Главная страница

Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы


Скачать 5.56 Mb.
НазваниеПрояснение пранаямы
АнкорАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
Дата23.12.2017
Размер5.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАйенгар. Прояснение пранаямы..pdf
ТипДокументы
#12632
страница7 из 23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23
ПАДМАСАНА (фото с 15 по 43)
16. Выполните Падмасану, сидя на основании таза. Равномерно расположите обе ягодицы на полу. Если вес тела приходится на одну ягодицу больше, чем на другую, позвоночник не будет ровным. Прижимайте бедра к полу, подавая бедренные кости глубже в вертлужные впадины. Вытягивайте кожу бедер в области четырехглавых мышц в направлении коленей. Это создает Фото 17 Фото 18
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ пространство в области коленей, которое обеспечивает возможность диагонального и кругового движения от верней наружной к нижней внутренней стороне коленей. Приведите подколенные сухожилия ближе, для того чтобы уменьшить расстояние между бедрами. После этого анус и гениталии уже не будут оставаться на полу (фото 13). Площадью опоры здесь является очень маленькая область промежности между анусом и гениталиями. Вытяжение позвоночника вверх начинается отсюда, и тело одновременно поднимается вверх ив стороны от внутренней части таза. Старайтесь поддерживать верхнюю и нижнюю части лобковой области перпендикулярно полу. Если это трудно, положите под ягодицы сложенное одеяло (фото 17 и 18). В Пад- масане положение коленей на полу различно (фото 13).
17. Не разворачивайте ступни вверх, к потолку, а держите их обращенными в сторону стен (фото 19 — неправильно, фото 20 — правильно. Вытяните плюсну (вытяжение идет изнутри, поворачивая большие пальцы по направлению к маленьким, — таким образом свод стопы сохраняется прочным. Если свод стопы опускается, тогда ягодицы и анус теряют свое устойчивое положение, туловище отклоняется и позвоночник прогибается посередине, нарушая равновесие всего туловища. Не разводите колени и не прижимайте их к полу намеренно (фото 21 и 22). Любая такая попытка только сместит центр тяжести. Впоследствии, благодаря регулярной практике, хотя одно колено и остается над землей, практикующий не будет чувствовать этого. Чтобы добиться равновесия в положении бедер, рекомендуется положить колено, не касающееся поверхности пола, на свернутое полотенце фото 23). Меняйте перекрест ног каждый день, чтобы достичь баланса в выполнении позыв разные стороны (фото Туловище. Торс, или туловище, играет наиболее важную роль в практике пранаямы. Туловище должно быть активным, ноги и руки — пассивными, как вовремя сна, а область от шеи до макушки пребывает в чистом состоянии бдительного спокойствия. Туловище — это мост между пассивными ногами и руками и бдительным, но спокойным умом. Вы не сможете удерживать правильное положение туловища, если спинные и межреберные мышцы утратят тонус или если позвоночник не полностью вытянулся. Мышцы, которые располагаются спереди, сзади и по бокам туловища от подмышек до тазобедренных суставов, являются ведущими в этом процессе. Они прикрепляются сверху к ключицами плечам, а снизу — в области таза и паха. Сохраняйте устойчивое положение спины. Регулируйте положение позвоночника от основания (копчика) до верхнего отдела (шейных позвонков. Вытягивайте позвоночник не только по срединной линии, но также слева и справа
ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЗ СИДЯ В ПР АН А ЯМЕ Фото Фото Фото 20
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ Фото Фото 25 20. Область пупка должна быть пассивной и располагаться перпендикулярно по отношению к полу. Сужайте область талии, вытягивая ее вверх с обеих сторон. При этом следите, чтобы в этой области не возникало напря-
Фото Фото 23
ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЗ СИДЯ В ПР АН А ЯМЕ 5
жения. Эмоции, особенно страх, делают эту область жесткой, что, в свою очередь, воздействует на диафрагму, а через нее на дыхание. Когда эта область пассивна, ум и интеллект остаются безмятежными. Тогда тело, ум и интеллект объединяются с Сутью. В Тадасане (фото 25) (см. Прояснение Йоги) необходимо создавать пространство в теле от основания лобковой кости до пупка и делать эту область плоской. Выполняя позы сидя, воспроизводите вытяжение Тадаса- ны. Всегда вытягивайте тело спереди от позвоночника, начиная от ануса до лобковой кости и далее к пупку, диафрагме, грудине и, наконец, к межклю- чичной впадине. Если лобковая кость находится в неправильном положении, теряется чистота выполнения позы сидя и практика утрачивает свою точность. Когда грудная клетка правильно вытягивается, легкие функционируют эффективно, ив организм поступает больше кислорода. Все препятствия, возникающие в тонких каналах (нади), по которым движется праниче- ская энергия, устраняются, и энергия, поступившая в организм при вдохе, свободно течет по всему телу. Как солнечный диск излучает потоки света одинаково во всех направлениях, таки Суть излучает жизненную энергию вдыхаемого воздуха вовсе уголки легких, если грудина хорошо поднята и вытягивается. Помните, что расширение возделывает поле, которое приносит плод свободы, свобода приносит точность, которая, в свою очередь, творит чистоту, и это ведет к Божественному совершенству. Чтобы выяснить, правильно ли высидите, слегка согните и разведите кончики пальцев руки надавите ими легко, мягко и равномерно на пол рядом с ягодицами. Расположите ногти перпендикулярно полу (фото 26 — вид сбоку, фото 27 — вид спереди, фото 28— вид сзади. Если указательные пальцы давят на пол слишком сильно, значит голова наклонена вперед если мизинцы — тело отклонено назад. Если пальцы одной руки давят на пол сильнее, чем пальцы другой руки, значит, тело наклонено в ту сторону, где давление больше (фото 29). Равномерное и постоянное давление на большие, средние пальцы и мизинцы и легкое давление на другие пальцы держит тело выпрямленным. Не дергайте плечами и не поднимайте их, когда вы опираетесь на пальцы. Не поднимая коленей, слегка поднимите ягодицы от пола (фото 30), подтяните ягодичные мышцы и копчик, затем расположите ягодицы на полу. Тот, кто не может поднять ягодицы, опираясь на кончики пальцев, может опереться на ладони, расположив их как на фото 31.
24. Поднимите руки от пола и положите тыльные стороны запястий на колени (фото 32) или левую ладонь на правую, поместив их возле пупка, и наоборот (фото 33). Перемена положения рук помогает мышцам спины равномерно вытягиваться. Не выпрямляйте руки в локтях, так как это приведет к тому, что выбудете наклоняться вперед (фото 34).
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ Фото Фото Фото Фото 29
ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЗ СИДЯ В ПР АН А ЯМЕ Фото Фото Фото Фото 31
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ Три важнейшие области. Запомните следующие три важнейшие области тела
1) промежность (расположена между анусом и гениталиями
2) между крестцом и первым поясничным позвонком
3) между девятым грудным позвонком сзади и центром грудной кости спереди (фото 35 ирис. Когда поза выполняется правильно, кожана задней стороне шеи и плеч движется вниз, к основанию тела, а от ягодиц и бедер — вытягивается вверх. Максимальное вытяжение должно ощущаться в области первого поясничного позвонка, где встречаются эти два противоположных движения. Девятый грудной позвонок сзади и центр грудины спереди поднимаются вверх к подбородку, в то время как подбородок опускается вниз, как в Джаландхара бандхе. Направленное вверх вытяжение кожи от центра грудины помогает подбородку опускаться таким образом, что он располагается в межключич- ной впадине. Первый поясничный позвонок используется как точка опоры для вертикального вытяжения позвоночника и раскрытия грудной клетки в стороны, что с обеих сторон поддерживает силу четырех столпов тела (углов туловища. Если грудной или поясничный отделы оседают, легкие не могут расширяться должным образом. Только правильное движение и вытяжение кожи на спине, по боками на передней части туловища дает возможность наполняться верхним долям легких.
Фото Фото 35
ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЗ СИДЯ В ПР АН А ЯМЕ. Плоскость между девятым грудным позвонком и центром грудины
Движение кожи. Первый поясничный позвонок и крестец)

Движение позвоночника и грудной клетки
Точка опоры для вытяжения позвоночника и расширения грудной клетки. Промежность
Движение кожи
Движение кожи
Джаландхара бандха
Рис. 18. Три важнейшие области
Кожа туловища. Подобно птице, расправляющей крылья в полете, держите лопатки опущенными и расправленными по обе стороны от позвоночника. Тогда кожана лопатках будет двигаться вниз и задняя сторона подмышек окажется немного ниже передней. Это помогает удерживать спину в правильном положении. По мере того как грудь поднимается от подмышек, кожа передней части туловища растягивается в обе стороны (фото 36).
27. Внутренние и наружные межреберные мышцы связывают всю грудную клетку и контролируют диагональное поперечное вытяжение. Принято считать, что при выдохе действуют внутренние межреберные мышцы, а при вдохе — внешние. Обычные техники глубокого дыхания отличаются от техник прана- ямы. В пранаяме внутренние межреберные мышцы сзади стимулируют вдоха внешние межреберные мышцы спереди — выдох. Во внутренней задержке см. гл. 15) садхака должен полностью выровнять мышцы всей грудной клетки, чтобы освободить мозг от напряжения. Мышцы и кожана спине должны дейс-
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ 0
твовать взаимосвязанно и согласованно как в пранаяме, таки в медиации (дхьяна).
28. Упругость или дряблость кожи туловища указывают на эмоциональную стабильность или отсутствие ее и показывают, достигли человек спокойствия и безмятежности ума. Если кожа верхней части грудной клетки в области ключиц опущена и провисает — это говорит о том, что человек является жертвой своих эмоций. Прочная грудная клетка — признак устойчивости. Если не удерживается правильное положение грудной клетки и диафрагмы и движение кожи не скоординировано с движениями мышц спины, то дыхание не будет приносить умиротворения. Если же они действуют согласованно, это приносит мужество, которое вдохновляет ум. В позах сидя спина движется вперед по направлению к грудной клетке. Наблюдайте затем, касается ли ваша одежда спины если это происходит, то движение неверно, поскольку одежды должна касаться передняя часть тела (фото 37 и 38 — неправильно фото 39 и 40 — правильно).
Фото Фото Фото 36
ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЗ СИДЯ В ПР АН А ЯМЕ Фото Фото 40 30. Начинающие могут сидеть возле стены, плотно пододвинув к ней ягодицы. Основание крестца и верхние части лопаток должны касаться стены. Когда плечи касаются стены, основание крестца имеет тенденцию отодвигаться от нее (фото 41). Если это происходит, исправьте позу (фото 42). Расправьте лопатки. Чтобы достичь правильного положения, разместите между лопатками, точно позади грудины, какой-либо предмет кусок мыла или дерева такого же размера или маленькое свернутое полотенце (фото 43).
31. Различные движения в позе являются признаком утомления, потери внимания или недостатка уверенности. Если это происходит, не тратьте понапрасну время на пранаяму, а займитесь асанами, которые развивают легкие и успокаивают нервы. Вначале, когда вы приспосабливаете телок правильным движениям, возникает боль и дискомфорт, но со временем благодаря регулярной практике это проходит. Это указывает на то, что туловище находится в правильном положении для практики пранаямы. Практика должна быть приостановлена надень, если боль или дискомфорт становятся очень сильными и невыносимыми. Научитесь различать правильный и неправильный виды боли. Правильный вид боли в позах сидя возникает только вовремя практики праная- мы и исчезает сразу после выполнения Шавасаны. Если боль остается, это указывает на ее принадлежность к неправильному виду, иона будет продолжать беспокоить садхаку, в то время как правильный вид боли действует как
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ настоящий друг, обучая новым способам приспособления и адаптации тела к позе, постоянно совершенствуя тело и ум.
Фото Фото Невозможность сидеть на полу. Если из-за возраста, слабости или немощности вы не можете сидеть на полу, используйте стул или табуретку. При этом держите стопы полностью на полу, бедра — параллельно друг другу и полу, а голени — перпендикулярно полу (фото 44 и 45). Расслабьте руки и ноги и освободите их от всех напряжений, следуя всем пунктам этой главы, насколько возможно.
Фото 43
ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЗ СИДЯ В ПР АН А ЯМЕ Фото Фото Фото 46–50. Шавасана
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ Онемение ног. Выполнение любой позы сидя для пранаямы вызывает онемение стоп, так как долгое пребывание водной и той же позе ограничивает кровоток. Однако это легко исправить. Выполните Шавасану в течение двух-трех минут, согнув при этом колени, и расположив пятки около ягодиц (фото 46). Затем по очереди вытяните ноги (фото 47 и 48). Вытяните мышцы икр, задние стороны коленей, пятки, свод стоп, пальцы ног при этом направлены к потолку (фото 49). Оставайтесь в этом положении некоторое время, а затем отпустите стопы в стороны фото 50). Это восстановит циркуляцию крови в ногах и онемение пройдет.
Фото Фото 48
ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЗ СИДЯ В ПР АН А ЯМЕ Руки и плечи. Расправьте плечи от шеи в обе стороны и опустите плечевые суставы насколько возможно, чтобы расстояние между плечевым поясом и мочками ушей увеличивалось. Держите плечевой пояс параллельно полу. Кожа передней части подмышек поднимается вверх, а задней — опускается вниз. Вовремя практики пранаямы плечевые суставы имеют тенденцию подниматься вверх, кушам. Постоянно сознательно поправляйте их. В результате этого локти приближаются к полу и обеспечивается равномерное вытяжение и удлинение плеч спереди и сзади. Не разводите и не поднимайте локти (фото 51 и 52).
37. Регулирование положения предплечий и расположения пальцев на крыльях носа в определенных типах пранаямы детально описано в гл. Фото Фото 50
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ Фото Фото Голова и горло. За исключением вариантов пранаям, которые выполняются из положения лежа, никогда не держите голову прямо необходимо выполнять подбородочный замок так, чтобы макушка головы не поднималась, а оставалась водном и том же положении в течение всей практики пранаямы. Это очищает тонкие проходы двух нади, расположенных по обе стороны от переносицы. Сужение переносицы, сжатие горла и зажатость задней части шеи указывает на неверное положение головы. Чтобы держать голову в правильном положении, расслабьте горло, область верхней губы и опустите глазные яблоки вниз. Кожа головы должна быть расслабленной, а нервы пассивными. Мозг при этом остается спокойными уравновешенным. Никогда не напрягайте и не поднимайте кожу над висками. Не сжимайте губы, они должны быть расслабленными и пассивными, а уголки губ — мягкими.
Язык
40. Язык должен оставаться пассивным, расслабленными располагаться на нижнем небе. Следите затем, чтобы его кончик не касался верхнего неба или зубов. Не сжимайте челюсти и не двигайте языком вовремя вдоха, выдоха или задержки дыхания. Когда язык двигается, начинает выделяться слюна.
Однако когда новички практикуют пранаяму, слюна будет выделяться и накапливаться. Не беспокойтесь, проглотите ее перед тем, как сделать новый
ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЗ СИДЯ В ПР АН А ЯМЕ вдох. Если выбудете следить затем, чтобы язык оставался пассивным, слюна постепенно перестанет течь.
Нос
41. Нос регулирует потоки звук дыхания. Кончик носа и переносица должны быть направлены к грудине. Не отклоняйте при этом голову в сторону. Голова обычно поднимается при вдохе, поэтому будьте внимательны и следите затем, чтобы переносица опускалась вниз. Если при вдохе переносица или кончик носа поднимаются, звук дыхания становится грубым.
Глаза и уши
42.Глаза контролируют колебания мозга, уши контролируют колебания ума. Это — реки, несущие мозги ум в море души. Пранаяму следует практиковать с закрытыми и неподвижными глазами, а уши должны быть восприимчивыми к звуку дыхания. Мягко закройте глаза, оказывая легкое давление верхними веками на зрачки, сохраняя нижние веки пассивными. Тогда глаза будут расслабленными. Глаза не должны быть напряженными или сухими. Двигайте верхние веки в направлении к внешним уголкам глаз — таким образом кожа во внутренних уголках глаз, около переносицы расслабляется. Зрачки должны быть неподвижными и находиться на равном расстоянии от переносицы. Расслабляйте кожу лба от центра — это устраняет складки между бровями и делает эту область пассивной. Начинающим трудно овладеть искусством выполнения поз сидя, так как тело бессознательно отклоняется. Следовательно, время от времени необходимо открывать глаза на долю секунды и проверять, не утратило ли тело правильного положения, не отклонилась ли голова вверх, вниз или в сторону. Затем проверьте, нет ли напряжения в области горла и не натянута ли кожа лица, особенно около висков. Ив заключение проверьте, подвижны или неподвижны глаза. Затем установите правильное положение тела и головы, расслабьте горло и сохраняйте глаза пассивными. Когда в вышеупомянутых областях расслабляются мышцы, расслабляется и кожа. Верхняя губа и ноздри влияют на работу органов чувств и внутренних органов. Расслабьте область верхней губы, так как это помогает расслабиться лицевым мышцами мозгу. Если вовремя практики пранаямы в позе сидя кожа вокруг висков движется по направлению кушам, то это означает, что мозг напряжен если же кожа движется к глазам — то мозг находится в спокойном состоянии. В позах лежа кожа вокруг висков движется кушам, а не к глазам. Обратите взгляд внутрь, как бы глядя закрытыми глазами на что-то позади вас. Глаза могут быть широко открытыми, хотя взгляд направлен внутрь (фото 53 и 54). Зрачки стремятся двигаться вверх и вниз, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Попытайтесь остановить это движение, так как оно делает мозг активным
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ Фото 53–54. Внутреннее зрение. Стоит только векам опуститься, как наступает вялость в тот момент, когда зрачки начинают двигаться, мозг активизируется. Если верхние веки сокращаются, мысли трепещут подобно пламени на ветру. Этого не происходит, если вы полностью расслаблены. Если ресницы не сомкнуты, мозг активен и не расслаблен. Если брови напряжены, то волосы на бровях будут топорщиться, как в гневе если же брови расслаблены — мозг спокоен. Ушные отверстия должны быть на одинаковом уровне и на одинаковом расстоянии от верхушек плеч. Уши должны слушать звук дыхания и быть расслабленными на протяжении всей практики. Не сжимайте челюсти, так как это закрепощает область вокруг ушей и блокирует их, создавая ощущение тяжести и жжения внутри. Обратите особое внимание на точку, где каналы (нади) тонкой энергии, отходящие от глаз, ушей и легких, пересекаются между собой в центре мозга, на уровне точки между глазами. Это центр, из которого эти энергии контролируются (см. гл. 5). С этого начинается контроль дыхания
ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЗ СИДЯ В ПР АН А ЯМЕ Мозг. Мозг — это компьютер и инструмент мышления. Ум имеет способность чувствовать, ноне мозг. Так как мозг контролирует функции тела и органов чувств, то необходимо следить затем, чтобы он находился в состоянии покоя. В пранаяме мозг — побудительная сила. Легкие — актеры, мозг — режиссер. Если поза сидя выполнена правильно, прочно удерживается, устойчива и уравновешена, эмоции находятся под контролем. Мозг пребывает в состоянии, похожем на легкость, возникающую при полете. Не чувствуется напряжения, и, следовательно, не происходит пустой растраты энергии. Если лоб поднят вверх, создается напряжение и раздражение. Если голова наклоняется в сторону, тов другой части головы возникает ощущение тяжести, нарушающей равновесие. Интеллектуальные люди склонны к высокомерию. Рассудок, подобно деньгам, хороший слуга, но плохой хозяин. Практикуя пранаяму, йог склоняет голову низко, регулируя положение передней части головы по отношению к задней для того, чтобы стать смиренными не гордиться своими интеллектуальными достижениями. Йоги знают, что мозг хранит приобретенное объективное знание
(видья), а ум (манас) — это место, где анализируется субъективное знание
(буддхи). Манас — это внешняя оболочка, буддхи — это содержимое. Манас расположен в сердечном центре, местопребывании эмоций. Когда эмоции и интеллект успокоены и не колеблются, йог сначала испытывает состояние успокоения чувств, за которым следует покой ума. Затем приходит опыт еще более исключительный и зрелый — опыт духовного покоя, освобождающий йогина от мирских мыслей и забот. Он испытывает необычайное чистое состояние бытия, полное осознание — божественное состояние в человеке. В этом состоянии конечное растворяется в бесконечном. Это — самадхи, бесконечная цель йога
ГЛАВА Искусство подготовки ума к пранаяме
Когда дыхание устойчиво или неустойчиво, тоже происходит и с умом, а следовательно, и с йогом. Таким образом, дыхание необходимо контролировать.
Хатха Йога Прадипика, гл. II.2.
1. Говорят, что у дерева жизни корни находятся вверху, а ветви — внизу. Также и у человека корни его нервной системы находятся в мозге. Спинной мозг — это ствол, проходящий через позвоночника нервы отходят от головного мозга к спинному мозгу и затем разветвляются по всему телу. Искусство выполнения поз сидя в пранаяме детально описано в главе. Настоящая глава посвящена ментальной подготовке, которая необходима садхаке для практики пранаямы.
3. Артерии, вены и нервы являются каналами (нади), по которым энергия циркулирует и распространяется по всему телу. Практика асан тренирует тело, и благодаря этому прана может беспрепятственно течь по этим каналам. Энергия не распределяется по всему телу, если нади заблокированы. Если нервы не в порядке, невозможно оставаться уравновешенным если не достигнуто равновесие, практика пранаямы невозможна. Если нади не функционируют должным образом, истинная природа человека и сущность вещей не могут быть постигнуты.
4. Практика асан укрепляет нервную систему, а Шавасана успокаивает взволнованные нервы. Когда нервы не выдерживают, тоже происходит и с умом. Когда нервы напряжены, напряжен и ум. Пока не достигнуто состояние, в котором ум спокоен, молчалив и восприимчив, практиковать пранаяму невозможно. В поисках гармонии современный мир стал интересоваться благами, которые дают медитация и древнее искусство пранаямы. Обе дисциплины сначала привлекают, но по прошествии времени оказывается, что они не только очень трудны в изучении, но и очень утомительны и требуют постоянной практики, так как прогресс происходит очень медленно. С другой стороны, практика асан привлекает и полностью поглощает, так как рассудок сосредоточен и наполняет различные части тела. Это создает радостное настроение. В пранаяме внимание вначале сосредоточено на двух ноздрях,
ИСКУССТВО ПОДГОТОВКИ УМА К ПР АН А ЯМЕ 1
синусовых проходах, грудной клетке, позвоночнике и диафрагме. Таким образом, рассудок не отвлекается на другие части тела. Пока тело и ум не натренированы, чтобы воспринять поток дыхания, пранаяма не может быть всепоглощающей. Месяцы или годы могут пройти без видимого прогресса, однако благодаря искренним, постоянным усилиями упорству ум садхаки начинает воспринимать регулируемый поток дыхания. Затем он начинает чувствовать красоту и аромат пранаямы, и спустя годы практики он сможет по достоинству оценить ее глубину. Для того чтобы практиковать пранаяму, необходимо соблюдать два важнейших условия позвоночник должен быть устойчивым (ахала, а ум спокойным (стхира), но бдительным. Следует, однако, иметь ввиду, что утех, кто чрезмерно увлекается прогибами назад, позвоночник может быть гибкий, но они не могут долго удерживать его в устойчивом положении. Другие, кто чрезмерно практикует наклоны вперед, могут удерживать устойчивое положение позвоночника, но их ум не может оставаться спокойными бдительным. При прогибах назад легкие расширены, тогда как при наклонах вперед они не расширяются. Садхака должен найти баланс между этими двумя положениями так, чтобы позвоночник оставался устойчивым, а ум — бдительными спокойным. Практика пранаямы не должна быть механической. Мозги ум должны быть бдительными, чтобы каждое мгновение исправлять и выверять положение тела и поток дыхания. Не следует практиковать пранаяму, применяя силу воли, не должно быть никакой навязчивой регламентации. Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта. В пранаяме взаимоотношения между читтой (ум, интеллект и эго) и дыханием подобны отношениям между матерью и ребенком. Читта — это мать, а прана — ребенок. Как мать с любовью лелеет ребенка, заботится и жертвует собой, таки читта должна лелеять прану.
9. Дыхание подобно бурной реке, которая, будучи обуздана плотинами и каналами, дает энергию в изобилии. Пранаяма обучает садхаку, как обуздать энергию дыхания, давая ему жизненную силу и мощь. Однако «Хатха Йога Прадипика» гл. II, 16–17) предупреждает как дрессировщик медленно приручает льва, слона или тигра, таки садхака должен постепенно обрести контроль над дыханием, иначе оно разрушит его. Надлежащей практикой пранаямы излечиваются или контролируются все болезни. Неправильная же практика ведет к различным видам дыхательных нарушений, таким как кашель, астма, боли в глазах, ушах иго лове. Устойчивость ума и дыхания взаимосвязаны. Это делают интеллект тоже стабильным. Когда интеллект не колеблется, тело обретает силу, и сад- хака становится исполненным мужества
ИСКУССТВО ПР АН А ЯМЫ. Ум (манас) — это господин органов чувств (индрий), а дыхание — повелитель ума. Звук дыхания — это господин дыхания, и когда этот звук сохраняется равномерным, нервная система успокаивается. Тогда дыхание течет плавно, подготавливая садхаку к медитации. Глаза играют господствующую роль в практике асан, а ушив пра- наяме. При помощи глаз садхака, будучи полностью внимательным, учится выполнять асаны и сохранять правильное равновесие в позах. Воля, которой подчиняются все части тела, помогает ему овладеть асанами. Однако праная- му так практиковать нельзя. Вовремя практики пранаямы глаза закрыты и ум сосредоточенна звуке дыхания, одновременно уши слушают ритм дыхания таким образом течение и нюансы дыхания регулируются, и дыхание становятся более медленными плавным. В асанах есть бесконечное разнообразие, поскольку существует множество различных поз и движений, и вовремя их выполнения направление внимания изменяется. В пранаяме присутствует монотонность. Существует ряд причин, почему это происходит во-первых, садхака должен практиковать пранаяму, находясь только водной позе во-вторых, он должен поддерживать непрерывный и ровный звук дыхания. Это можно сравнить с практикой гамм в музыке перед изучением мелодии и гармонии. Вовремя практики асан движение осуществляется от известного нам плотного тела к незнакомому тонкому. В пранаяме движение идет от внутреннего к внешнему, от дыхания к телу, от тонкого к плотному. Как пепел и дым окутывают тлеющий кусок дерева, так нечистоты тела и ума покрывают душу садхаки. Также, как свежий ветер уносит дыми пепел, и дерево начинает гореть ярче, таки божественная искра в садхаке воспламеняется, когда практика пранаямы освобождает его ум от нечистоты и подготавливает к медитации
ГЛАВА Мудры и бандхи
1. Чтобы правильно выполнять техники пранаямы, необходимо иметь представление о мудрах и бандхах. Слово мудра на санскрите означает печать или замок. Мудры определяют положения тела, в которых закрываются его отверстия, а пальцы рук удерживаются определенным образом, в сочетании с особыми жестами рук. «Бандха» означает оковы, соединение вместе, сковывание или захват. Этот термин также обозначает позу, в которой определенные органы или части тела сжимаются, сокращаются и контролируются. При производстве электричества необходимы трансформаторы, проводники, переключатели и изолированные провода для подвода энергии к месту назначения, иначе ток может оказаться смертельным. Когда прана благодаря практике пранаямы течет по телу йогина, ему также необходимо выполнять бандхи для того, чтобы предотвратить рассеивание энергии и направить ее в нужное место. Без бандх практика пранаямы нарушает течение потока праны и наносит вред нервной системе. Из мудр, упомянутых в текстах по Хатха-йоге, для практики праная- мы наиболее важными являются Джаландхара, Уддияна и Мула бандхи. Они помогают распределять энергию и предотвращают ее потерю из-за гипервентиляции тела. Они практикуются вовремя пранаямы для пробуждения спящей Кундалини и направляют ее энергию вверх по сушумне. Их применение исключительно важно для переживания состояния самадхи.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23


написать администратору сайта