. Не чувствуя усталости, он становится дружелюбными сострадательным. Манипурака чакра — это местопребывание элемента огня (агни). Когда она активизируется, садхака обретает спокойствие, сохраняемое даже при неблагоприятных обстоятельствах. Свадхиштхана и манипурака чакры являются основой пранамайя коши, физиологического тела. Обе чакры должны работать вместе, согласовывая свои функции при вдохе и выдохе в пранаяме.
    35. Сурья чакра, известная как солнечное сплетение, находится между пупком и диафрагмой. Она поддерживает здоровье органов брюшной полости и увеличивает продолжительность жизни. Манас чакра находится между сурья и анахата чакрами. Эта чакра — местопребывание эмоций, способствует развитию воображения и творческих способностей. Ее можно стабилизировать пранаямами, которые включают задержку дыхания. Анахата чакра находится в области физического и духовного сердца. Здесь пребывает элемент воздуха (вайю) и осязание. Манас и анахата чакры представляют психологическое тело (мано- майя коша. Став активными, они укрепляют сердце, развивают поклонение
    (бхакти) и знание (джняна). Они освобождают садхаку от стремления к чувственным удовольствиями направляют его по пути духовности. Вишуддхи чакра, расположенная в области горла над грудной клеткой, в основании шеи, представляет элемент эфира (акаша). Она соответствует интеллектуальному телу (виджнянамайя коша. Когда она активизируется, увеличивается сила понимания садхаки. Он становится интеллектуально собранным. Его речь становится отчетливой, ясной и свободной. Аджна чакра — обитель блаженства (анандамайя коша. В активном состоянии она дает садхаке абсолютный контроль над телом и развивает духовную ауру. Сома чакра регулирует температуру тела. Когда активизируется лалата чакра, садхака становится хозяином своей судьбы. Сахасрара чакра, также называемая сахасрара дала (дала — большое количество) — обитель Высшего Духа (Парабрахман) в конце Брахма нади или сушумны.
    44. Когда энергия кундалини достигает сахасрара чакры, садхака преодолевает все барьеры и становится освобожденной душой (сиддха). Это состояние рассматривается в «Сат Чакра Нирупана» (Строфа 40) как Состояние Пустоты (Шунья Деша).
    ГЛАВА Гуру и шишья
    1. Гуру (учитель) и шишья (его ученик) объединяют свои усилия для достижения духовного знания (Брахма-видья). Сначала гуру изучает своего ученика и выясняет его познания, в то время как ученик изучает гуру и предмет своего обучения. Следующая ступень для ученика — продолжительная аскетическая практика — тапас, которая длится до тех пор, пока ученик полностью не впитал знание. Когда приходит время, созревает мудрость (праджня) — плод непосредственного опыта, и гуру вместе с шишья исследуют ее. Слово гуру происходит от двух корней «гу» на санскрите означает темноту, ару свет. Как учитель священного знания, он рассеивает тьму невежества и ведет своего ученика к просветлению и истине. Гуру это также тот, у кого мы учимся правильному поведению и под чьим руководством мы изучаем, как вести праведную жизнь. Свободный от ненависти, он посвятил себя поискам истины. Он применяет свои духовные знания на практике. Он не довольствуется только теорией. Он показывает на своем примере то, что он испытал на опыте, и жизнь его соответствует тому, что он проповедует. Гуру должен быть а) чист в своем восприятии и знаниях б) постоянен в духовной практике (ануштхана); в) тверди полон решимости в изучении
    (абхьяса); г) свободен от привязанностей к плодам своих действий (карма пхала тхьяги, или вайрагья); д) чист в своих действиях, ведя своих учеников к истинной сути знания (парататтва). Он учит их тому, как обращать свои чувства и рассудок внутрь, и таким образом они учатся исследовать себя и достигать источника своего существа (Атма). Гуру — это мост между личностью (дживатма) и Богом (Параматма).
    3. Классические примеры взаимоотношений гуру-шишья упомянуты в «Катха Упанишаде» и «Бхагавад Гите. В «Катха Упанишаде» описано, как Яма, Бог Смерти, дал духовные знания искреннему искателю Начикете, который с непоколебимой отвагой встал перед лицом смерти. В «Бхагавад Гите Шри Кришна рассеял сомнения и уныние могущественного стрелка
    Арджуны, чье безошибочное стремление и дух смирения вели его к высшей цели жизни. Мудрец Нарада обратил силу и энергию разбойника по имени Ратна- кара к Богу. В конце концов разбойник стал мудрецом Вальмики, автором эпоса «Рамаяна». «Рамаяна» сравнивает человеческое тело с Ланкой, остро
    ГУРУ И ШИШ Ь Я 7
    вом — королевством Раваны, десятиглавого короля демонов с непомерным эго. Десять голов — это органы знания и действия, их желания не имеют границ, подобно океану вокруг острова. Сита, индивидуальная душа, Прак- рити, находится в заключении в Ашокаване, саду удовольствий Раваны. Сита подавлена и полна печали. Ее насильно разлучили с Господом Рамой, иона постоянно думает о нем. Рама посылает своего гонца, Ханумана, сына Вайю жизненного ветра, утешить Ситу и поднять ее слабеющий дух. Хануман помогает повергнуть Равану, эго, и воссоединить Ситу и Раму (Пракрити и
    Пурушу, дживатму и Параматму). Подобно тому как Хануман помог осуществить воссоединение Ситы и Рамы, пранаяма помогает садхаке воссоединиться сего Атмой.
    5. Вначале гуру спускается на уровень своего ученика, которого он вдохновляет и постепенно возвышает наставлениями и примером. Это происходит через обучение, которое соответствует уровню и степени зрелости ученика, до тех пор, пока ученик не станет таким же бесстрашными независимым, как его гуру. Как кошка берет в зубы своих слепых и беспомощных котят, таки гуру сначала следит за развитием своего ученика, оставляя ему небольшую степень самостоятельности. Наследующей ступени гуру дает ученику такую же свободу, как обезьяна, когда ее дети уже могут держаться сами за ее шерсть и находиться поблизости от матери.
    На первой ступени ученик беспрекословно слушается гуру. На второй ступени он полностью предается воле гуру. На третьей ступени, подобно рыбе с немигающими глазами, ученик становится совершенными чистым в мыслях, словах и действиях. Существуют три категории учеников — слабые, средние и сильные, или высшие. У слабых учеников мало энтузиазма, они чувственны, неуравновешенны и малодушны. Они не хотят выявлять свои негативные качества или упорно работать для достижения самореализации. Второй тип учеников — колеблющиеся, в равной степени привязанные к материальному и духовному. Они периодически отдают предпочтение то одному, то другому. Они знают, что есть наивысшее благо, но им недостает мужества и решимости поддерживать стабильность практики. Они нуждаются в неотступном руководстве, исправляющем непостоянство их природы, сущность которой известна гуру. Сильные, или высшие ученики обладают проницательностью, энтузиазмом и отвагой. Они противостоят соблазнами не колеблются, когда требуется отбросить качества, препятствующие их продвижению к цели. Поэтому они становятся уравновешенными, знающими и непоколебимыми. Гуру всегда готов помочь сильному ученику осуществить его высший потенциал, пока ученик не станет реализованной душой (сиддха). Гуру всегда рад своему ученику, который в некоторых случаях может превзойти его
    ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ. Достойный ученик находит своего гуру с благословения Бога.
    Сатьякама-Джабали, который признался, что ничего не знает о своем происхождении, был принят в ученики мудрецом Гаутамой, тронутым его невинностью и правдивостью. Шветакету с гордостью вернулся домой после многолетнего обучения, ноне смог найти ответа на вопрос, заданный ему отцом Уддалакой. Отец спросил, что заставляет крошечное семя вырастив огромное дерево. Когда Шветакету с должным смирением признал свое невежество, его отец принял его в ученики и передал ему духовное знание. Ученик должен жаждать духовного знания и стремиться обрести самоконтроль. Он должен постоянно и внимательно осуществлять практику и обладать великой стойкостью. Духовная практика (садхана) не имеет ничего общего с теоретическим обучением, но ведет к новому образу жизни. Подобно тому как сезамовое семя нужно раздавить, чтобы получить масло, а дерево должно загореться, чтобы высвободить скрытое в нем тепло, таки ученик должен быть непоколебимым в своей практике, чтобы высвободить скрытые в себе самом знания и прийти к своей сути. Когда он осознает, что он есть искра Божественного Пламени, пылающего во Вселенной, тогда все его прошлые впечатления (самскары) сжигаются ион достигает просветления. Тогда он сам становится гуру
    ГЛАВА Пища. «Маханараяна Упанишада» (79–15) описывает пищу (анна) как первостепенную потребность. Без пищи человек не может развить свое анатомическое тело до духовного уровня. Известно, что солнце излучает тепло, которое заставляет воду испаряться. Пар становится тучами, которые дождем проливаются на землю. Человек возделывает землю и производит пищу, которая, будучи усвоена организмом, дает энергию, которая делает человеческое тело сильным. Сильное тело — основа дисциплины, которая, в свою очередь, развивает веру, дающую знания. Знания делают человека образованным. Образование дает самообладание, приносящее спокойствие. Спокойствие создает невозмутимость, которое развивает память, память пробуждает способность распознавать. Распознавание приводит к рассудительности, а она, в свою очередь, ведет к осознанию Сути. Тело нуждается в пище, содержащей правильный баланс углеводов, белков, жиров, витаминов и минеральных солей. Вода необходима для переваривания пищи и ее ассимиляции. Пища в форме питательных веществ в конечном итоге усваивается организмом в виде различных соединений. Пища должна быть полезной, вкусной и соответствовать типу тела. Не следует принимать пищу только лишь для удовлетворения чувственных потребностей. Существует три класса пищи саттвическая, раджасическая и тамасическая. Первая способствует долголетию, здоровью и счастью вторая действует возбуждающе третья вызывает болезни. Раджасическая и тамаси- ческая пища делает сознание вялыми является препятствием для духовного прогресса. Обязанность садхаки — найти путем проб и экспериментов подходящую для себя пищу. Если верно то, что пища влияет на характер, также верно и то, что практика пранаямы изменяет привычки садхаки в питании. Воздействуя на работу ума, питание влияет на темперамент человека. Саттвическая вегетарианская пища, однако, может употребляться и тиранами с неуравновешенным умом, полными ненависти, но они все равно остаются раджасичными или тамасичными. В тоже время великие люди (такие, как Будда или Христос) могут не подвергаться влиянию предложенной им тамасической пищи или людей, которые ее приготовили или преподнесли, хотя последние могут относиться к тамасическому типу. Важно состояние ума человека, принима-
    ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ 0
    ющего пищу. Тем не менее диета, состоящая только из саттвической пищи, помогает практикующему поддерживать ум в чистом и неколеблющемся состоянии. Тело — это обитель индивидуальной сути (дживатма). Если оно страдает от недостатка пищи, Суть покидает его, подобно арендатору, который отказывается жить дальше в ветхом доме. Таким образом, тело нужно беречь как обитель Сути. Пренебрежительное отношение к телу ведет к смерти и разрушению Сути. Согласно «Чхандогья Упанишаде» (VI, 7.2) твердая пища, жидкости и жиры (горючее для тела) расщепляются на шестнадцать составных частей. Каждый из этих видов пищи, в свою очередь, разделяется натри части в соотношении 10/16, 5/16 и 1/16 соответственно. Наиболее грубая часть пищи становится фекалиями, средняя часть становится плотью, а наиболее тонкая превращается в ум. Наиболее грубая часть жидкости становится мочой, средняя — кровью, а самая тонкая — энергией (пра- ной. Аналогично жиры грубые составляющие становятся костями, средние костным мозгом, самые тонкие становятся речью (вак). Шветакету жил на одной воде в течение пятнадцати дней и утратил силу мышления, но затем восстановил ее, как только снова стал есть твердую пищу. Сила его красноречия уменьшилась, когда он перестал употреблять в пищу жиры. Этот опыт показал ему, что ум есть производное от пищи, энергия — от жидкости, а речь — от жиров. В «Хатха Йога Прадипике» (11.14) говорится, что вовремя практики пранаямы садхака должен есть толченый рис, приготовленный на молоке, и очищенное масло. Когда он хорошо утвердится в пранаяме, он может выбирать пищу, которая подходит ему и соответствует его практике. Не следует есть, если не выделяется слюна, это указывает на то, что тело больше не нуждается веде. Умеренным должно быть как количество употребляемой пищи, таки ее разнообразие. Выбранная пища может казаться вкусной и приятной, но быть неподходящей для садхаки. Она может иметь высокую питательную ценность ив тоже время служить источником токсинов, влияющих на прогресс в пранаяме. Когда человек действительно голоден или испытывает жажду, пища немедленно усваивается организмом и становится питательной. Вода сама по себе всегда может утолить жажду. Настоящая жажда не требует никакого другого питья, кроме воды. Обуздайте искусственный голод и жажду. Йогические тексты предписывают садхаке наполнять половину желудка твердой пищей, четверть жидкостью и четверть оставлять пустой для свободного движения дыхания. Нельзя есть при эмоциональном возбуждении. Вовремя еды следует разговаривать только о хорошем и есть внимательно. Когда вовремя еды
    ПИЩА преобладает возвышенный настрой ума, вся пища, кроме ядов, становится саттвической.
    10.Пищеварительный огонь разжигается энергией, порождаемой дыханием. Умеренная и питательная пища необходима для поддержания силы, энергии и бодрости. Избегайте спешки при еде.
    11.Согласно «Тайттирия Упанишаде», пища — это Брахман. К ней нужно относиться с уважением, не злоупотреблять и не испытывать презрения ГЛАВА Препятствия и способы их преодоления. Садхака должен осознавать те препятствия, которые сознательно или бессознательно мешают его практике пранаямы. Он не должен отвлекаться и должен вести упорядоченную жизнь, чтобы подготовить свой ум и тело.
    Мудрец Патанджали
    2. Патанджали перечисляет следующие препятствия в йогической практике болезнь (вьядхи), недостаточный ментальный настрой (стьяна), сомнения по поводу практики (саншая), нечувствительность (прамада), лень (алайса), чувственность или возникновение желания, когда чувственные объекты овладевают умом (авирати), ложные или необоснован-
    ПРЕПЯТСТВИЯ ИСП ОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 3
    ные знания (бхранти-даршана), непоследовательность мышления или отсутствие концентрации (алабхдха-бхумикатва), неспособность продолжать практику из-за слабости или неудач (анавастхитаттва), боль (дукха), отчаяние (даурмансья), нестабильность тела (ангамеджаятва) и дыхания
    (шваса-прашваса) («Йога-сутры», I, 30-31). Эти препятствия возникают из-за причин, которые находятся в самом человеке, либо в результате естественных бедствий или несчастных случаев. Несчастья, вызванные злоупотреблениями и недостатком дисциплины, воздействуют на тело и ум садхаки. В йогических текстах указаны способы их устранения. Можно отметить, что из тринадцати препятствий в йогической практике, упомянутых Патанджали, только четыре относятся к физическому телу, а именно болезнь, лень, нестабильность тела и дыхания. Остальные девять помех касаются ума. Мудрец говорит, что Асана дает возможность садхаке преодолеть препятствия, воздействующие на физическое тело, прежде чем он будет готов преодолеть ментальные препятствия при помощи практики пранаямы.
    4. «Хатха Йога Прадипика» (I, 16) упоминает шесть факторов, разрушающих йогическую практику переедание, перенапряжение, бесполезные разговоры, недисциплинированность, плохая компания и постоянное беспокойство. Согласно «Бхагавад Гите (VI, 16), Йога не предназначена для тех, кто объедается или морит себя голодом, спит слишком много или недосыпает. Йога Упани-
    шады» включают сюда также неправильное положение тела и разрушительные эмоции вожделение, гнев, страх, жадность, ненависть и ревность. Для продолжения практики и достижения ее стабильности ученику необходимы вера, зрелость, память, медитация (самадхи) и острая интуиция
    (праджня) («Йога-сутры», I, 20).
    6. Чтобы преодолеть эти препятствия, Патанджали предлагает четыре средства дружелюбие и чувство единства совсем, что есть благо сострадание и действия, которые облегчают страдания других чувство радости, возникающее при виде хорошей работы, выполненной другими, а также избегание пренебрежительного отношения или высокомерия к жертвам порока. «Хатха Йога Прадипика» делает акцент наследующих качествах энтузиазме, отваге, стойкости, истинном знании, решительности и чувстве отрешенности (ощущении пребывания в мире ив тоже время вне его, как средствах для преодоления препятствий на пути Йоги. Умеренностью веде и отдыхе, регулярной работой и правильным балансом между сном и бодрствованием Йога уничтожает все страдания и печали, гласит «Бхагавад Гита (VI, 17). Йога охватывает все сферы жизни, она учит осознанной и активной жизни в гармонии и умеренности. Более всего садхаке необходима целеустремленная, преданная практика («Йога-
    сутры», I, 32).
    ГЛАВА Эффекты пранаямы
    1. Асаны улучшают циркуляцию крови во всем теле, включая голову, туловище и конечности. Асаны, действие которых направлено на ноги и руки, поддерживают активность кровеносной системы. Артериальная, капиллярная, венозная и лимфатическая циркуляция стимулируется ритмичным сокращением и расслаблением мышц, которые, действуя как насосы, открывают новые и ранее не функционировавшие сосуды. Это позволяет эффективно доставлять и использовать энергию, значительно улучшая сопротивляемость организма болезням. Асаны оказывают подобное воздействие на все туловище. Пранаяма, вызывая ритмичное расширение легких, способствует правильной циркуляции жизненных флюидов в почках, желудке, печени, селезенке, кишечнике, коже и других органах, а также на поверхности тела. Легкие непосредственно участвуют в удалении углекислого газа из венозной крови и не допускают образования токсинов из аммиака, кетонов и ароматических аминов. Эффективная циркуляция крови и лимфы сохраняет легкие чистыми и защищает их от болезнетворных бактерий.
    Пранаяма помогает поддерживать чистоту легких и увеличивает приток свежей крови. Функции печени зависят оттока крови в печеночной артерии, приносящей отходы обмена веществ для их дальнейшей переработки, после которой они выводятся через желчь или мочу. Этот процесс также зависит от циркуляции крови в воротной вене, приносящей кровь от желудка и тонкого кишечника для фильтрации и переработки, для удаления токсинов и бактериальных продуктов. В печени происходит также активная циркуляция лимфы, образование клеток-«уборщиков» (макрофагов, которые находясь в лимфе, захватывают твердые отходы, инородные клетки и продукты их деятельности для последующего уничтожения или хранения. Все эти процессы стимулируются пранаямой.
    6. Выработка мочи в почках зависит от длительной фильтрации большого объема артериальной крови через корковое вещество почек. Этот поток чувствителен к противоречивым потребностям организма и часто бывает слишком медленным. Тенденция отвести кровь от коркового вещества почек встречает сопротивление со стороны саморегулирующегося тока крови
    ЭФФЕКТЫ ПР АН А ЯМЫ в локальных мелких артериях. Этот процесс зависит от надлежащего внут- рипочечного давления. Пранаяма положительно воздействует на правильное положение, форму почек, а также степень давления в них. Внутренний массаж, происходящий в процессе фазовой активности абдоминальных и спинных мышц, стимулирует поток лимфы в почках. Это очень важно для поддержания здоровья почек. Ритмическая деятельность диафрагмы и абдоминальных мышц в пранаяме непосредственно стимулирует перистальтические и поперечные движения кишечника, а также способствует кишечному кровообращению. Таким образом, пранаяма помогает кишечнику в выполнении его функций всасывания питательных веществ и вывода твердых отходов, особенно пищи, которая не всосалась, продуктов жизнедеятельности полезных бактерий, кишечной флоры, а также продуктов, содержащих очищенные секреты печени (желчь, поджелудочной железы и кишечника. Селезенка, расположенная прямо под левой стороной диафрагмы, работает как фильтр, очищая циркулирующую кровь от отработанных красных кровяных клеток, переносящих кислород. Значительная часть этой крови циркулирует внутри лимфатических структур и стимулируется пра- наямой.
    9. Пранаяма помогает поддерживать поток чистой крови, которая придает необходимый тонус нервам, позвоночнику, сердечным мышцам, способствуя их эффективной работе. Потовые железы действуют как дополнительные микропочки, особенно когда их стимулирует пранаяма.
    11. Согласно йогическим текстам, регулярная практика пранаямы предотвращает и излечивает болезни. Однако неверная практика может вызывать астму, кашель, гипертонию, боль в сердце, ушах и глазах, сухость языка и затвердение бронхиол («Хатха Йога Прадипика», II, 16–17).
    12. Пранаяма очищает нади, защищает внутренние органы и клетки, нейтрализует молочную кислоту, вызывающую усталость, ускоряя, таким образом, восстановление. Пранаяма улучшает пищеварение, дает энергию, увеличивает жизненную силу, оттачивает восприятие и память. Она освобождает ум от оков тела, обостряет интеллект и озаряет Суть. Прямой позвоночник можно сравнить с коброй, раскрывшей капюшон. Мозг — это капюшон, органы восприятия — зубы, а дурные мысли и желания — это ядовитые железы. Практика пранаямы успокаивает чувства и желания. Таким образом, ум становится священным, или свободным от мыслей (нирвишая). Слова, мысли и действия садхаки становятся чистыми и ясными. Он сохраняет тело крепким (ачалата), а интеллект устойчивым
    (стхирата).
    ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ. Только практика приносит силу и знание. Ежедневная практика дает успехи совершенное сознание, которое освобождает садхаку от страха смерти (Шива Самхита», IV, 17–18).
    16. Садхака переживает состояние безмятежности. Он больше не думает о прошлом, не боится будущего, но остается вечно в настоящем. Когда он в совершенстве овладел пранаямой, сидя в Падмасане, он готов стать освобожденной душой, гласит «Хатха Йога Прадипика» (I, 49).
    17. Как ветер уносит дыми загрязнения из атмосферы и его неотъемлемым качеством является очищение пространства, таки божественный огонь пранаямы очищает органы, чувства, ум, интеллект и эго.
    18. Как восходящее солнце медленно рассеивает темноту ночи, пранаяма уносит загрязнения, очищает садхаку и готовит его тело и ум к концентрации
    (дхарана) и медитации (дхьяна) («Йога-сутры Патанджали», II, 52–53).
    19. Пранаяма — это окно Сути. Вот почему она зовется Великой аскезой Маха тапас) и Истинным знанием Сути (Брахма-видья).
    ГЛАВА Краткие советы и предостережения
    1. Подобно тому как Ади Шеша, Бог змей, поддерживает Йогу («Хатха Йога
    Прадипика», III, 1), таки пранаяма является сердцем Йоги. Йога безжизненна без пранаямы.
    2. Нормальная частота дыхания — пятнадцать дыханий в минуту и
    21 600 — каждые двадцать четыре часа. Однако этот показатель варьируется в зависимости от образа жизни человека, его здоровья и эмоционального состояния. Поскольку пранаяма увеличивает продолжительность вдоха и выдоха, замедляя процессы старения, ее практика ведет к увеличению продолжительности жизни. В пожилом возрасте функции дыхательной системы ухудшаются вследствие сокращения воздушных клеток легких, которые способны вместить уже меньшее количество кислорода. пранаяма помогает восстановить их размеры и нормализовать циркуляцию красных кровяных телец во всех частях тела, наполняя его жизнью и силой. Практикуя пранаяму, даже пожилые люди могут замедлить процессы старения. Тело — это поле (кшетра) праведности (дхарма) и страданий (куру). Можно говорить о дхарме, когда тело используется во благо, и о куре — когда тело используется во зло. Тело — поле, а Суть — обладающий знанием
    (кшетраджна). Пранаяма — связующее звено между ними. Дыхание в пранаяме всегда осуществляется через нос, за исключением случаев, оговоренных в главе Предварительные требования. Мастерство в овладении алфавитом ведет к мастерству в овладении языком. Пранаяма — это корень духовного знания, знания Сути (Атма джняна).
    ИСКУССТВО
    ПРАНАЯМЫ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта