Айенгар. Прояснение пранаямы.. Прояснение пранаямы
Скачать 5.56 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ Моя первая книга Прояснение Йоги захватила умы и сердца ревностных учеников и даже изменила жизнь многих, кто впервые проявил интерес к этому благородному искусству, науке и философии. Я надеюсь, что Прояснение пранаямы» увеличит их познания. С уважением и почтением к Патанджали и йогинам Древней Индии, которые открыли пранаяму, я разделяю с собратьями нектар ее простоты, ясности, тонкости, красоты и совершенства. В недавнем прошлом, вовремя моей практики, новый свет внутреннего осознания засиял во мне, свет, который я еще не испытал, когда писал Прояснение Йоги Мои друзья и ученики настояли на том, чтобы я изложил свой опыт и устные наставления на бумаге. Отсюда эта попытка объяснить мои тонкие наблюдения и размышления, для того чтобы помочь ученикам в их поиске совершенства и точности. Многие западные ученые приняли древнюю концепцию о том, что человек есть триединство тела, ума и духа. Различные техники физических упражнений, атлетики и спорта были изобретены для того, чтобы поддерживать здоровье людей. Они были разработаны для обеспечения нужд тела (аннамайя коша) сего костями, связками, мышцами, тканями, клетками и органами. Индийские ученые называют эти дисциплины завоеванием материи. Это я полностью объяснил в моей книге Прояснение Йоги. Только недавно западные ученые познакомились с техниками, разработанными в Древней Индии для исследования дыхательной, кровеносной, пищеварительной и выделительной система также эндокринных желез и нервов, тонкие формы которых в целом известны как Овладение Жизненной Силой (пранамайя коша). Йога Видья — это кодифицированная система, которая определила восемь ступеней самореализации. Это Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Прать- яхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. В этой книге основной акцент делается на пранаяме, направленной на то, чтобы поддерживать непроизвольные или автономные системы человеческого тела в уравновешенном состоянии здоровья и совершенства. В моей семье не было ученых, святых или йогинов, которые бы вдохновили меня заняться Йогой. Ребенком я был подвержен многим болезнями по предначертанию судьбы в 1934 году, в надежде вернуть здоровье, начал заниматься Йогой. С тех пор это стало моим способом жизни. Этот путь научил меня быть пунктуальными дисциплинированным вопреки трудностям, которые часто мешали моей ежедневной практике, обучению и опытам Сначала пранаяма была для меня борьбой. Из-за чрезмерного усердия в ежедневной практике асан мое внутреннее тело часто сотрясалось в те моменты, когда я начинал практиковать пранаяму. Каждое утро я вставал, чтобы заниматься, и мне было очень трудно задерживать дыхание и сохранять ритм. Я боролся, едва выполняя три или четыре цикла, после чего я начинал задыхаться. Я отдыхал несколько минут, затем делал новые попытки, до тех пор пока уже не мог продолжать. Я спрашивал себя, почему у меня ничего не получается, и не находил ответа. У меня не было никого, кто бы руководил мной. Неудачи и ошибки преследовали мое тело, ум и внутреннюю суть в течение многих летно я упорно продолжал стремиться к совершенству. Сегодня я все еще посвящаю один час ежедневно занятиям пранаямой и нахожу, что даже этого недостаточно. Слова могут завораживать и привлекать читателя к религиозной практике (садхана) и заставлять его думать, что он понимает духовный опыт. Чтение, однако, лишь делает его более образованным, в то время как практическое изучение (садхана) того, о чем он читал, приводит его ближе к истине и ясности. Факт есть истина, а ясность есть чистота. Наш век — это век научных достижений, и новые слова переполняют словари. Будучи чистым садхакой, а не человеком слов, я затрудняюсь в выборе правильных технических терминов для выражения всего, что мне хотелось бы написать. Я только лишь могу прилагать свои скромные усилия, чтобы познакомить моих читателей совсем, что я испытал, практикуя это наилучшее из искусств. Пранаяма — это глубокий предмет с неограниченными возможностями. Она психосоматична, так как исследует тесную взаимосвязь между телом и умом. Она может казаться простой и легкой, но стоит человеку сесть и начать практику, как он быстро осознает, что это — сложное искусство. Ее нюансы малоизвестны и все еще ждут исследования. В прошлом авторы йогических текстов уделяли больше внимания эффектам пранаямы, чем ее практическому применению. Возможно, это происходило потому, что большинство людей было знакомо с пранаямой иона широко практиковалась. Объяснения эффектов, приводимые этими авторами, дают нам некоторые представления об их опыте, который превосходит их слова. Многие движения в пранаяме являются бесконечно тонкими. Например, тщательно обдуманные и утонченные движения кожи в противоположных направлениях кажутся объективно невозможными, но это реальный процесс, разработанный в Йоге. Тренировкой можно научиться контролировать движения кожи, что играет существенную роль в практике пранаямы. Таким образом, пранаяма во многих отношениях — это субъективное искусство. Когда эти навыки применяются с максимальным эффектом, когда движения кожи синхронизированы с вдохом, выдохом и задержкой, поток энергии (прана) становится гармоничным. П РОЯ СНЕ НИ Е ПР АН А ЯМЫ Современные ученые, используя электронные приборы, подтвердили действенность интуитивного знания йогинов. Пранаяма имеет определенные, реальные эффекты. Я уверен, что в недалеком будущем полюс объективного знания (науки или экспериментирования) и полюс субъективного знания (искусства или исполнения) объединятся для изучения пранаямы и ее благотворных результатов. Вследствие технического прогресса современная жизнь стала похожа на бесконечное соревнование, которое увеличивает напряжение в жизни людей. Стало тяжело вести умеренный образ жизни. Беспокойства и болезни, воздействующие на нервную и кровеносную системы, все умножаются. В отчаянии люди увлекаются психоделическими средствами, курением, алкоголем или неразборчивым сексом для того, чтобы найти облегчение. Эти действия позволяют человеку забыть себя на какое-то время, но это не искореняет причины, и болезни возвращаются. Только пранаяма дает реальное решение этих проблем. Пранаяме нельзя научиться в дискуссиях и спорах, но ею можно овладеть путем терпеливой и осторожной практики. Все начинается с того, что страдающий получает облегчение от обычных недомоганий вроде общей простуды, головных болей и умственной дисгармонии. Высшая же точка, пик пранаямы — эликсир жизни. Эта книга состоит из двух частей. Первая часть содержит три раздела, касающихся теории, искусства и техник пранаямы. Во второй части, которая называется Свобода и Блаженство, описывается процесс покорения души (атма джайя). В этой части описывается медитация (дхьяна) и расслабление (Шавасана). В первой части я попытался соединить пранаяму со всеми остальными аспектами Йоги. Пранаяма — это связующая нить между телом и душой человека, ступица в колесе Йоги. Я попытался прояснить скрытые техники, чтобы читатель смог извлечь максимальную пользу, не будучи окружен сомнениями и замешательством. Я включил таблицы, анализирующие различные ступени основных разновидностей пранаямы. Эти таблицы содержат подробную методическую информацию. Они также дают читателю представление о бесконечном числе видоизменений и комбинаций, возможных в этом благородном искусстве и науке. Даже непосвященный садхака может заниматься самостоятельно, не опасаясь неблагоприятных последствий. Информация, содержащаяся в таблицах, поможет садхакам быть осторожными и уверенными в себе. В приложении я представил пять курсов, располагая их ступень заступе- нью, для того, чтобы практикующий следовал им в соответствии со своими возможностями. Каждый курс может быть увеличен на несколько недель, если данный стандарт не может быть выполнен в обусловленное время. Хотя очень важно, чтобы пранаяма изучалась под руководством гуру (мастера, я ВВЕДЕНИЕ приложил все усилия для того, чтобы предоставить читателю — учителю и ученику — безопасный метод совершенствования в этом искусстве. Я буду счастлив, если моя работа поможет людям достичь гармонии тела, равновесия ума и спокойствия души. Пранаяма — это обширный предмет. Так как мои знания в этой области ограничены, я с радостью приму предложения и замечания для рассмотрения их в следующих изданиях. В «Йогачудамани Упанишаде» говорится, что пранаяма — это возвышенное знание (маха видья). Это — царский путь к процветанию, свободе и блаженству. Прочитайте, перечитайте и усвойте Часть 1» этой книги перед тем, как начать практику. Я признателен моему Гуруджи Шри Т. Кришнамачарье за его вклад в эту книгу. Я искренне благодарен мистеру Йегуди Менухину за его Введение и мистеру Р. Р. Дивакару за его Предисловие к этой книге и поддержку. Я признателен моим детям Гите и Прашанту и моим ученикам Б. И. Тарапо- ревале, М. Т. Тиджоривале, С. Н. Мотивале и доктору Б. Каррутерсу, которые потратили свое драгоценное время на подготовку этой работы. Их терпение при неоднократном редактировании этой книги придало ей окончательную форму. Я благодарен Кумари Шриматхи Рао за перепечатывание рукописи бесчисленное количество раз. Я благодарю мистера ПР. Шинда за выполнение большого числа фотографий для книги и мисс Робиджн Онг за предоставление анатомических рисунков. Я выражаю свою искреннюю благодарность мистеру Джеральду Йорку за его конструктивные предложения и поддержку. Без его постоянного руководства эта книга не увидела бы свет. Я очень признателен ему за ту заботу, которую он проявил к редактированию всей рукописи. Б.К.С. Айенгар П РОЯ СНЕ НИ Е ПР АН А ЯМЫ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ РАЗДЕЛ I ГЛАВА Что есть Йога. Никто не знает вневременного, изначального, абсолютного Единого, никто не знает, когда мир начал существовать. Боги природа существовали до появления человека, но по мере того, как человек развивался, он совершенствовал себя и начал осознавать свои возможности. Так возникла цивилизация. Вместе с этим совершенствовались слова, развивались концепции Бога (Пуруша) и Природы (Пракрити), Религии (дхарма) и Йоги. Так как очень трудно дать четкое определение этим концепциям, каждый человек вынужден интерпретировать их в соответствии со своим пониманием. Когда человек оказался пойманным в паутину мирских удовольствий, он почувствовал, что он отстранился от Бога и природы. Он стал жертвой противоположностей удовольствия и боли, добра и зла, любви и ненависти, постоянного и преходящего. Захваченный этими противоположностями, человек почувствовал потребность в личном божестве (Пуруше), который есть высший, не подверженный страданиям, не затрагиваемый действиями и их последствиями, свободный от переживания радости и печали. Это привело человека к поиску высшего идеала, воплощенного в совершенном Пуруше или Боге. Таким образом, Вечное Сущее, которое человек назвал Ишвара, Господь, гуру всех гуру, стал центром его внимания, концентрации и медитации. В своем стремлении постичь Бога человек составил кодекс поведения, следуя которому он смог бы жить в мире и гармонии с природой, со своим окружением и с самим собой. Он научился отличать добро от зла, добродетель от порока, моральное от аморального. Затем возникло всеобъемлющее понятие правильного действия (дхарма), или наука долга. Доктор С. Радхакришнан писал, что именно Дхарма защищает, сохраняет, поддерживает и ведет человечество ТЕОРИЯ ПРАНАЯМЫ ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ к более совершенной жизни, независимой от расы, касты, класса или вероисповедания. Человек осознал, что ему следует сохранять тело здоровым, сильными чистым для того, чтобы следовать Дхарме и испытать божественность в самом себе. Индийские провидцы в своих поисках света выразили суть Вед в Упанишадах и Даршанах (зеркалах духовного восприятия. Существуют следующие Даршаны, или школы Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Пурва Миманса и Уттара Миманса. 7. Санкхья гласит, что все творение состоит из двадцати пяти основных элементов (таттв), ноне признает Создателя (Ишвару). Йога признает существование Творца. Ньяя делает акцент на логике ив первую очередь занимается законами мышления, которое основывается на причине и аналогии. Она принимает Бога как результат логического заключения. Вайшешика делает ударение на таких понятиях, как пространство, время, причина и материя и является дополнением к Ньяе. Положения Вайшешики подтверждают взгляд Ньяи на Бога. Миманса основывается на Ведах и имеет две школы Пурва Миманса, которая занимается общей концепцией Божества, но уделяет особое внимание важности действия (карма) и ритуалами Уттара Миманса, которая принимает Бога, основываясь на Ведах, но уделяет особое внимание духовному знанию (джняна). 8. Йога — это единение индивидуальной сути (дживатма) с Всеобщей Сутью (Параматма). В философии Санкхьи представлена теория, а в Йоге — практика. В сочетании Санкхья и Йога дают динамическое толкование системы мышления и жизни. Знание бездействия и действие без знания не помогут человеку. Их нужно объединить. Таким образом, Санкхья и Йога идут вместе. Согласно учению Йоги, «Яджнавалкья Смрити», Творец (Брахма, как Хираньягарбха (Золотой Зародыш, был создателем системы Йоги, предназначенной для того, чтобы поддерживать здоровье тела, контролировать ум и обрести мир души. Система впервые была детально изложена и записана Патанджали в его «Йога-сутрах», или афоризмах. Они скорее директивные, чем логические. Они проливают свет на средства и конечную цель. Когда все восемь аспектов Йоги собраны воедино и практикуются, йогин испытывает состояние единения с Творцом и больше не отождествляет себя с телом, умом и сутью. Это — Йога единения (самьяма). 10. «Йога-сутры» состоят из 195 афоризмов, разделенных на четыре части. Впервой части рассматривается теория Йоги. Эта часть предназначена для тех, кто уже достиг спокойствия ума и описывает то, что он должен делать, чтобы поддерживать это состояние. Вторая часть, в которой говорится об искусстве Йоги, посвящает начинающего в практику Йоги. Третья часть посвящена описанию внутренней дисциплины и способностей (сидд- ЧТО ЕСТЬ ЙОГА хи, которые приобретает йог. Четвертая, и последняя, часть рассказывает об освобождении от оков этого мира. Слово Йога происходит от санскритского корня «юдж», который означает связывать, соединять, прикреплять, переплетаться, направлять и концентрировать внимание, чтобы использовать его в медитации. Йога, следовательно это искусство, которое делает непоследовательный и рассеянный ум последовательными сосредоточенным. Это единение человеческой души с Богом. От природы человек унаследовал три характеристики, или качества (гуны): просветленность (саттва), активность (раджас) и инерцию (тамас). Установленный на колесе времени (калачакра: кала — время, чакра — колесо, подобно горшку на гончарном круге (кулалачакра), человек формируется и трансформируется в соответствии с преобладающим соотношением этих трех основополагающих взаимопереплетенных качеств. Человек наделен умом (манас), интеллектом (буддхи) и эго (ахамка- ра). Вместе они составляют сознание (читта), которое является источником мышления, понимания и действия. По мере того как поворачивается колесо жизни, сознание испытывает пять видов страданий невежество (авидья), эгоизм (асмита), привязанность (рага), отвращение (двеша) и любовь к жизни (абхинивеша). Это, в свою очередь, приводит читту водно из пяти различных состояний тупость (мудха), колебание (кшипта), частичная стабильность (викшипта), однонаправленное внимание (экагра) и контролируемое состояние (нируддха). Читта подобна огню, топливом для которого являются желания (васаны), без которых огонь умирает. Читта в этом чистом состоянии становится источником просветления. Патанджали выделил восемь ступеней на пути реализации, которые описываются в следующей главе. Читта в состоянии тупости очищается через яму, нияму и асаны, посредством которых ум побуждается к активности. Асана и пранаяма приводят колеблющийся ум к состоянию частичной стабильности. Пранаяма и Пратьяхара делают читту внимательной и концентрируют ее энергию. Затем читта удерживается в этом состоянии посредством Дхьяны и Самадхи. По мере прогресса высшие ступени Йоги становятся доминирующими. Однако не следует игнорировать или пренебрегать предыдущими ступенями, которые составляют основу. Перед тем как исследовать неведомую Атму, садхака должен изучить известные ему тело, ум, интеллект и эго. Когда он познал известное во всей его целостности, все эти составляющие сливаются с неведомым подобно рекам, впадающим в море. В этот момент он испытывает высшее состояние блаженства (ананда). 16. Сначала Йога покоряет тело, принося ему здоровье и силу. Затем она снимает покров различий между телом и умом. В конечном итоге она ведет садхаку к умиротворению и абсолютной чистоте ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ. Йога систематически обучает человека тщательному и эффективному поиску божественного в себе. Практикующий познает себя от внешнего тела до внутренней сути. Он следует от тела к нервам, а от нервов к чувствам. От чувств он переходит куму, который контролирует эмоции. Затем он проникает в интеллект, который руководит умом. От интеллекта его путь лежит к воле и оттуда — к сознанию (читта). Последняя ступень — от сознания к его Сути, к самому его существу (Атма). 18. Таким образом, Йога ведет садхаку от невежества к знанию, от темноты к свету и от смерти — к бессмертию ГЛАВА Ступени Йоги. Существуют восемь ступеней Йоги Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Прать- яхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Они представляют единое целое, но ради удобства их рассматривают как независимые части. Дерево имеет корни, ствол, ветви, листья, кору, сок, цветы и плоды. Каждая из этих частей имеет определенное значение, но ни одна из них не может стать деревом. Также ив Йоге. Как все части дерева, соединенные вместе, составляют одно целое, таки восемь ступеней, соединившись, составляют Йогу. Универсальные принципы Ямы являются корнями, а индивидуальные принципы Ниямы — ствол дерева. Асаны подобны многочисленным ветвям, растущим в различных направлениях. Пранаяма, обеспечивающая энергией тело, подобна листьям, которые снабжают воздухом все дерево. Пратьяхара предотвращает потерю энергии через органы чувств, как кора защищает дерево от загнивания. Дхарана является соком дерева и обеспечивает устойчивость тела и интеллекта. Дхьяна — это цветок, превращающийся в плод Самадхи. Как плод есть высшая ступень развития дерева, так реализация истинной сути (атмадаршана) есть кульминация практики Йоги. Проходя через восемь ступеней Йоги, садхака развивает понимание своей собственной сути. Он шаг за шагом движется от известного, своего тела, к неизвестному. Он следует от наружной оболочки тела — кожи, куму. От ума (манас) он идет к интеллекту (буддхи), воле (санкальпа), различающему сознанию (вивека-кхьяти или праджня), сознанию (сад-асад-вивека) ив конечном итоге, — к Сути (Атма). Яма. Яма — общее название для универсальных моральных заповедей. Эти заповеди являются вечными, они не зависят от социального класса, времени или места. Вот эти великие обеты (махавраты): ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), неприсвоение чужого (астея), воздержание (брахмачарья) и нестяжательство (апариграха). Ненасилие означает непричинение любого вреда, физического или ментального, в мыслях или действием. Когда отброшены ненависть и злоба, остается всеобъемлющая любовь. Йогин беспощадно правдив и честен перед собой, и все, что он говорит или думает, оказывается правдой. Он контролирует свои желания и уменьшает потребности и поэтому становится богаче без всякого воровства, а вещи приходят к нему ТЕОРИЯ ПР АН А ЯМЫ без его просьбы. Воздержание (брахмачарья) относится ко всему, что связано с сексом, воображаемым или фактическим. С этой дисциплиной приходит зрелость и способность видеть Божественное во всех сферах жизни, в том числе ив сексе. Не следует желать тех вещей, которые не являются необходимыми для поддержания жизни, ибо за желанием следует жадность, которая ведет к страданию, если человек не может получить то, что он хочет. Когда желаний слишком много, невозможно правильное поведение. |